Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы анализа внутренней среды организации




 

Анализ внутренней среды раскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим работникам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п. [17, c.148].

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям (срезам):

-  кадры предприятия, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

-  организация управления;

-  производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

-  финансы фирмы;

-  маркетинг;

-  организационная культура.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

-  взаимодействие менеджеров и рабочих;

-  найм, обучение и продвижение кадров;

-  оценка результатов труда и стимулирование;

-  создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя:

-  коммуникационные процессы;

-  организационные структуры; нормы, правила, процедуры;

-  распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

-  изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;

-  обслуживание технологического парка;

-  осуществление исследований и разработок [9, c.96]

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим работникам [9, c.102-115].

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ внутренней среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.


2. Анализ внутренней среды ОАО ААК "Прогресс"

 

2.1 Общая характеристика ОАО ААК "Прогресс"

 

В 1936 г. в селе Семеновка, удаленном от города Уссурийска на 150 км и от города Владивостока на 250 км, началось строительство авиаремонтного завода № 116 (Постановление Совета труда и обороны СССР № 128 от 26.05.1936 г.). Начальником строительства и первым директором завода был назначен бывший комбриг Красной Армии, кавалер ордена Красного Знамени Владимир Григорьевич Ирьянов.

В 1939 г. были введены в эксплуатацию первые корпуса, начались работы по ремонту самолетов (ДБ-3, СБ, И-15, И-16) и их двигателей (М-11, М-25, М-85, М-100).

С конца 1940 г. началось производство учебно-тренировочных самолетов УТ-2. Фюзеляж самолета, центроплан и крылья изготавливались из авиационной древесины. Первый самолет типа УТ-2, произведенный на авиазаводе, поднялся в воздух в мае 1941 года. За годы Великой Отечественной войны авиационным заводом был выпущен 2931 самолет этого типа, а с 1941 до 1946 гг. завод выпустил 2985 самолетов УТ-2.

С 1948 г. освоен выпуск самолета Як-18 (выпущено 3063 машины) и его модификаций Як-18А (927 самолетов), Як-18У (940 самолетов), Як-18П (125 самолетов), Як-18ПМ (25 самолетов). Эти машины являлись основными самолетами для обучения летчиков ВВС и аэроклубов. С 1963 г. завод осваивает выпуск легкого двухмоторного самолета типа Ан-14 "Пчелка" и спортивных планеров А-15. Всего было выпущено 340 таких самолетов.

С 1968 г. на авиазавод начинает поступать конструкторская документация, а с 1969 г. начинается производство вертолетов типа Ми-24А. Первый полет серийного вертолета состоялся 10.11.1970 г. До 1972 г. было выпущено 240 вертолетов типа Ми-24А, затем завод перешел на выпуск вертолетов типа Ми-24В, которых было произведено 1001 шт. С 1981 г. начинает выпускаться пушечный вариант вертолета типа Ми-24П, вооруженный двуствольной 30-мм автоматической пушкой ГШ-30К. Последняя машина этого типа была выпущена в 1989 г. Всего на "Прогрессе" было произведено 2443 вертолета Ми-24 в различных модификациях. В период с 1973 по 1986 годы производятся спортивные самолеты Як-50, которых было выпущено 314 штук. Начиная с 1986 по 1991 гг. производится самолет Як-55 (108 машин) и Як-55М (110 машин). В 1993 г. началось производство легких вертолетов типа Ми-34, которых было построено 24 штуки. С 1986 г. на завод начинает поступать конструкторская документация, а с 1988 г. начинается сборка первого предсерийного вертолета типа В-80, впоследствии названного Ка-50. 22 мая 1991 г. первый вертолет Ка-50, собранный на "Прогрессе", совершил взлет на заводском аэродроме. До 2006 года было сдано заказчику 9 машин этого типа. С начала 2000-х гг. на "Прогрессе" изготавливаются спортивные самолеты мастерского класса типа Як-54. Всего было изготовлено 5 машин. В 2008 г. начато освоение гражданского вертолета многоцелевого назначения Ка-62 и восстановление производства модернизированного вертолета Ми-34С с марта 2010 г., которые являются одними из приоритетных программ дальнейшего развития гражданской продукции на сегодняшний день.

ОАО ААК "Прогресс" - это довольно большое предприятие, в состав которого входит большое количество цехов: литейные, механические, заготовительно-штамповочные и т.д. (рисунок 1).

ОАО ААК "Прогресс" имеет многолетний опыт экспортных поставок выпускаемой техники. География их весьма обширна и охватывает практически весь земной шар. За это время ААК "Прогресс" зарекомендовал себя надежным партнером. Предприятие предоставляет отличный послепродажный сервис, позволяющий эксплуатировать технику на протяжении 20-30 лет.

