Что особенного в этой коммунарской методике?
КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА Идея Смысл методики Игоря Петровича Иванова состоит в том, что ребят – с первого класса по выпускной – учат коллективному общественному творчеству. Основное правило – всё творчески, иначе зачем. “Педагогика сотрудничества” Идея совместной жизни – творчества детей и взрослых – возникла в Ленинграде в конце 50-х годов, её авторы – профессор Игорь Петрович Иванов и его коллеги из “Союза энтузиастов” – ленинградские учителя и вожатые. В принципе, идея радостной жизни, творчества как способа воспитания существовала к тому времени довольно давно. Тут и огромные крестьянские семьи, где каждый чувствует себя нужным, потому что забот хватает на всех, и школы–коммуны 20-х годов. Но заслуга Иванова в том, что он превратил разрозненные идеи, порождённые повседневной жизнью рядом с детьми, в стройную педагогическую систему, технологию, дающую уже столько лет блестящие результаты. Иванов основал свой метод на очень простых вещах. Дети – люди действия, это видно невооруженным глазом из собственного окна, даже без высшего педагогического образования. Ребятня во дворе целый день возится: что-то выдумывает, обсуждает какие-топравила. Самому маленькому – едва шесть, у самого большого уже голос ломается. Что у них может быть общего, почему им так хорошо вместе? Потому что у них есть дело, задуманное и осуществленное. Собственное дело, общее дело… За него-то и ухватился ленинградский профессор. Как человек, работавший в школе, он знал, что ребёнок отличается от взрослого обязательным присутствием неизбежного воспитателя рядом. Ребёнок и взрослый слишком часто вместе. И если присутствие взрослого лишь бесконечный надзор и опека, жизнь становится каторгой для обоих. А что если быть не просто рядом, а действительно вместе: придумывать, поддерживать, осуществлять? Так Иванов предложил взрослому другие роли – не контролёра, а генератора идей, вдохновителя, помощника. И главное – взрослый может помочь там, где эта помощь действительно требуется. И ребята не воспримут её как посягательство на независимость. Ведь он может то, чему они пока ещё только учатся, – анализировать качество этой общей жизни. Но ведь надо ещё и сделать что-то, чтобы этот анализ не превращался в пустые разговоры!
Иванов и тут придумал хитрый ход – жизнь детей должна быть ежедневно наполнена массой сменяющихся событий, авторами которых были бы они сами. Это его знаменитая система коллективных творческих дел. Творчески – значит с импровизацией, потому что дети очень не любят готовить что-нибудь слишком долго и ненавидят запоминать наизусть специально. Зато обожают переодеваться и выдумывать. Значит, если концерт-”ромашка” – пять минут подготовки, и вот вам отличный туземный танец или номер канатоходца для цирка. И совершенно не важно, что канат тот вообще лежит на полу, а туземец просто обмотался полотенцем. Всем весело – значит, цель достигнута. Творчески – это значит ещё и с напряжением мыслей, чувств, мышц, так, чтобы к вечеру падать от усталости и воспоминаний было бы на всю оставшуюся жизнь. Но неужели кто-нибудь будет так стараться для себя? Значит, нужна высокая цель. Жажда помощи другому всегда горит в ребёнке. Недаром же С.Соловейчик говорил: предложите детям построить спортплощадку в своём лагере – все окажутся лентяями, скажите: в соседней деревне пожар – и все будут героями. Ребёнок хочет высокой жизни, но почти никогда не может создать её себе сам. Ему нужны испытания, экстремальные обстоятельства, потому что только в преодолении он растёт. Отсюда все эти прыжки с крыш, чердаки, подвалы. А тут приходит взрослый, для которого подъём среди ночи и спасение погибающего урожая – педагогическая норма. И он говорит: “Работа очень трудная, пойдут только добровольцы”. Редкий мальчишка не согласится жить так. И постепенно в этой общей заботе вырастает взгляд на себя: вот, оказывается, сколько всего я могу – выдумщик, храбрец и шутник. А ребёнок и не подозревал в себе этого. Постепенно помощь другому и радость за него превращаются в обыкновенную привычку, не требующую экстремальных обстоятельств. Такие предупредительные, заботливые, чуткие ребята. Всегда кажется, что дети, приобретшие этот опыт, какие-то специально отобранные. Да нет, ничего особенного. Просто жизнь, которую они сами построили, идеалы, на которых они вырастали, совпали с их детскими устремлениями.
