Социологический анализ роли СМК в жизни общества и индивида
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Хронологические рамки первого этапа изучения СМК (в западных школах) охватывают период от начала XX в. и вплоть до 40-х годов. В это время системе массовых коммуникаций отводилась гипертрофированная роль в жизни общества. Во время Первой мировой войны пропагандистский аппарат воюющих стран использовал всю мощь разветвленной сети прессы. «Газеты втянули нас в войну», — так вы разился по этому поводу К. Ховланд [ Hovland С. Effects of the Mass Media of Communication / Lindzey G. (ed.) Handbook of Social Psychology. — Vol. II. — Readihg, Mass., Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1954. - P. 162]. Кроме того, эффективное использование массовых коммуникаций продемонстрировали тоталитарные режимы. Теория массовых коммуникаций подчеркивала беззащитность отдельной личности и общественного мнения в целом перед рупором СМК. В 30-х годах XX в. пропагандистская машина разрослась до ужасающих размеров. Казалось, что массированный, однонаправленный информационный поток, оперирующий аргументами и доводами преимущества одной-единственной точки зрения, может деформировать массовое сознание в ее пользу. В этот первый период характер выводов социологов о функционировании СМК задавался социально-политической ситуацией. Однако аналогичными были выводы и исследований социальных психологов. Так, в 40-е годы успешно разрабатывалась теория конформизма, конформности (т. е. податливости внешнему воздействию) как свойства индивидуального сознания. В свете наблюдений над социально-политической практикой отдельных стран исследователи видели в СМК в основном механизм тоталитарного контроля. Именно поэтому родоначальник американской социологии Ч. Кули, основные работы которого написаны до 1930 г., предположил, что в системе массовых коммуникаций заложены огромные возможности для формирования общественного мнения как основы демократического существования общества: «Демократия формируется главным образом не благодаря переменам в официальной конституции, а в результате создания условий, при которых люди считают естественным для себя иметь и выражать свои мнения» [Cooley Ch. The Significance of Communication / Berelson В., Janowitz M. (eds) Reader in Public Opinion and Communication. — First Edition. — N.Y.: The Free Press, 1950].
Эти теории воздействия массовых коммуникаций на личность оформились в одноступенчатую и двухступенчатую коммуникационные модели. Одноступенчатая модель коммуникации Первой соответствовала концепция, описывающая однонаправленный поток информации от Коммуникатора к адресату как влияющий на него непосредственно. Чисто исторически одноступенчатая модель коммуникации входила в зону интересов и социологов СМК, и социальных психологов. Для последних, которые анализируют в лабораторных исследованиях единичный акт коммуникации, она была очень важной ступенью. Группа ученых Йельского университета под руководством Ховланда почти четверть века целенаправленно занималась изучением процесса воздействия, убеждения. В число факторов воздействия, с которыми экспериментировали исследователи, вошли как психологические и социально-демографические характеристики индивидов, так и их оценки Коммуникатора (авторитет источника). Кроме того, в качестве переменных, влияющих на исход коммуникации, рассматривались характеристики самого текста (аргументация, ее характер, порядок аргументов, апелляции к разуму и чувству). Особую ценность имеют выводы об устойчивости индивида перед воздействием, они стали краеугольным камнем в изучении роли установки в контактах человека с социальным окружением. Эти исследования внесли свою лепту в формирование фундаментального вывода о том, что человек во всех случаях стремится к сохранению связной картины мира, ни один из существенных элементов которой нельзя изменить, не затрагивая ее в целом.
