Ситуационные задачи: (для педиатров)
1. В пептидной цепи между радикалами аминокислот могут возникать химические связи. Выберите пары аминокислот, способные их образовывать: а) вал-изолей; б) цис-цис; в) глу-лиз; г) фен-асп. Ответ обоснуйте. 2. Напишите формулу трипептида: лиз-арг-гис. В какой среде находится его ИЭТ? Ответ обоснуйте. 3. Напишите формулу трипептида глу-асп-ала. Определите его заряд в нейтральной среде. Как изменится заряд в кислой среде? Растворимость? Почему? 4. Изобразите строение трипептида, содержащего вал-лей-ала. Уточните его способность растворяться в воде. Почему? 5. Два пациента больны дизентерией. У одного величина белкового коэффициента – 0,9, у другого – 1,9, (в норме БК равен 1,5-2,3). Какова тактика врача в обоих случаях? 6. Объясните механизм образования кефира из молока. Почему белки кефира лучше усваиваются детским организмом? 7. Какие белки плазмы крови (альбумины или глобулины) движутся быстрее в электрофорезе? Почему? 8. Где в медицине применяют способность белков к денатурации? 9. Что лучше растворяется в воде: нуклеиновые кислоты или нуклеопротеиды? Почему? 10. Чем опасны неумеренные попытки загореть? 11. У пепсина ИЭТ равна 1. Какие аминокислоты преобладают в его молекуле? 12. Приходилось ли Вам наблюдать за работой ферментов? Приведите примеры. 13. Напишите реакцию декарбоксилирования глутамата. Назовите класс фермента. Укажите роль продукта. 14. Что опаснее – ожог кислотой или щёлочью (при их равной ионной силе)? Ответ поясните. 15. С какой целью кварцуют операционные? Объясните механизм явления. 16. Первая помощь при отравлении солями тяжёлых металлов. Ответ поясните. 17. Сколько глюкозы в норме в моче и почему? 18. Чем грозит раннее и неумеренное употребление легкоусвояемых углеводов у детей? Почему?
19. Укажите разницу в использовании гликогена в печени и мышцах. Ответ обоснуйте 20. Почему блок глюкозо-6-фосфатазы обусловливает стимуляцию синтеза гликогена? Приведите пример соответствующей патологии. 21. Почему для всех нозологических форм наследственной патологии дисахаридов характерны диарея, метеоризм? Объясните механизмы их развития. 22. Почему для большинства больных гликогенозами характерна гипогликемия? 23. Если нейтральный жир обладает жидкой консистенцией, то каковы особенности его строения. 24. Что такое стеаторея? Укажите вероятные причины её развития. 25. Почему снижение содержания холестерола в оболочках, окружающих нервные волокна, приводит к патологии? 26. У больного при анализе желудочного содержимого выявлено снижение общей и свободной кислотности на фоне положительной реакции Уфельмана. Ваш предположительный диагноз. Ответ обоснуйте. 27. В сыворотке крови больного значительно повышена активность АлАТ и незначительно - АсАТ. Укажите класс ферментов и их субстраты. Предположите наиболее вероятную локализацию патологического процесса. 28. Насколько велики отличия в нуклеотидной последовательности ДНК различных клеток? Почему? 29. Укажите механизм развития синдрома «голубых пеленок» (пример одной из аминоацидопатий). 30. Почему для болезни Хартнупа характерны симптомы пеллагры? Назовите причину заболевания, его основные клинические признаки. 31. Антикодон тРНК состоит из А-Г-У. Назовите компоненты соответствующего кодогена ДНК. 32. В каких полинуклеотидах присутствуют минорные основания, а в каких их нет? Почему? 33. Больной 30 лет, страдает наследственным митохондриальным заболеванием – атаксией Фридрейха. Насколько вероятно развитие этой патологии у его детей? 34. Женщина – носительница мутации в гене синдрома Лоу; беременная, плод мужского пола. Каков прогноз рождения здорового ребенка?
