Ощущение и восприятие как основные формы чувственного познания
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Новые информационные технологии и их возможности в обучении иностранным языкам Компьютерные сети и онлайновые средства дали возможность преподносить новую информацию, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Использование компьютерной программы обучения чтению, в среднем на 15% превышает результаты учеников, чем обучение чтению по традиционной форме образования. Установка вычислительной машины или – начало компьютеризации. В связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания, деятельность субъектов образования – учителя и ученика, преподавателя и студента-преобразовывается: приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы(основная трудность компьютеризации образования. Компьютер может использоваться в учебном процессе как: а) как тренажер; б) как репетитор; в) как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование). Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: -получение дозированной информации, наводящей на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Задача учащегося: -воспринимать команды и отвечать на них, -повторять и заучивать готовый материал. Технологии (для связи учащихся друг с другом) делают процесс обучения более интересным и предоставляет нужную информацию в нужное время. Этот процесс определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, формирующими среду обучения. Высокопроизводительное программное обеспечение с Интернетом, дает возможность учащимся создавать и обмениваться информацией.
Помогает раскрыть творческий потенциал: -проведение экспериментов -внедрение группового преподавания -увеличение продолжительности занятий -реализация эмпирического обучения и другие педагогические модели. Возможность компьютеризации учебного процесса возникает, когда выполняемые человеком функции могут быть формализованы и воспроизведены с помощью технических средств. Поэтому преподаватель должен определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной его частями. Практика продолжает основываться на теоретических представлениях объяснительно-иллюстративного подхода, схема обучения которого сводится к трем основным звеньям: - изложение материала -закрепление - контроль. При информационно-кибернетическом подходе обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. При перенесении содержания учебников и многообразные типы задач в компьютер, непонятный материал, например на химическом языке, не станет более ясным на языке компьютера, скорее наоборот. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс, нужно менять саму концепцию учебного процесса, где компьютер- новое, мощное средство обучения.
Ощущение и восприятие как основные формы чувственного познания Уровни познания: -чувственный -рациональный Первый уровень: познание с помощью органов чувств. Чувственное познание представлено: -ощущениями -восприятием Второй уровень: -выходит за пределы чувственного восприятия -вскрывает: существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира -осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению I. Ощущение – психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
- способность ощущать является врожденной; - благодаря ощущениям можем видеть, слышать, ощущать; - ощущения сложно отделать от восприятия; - по сути объективны, но преломляясь через индивидуальность – становятся субъективными; - с возрастом включаются в более сложные психические процессы. Физиологическая основа: деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела- рецептор (основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение всегда включает в себя двигательные компоненты. Ощущение тесно связано с движением, иногда проявляющимся в виде: -вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс) - мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Виды ощущений. По анализатору – слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные, обонятельные и т.д. Наиболее удачной и продуманной считается классификация по английскиому физиологу Ч.Шеррингтону(по характеру отражений и месту расположения рецепторов): -интероцептивные -проприоцептивные -экстероцептивные. 1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды+их рецепция находится на поверхности тела. - С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 их оттенков. - С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д. - Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей его среде.
- Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. - Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. - Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание. -Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. - Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств(зритиельные, слуховые). -Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. - Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма - Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела.. - Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. 3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела. -С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о положении всех его органов, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. д. Существуют и другие подходы к классификации ощущений. Все виды ощущений тесно связаны, дополняют друг друга и заменяют, компенсируют.
Свойства и характеристики ощущений: Адаптация — приспособление, повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия. Свойственна почти всем анализаторам. Есть, напр., болевая адаптация – после 40 уколов ничего не чувствуем. Контраст – усиление чувствительности под влиянием контрастного раздражителя(белый- черный; высокий- низкий) Пороги ощущений Нижний порог ощущения —минимальная величина или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность анализатора.
Верхний порог ощущения —максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом(слух у стариков и молодых). На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила, длительность раздражения и др. Разностный порог ощущения (порог различения) —минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения. Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Синестезия – переживание ощущения под влиянием неадекватной для него модальности(видеть слова\музыку в цвете).
II. Восприятие – психический познавательный процесс отражения предметной действительности в совокупности ее свойств, при непосредственном воздействии на органы чувств. Формируется целостный образ предмета-перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Физиологические основы: -возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей -функционирует как следствие осуществляемой деятельности нескольких анализаторов. Восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. «Рефлекс на отношение» физиологический механизм восприятия- формируется отчетливый образ. Большую роль играет прошлый опыт – напр., увидели яблоко в витрине, но вспомнили всю цепочку связей(запах, вкус и др.) Уровни восприятия: - поверхностный (просто видели яблоко в витрине магазина); - глубинный (лучше нам знаком- мы пробовали яблоко). Виды восприятия: В зависимости от ведущего анализаторавыделяют: - зрительное, -слуховое, - осязательное, - вкусовое -обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира комплексно: представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств (комбинированное восприятие= зрит+слух при TV).
В зависимости от объекта восприятия: - восприятие пространства, -движения -времени. Восприятие пространства - важный фактор взаимодействия человека с окружающей средой. Восприятие пространства: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. По степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте: Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Их вызывают определенные волевые усилия человека. Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Организованное восприятие (наблюдение) — это целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|