Пятый довод хадисы, Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.
А) О том, что верующие увидят Аллаха в Судный День (определение, мазхабы людей в вопросе, доводы приверженцев Сунны). https://youtu.be/xnzm8LUIB
Один из вопросов, затронутых на диспуте, был о видении Аллаха в Судный День.
Руя в арабском языке – это смотрение либо глазом, либо сердцем. Басар – это зрение глаз. Басыра – это видение сердца. Руя применяется к обоим этим видам зрения. Если ты говоришь «раа руйятам» (видел видением) означает, видел глазом. А если ты скажешь «раа райан» (видел мнением) имеется в виду, видел сердцем. И когда употребляют слово видение относительно зрения глаз, то оно переходит на один глагол, как например, говоришь: «раа Мухаммадан» (он увидел Мухаммада), имеется в виду, увидел его зрением глаз. А если касается зрения (видения) сердца, то глагол этот переходит на два маф-уля (на два лица на которое падает действие), и говоришь «раа Мухаммадан `алиман» (он увидел что Мухаммад является ученым), то есть, понял узнал сердцем что Мухаммад является ученым.
Люди разделились в этом вопросе (видение Аллаха в судный день), на два больших мнения.
Первое мнение приверженцев ахли сунна уаль джамаа, то что Всевышнего Аллаха возможно увидеть глазами, как в дунье (в этом мире), так и в ахира (жизни после смерти). Что касается видения в этой дунья то единогласное мнение либо подавляющее большинство ученых, на том, что ни кто не видел Всевышнего Аллаха зрением своих глаз в этой дунье и не увидит. Одно дело возможность увидеть, другое дело на практике, чтобы это произошло. Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Знайте, что вы не увидите, Своего Господа пока не умрете». См. «Сахих аль-джами’» № 2312. В том числе в `исра уаль мирадж пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, не видел Аллаха своими глазами. Что касается Судного дня то приверженцы Сунны и единой общины, говорят: что верующие увидят Аллаха в Судный и день и также в раю, и увидят Его (Аллаха) на высоте, то есть, обратив взор своих глаз в высоту, и увидят Всевышнего Аллаха. Подобно тому, как они видят в этой жизни солнце и луну, когда ясная погода и нет облаков. Что касается того увидят ли в Судный день неверующие и лицемеры, относительного этого вопроса есть разногласия и оно не касается нашего урока.
Второе мнение в этом вопросе мнение муатазилитов, а также джахмитов и тех, кто последовали за ними, из хариджитов, имамитов, и некоторых мурджиитов и зайдитов. Они заявляют что Всевышнего Аллаха нельзя увидеть глазами которые на лице ни в этой дунья ни в следующей.
Что касается матуридитов, то они говорят что можно увидеть Аллаха глазами в следующей жизни, но при этом, ограничивают этот вопрос и говорят, что увидят Аллаха не в каком то определенном направлении, ни спереди, ни сзади, ни сверху, ни снизу, ни справа, ни слева, так что между видящим и видимым (Аллахом), не будет ни какого расстояния, тем самым превращают видение Аллаха в судный день, в нечто невозможное! (Опровержение идеологии матуридитов в этом вопросе будет на уроке 11в).
Доводы приверженцев Сунны, что Аллаха можно увидеть в судный день, и матуридиты также приводят эти доводы против муатазилитов, но мы хотим привести доводы, чтобы основа нашего вопроса была установлена на основе доводов шариата, чтобы потом на основе этой основы мы могли вести речь далее.
Первый довод. Слова Всевышнего Аллаха: «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих»». Сура 7 аят 143.