Иванов очень точно заметил: дети обожают быть вместе – значит, надо дать им эту возможность. Они больше всего любят играть и выдумывать – значит, должно быть творчество всегда и во всём. Чуть ли не двадцать четыре часа в сутки. Не как декларация, а как образ жизни. И вся разновозрастная команда эту жизнь проектирует. Для этого и существуют советы дела. Совет дела – очень воспитывающая вещь. Во-первых, все друг друга слушают, потому что говорят по очереди. А во-вторых, даже самый нетворческий ребёнок в конце концов раскрывается. Потому что если собраться вместе тем, кто умеет придумывать, и тем, кто ещё только пробует, обязательно родится что-нибудь интересное. И главное – и тот, кто реально придумывал, и тот, кто только поддакивал, будут считать себя авторами идеи. Детская уверенность в своих силах начинает расти на глазах. И если в самых первых советах дела почти все должны были придумывать взрослые, то через несколько лет даже самые робкие фонтанируют идеями, а взрослый сидит в уголке и еле успевает записывать. Для ребят очень важно, если все их задумки осуществятся. И тут совет дела выступает уже в роли не только создателя интересной жизни, но и её организатора. Автоматически, без специальных педагогических разговоров возникает сотрудничество старших и младших. По-другому и не получится – когда дел много, работа найдется всем. И тут самое парадоксальное – главные все. Каждый думает: если не я, то кто? И чувствует свою значимость. Ведь от него много чего зависит. Но мало того что он дело делает и другим помогает, так ещё должен всё время видеть, что и как кругом происходит. “Огонёк” – ключ к общей жизни. Этот странный огонёк, костерок из трёх полешек – мера крепости общего духа и педагогического мастерства взрослых. В конце каждого дня дети садятся в круг и выдают его оценку. Что сегодня получилось? Что – нет? Кому от нашего дня было сегодня хорошо? Что делать, чтобы не повторялись сегодняшние ошибки? В кругу говорят все: кто-то распространяется долго, кто-то бросит пару слов. Взрослый никогда не говорит после всех, чтобы не было похоже на подведение итогов. Это просто голос из хора, своя точка зрения.
Вот, собственно, и вся суть. Только-то – коллективное создание радости для кого-то с последующим общим же обсуждением? Да, но за неделю или месяц сбора в каком-нибудь лагере или даже собственной школе, опустевшей на каникулах и потому не давящей привычными стереотипами, таких радостных событий происходит столько, с такой скоростью и плотностью, что хватило бы на несколько лет неспешной жизни. Оттого взрослые и дети успевают увидеть себя с разных сторон и удивиться. И обрадоваться. И не захотеть жить по-другому. Всегда помощь, всегда радость, всегда творчество. Иначе зачем? Когда бы грек увидел наши игры… Брейгелевский Икар будоражил воображение третьеклассников. Почему он нарисован где-то сбоку? Почему люди на картине одеты как-то странно? Миша важно говорит: – Про Икара – это же греческий миф, почему они все не в белых тряпках? Очень просто: собраться вместе и придумать новый проект – греческий, в очередной раз перемешав удовольствие творчества и образования. Вместе с учительницей быстро находят в большом атласе карту Греции, и через несколько минут маршрут будущего проекта в общих чертах готов. Как хорошо – лечь животом на карту, а там Греция – сплошные горы и море, деревья и острова. Что можно делать посреди такого великолепия? Конечно, сочинять и плавать на кораблях. Взрослые вместе с ребятами набрасывают идеи, которых набирается целая страница. Так выглядит совет проекта, на котором он придумывается, выясняются возможности и распределяются обязанности.
Ребята решили сначала просто читать мифы как яркие сказки. Но вдруг оказалось, что это не сказки вовсе, а прямо про них написано. Откуда всё взялось? Как превратить беспорядок в порядок? – насущные вопросы для восьмилеток. Ведь мифы – те же игры с правилами, которые они так любят. Там из ничего возникают новый мир, весёлая гармония. “Гармония” – греческое слово, как и “космос” – порядок мироздания. Мифы вызывают желание сочинять самим. И вот уже мальчики пытаются объяснить, почему это Тесей вдруг забыл переменить парус, отчего это Пан такой козлоногий. Но долго жить внутри сказки – это уже не для них. Поэтому так радостно хватаются за Эзопа, жадно слушая байки о его жизни. “Эзоп был мудрец, баснописец и раб”, – объясняет Юля младшим. Раз мудрец, значит, всё время думал о чём-нибудь важном. Например, что всего лучше, что всего старше, что всего полезнее. А что, если и нам попробовать? Так в проекте добавляется идея пира мудрецов, самого настоящего, с возлежанием за длинными столами и философскими вопросами. – А что, можно будет есть руками? – с весёлым ужасом спрашивают третьеклассники. Почему бы и нет, но ты попробуй сначала ответить на вопросы мудрецов. Через некоторое время появляются первые “философские” тексты. Десятилетний Сережка: “Всего прекраснее добрая и надежная душа, благородная и свободная. Которая может управлять человеком по-доброму и по-хорошему”. Женя, философ девяти лет: “Прекраснее всего – жизнь, потому что в жизни есть много приятного. Разумнее всего – говорить правду, тогда меньше хлопот. А легче всего – ничего не делать!” А ещё через несколько дней они узнают, что жизнь греков, как чёрно-белый слоёный пирог: война – мир. А это означает: надо делать бумажных солдатиков в невиданных шлемах и кораблики. А ещё лучше – один большой, говорят мальчишки, с парусом, как у настоящей триеры. Он тогда не только для войны с персами пригодится. Потому что на совете проекта задумали ещё сыграть спектакль про аргонавтов. И пусть это будет корабль Тесея, когда начнётся игра в Лабиринт. Рулоны обоев, валяющиеся везде в мастерской, постепенно превращаются в дорические колонны, “Арго” и страшную маску Минотавра. Малыши-первоклашки окружили огромный стол в мастерской, уставленный клеем и красками. – А можно я тоже буду клеить? – спрашивает маленькая Даша. Конечно, можно: столько работы, каждый пригодится. Старшие девочки помогают маленьким надевать рабочие халаты.