35. С какой патологией легче бороться – с генетическим дефектом мышечной или печеночной фосфорилазы? Почему? 36. Почему при гиповитаминозе не всегда помогает введение per os соответствующего витамина? 37. Почему волк всегда будет бегать за зайцем? Ответ поясните, используя знания метаболизма витаминов. 38. Почему в терапии лейкозов используются антивитамины фолиевой кислоты? 39. Младенец родился в гипоксии. Какие витамины Вы рекомендуете для коррекции биоэнергетики клеток и усиления биосинтетических процессов? 40. Какие витамины и почему можно рекомендовать в терапии анемий? 41. Какие витамины и почему можно рекомендовать в терапии нервных болезней? 42. Может ли развиться гипервитаминоз после неадекватных приёмов растительных продуктов? Ответ поясните. 43. Почему терапия препаратами витаминов D2 и D3 иногда не приводит к купированию симптомов рахита? Ответ обоснуйте. 44. Почему при недостатке витамина В6 могут развиться симптомы пеллагры? 45. Активные формы каких витаминов представлены нуклеотидами? Ответ обоснуйте. 46. Для большинства заболеваний характерна деструкция клеточных мембран. Поясните, какой процесс при этом интенсифицируется? Предложите способ коррекции развившихся нарушений витаминами. Ответ обоснуйте. 47. У ребенка выставлен диагноз гепатита. Подумайте, в обмене каких витаминов у него могут развиться нарушения? 48. Исходя из биологических эффектов витамина В6, объясните механизм развития наследственных пиридоксин-зависимых судорог и пиридоксин-зависимой анемии. 49. Какие витамины и почему можно рекомендовать в терапии кожных заболеваний? 50. Гипервитаминозы каких витаминов могут осложниться образованием камней в почках? Почему? 51. Больной витамин-Д-резистентным рахитом, женат, хочет иметь ребенка. Насколько велика вероятность патологии у его детей? 52. Как Вы думаете, избыток каких гормонов способствует гипергликемии? Ответ обоснуйте. 53. Где может локализоваться опухоль при развитии тиреотоксикоза? Почему? 54. При патологии каких отделов эндокринной системы нарушается рост организма? Объясните возможные механизмы. 55. Что опаснее: поражение мозгового или коркового слоя надпочечников? Почему?
56. Избыток каких гормонов способствует ожирению? Ответ обоснуйте. 57. Почему у беременных могут грубеть черты лица? Ответ обоснуйте, учитывая механизм влияния соответствующих гормонов на обменные процессы. 58. При поражении каких отделов эндокринной системы могут появляться вторичные половые признаки противоположного пола? Ответ поясните. 59. Докажите с помощью соответствующей схемы, почему злоупотребление легкоусвояемыми углеводами способствует ожирению. 60. Постройте схему синтеза аспартата из глюкозы. 61. Приведите схемы превращения аланина и аспартата в глюкозу. Укажите, какой из этих путей короче? 62. Может ли глицерин служить источником пентоз в организме? Ответ поясните схемой. 63. С помощью каких преобразований из глицерола можно получить холестерол? Изобразите схему. 64. В организм введена меченая аспарагиновая кислота. Через три месяца её меченые атомы обнаружены в составе гликогена. Какой путь в обменных процессах прошла аминокислота? 65. Покажите схематически, как получить холестерол из глюкозы? 66. Покажите соответствующей схемой, как можно получить жёлчные кислоты из глицерола. 67. Каким образом можно синтезировать аспартат из глицерола? Ответ обоснуйте соответствующей схемой. 68. Каким образом можно синтезировать УДФ-глюкуроновую кислоту из глицерола? Ответ обоснуйте соответствующей схемой. 69. Как Вы считаете, наблюдаются ли нарушения в ЦТК у детей, страдающих сахарным диабетом? Ответ обоснуйте. 70. Как вы считаете, возникает ли дисбаланс в системе «ПОЛ-АРЗ» у больных, страдающих сахарным диабетом? Обоснуйте. 71. Как по анализу крови отличить различные диабеты [сахарный, несахарный, стероидный (при болезни Иценга-Кушинга), тироидный (при болезни Грейвса)] 72. Как по анализу мочи отличить различные диабеты [сахарный, несахарный, стероидный (при болезни Иценга-Кушинга), тироидный (при болезни Грейвса)]? 73. Докажите, что беременность является одним из факторов риска развития сахарного диабета.