Тем не менее, одним из самых веских результатов этой серии исследований было признание ограниченности накопленных результатов, сделанное самим Ховландом: человек в жизни ведет себя не так, как в лаборатории, акт коммуникации не является заменителем процесса коммуникации [Hovland С. et al. Communication and Persuasion. — New Haven, CT: Yale University Press, 1953; The Order of Presentation in Persuasion. — New Haven, CT: Yale University Press, 1959;JanisJ. etal. Personality and Persuasibility. — New Haven, CT: Yale University Press, 1959; RosenbergM. etal. Attitude Organization and Change. - New Haven, CT: Yale University Press, 1960; Sherif M., Hovland С Social Judgment. — New Haven, CT: Yale University Press, 1961]. Нельзя сбрасывать со счетов и наблюдения аналитиков за природой взаимоотношений прессы и общества. Американский социолог Ф. Мотт, отслеживая результаты избирательных кампаний Ф. Рузвельта на протяжении 1932—1940 гг., пришел к выводу, что всякий раз президент получал поддержку общества вопреки настроениям американской прессы. На выборах этого политического деятеля поддерживало 40 % газет, а он получил 57 % голосов избирателей; в 1936 г. Это соотношение выразилось цифрами 35 % и 60 %; в 1940 г. Рузвельт победил с 55 % голосов избирателей, хотя на этот раз его поддерживало всего 23 % газет [ Mott F. L. Newspapers in Presidential Campaigns // Public Opinion Quarterly. - Fall, 1944. - P. 348]. Двухступенчатая модель коммуникации К середине XX в. количество эмпирических исследований перешло в качество: западная социология массовых коммуникаций приобрела солидный багаж данных. Они позволяли говорить о том, что личность создает основательные барьеры натиску информационных потоков. Так родилась двухступенчатая модель коммуникации, учитывающая защитный механизм, в качестве которого выступает межличностная коммуникация, когда трансляция массовой информации по межличностным каналам чрезвычайно модифицирует ее, адаптирует к ценностям, разделяемым малой группой (а не только индивидуумом), видоизменяет, просеивает. Эмпирически эта концепция проверялась социологами П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном, У. Макфи, Г. Годэ, А. Кэмпбеллом и др. в 1940-1952 гг. От выборов к выборам, во время избирательной кампании и после нее собирались данные, которые давали возможность выявить влияние личных контактов, групповых связей, межличностной коммуникации, а также информации, полученной из СМК на решения, принимаемые избирателями. Исследование внесло большой вклад в теорию формирования общественного мнения и оказалось важным для углубленного анализа ситуации, связанной с трансформацией индивидуального мнения во времени, вплоть до момента, когда это мнение перерастает в действие.
Итиэль де Сола Пул, участвующий в проекте, так пишет об этом: «Предвыборная кампания представляет огромный интерес для изучающего СМК и их воздействие, так как исследователь получает возможность экспериментально решить вопросы: влияют ли СМК на результаты выборов, наблюдается ли какая-либо разница в результатах выборов в том случае, если большинство газет представляет единственную партию, под воздействием какого типа информации избиратель принимает решение при голосовании, является ли личное влияние более действенным, чем влияние СМК» [Poolde Sola I. The Effects of Communication on Voting Behavior / Schramm W. Исследование основывалось на данных жизни индивида, характеристиках его прежнего политического поведения, намерений относительно предстоящих политических шагов, степени уверенности в принятом решении и некоторых других показателях. Тогда и была выдвинута гипотеза о влиянии межличностной коммуникации на решения индивида. Правда, к этому времени научной общественности были уже известны открытия социальных антропологов Ч. Кули и М. Мид, и в особенности социального психолога Э. Мэйо. Гипотеза двухступенчатого характера коммуникации современного индивида, по которой потребляемая им информация из газет, радио и телевидения «опосредуется» межличностной коммуникацией, в частности, «лидером мнений», будучи наименее методически обеспеченной и эмпирически проверенной, оказала максимальное влияние на теорию коммуникаций. Исследование заключалось в выявлении степени «лидерства» каждого опрашиваемого при помощи самоидентификации в следующих вопросах: «Приходилось ли вам в последнее время доказывать кому-либо свою точку зрения относительно...?» и «Спрашивал ли кто-либо недавно у вас совета в области...?». Действительно, в дальнейшем десятки исследователей получали свидетельства наличия разных форм взаимодействия индивида с СМК — как непосредственно, так и из каналов, существующих в межличностной сфере коммуникативных отношений.