Рисунок 1 - Организационная структура управления предприятием

 

Итак, основными видами деятельности АО являются:

-  разработка, производство и сервисное обслуживание аэрокосмической техники, иной продукции производственно-технического назначения;

-  оказание платных услуг в соответствии с заключенными договорами сторонним организациям;

-  осуществление, организация и проведение исследований рынка внутри страны и за рубежом самостоятельно и (или) с привлечением квалифицированных специалистов для собственных нужд, а также оказание маркетинговых услуг по заказам иных физических и юридических лиц;

-  организация выставок продукции, достижений ИНИОКР и технологий, реклама самостоятельно и с привлечением специалистов;

-  осуществление операций с ценными бумагами через уполномоченные на это инвестиционные институты;

-  утилизация вооружения и военной техники;

-  экспорт продукции;

-  импорт продукции технического назначения.

Для осуществления функций управления и обеспечения всестороннего и оперативного руководства заводом директор имеет непосредственно ему подчиненный функциональный аппарат и заместителей, каждый из которых обладает определенной функцией и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения. ОАО ААК "Прогресс" - это довольно большое предприятие, в состав которого входит большое количество цехов: литейные, механические, заготовительно-штамповочные и т.д.

Основные показатели деятельности, характеризующие финансовое состояние ОАО ААК "Прогресс" отражены в таблице 2.


Таблица 2 - Динамика финансовых результатов ОАО ААК "Прогресс" в 2011-2012 гг.

Показатель 2011 2012

Отклонение

      абсолютное, (+,-) относительное, %
Выручка, тыс. р. 10302747 22557930 +12255183 +118,95
Себестоимость продаж, тыс. р. 7937976 17339725 +9401749 +118,44
Прибыль от продаж, тыс. р. 812176 3589788 +2777612 +341,99
Чистая прибыль, тыс. р. 243228 1966437 +1723209 +708,47
Рентабельность продаж, % 7,88 15,91 +8,03 +101,90
Среднесписочная численность работников, чел. 4261 4900 +639 +14,99
Производительность труда, тыс. р. / чел. 2417,92 4603,66 +2185,74 +90,40
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. р. 1470888 3924936 +2454048 +166,84
Среднегодовая заемного капитала, тыс. р. 22557299,5 27604611 +5047311,5 +22,38
Среднегодовая величина совокупного капитала, тыс. р. 24028187,5 31529547 +7501359,5 +31,22
Рентабельность совокупного капитала, % 3,38 11,39 +8,01 +236,98

 

Анализ данных, приведенных в таблице 2, показывает, что предприятие в 2012 г. добился лучших финансовых результатов по сравнению с прошлым 2011 г. Прирост прибыли от продаж по сравнению с 2011 г. составил 2777612 тыс. р., или 341,99%. Величина чистой прибыли увеличилась в 2012 г. на 1723209 тыс. р. по сравнению с данным показателем 2011 г. Также в 2012 г. наблюдается увеличение рентабельности продаж на 8,03%, а рентабельность сосокупногокапиатал возрасла на 8,01%.

Таким образом, на предприятии наблюдается рост прибыли и рентабельности.


2.2 Анализ и оценка внутренней среды ОАО ААК "Прогресс"

 

Как уже было отмечено выше, внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Но прежде всего следует отметить, что стратегия ОАО ААК "Прогресс" - рост стоимости Компании, подразумевающий неуклонное увеличение доходов, рост прибыльности, повышение эффективности деятельности компании.

ОАО ААК "Прогресс" - одна из первых предприятий, которое является носителем уникальных авиационных и ракетостроительных технологий. ОАО ААК "Прогресс" является лидером на рынке, что означает не только увеличение оборонзаказов и развитие гражданской авиации, модернизацию оборудования, но и постоянное повышение уровня компетентности персонала.

Главными стратегическими целями ОАО ААК "Прогресс" является повышение уровня оснащенности предприятия современных оборудованием и высококвалифицированными кадрами для увеличения производства авиационной продукции и развития гражданской авиации.

Качественный анализ внутренней среды ОАО ААК "Прогресс" представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 - Качественный анализ внутренней среды ОАО ААК "Прогресс"