74. Как Вы думаете, почему у больных сахарным диабетом повышена вероятность развития атеросклероза? 75. Почему больные сахарным диабетом склонны к развитию гнойничковых заболеваний кожи? 76. Почему и сахарный диабет, и инсулинома могут привести к жировому перерождению печени? 77. Почему дети, болеющие сахарным диабетом, обычно худые, а пациенты старше 45 лет – полные? 78. Почему у детей при голодании и сахарном диабете развивается гиперкетонемия? Ответ обоснуйте. 79. Как по анализам крови и мочи можно отличить сахарный диабет от стероидного (при болезни или синдроме Иценко-Кушинга)? 80. Как по анализам крови и мочи можно отличить сахарный диабет от несахарного? 81. Как отличить сахарный диабет 1-го типа от сахарного диабета 2-го типа? 82. Почему у детей, страдающих сахарным диабетом, развивается гипоксия? 83. Для какой патологии характерна следующая картина: глюкоза крови - 14,0 ммоль/л; кетоновые тела крови - 55, 0 мг/л; глюкоза мочи «+»; проба Либена «+»? 84. Прочитайте анализы крови и мочи. Анализ крови: глюкоза – 7,5 ммоль/л, кетоновые тела – 0,1 ммоль/л. Анализ мочи: глюкоза мочи: «+», проба Либена: «-». Поставьте вероятный диагноз. Ответ обоснуйте. 85. Прочитайте анализы крови двух пациентов, страдающих сахарным диабетом, и сравните их. Анализ крови 1-го больного: глюкоза – 7,5 ммоль/л, гликозилированный Нb – 12 % (в норме до 6%). Анализ крови 2-го больного: глюкоза – 9,0 ммоль/л, гликозилированный Нb – 8 %. У какого из больных прогноз заболевания хуже? 86. Прочитайте анализы мочи пациента: суточный объём мочи: 5,0 л; относительная плотность: 1,004; глюкоза мочи: «-», проба Либена: «-». Поставьте предварительный диагноз. Ответ обоснуйте. 87. В чём разница первой (доврачебной) помощи при отравлении угарным газом и нитритами? Объясните почему? 88. Почему у жителей Забайкалья может быть снижена резистентность мембран эритроцитов? Ответ обоснуйте, исходя из особенностей геохимической ситуации местности. 89. Почему гемоглобины зародыша и ребёнка обладают разным сродством к кислороду? Как это достигается? 90. Какие витамины и на каких этапах участвуют в синтезе гема? 91. Какое осложнение может развиться у недоношенного новорождённого, которого лечат от стафилококковой инфекции? Почему? 92. Какой вид желтухи встречается у здорового человека? Почему? 93. Всегда ли при анемиях показаны препараты железа? Почему? 94. При каких обстоятельствах в моче грудного младенца можно обнаружить билирубин? 95. Почему у лиц, страдающих дефицитом Г-6-Ф-ДГ, усилен гемолиз эритроцитов? 96. Какие желтухи у детей могут сопровождаться гемоглобинурией? Ответ обоснуйте 97. Какие из желтух могут сопровождаться нарушениями обмена холестерина? Объясните.
98. Почему в разгар одной из желтух может развиться гемералопия? 99. Какие желтухи у детей могут сопровождаться симптомами нарушения свёртывания крови? Ответ обоснуйте. 100.Объясните, как по анализу мочи у ребенка можно отличить механическую желтуху от гемолитической? 101.Объясните, как по анализу крови у ребенка можно отличить механическую желтуху от гемолитической? 102.Какие желтухи у детей могут сопровождаться повышением активности щелочной фосфатазы, 5′-нуклеотидазы в плазме крови? Ответ обоснуйте. 103.При каких желтухах может нарушаться обмен в костной ткани? Почему? 104.Проведите дифференциальную диагностику среди наследственных паренхиматозных желтух по анализу крови и укажите причины их возникновения. 105.Прочитайте анализы крови, мочи и кала. Анализ крови: билирубин: общий – 103,5 мкмоль/л, свободный – 66,6 мкмоль/л. Анализ мочи: билирубин: «+», жёлчные кислоты: «+». Анализ кала: стеркобилин: «-». Ваш предположительный диагноз. Ответ обоснуйте. 106.Прочитайте анализы крови и мочи. Анализ крови: количество эритроцитов – 3,0∙1012/л (норма у мужчин – 4,5-5,0∙1012/л), Нb – 90 г/л (норма у мужчин 130-150 г/л); общий билирубин – 216 мкмоль/л, связанный билирубин – 30 мкмоль/л. Анализ мочи: билирубин мочи «-», Нb мочи «+». Ваш предположительный диагноз. Ответ обоснуйте. 107.Обоснуйте лечебный эффект селена при эндемическом зобе в Забайкалье. 108.Почему у пациентов, страдающих наследственной митохондриальной патологией. В первую очередь нарушается функционирование нервной и мышечной систем?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|