Что касается этого аята, то приверженцы сунны указывают на то, что в этом аяте, что верующие увидят Всевышнего Аллаха, и из этого аята исходит, что возможно увидеть Аллаха глазами. Берется из этого аята этот довод несколькими методами:
Первый, это то, что Муса мир ему, задал этот вопрос Всевышнему Аллаху, сказав: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Отсюда получается либо Муса мир ему, не знал о том что Всевышнего Аллаха невозможно увидеть глазами, а это уже является недостатком относительно пророков и посланников, и пророки и посланники выше этого и очищены от того чтобы не знать таких важных религиозных идеологических вопросов. Либо Муса мир ему, знал это, но все равно требовал это от Аллаха, это указывает на то, что Муса либо упорствовал, либо занимался бессмыслицей, и нет сомнений, что от всего этого очищен этот великий пророк Аллаха Муса мир ему. И Муса мир ему, не являлся невеждой в этом идеологическом вопросе и также не занимался бессмыслицей. Отсюда понимаем, что если бы не возможно было бы увидеть Аллаха то Муса мир ему, не задавал бы такой вопрос. Что касается муатазилитов, то они ответили на это, что возможно Муса мир ему, попросил это не чтобы посмотреть на Всевышнего Аллаха, а чтобы посмотреть на его знание. Или попросил у Всевышнего Аллаха, чтобы Он внушил ему в сердце, большее знание о Всевышнем Аллахе. Мы отвечаем муатазилитам, все ваши слова противоречат внешнему контексту этого аята, и подобные истолкования не имеют под собой основы и довода, поэтому принятыми быть не могут. Муса мир ему, ясно сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя», эту фразу не возможно понять как О мой Господь дай мне большее знаний или о Мой Господь дай я посмотрю на Твое знание. Муатазилиты сказали так, потому что из их убеждений, что знание Аллаха это не атрибут Аллаха, а созданное Аллахом создание, отдельно от Всевышнего Аллаха, поэтому они говорят: что на это знание возможно посмотреть. Эти все истолкования являются ложными. Не принимающимися во внимание, ни коим образом.
[Примечание не их книги]: Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Еще одним свидетельством того, что всевышнего Аллаха можно будет увидеть воочию, являются следующие слова пророка Мусы, мир ему и благословение Аллаха: «Господи! Яви мне себя, чтобы я взглянул на Тебя». [Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 143]. Невозможно, чтобы Муса, мир ему и благословение Аллаха, которого всевышний Господь сделал пророком и избавил от зла, подобно всем остальным посланникам, попросил своего Господа о невозможном. Пророку Мусе, мир ему и благословение Аллаха, не было позволено увидеть Аллаха, но зато мы узнали, что он не попросил Аллаха о невозможном и что великого и могучего Аллаха можно будет лицезреть. Если бы это было невозможно, как это предполагают му‘тазилиты, то получилось бы, что му‘тазилиты знают то, чего не знал даже пророк Муса, мир ему и благословение Аллаха, и что они осведомлены об Аллахе лучше пророка Мусы, мир ему и благословение Аллаха. Воистину, мусульманин никогда не сделает подобного предположения. Кто-то может сказать: “Разве вам сегодня не известно решение Аллаха относительно отречения мужчины от своей жены? А ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не знал об этом решении до того, как оно было ниспослано”. В ответ мы скажем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, действительно не знал решения Аллаха относительно отречения мужчины от своей жены до того, как Аллах ниспослал своим рабам это законоположение. Когда же Аллах ниспослал его, Пророк узнал о нем раньше других и научил этому остальных. Однако никогда не было, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не знал решения Аллаха по поводу вопроса, в знании которого он нуждался. Вы полагаете, что Муса, мир ему и благословение Аллаха, не знал о том, что лицезреть Аллаха невозможно, тогда как он нуждался в этом знании. Вы также полагаете, что сейчас вам известно об этом, но ваши выводы основываются на вашем невежестве. Вы считаете, что вам известно то, в познании чего вы нуждаетесь, тогда как пророку Мусе, мир ему и благословение Аллаха, это было неизвестно в тот момент, когда он нуждался в этом знании. Подобные взгляды противоречат мусульманской религии.
