Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развод как социально-психологический феномен




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак — легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — роди-тельства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары — мужа и жены; полигамная — это брак одного с несколькими (полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры,

Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система — прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип — синергетический — позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравяовесности, с учетом кризисных периодов.

В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

Вопросы и задания

1. Назовите этапы развития психологии семейных отношений.

2. Охарактеризуйте семейные отношения в древности.

3. Охарактеризуйте моногамные семьи.

4. Назовите направления эволюции семьи.

5. Раскройте динамику отношения к детям.

5. В чем специфика семейных отношений в России?

Темы рефератов

1. Становление психологии семейных отношений.

2. Эволюция семейно-брачных отношений в истории развития общества.

3. Православные семьи.

4. Взаимоотношения в мусульманских семьях.

5. Отношение к детям в семьях от древности до наших дней.

Рекомендуемая литература

Антонов А. И. Социология семьи. — М., 1996.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М., 1998.

«временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

• неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т. е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:

• собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

• ограниченная активность;

• пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетво-

следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. игЬапш — городской] — сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. ১1отегаге — присоединять, накоплять] — скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т. е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 — 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

• общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

• противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

• антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть:

• ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений — пенсионеры, инвалиды);

оспитательную — духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

экономическо-материалъную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции — нормативную и сравнительную.

Социальная групш

Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае — это показатель, характеризующий определенное свойство.

и структуру, группов! [е Композиция предст членов семьи, важны пример, численность национальность или <
нормы и санкции, ость характеристик иза как целого. На-половой состав, членов. Любая со-

имеет следующие параметры: композицию

 

ссы, групповы


рения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и

общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье

и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные

отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение,

неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности,

намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные

отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам

и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает

важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные

позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные

браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака.

Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на

содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных

жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной

части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических

расстройств у членов семьи.

(Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых

общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают

направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и

взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

 

 

РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели

семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают

разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию

жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Известный отечественный социолог Н. М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный

момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей стране растет число

разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению

количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают

брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые

семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Французский социолог Ф. Приу описала так называемую европейскую модель изменения семьи. Во-первых, в

европейских странах значительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформления брака.

Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака не является необходимым условием при

намерении завести детей. В-третьих, пары, заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений

имеющие или не имеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывов значительно

увеличивается. В-четвертых, все большее количество мужчин и женщин вступают в несколько следующих друг за другом союзов.

В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят

в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой — ранние разводы и частые повторные браки

приближают ее к европейской. По мнению российских социологов (С. И. Голода, А. А. Авдеева и др.), у нас

функционируют параллельно несколько различных типов семьи: патриархальный, или традиционный,

де-тоцентристский, или современный, супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне

сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня — это

«брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В этой модели

ребенок воспринимается скорее как партнер со

• Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит

вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что

следовало бы забыть.

• Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.

• Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.

• Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять,

насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.

• Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой

серьезные последствия.

• Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать

в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.

• Осознавать причины и последствия неверности.

• Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно

«гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем

унижений и угроз.

Вопросы и задания

1. Назовите основные причины семейных конфликтов.

2. Охарактеризуйте этапы конфликта.

3. Раскройте основные характеристики типичных конфликтов.

4. Обоснуйте способы выхода из конфликта.

Темы рефератов

1. Типологии проблемных семей.

2. Семейные конфликты: виды, источники, следствия.

3. Психологическая помощь семье в конфликтных ситуациях.

4. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода их него.

Рекомендуемая литература

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 1988.

Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 1988.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 1992.

Навайтис Г. А. Муж, жена и... психолог. — М., 1995.

Сысенко Б.А. Супружеские конфликты. — М., 1983.

Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. — М., 1996.

отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга,

отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть

удовлетворены в данном брачном союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание

зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской

неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров

, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив

«нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное

наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и

только 10,6 % мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих

брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую

заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы,

ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, — проявления взаимного недовольства и неприязни,

антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение

внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи

адюльтерного характера).

При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд).

• Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Как известно,

городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.

• Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака

или развода родственниками или значимыми для него лицами.

• Способ выбора брачных партнеров.

• Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.

Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных

отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье.

Исследование, проведенное российско-американским коллективом социологов, показало, что 45 % (из 706)

женщин-респондентов и 22 % (из 696) мужчин думают освоими правами и обязанностями, а не как цель

создания семьи.1
Распад брака в этом случае — лишь этап в развитии семьи. |

Традиционно проблема развода в России анализировалась со-1циологами и демографами, исследовавшими семьи на

разных ста-1
днях неблагополучия брака. К сожалению, собственно психологи-'ческих работ исследования развода в России нет.

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным

исследования, прове- ] денного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразвод-1 ной ситуации супруги

обращаются за помощью не в консульта- | цию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: \ к

матери — 75,8%, друзьЛь— 51,8%, отцу — 39,2%, а также к; юристам — 10,2 %, психологам и врачам — 4,9 %.

Ожидая под-1 держки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавший-! ся в предразводной ситуации, часто

находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает:, 66,9 % — поступай, как

хочешь; 40 % — разводись; 14,7 % — «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6% — «измени

свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери

пытаются спасти дочь.

Исследователи выделяют причины разводов:

• укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

• ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь,

повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;

• недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;

• разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, — это

урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин.

Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени

анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о

друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего

выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные

разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие

или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие

«Эмоциональный развод» разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение

супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На

этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.

Время размышлений и отчаяния перед разводом. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью

и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На

когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление

физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь,

получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе терапевт может предложить супружескую

терапию для обоих партнеров, терапию в ситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.

Юридический развод оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана

не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях

партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а

поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам.

Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семьи, так и для каждого индивидуально.

Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность

, чувство отчаяния и злости. Своевременная консультация адвоката или посредника, в качестве которого может

выступать и социальный работник, помогает семье сохранить свои имущественные и социальные права (привилегии)

. На этом этапе развода в психологической помощи особенно нуждаются дети.

Экономический развод может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль («Жизнь

разрушена, какое значение имеют деньги»). Терапевтическое сопровождение может носить индивидуальный

характер для взрослых и групповой — для детей.

Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает

одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу,

испытывая чувство нового и страх не справиться с проблемами.

Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода —

одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль,

любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей,

 

разводе. Мысли о разводе, как у мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто они появляются в

30—39 лет, а в 20— 29 лет этим озабочены менее всего.

Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует

возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также

женщины, прожившие замужем от 6 до 11 лет, мужчины, женатые менее 6 лет, как правило, не озабочены

разводом (Н. Римашевская и др., 1999).

Если ожидания благополучия и интимного счастья в молодые годы высоки, то любые серьезные конфликты могут

привести к мыслям о разводе. Ранние разочарования в семейной жизни, вероятно, связаны и с ранним возрастом

рождения детей: в России 60—90 % всех женщин регистрируют брак и реализуют свои репродуктивные планы к

25 годам. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей, экономическими сложностями и отсутствием

полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается к 25 годам (С. И. Голод, 1996).

Психотерапевтическое понимание проблемы развода в современном обществе выражено в следующем

высказывании: «...Патология брака за последние 40—50 лет связана с бредовой фантазией: в браке два "я" становятся

одним существом и растворяются в "мы". Можно представить, что это привело к сильному подавлению

индивидуальных потребностей. Часто муж и жена исполняли функции отца и матери, так и не став личностями.

Когда испарилось религиозное ощущение святости брака и появилось стремление к индивидуации, развод стал

способом вырваться из цепей такого рабства, где двое отказываются от своего лица и становятся никем ради того,

чтобы стать частицами симбиотического союза под названием брак.

Когда бредовая идея о святости брака потеряла силу, антитезой рабству брака стала независимая жизнь в

одиночестве. Брак разрушался, когда муж или жена уходили, или один из них совершал самоубийство, или они

продолжали жить — спина к спине, пребывая в глубокой и тщательно спрятанной горечи. Когда все увидели, что

такой род изоляции социально и культурно приемлем, людям стало легче решать вопрос индивидуации посредством

развода» (К.Витакер, 1998).

Мужчина и женщина образуют семью, имея в своем распоряжении семейные мифы как с одной, так и с другой

стороны. Семья долго живет с ними и иногда только в процессе развода или острого семейного конфликта

приходит к необходимости понять, что же стоит за реальными разногласиями.

Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь

стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам.

Однако доказано, что при изменении социального положения и перераспределении социальных ролей, а также в

ситуации эмоциональных конфликтов и многосторонней зависимости родственные связи могут стать

контролирующими, нормативно регулирующими и ограничительными. Если попытки решить свои проблемы,

изменить структуру повседневной жизни, найти новые ориентиры в жизни не отвечают ожиданиям и ценностям

родственников, они подвергаются санкциям и давлению.

Почти все родители при разводе не понимают, критикуют, упрекают или прямо обвиняют своих детей в

несостоятельности. Родственники часто относятся к желанию развестись, как к капризу, несмотря на

очевидные, разрушительные для обоих супругов конфликты. Их вмешательство становится дополнительной

нагрузкой в переживании процесса развода и нередко осложняет его, особенно для женщины.

Те из них, кто кроме родственных не имели других доверительных отношений, испытывают значительные

трудности в преодолении последствий развода. Более общительные, имеющие широкий круг друзей, знакомых,

значительно легче выходят из этой сложной ситуации.

Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние десятилетия XX в.

Политические и экономические перемены в России способствовали тому, что общественное мнение стало более

лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи; появилась возможность образования более сложной семейной

структуры за счет повторного брака одного или двух партнеров. Тем не менее ситуация развода представляет

собой критическое, острое переживание в жизни клиента, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в

течение относительно продолжительного времени.

Вопросы и задания

1. Каковы основные причины разводов?

2. Мотивы разводов у мужчин и женщин. Сходство и различия.

3. Есть ли различия в причинах и последствиях разводов в современных и традиционных семьях?

4. Кому чаще принадлежит инициатива разрыва семейных отношений?

5. Чем различаются юридические и психологические формы развода?

6. С какими стереотипами сознания работает метод «социальной сети»?

Темы рефератов

1. Личностная и социальная идентичность супругов в процессе развода.

2. Мифы о семье и семейных ролях.

 

появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и 3 распорядок дня для детей, формируются новые

обязанности для ] всех членов семьи. В это время возможна индивидуальная терапия для взрослых членов семьи и для детей, групповая — для. одиноких.

Психологический развод на эмоциональном уровне — это готовность к действиям, доверие к себе,

энергичность, самоценность,. независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом — синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к

длительным отношениям. Терапевтическая помощь возможна в виде детско-ро-! дительской, семейной,

групповой терапии для детей и взрослых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...