Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория социального пространства П. Бурдье




Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося в научной табели о рангах под номером один.
Биографическая справка
Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, философ, культуролог. Родился в деревне на границе с Испанией, в семье почтового чиновника. Закончив в 1955 Высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицее Мулена, в 1958 уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из Алжира переехал в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе.В 1975 основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал <Ученые труды в социальных науках>, который наряду с <Французским социологическим журналом> считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 выбран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс. Его жизнь - попытка соединить карьеру ученого-социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 года Бурдье поддерживал студентов, в середине 90-х стал пламенным защитником безработных, активно разоблачал экономические доктрины неолиберализма и идеологию глобализации. Проделал творческую эволюцию от философии к антропологии, а затем к социологии. Центральные идеи его теоретической концепции - социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Важное значение имеет этическая сторона учения и стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общества. Социальное пространство структурируется объективно (существующими социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире). Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус - система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религ., культурный <капитал>, каждая из к-рых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. На основании эмпирических исследований приходит к выводу о классовом характере культуры, иск-ва, образования. Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

 

Бурдье утверждал, что основную роль в воспроизводстве классового общества играет не экономический, а культурный капитал – богатство в форме знаний или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Обладатели культурного капитала оказывают большое влияние на другие группы, используя знания для достижения привилегированного профессионального положения и узаконивания своих претензий на большую долю экономического капитала. Поэтому господствующий класс имеет символы (язык, культуру и механизмы), посредством которых может устанавливать свое господство.

Бурдье утверждал, что основную роль в воспроизводстве классового общества играет не экономический, а культурный капитал – богатство в форме знаний или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Обладатели культурного капитала оказывают большое влияние на другие группы, используя знания для достижения привилегированного профессионального положения и узаконивания своих претензий на большую долю экономического капитала. Поэтому господствующий класс имеет символы (язык, культуру и механизмы), посредством которых может устанавливать свое господство.

Школы, университеты и т.д., путем присвоения удостоверений и дипломов – главные учреждения, служащие поддержанию установленного порядка. Язык, ценности, суждения, модели поведения, модели успеха и неудач принадлежат господствующей группе. Следовательно, успех личности зависит от того, как она усвоила господствующую культуру, и от того, каким культурным капиталом обладает господствующая группа.

Поле, по Бурдье, – это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большей степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают (существует: поле политики, поле экономики, поле религии). Поле – это организация индивидов, которые имеют одинаковое образование, символичное знание. Происходит символичная конкуренция как в средине поля, между собой с помощью символичных ценностей и приемов, так и между полями. Когда говорим про общее поле, то имеем в виду общее видение и общее восприятие.

Одним из базовых понятий социологической концепции Поля Бурдье является понятие габитуса. Габитус – это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику человека и его представления. Он позволяет человеку спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации. За этим стоит огромная работа по образованию и воспитанию в процессе социализации индивида, по усвоению им принципов поведения в определенных жизненных ситуациях. Индивид участвует в различных социальных группах, его способ поведения и мышления
вырабатывается под влиянием взглядов этих групп. Таким образом формируется габитус – интернализованный индивидом социальный опыт. Габитусом человек формирует общество. Интернализация такого жизненного опыта, зачастую оставаясь неосознаваемой, приводит к формированию и склонности человека реагировать, говорить, ощущать, думать определенным – тем, а не другим – способом, Попадая в определенную ситуацию человек воссоздает опыт и действует активно, исходя из своего габитуса.

Диспозиция – от лат. распределение; 1) план, расположение кораблей при совместном плавании, 2) юр. часть юридической нормы, содержащая определенное предписание, запрет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...