Еще одно доказательство. Еще одним свидетельством того, что всевышнего Аллаха можно будет увидеть воочию, является следующие слова всевышнего Аллаха, обращенные к Мусе, мир ему и благословение Аллаха: «Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте, то ты увидишь Меня». [Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 143]. Великий и могучий Аллах мог оставить гору неповрежденной и мог сделать так, чтобы пророк Муса, мир ему и благословение Аллаха, увидел Его. Все это означает, что всевышний Аллах способен явить себя своим рабам и что лицезрение Господа возможно. Кто-то может спросить: “Почему вы не говорите, что высказывание всевышнего Аллаха “Если она устоит на своем месте, то Ты увидишь Меня” свидетельствует о невероятности лицезрения Аллаха?” В ответ мы скажем, что если бы Аллах хотел подчеркнуть невероятность лицезрения Аллаха, то он связал бы это с чем-то абсолютно невозможным, а не с обычным явлением. Муса мог увидеть Аллаха, если бы гора осталась стоять на своем месте. Это было бы обычным явлением, которое всевышний Аллах способен претворить в жизнь, из чего следует, что великого и могучего Аллаха можно увидеть воочию. Когда Хунаса хотела подчеркнуть невозможность перемирия между ней и противниками ее брата, она поставила перед ними невыполнимое условие и сказала: «Я не заключу перемирие со своими противниками, пока черная смола не станет белой». [См. «ад-Диван», стр. 55-56]. Великий и могучий Аллах обратился к арабам на языке, который понятен и ясен каждому из них. Он связал возможность лицезреть Его с обычным явлением и дал понять, что возможность увидеть Аллаха воочию не является невероятной». Сравните условие, с которым Аллах связал возможность лицезреть Его, с условием, при котором неверующие смогут попасть в рай. Хорошо известно, что неверующие не смогут попасть туда ни при каких обстоятельствах, и поэтому всевышний Аллах связал это с абсолютно невероятным условием и сказал: «Воистину, не откроются врата небесные перед теми, которые опровергали Наши знамения и относились к ним с высокомерием. Они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7:40). [Конец примечания].
И третье их истолкование к этому вопросу, возможно Муса мир ему задал этот вопрос не от себя, но задал его от имени своей общины (тех к которым он был послан). Потому что Всевышний Аллах в Коране неоднократно упоминает, что народ Мусы мир ему, требовал от него, чтобы Всевышний Аллах показался им явно, как это пришло в некоторых из аятов Корана. Например, аят из Корана: «Вот вы сказали: «О Myca (Моисей)! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто»». Сура 2 аят 55.
В другом аяте приходит: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с небес. Прежде они просили Мусу о еще большем и говорили: “Покажи нам Аллаха воочию”». [Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 153].
Исходя из этих аятов, муатазилиты сказали, что Муса мир ему просил видение Аллаха не для себя, а от имени своего народа. И плюс к этому они говорят что Муса мир ему делая ду`а (мольбу Аллаху) говорил: «Неужели ты погубишь нас за то, что делают глупые из нас». И муатазилиты говорят, что здесь идет речь о вопросе его народа, что они требовали увидеть Аллаха явно, и Муса мир ему, назвал это глупостью. Мы говорим, что это понимание не правильно, потому что Муса мир ему, когда пришел на встречу с Всевышним Аллахом, не пришел с кем-то из своего народа, но пришел один и сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя», а если бы он говорил от имени своего народа, то он пришел бы для этой просьбы вместе со своим народом. Потому что народ не требовал от Мусы мир ему, чтобы он сам увидел Господа, но требовали чтобы они сами лично увидели Господа своими глазами.
[Примечание не их книги]: Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Кто-то может сказать, что Аллах счел великой дерзостью просьбу некоторых людей увидеть Его воочию, когда сказал: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с небес. Прежде они просили Мусу о еще большем и говорили: “Покажи нам Аллаха воочию”». [Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 153]. В ответ мы скажем, что сыны Исраила требовали показать им великого и могучего Аллаха, пытаясь опровергнуть пророческую миссию Мусы, мир ему и благословение Аллаха. Они отказывались уверовать до тех пор, пока не увидят Аллаха, и поэтому говорили: «О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию». [Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 55]. Они потребовали предоставить им возможность увидеть Аллаха, отказываясь уверовать в пророка Мусу, мир ему и благословение Аллаха, в противном случае. Именно этот поступок Аллах счел дерзким, хотя лицезрение Аллаха само по себе не было невозможным. Столь же дерзким Аллах счел поступок людей писания, которые требовали ниспослать им писание с небес. Все всякого сомнения, ниспослание писания с небес не является невозможным, но дерзость людей писания состояла в том, что они отказались уверовать в Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до тех пор, пока им не будет ниспослано писание». [Конец примечания].