И целый час они с упоением трудятся рядом с четвероклассниками. А те не важничают, не ворчат, если что-то у них не получается. А просто подойдут и помогут убрать лужу краски на полу. И завтра – это уже и не школа вовсе, а мрачный Лабиринт с влажными стенками. Семь мальчиков и семь девочек идут на съедение к Минотавру. Дорога усыпана карточками с вопросами, составленными накануне. Ответил – живи дальше, побеждай чудовище. Не знаешь – скорее советуйся с другими. Перебираясь через завалы парт, кресел и кубиков, устроенные в классах и коридорах, ребята крепко держатся друг за друга и отчаянно сопротивляются. Но всё-таки многие команды съедены почти целиком. А всё почему? Не смогли договориться. Так они понимают, что древний грек не мог жить в одиночестве, так появляется в их словаре “Аристотель”, который первым подумал об этом. Греческие слова повисают в воздухе, остаются на бумажках, разбросанные по всей школе, красивые и понятные: ойнохойя, кратер, гимнасий. Приятно теперь быть не просто Санькой, а “защитником людей”. Его спина выпрямляется, и чувствует он себя совсем по-другому. Тем более что хитон, который они с мамой мастерили вчера вечером, как раз впору. Столько всего уже было: почти настоящие древние Олимпийские игры с оливковыми венками, где “наши ребята были как настоящие спартанцы – боролись до последнего”, персов они всё-таки в Грецию не пустили, даже с мудрецами беседовали. Но всё равно чего-то не хватает. И как же это можно было забыть про идею греческой щколы, ещё в самом начале предложенную ребятами! Но столько всего нужно. Кто будет делать восковые таблички, чтобы писать греческие буквы? И ещё надо принести флейты, потому что греки учили своих детей музыке. А самое интересное – приготовить речь перед свободными гражданами. Например, о пользе образования или защите отечества. Что надо не забыть, если хочется устроить радостную и добрую жизнь И каждый – самый главный. Глаза мальчишек блестят. Оказывается, защищать отечество надо не только ради свободы выбора, а, например, чтобы искусства не исчезли, “потому что птицы в клетке не поют”, как глубокомысленно изрек Филя. И даже чтобы твой род с земли не исчез. И все это выясняется за семь минут подготовки. Просто залез на стул и сказал речь. Такой вот урок красноречия для маленьких древних греков. А ещё можно высчитать площадь для строительства храма или вместимость амфоры, и тогда получится греческая математика. А заодно все удивятся, что это знаменитый Пифагор придумал видеть числа как квадраты и прямоугольники. Ребята рисуют точки, и таблица умножения вспоминается сама собой. Но всё хорошее заканчивается слишком быстро. Царь Эет – девятилетний Женька – встаёт с трона и величественно удаляется. Оркестр, “может быть, даже лучше, чем в настоящих театрах”, доигрывает последние такты саги об аргонавтах. Маленькие музыканты убирают в ящики литавры и ксилофоны. Две недели греческой жизни были такие яркие и увлекательные, каждый день что-нибудь происходило. Забыть это невозможно. Зато можно долго обсуждать после проекта, глядя в счастливые глаза друг друга, что понравилось больше всего, что не очень, почему это произошло. Все говорят по очереди, и взрослые тоже. Неприятности, вынесенные на круг, никого не расстраивают и быстро забываются, потому что не вышёптываются в коридоре, а сразу становятся всем известны. И меры общими усилиями принимаются сразу. А радостное остаётся надолго. “Хорошо, что мы сделали всё как раз как у греков!” – восхищается Аня в день обсуждения проекта. Конечно, хорошо, когда можно впустить греков в школьную жизнь, не дожидаясь каникул или выходных. Люди из прошлого просто стали частью образования этих ребят. Потому что они сами захотели узнать о них. Одним из наиболее ярких проявлений системы, выстроенной на основе "педагогики общей заботы" является соуправление и самоуправление. Здесь главное не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Есть органы постоянные, есть и временные, есть и такие, что создаются для подготовки и проведения только одного дела. Хорошо если состав обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны. Самоуправленческая деятельность может осуществляться в различных видах: - участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; Самоуправление – специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей. Основные звенья самоуправления: коллективное целеполагание, коллективное планирование, подготовка, осуществление задуманных дел, коллективный анализ и оценка, постановка новых перспектив. При организации самоуправления необходимо учитывать следующие основные требования: 1. Самоуправление реализуется лишь при увлекательной, разнообразной коллективной деятельности детей. В Поросинской средней школе используется методика коммунарского воспитания в течение десяти лет. Что особенного в этой коммунарской методике? 1. Должна быть практичная и ясная цель, сегодняшняя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|