Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Табл. 2
Значимость финансовых результатов отчетного периода может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчетном периоде составила 20,2% (709: 3502 х 100%), что выше, чем за предшествующий период (19,7%).
Факторный анализ финансовых результатов.
Экономические ресурсы влияющие на величину прибылей и убытков. Для углубленного анализ прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер. Внешние факторы. Не зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им: - чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающи дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль – у других; - изменение государственными органами или ннфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставок заработной платы; начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями. - нарушений поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами, затрагивающими интересы предприятия.
Внутренние факторы, зависящие от предприятия и контролируемые ими: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины предприятием. Основные факторы формирования прибыли от рподаж. - количество и качество продукции; - себестоимость продукции; - цены на продукцию; - элементы себестоимости; - структурные сдвиги в составе продукции. В целом прибыль от продаж продукции (Рp) определяется по формуле: (5.1) Рp = N - S где N – выручка от продаж; S – полная себестоимость. Выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.
К факторам, обусловленным нарушением хозяйственной дисциплины относятся - нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок; - экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, непроведения мероприятий по испытанию и освоению новой техники и др. - экономия, полученная от выпуска продукции с отступлением от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства. Оценка влияния инфляции на финансовые результаты от продаж. На финансовые результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она более 3-5%. Инфляций означает обесценение денег, и единственным возможным способом сохранения реальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляции является индексация цен.
Индекс цен: (5.2) Iu = ∑ q 1 p 1 / ∑ q 1 p 0 где ∑ - сумма произведений объекта исследования и его цены; q - объект исследования по видам; p – цена каждого вида объекта; 0 – символ базового значения; 1 – символ отчетного (последующего) значения. Методика анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.
1-й этап. Влияние инфляции на продукцию. Построим индекс цен на продукцию, где q – виды продукции, а p – цена на каждый вид продукции. В числителе получаем стоимость продукции отчетного периода по ценам отчетного периода, а в знаменателе – условную стоимость продукции отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризует индекс цен на продукцию в коэффициентах или в процентах, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение выручки от продаж из-за изменения цен, что означает увеличение выручки от продаж за счет этого фактора. 2-й этап. Влияние инфляции на закупаемые предметы труда. Допустим, необходимо построить индекс цен на материалы, где q – виды материальных ценностей, а p – цена на каждый соответствующий вид. В числителе получаем стоимость материалов, заготовленных в отчетном периоде по ценам отчетного периода, а в знаменателе – условную стоимость материалов отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризует индекс цен на материалы в коэффициентах или в процентах, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение стоимости затраченных предметов труда из-за изменения цен, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по этому фактору. 3-й этап. Влияние инфляции на трудовые затраты. Построим индекс цен на оплату труда где q – виды оплаты труда, а p – расценки по каждому виду оплаты труда. В числителе получаем общий фонд оплаты труда с начислениями, а в знаменателе – условный фонд оплаты труда с начислениями по затратам труда отчетного года, но по расценкам труда базового года. Дробь характеризует индекс роста оплаты труда с начислениями из-за инфляции в коэффициентах или в процентах, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение стоимости трудовых услуг в силу инфляции, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по трудовому фактору.
4-й этап. Влияние инфляции на размер амортизации. Построим индекс цен на амортизируемые основные производственные средства, где q - виды основных производственных средств, а p – цена на каждый вид. В числителе получаем стоимость переоцененных основных производственных средств по рыночной стоимости отчетного года, а в знаменателе – стоимость основных производственных средств по ценам, действующим в базовом году, т.е. до переоценки. По средней норме амортизации, которая, как правило, не меняется, определяем величину амортизации переоцененных основных производственных средств (числитель) и величину амортизации, которая была до переоценки (знаменатель)[10]. Дробь характеризует индекс цен на амортизацию, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение суммы амортизации в силу изменения цен на основные производственные средства, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по амортизации. 5-й этап. Общее влияние инфляции на прибыль определяется вычитанием из результата по 1-му этапу результатов завышения себестоимости по 2, 3 и 4-му этапам. Факторный анализ прибыли от продаж. Пример факторного анализа прибыли от продаж можно рассмотреть на основе данных табл. 3. Определим степень влияния на прибыль следующих факторов: 1) изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитывается разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и продажей в отчетном году в ценах базового года: 3502 – 3000 = 502. Дополнительная прибыль (502 тыс. руб.) получена в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскрывает причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|