Второй момент как из аята [Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 143] берется довод что можно увидеть Всевышнего Аллаха глазами, исходя из того что Всевышний Аллах не порицал Мусу мир ему, за этот вопрос, и не сказал ему зачем ты задаешь мне этот вопрос, твой вопрос является просьбой того что невозможно. А как известно в шариате запрещено переходить границы в ду`а (мольбе), и запрещено просить у Аллаха то что невозможно. А раз Всевышний Аллах не порицал его за этот вопрос конкретно, но ответил на его вопрос: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня», и если бы это было невозможно, то Всевышний Аллах порицал бы Мусу мир ему, за это неправильный вопрос.
Третий метод как можно из этого аята [Сура «аль-А‘раф» («Ограды»), аят 143] извлечь довод, на то, что Всевышнего Аллаха можно увидеть глазами, это то, что Аллах сказал: «Лян тараании تَرَانِي لَن» (Ты меня не увидишь), а если бы Всевышнего Аллаха не возможно было бы увидеть, то Всевышний Аллах, не ответил бы эти ответом, но ответил бы: «лясту билль маар-и» или «ля йяджух руйяти» (Я не видимый или не возможно увидеть Меня). Подобно тому человеку, который приходит к тебе и просит у тебя камень, чтобы покушать, ты ему не скажешь: «не кушай его», но ты ему скажешь: «камень невозможно скушать», а если он у тебя попросит хлеб, или что можно покушать ты ему скажешь: «не кушай это», то же самое и здесь. От сюда берется что Всевышнего Аллаха возможно увидеть в основе. Но Муса мир ему, не мог увидеть Всевышнего Аллаха, из за слабости зрения человека в этой жизни, поэтому Всевышний Аллах открылся горе, показывая Мусе мир ему, что эта гора которая обладает более сильной мощью нежели ты, если она останется в целостности тогда ты сможешь меня увидеть, а если она не останется в целостности, то ты меня не сможешь увидеть (в этой жизни) тем более.
Четвертый метод доказывания того что из этого аята берется довод что Аллах возможно увидеть глазами, это то что Всевышний Аллах открылся تَجَلَّىٰ (Таджалляя) горе. И слово تَجَلَّىٰ (Таджалляя) в арабском языке значит то, что между объектом и предметом, ни какой завесы, Всевышний Аллах открылся так, что гора смогла увидеть Аллаха, и это слово تَجَلَّىٰ (Таджалляя) понимается только так. Если же кто то скажет что невозможно такое, чтобы гора могла видеть, так как гора не обладает зрением чтобы видеть. Мы скажем: напротив такое возможно и пришло в Коране и Сунне множество доводов на то, что Всевышний Аллах способен наделять не живые предметы, такими способностями которыми обладают живые существа, как речью или зрением и тому подобное. Как то, что еда прославляла Всевышнего Аллаха, или камень давал салам Пророку саля Ллаху алейхи ва салам в Мекке. То что пень, на котором Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, делал хутбу начал стонать, после того как его заменили мимбаром, и то что горы прославляли Аллаха вместе с пророком Даудом мир ему, и тому подобные доводы. Поэтому мы говорим: что гора была способна увидеть Всевышнего Аллаха, и Всевышний Аллах открылся перед горой, и гора привртаилась в прах и даже ее мощь и сила не была способна выдержать это видение Всевышнего Аллаха. Подобно тому, как человек из-за слабости зрения не способен смотреть на солнце. А Всевышнему Аллаху принадлежит наивысший пример. И то, что гора якобы не могла увидеть Аллаха, это также говорят муатазилиты в их книгах, например Кааби, АбдульДжабара аль кади, Абу Али Джубаи и тому подобных книгах муатазилитов.