Фактор Сильные стороны Слабые стороны
Персонал квалификация руководителей - средний уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля; регулярное повышение квалификации персонала (в собственном учебном центре, стажировки, курсы повышения квалификации в городах РФ); создание новых рабочих мест; грамотно-построенная система найма, подбора, адаптации и развития персонала руководителей и специалистов по важным сферам деятельности предприятия нет, в частности отсутствуют отдел по стратегическому развитию, планированию, рекламе (это объясняется тем, что предприятие работает по госзаказу); предприятие мотивирует персонал удовлетворительным уровнем заработной планы, премиями, но для молодых специалистов практически отсутствуют такой вид стимула, как предоставление жилья; наблюдается нарушение трудовой дисциплины со стороны работников предприятия (приход на работу в состоянии алкогольного опьянения, опоздания)
Управление на предприятии распределены права и обязанности работников, что отражено в должностных инструкциях отсутствие эффективной системы информирования персонала, делегирования полномочий приводит к высокой степени загрузки линейных руководителей, до сотрудников доводятся только плановые задачи; слишком сложная организационная структура
Производство проводится модернизация производства, закупаются новые станки и оборудование; большое внимание уделяется внедрению технологий бережливого производства; освоение и внедрение инновационных технологий создано принципиально новое для Отсутствуют
  авиакомпании направление - единое информационное поле, где в режиме on-line можно отслеживать состояние деталей на любом этапе производства; на предприятии внедрена современная система менеджмента качества  
Маркетинг в качестве реализации стратегии маркетинговой стратегии освоено производство армейских вертолетов Ка-52 "Аллигатор" для российских ВВС, взамен КА-50 "Черная акула"; продолжается выпуск противокорабельных ракетных комплексов "Москит-Е"; производство легких многоцелевых вертолетов Ми-34С и спортивных самолетов Як-54 для гражданской авиации на предприятии недостаточно уделено внимания проведению рекламных кампаний, вследствие отсутствия отделов маркетинга, рекламы и развития (особенно это актуально при производстве и выводе на рынок продукции для гражданской авиации)
Финансы и учет предприятие использует возможности долгосрочного и краткосрочного капитала; осуществляет финансовые вложения; учет на предприятии находится на высоком уровне благодаря высокой квалификации сотрудников и современному программному обеспечению; для предприятия характерна высокая финансовая устойчивость, платежеспособность отсутствуют

 

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации. Можно сделать следующие выводы, что повышение эффективности кадровой работы по мотивации персонала, а также по повышению контроля за трудовой деятельностью, оптимизация маркетинга, стратегического управления и рекламных мероприятия положительно повлияет на текущую деятельность и развитие предприятия.

В таблице 4 представлена количественная оценка сильных сторон ОАО ААК "Прогресс".

 

Таблица 4 - Оценка "Преимуществ" (сильных сторон) ОАО ААК "Прогресс" по пятибалльной системе

Показатель Оценка показателя Уровень важности показателя
Компетентность руководства 5 5
Уровень финансовых ресурсов 5 5
Квалификация работников 5 5
Положительный имидж 5 4
Инновационные технологии 5 5
Автоматизация производства 5 5
Предоставление новых рабочих мест, в т. ч. школьникам, трудоустраиваемых по линии ЦЗН 5 3

 

В таблице 5 представлена количественная оценка слабых сторон предприятия.

 

Таблица 5 - Оценка "Недостатков" (слабых сторон) предприятия по пятибалльной системе

Показатель Оценка показателя Уровень важности показателя
Система мотивации персонала 3 5
Уровень контроля за трудовой деятельностью 2 5
Организационная структура 3 5
Система информирования персонала, делегирования полномочий и задач 2 4
Уровень управления (высокий уровень централизации) 3 5
Уровень маркетинговых способностей 2 4

 

Таким образом, анализ функциональных зон, слабых и сильных сторон ОАО ААК "Прогресс" показал, что предприятию необходимо оптимизировать следующие направления:

-  разработку эффективной системы мотивации персонала, особенно молодых специалистов;

-  разрабатывать и внедрить систему информирования персонала;

-  определить принципы, правила делегирования задач;

-  усовершенствовать систему маркетинга.

Реализация данных направлений позволит предприятию достичь поставленных целей и задач.


Заключение

 

Можно сделать вывод, что элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешняя среда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи на выходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выбора входящих ресурсов. Взаимодействие предприятия и внешней среды позволяет уменьшить присущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для дальнейшего развития организации. Можно говорить о том, что управление предприятием определяется двумя факторами:

-  характером внешней среды

-  особенностью внутренней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим. Внутренняя среда организации включает те переменные, которые находятся в пределах самой организации. Потенциал развития фирмы зависит от того, какого качества сама внутренняя среда организации. Поэтому анализ внутренней среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, которые заключены во внутренней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Анализ внутренней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков.

Анализ внутренней среды ОАО ААК "Прогресс" показал, что Открытое акционерное общество Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина (ОАО ААК "Прогресс") учреждено в соответствии с Указом Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01.08.1992 г. № 721, в порядке установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края, а также Уставом. Учредителем ОАО ААК "Прогресс" является Комитет по управлению государственным имуществом. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство и серийное обслуживание аэрокосмической продукции, производство продукции производственно-технического назначения. Структура ОАО ААК "Прогресс" представляет собой развернутую сеть цехов и отделов. Из данных анализа среды предприятия можно сделать вывод, что предприятию необходимо оптимизировать следующие направления: разработку эффективной системы мотивации персонала, особенно молодых специалистов; разрабатывать и внедрить систему информирования персонала; определить принципы, правила делегирования задач; усовершенствовать систему маркетинга. Реализация данных направлений позволит предприятию достичь поставленных целей и задач.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...