Пятый способ извлечения из этого аята то, что Всевышнего Аллаха можно увидеть, это то, что Всевышний Аллах указал, на то, что Муса мир ему, мог слышать слова Всевышнего Аллаха напрямую. А тот, кто способен принять информацию по одному из органов чувств, ни чего не мешает ему принять информацию по другому пути органов чувств. Если мы говорим что Муса мир ему, мог слышать слова Аллаха напрямую, то ни что нам не мешает сказать, что человек может увидеть Всевышнего Аллаха напрямую.
Второй довод приверженцев Сунны, то, что Всевышний Аллах, когда Муса мир ему, попросил показаться ему, чтобы увидеть Аллаха. Всевышний Аллах дальше в аятах Корана сказал: «О Муса (Моисей)! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе. Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных». Сура 7 аят 144.
Некоторые из муфасиров как Исмаиль Аль Бурайсави разъясняя этот аят сказал, что в этом аяте указание на то, что Всевышний Аллах указал на то, что Его возможно увидеть, но ты (Муса мир ему), не увидишь меня, и довольствуйся тем, чем я тебя уже выделил среди людей, уже выделил тебя многим, дал тебе Свое послание, чего не делал относительно большинства людей на этой земле, и избрал тебя тем, что разговаривал с тобой на прямую, возьми же, то, что я тебе дал, и будь из благодарных. К тому же Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то я добавлю вам».
Третий довод приверженцев Сунны. Слова Всевышнего Аллаха: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103]. Всевышний Аллах восхваляя Себя, сказал что его не постигают взоры, известно что Всевышний Аллах не восхваляется тем что является отсутствием и ничем. То есть не правильно восхваляться тем что объект не возможно увидеть, потому что этой способностью могут восхваляться многие из предметов, как например: запах, свет, знание, все эти понятия не возможно увидеть. Значит в этом аяте смысл таков что Аллаха возможно увидеть в основе, но Всевышний сделал так, что люди не способны Его увидеть тем что Всевышний Аллах установил между собой и людьми завесу, которая мешает им увидеть Аллаха, а если бы Аллаха не возможно было бы увидеть в основе, то в этом не было бы момента которым можно было бы хвалится.
Четвертый довод. Это слова пророка Ибрахима, мир ему: «Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!»». Сура 6 аяты: 76-79.
[Примечание не их урока]: Ибрахим мир ему не считал их божествами, а лишь показывал многобожикам несостоятельность их веры в божественность этих творений Аллаха. [Конец примечания].
Довод из этих аятов на возможность видение Аллаха глазами берется из того что Ибрахим мир ему отрицал божественность этих творений, то что они не постоянны и исчезают. Ибрахим мир ему не сказал, солнце не мой Господь, потому что я могу его увидеть, а если бы солнце было божеством то я бы не смог его увидеть, потому что Бога невозможно увидеть.
Пятый довод хадисы, Пророка саля Ллаху алейхи ва салам. Сообщается со слов Джарира ибн ′Абдуллаха аль-Баджалида, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он посмотрел на луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано): “…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом”. [Сура Каф, аят 39] ». [аль-Бухари, 554, 573, 4851, 7434; Муслим, 633]. Хадисы относительно этого вопроса достигли степени мутавватир, переданы от огромного количества сподвижников, и имена этих сподвижников ибн Каййм перечисляет в некоторых из своих книг и в некоторых из своих произведений.
[Примечание не из урока]: Стоит отметить тут слова ибн Абиль Изза аль-Ханафи, да помилует его Аллах: «Предания от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и слова его сподвижников о «лицезрение Аллаха» являются «мутаватир». [Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр 126, издательство «Гураба»].
А также Ибн Кайум аль-Джаузии, который сказал: «Предания о лицизрение Аллаха, от пророка и его сподвижников являются /мутаватир/». [«Хадиль арвах» Стр 355].
Эти предания передавались: 1) Абу Бакра 2) Абу Хурайры 3) Абу Саида. 4) Джарира ибн Абдуллаха. 5) Сухейба. 6) Абдуллах ибн Масуда. 7) Али ибн Абу Талиба. 8) Абу Мусы аль-Ашари. 9) Ади ибн Хатима. 10) Анаса ибн Малика. 11) Бурайды ибн аль-Хасиба. 12) Абу Разина аль-Акили. 13) Джабир ибн Абдуллаха. 14) Абу Умамы. 15) Зайда ибн Сабита. 16) Аммара иб Йасира. 17) Аиши. 18) Абдуллаха ибн Умара. 19) Умара ибн Рува йбы. 20) Салмана аль-Фариси. 21) Хузейфы ибн аль-Йамана. 22) Ибн Аббаса. 23) Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аса. 24) Убай ибн Кааба. 25) Фудалы ибн Убайда. 26) Убады ибн Самита, да будет доволен ими всеми Аллах» [См «Хадиль арвах» стр 355-384].
Имам мухаддис Йахъя ибн Маин сказал: «Я знаю 17 хадисов, свидетельствующих о лицезрение Аллаха, и все они достоверны». [«Хадиль арвах» стр 386; ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль бари» 13/434/№7009, Даруль Марифа-Бейрут 1379 год; Лалекаи «Шархуль усуль итикад» 3/495/№867; Ахмад ибн Ибрахим ибн Иса «Шархуль касидатуль ибн Кайум» 2/578, Мактабатуль Исламия-Бейрут 1406].
Имам Бейхаки сказал: «Мы передали хадисы о том, что /руетуллах/ будет, со слов Абу Бакра ас-Садика, Хузайфы ибнуль Йамана, Абдуллах ибн Масуда, Абдуллах ибн Аббаса, Абу Мусы (аль-Ашари) и других (сподвижников). До нас не дошло ни одно предание от сподвижников, что /рует/ не будет. Если бы в этом вопросе среди них было бы противоречии, до нас дошли бы какие-то указания на это. Они были едины в вере, что в судный день Аллах будет увиден глазами». [«Хадиль арвах» стр 386, с небольшим сокращением].
Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Хадисы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о возможности лицезрения Аллаха дошли до нас многочисленными путями. Число их рассказчиков превышает число рассказчиков хадисов о повелении забрасывать камнями прелюбодеев, о запрете на завещание в пользу одного из наследников, о дозволении обтирать кожаные носки. А также о запрете на бракосочетание с тетей своей жены. Забрасывание камнями и все остальные перечисленные нами предписания признаются му‘тазилитами, и многочисленность рассказчиков хадисов о возможности лицезреть Аллаха также обязывает их признавать это положение, рассказанное многочисленными богословами от их предшественников». [Конец примечания].
Шестой довод. Каждый человек стремится, чтобы увидеть Лик Своего Господа, к которому он стремится и ради которого он соврешает (благие) дела, а Всевышний Аллах сказал: «Вам в этом Раю будет то что пожелают ваши души», более того обладатели знаний говорят что это самая высокая цель праведного человека увидеть Своего Господа. И не возможно такого, что Всевышний Аллах говорит: «Вам в этом Раю будет то, что пожелают ваши души», и что праведным верующим не будет дано то что они желают больше всего а это увидеть Всевышнего Аллаха!
[Примечание не из урока]: Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Мусульмане единодушны в том, что в раю праведников ожидает то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, и о чем даже не помышляла человеческая душа. Они будут наслаждаться безупречным бытием и вечными прелестями, и самым прекрасным из райских удовольствий будет лицезрение великого и могучего Аллаха. Многие люди поклоняются Аллаху для того, чтобы взглянуть на Его благородный лик. Да позволит нам Аллах взглянуть на Него! Возможность увидеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также будет одним из райских удовольствий, но лицезрение самого великого и могучего Аллаха будет еще большим удовольствием. И поэтому Аллах не станет лишать своих пророков, посланников, приближенных ангелов и праведных верующих возможности взглянуть на Его прекрасный лик. И в этом нет ничего удивительного, поскольку лицезрение влияет только на того, кто смотрит, и не оказывает никакого воздействия на того, на кого смотрят. Вот почему лицезрение Аллаха не следует отождествлять с лицезрением творений и понимать в переносном смысле. Нет ничего невероятного в том, что великий и могучий Аллах позволит обитателям райских садов смотреть на Него». [Конец примечания].
Седьмой довод. Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». (Сура Юнус, 26 аят).
И пришло в хадисах, что добавка это возможность увидеть Аллаха в Раю.
[Примечание не из урока]: Ас Суюти в своем комментарии к Корану «Дурр аль мансур» [Комментарий к Юнус 2] отметил: «Передал ибн Джарир ат-Табари, ибн Мардавейх, Лалекаи в «Суннан» и Бейхаки в книге «Руйат», со слов Кааба ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, о словах Аллаха «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка»: «Добавка, это лицезрение Лика Милостивого». «Передал Даракутни и ибн Мардавейх, со слов Сухейба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Добавка, это лицезрение Лика Аллаха» [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26].
Имам Тирмизи передал от Сухейба Малика (да будет доволен им Аллах) что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) комментируя этот аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно», сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, они услышат голос, который скажет: «Есть для вас обещание от Господа. Аллах хочет даровать вам обещанное». Обитатели рая скажут: ««Разве Ты не сделал наши лица белыми? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас нас от Огня?!», — (после чего) Аллах уберет преграду. Аллах не даровал обитателям рая ничего более дорого, чем возможность лицезреть Себя» [Тирмизи «Суннан» том 3, стр. 181, Китабуль тафсируль Куран, хадис №3105; «Сахих» Муслим, «Иман» №27; «Суннан» ибн Маджа «мукаддима» №17.].
Джалал ад-Дин ас-Суюти в другом своем комментарии сказал: «Тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, ждет их прекрасная награда-рай. И добавка к этому. Согласно преданию которое передал имам Муслим, под добавкой подразумевается возможность лицезрения красоты Всевышнего». [«Тафсир джалалейн» том 2, стр. 98].
Ибн Абиль изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Это хадис, с различными цепочками передатчиков и с несколько отличным текстом, передавали и другие имамы помимо Муслима. Общий смысл всех их, это то, что под добавкой здесь подразумевается лицезрение Аллаха» [Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр. 124, издательство «Гураба»]. «Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Хузейма, ибн Мунзир, Абу Шайх, ибн Мандах в (книге) «Ответ джахмитам», ибн Мардавейх, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26].
Когда Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) прочитал аят «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее) и добавка» [Юнус 26], его спросили: «О халиф посланника Аллаха! Что такое добавка?». Он ответил: «Лицезрение Лика Аллаха Всевышнего» [Ибн Кайум «Хадиль арвах» стр. 384].
Хузайфа ибнуль Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Добавка это лицезрение Лика Аллаха» [«Хадиль арвах» стр. 385].
Передал ибн Мардавейх со слов Хариса, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха Всевышнего» [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]. [Конец примечания].
Восьмой довод. Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то я непременно добавлю вам». Сура 14 аят 7.
Девятый довод. Всевышний Аллах сказал: «Одни лица в тот день [в День Суда] будут сиять и взирать на своего Господа». [Сура аль-Кыяма, аяты 22-23].
Муатазилиты пришли и сказали под словом «назира» что либо размышлять будут над своим Господом, либо будут ожидать своего Господа. Мы говорим: что это понимание является не правильным, потому что слово «назыра» в этом аяте приходит с частицей иля, «иля роббиха назыра» (на своего Господа будут взирать). Ожидать тоже не приходит с частицей «иля» в арабском языке. К тому же Всевышний Аллах это видение приписал к лицам, и сказал: «лица в этот день сияющими, эти лица будут взирать на Своего Господа», не правильно говорить, что лица будут размышлять о Господе, или ожидать Господа.
Десятый довод. Также доводов на видение Аллаха, все те доводы, в которых сказано что верующие встретят Всевышнего Аллаха в Судный день, как например слова Всевышнего Аллаха: «Тот кто надеется на встречу со Своим Господом…» пусть делает так то и так то. Или например: «бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним…» (Сура 2 аят 223), а также слова Всевышнего: «Их приветсвие в тот день, когда они встретят Его (Аллаха) это мир (салам)» [Сура «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 44]. «И сказали те, которые были убеждены, что встретят Аллаха» (Сура 2 аят 249), довод из этих аятов на видение Аллаха в судный день берется из слова Мулака مُّلَاقُو (встреча) в арабском языке, потому что встреча двоих не называется втсречей, если они не увидели друг друга.
[Примечание не из урока]: Абу Аббас Ахмад ибн Йахъя Салаб об аятах «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!» Он уготовил для них щедрую награду» [Ахзаб] сказал: «Есть единодушие среди лингвистов, что фраза «встретят» в этом аяте, безусловно означает встречу, где (друг друга) будут видеть и смотреть будут (глазами) [А не сердцем, как некоторые говорят]» Источник: «Хадиль арвах» стр. 393-394. Ибн Каййм сказал, что цепочка передатчиков этого сообщения достоверна. [Конец примечания].
Одиннадцатый довод. Последний довод, который мы приведем, это слова Всевышнего Аллаха: «Но нет, они от своего Господа будут укрыты». [сура "Обвешивающие", аят 15]. То есть они не смогут посмотреть на Всевышнего Аллаха. И из этого аята имамы Малик и Шафии взяли довод, что верующие увидят Всевышнего Аллаха. Потому что наказанием грешников и неверующих в этот день будет то, что они будут укрыты завесой и не смогут увидеть Всевышнего Аллаха, и если то же самое будет касатся и верующих, тогда нет смылса говорить что неверующие будут укрыты, получается что и верующие будут наказаны таким же наказанием.
[Примечание не из урока]: Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил следующее о высказывании Великого и Всемогущего Аллаха: «В тот День они будут отделены от своего Господа завесой». [сура "Обвешивающие", аят 15]: “Из этого (аята) мы узнаём, что есть такие люди, которые не будут отделены завесой и смогут без труда смотреть на Него”» [«аль-Интика», стр. 79.].
Аль-Лалакаи передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я находился у Мухаммада бин Идриса аш-Шафии, когда к нему пришло письмо из Верхнего Египта, в котором было написано: «Что ты скажешь о следующих словах Всевышнего: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой” [сура "Обвешивающие", аят 15]?» Аш-Шафии ответил: “Те, кого отделят завесой, будут находиться под гневом Аллаха. Это свидетельствует о том, что Его будут видеть те, кем Он будет доволен”. Ар-Раби’ спросил: “О, Абу АбдуЛлах! Ты этого придерживаешься?” Он ответил: “Да, и посредством этого я поклоняюсь Аллаху”». [«Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» 2/506]. Около имама Ахмада сказали, что кто-то отрицает /руетуллах/ в судный день. Имам сильно разгневался, и сказал: «Кто скажет, что Аллаха не увидят в судный день, тот станет неверным. Кто бы он не был, да падет на него проклятие и гнев Аллаха. Разве Аллах не сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. И взирать на своего Господа»? Разве Он не сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой?» [«Хадиль арвах» стр 390].
Ибн Кайум аль-Джаузия в «Хадиль арвах» [Стр. 350] писал: «Этот аят использовали как довод имам Шафи и другие. Табарани передавал, со слов Музанни (ученик Шафи), который сказал: «Я слышал как Шафи сказал об аяте «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой»: «В этом аяте есть доказательство, что приближенные Аллаха увидят Его в судный день».
Ар-Рабия ибн Сулайман рассказывал: «Я присутствовал на уроке у Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи. Пришла записка с вопросом: «Что вы скажете об аяте «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». Шафи ответил: «То, что они будучи под гневом, будут отделены от Господа завесой, означает, что Его приближенные будут вознаграждены, и увидят Его» [Стр. 350].
Доводом в пользу подобного толкования также служит хадис, который передал имам ибн Хузейма, со слов Бурайды ибн Хасиба, который передал, что посланник Аллаха (да благосло
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|