Как только исследователи стали изучать процессы формирования мнения в профессиональных группах (таково, например, исследование А. Колемана, Г. Мензеля и Е. Каца использования медиками новых лекарств или принятия фермерами решения относительно новой сельскохозяйственной практики), они были вынуждены учесть и включенность опрашиваемых в систему специальных коммуникаций: в частности, использование врачами специальных медицинских журналов. По-видимому, принципиально важно тут обращение потребителя информации к тому источнику информации, который является наиболее полным, специфическим для вида деятельности, с которой связано само принятие решения. Ведь первое требование, которому всегда удовлетворяет «лидер мнения», к которому обращаются те, кто обсуждает с ним информацию, пришедшую к ним из СМК, — компетентность его в вопросе, по которому принимается решение, которое обсуждается. В случае с политическими проблемами именно массовые коммуникации обеспечивают, по крайней мере, видимость компетентности личности. Роль межличностного общения в процессе принятия решения (в т. ч. и формирования мнения), выявленная в ходе многочисленных исследований, не исключает того положения, что остаются темы, проблемы, события, которые не попадают в сферу межличностной коммуникации. Как выяснилось в ходе исследования во время президентских выборов в США в 1968 году, группа лиц, не обсуждавших проблем, связанных с выбором между кандидатами, в сфере межличностной коммуникации, достигает объема 51 % выборки — и это на 32 % лидеров мнения и 17 % их последователей. Значит, для этой группы проблема прямого воздействия массовых коммуникаций остается, и эта область все еще открыта для научных поисков.
Гипотеза Э. Ноэль-Нойманн: «спираль умолчания» Гипотеза, выдвинутая Элизабет Ноэль-Нойманн, директором центра исследования общественного мнения при Алленбахском институте демоскопии (Германия), без сомнения, равна по важности только что описанному нами подходу американских социологов к проблеме [Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence. The Theory of Public Opinion // Journal of Communication. - 1974: - Vol. 24. - № 2. - P. 43-51].
Условием функционирования общества, эффективности социальных норм, обычаев и традиций является общий психологический механизм, определяющий характер взаимодействия индивида и общества. С учетом этого психологического механизма, угроза социальной изоляции для индивида оказывается важнее потери собственного мнения. Модели социального поведения рождаются в результате часто бессознательных оценок индивидом социальной ситуации распределения возможных мнений, жизнеспособности и силы той или иной позиции. Индивид присоединяется к мнению «других», даже если он не согласен с ними. Эта «спираль умолчания» (англ. — spiral of silence) лежит в основе формирования общественного мнения. Исследовательницей были построены следующие гипотезы. 1. Индивиды составляют для себя целостную картину мнений социального окружения и их возможных тенденций, что является предпосылкой возникновения общественного мнения как суммы индивидуальных мнений. Осознанность и определенность этой картины зависит не только от степени заинтересованности индивида, но и от ожидания необходимости открытой защиты своего мнения. 2. Желание высказывать свое мнение публично тем значительнее, 3.Следовательно, предполагаемое и реальное распределение мнений существенно расходятся, ибо мнение, преобладание которого в обществе преувеличивается, высказывается чаще. 4.Существует прямая связь между оценкой настоящего соотношения мнений и их соотношения в будущем: если какое-то мнение 5.Желание высказывать свое мнение сегодня зависит от того, насколько благоприятно оценивает индивид роль своего мнения Эти гипотезы проверялись путем зондирований, проводимых Институтом демоскопии в 1971 г. и в последующие годы. Интервью включали четыре группы вопросов: 1)о мнении респондента по какому-либо дискуссионному предмету; 2)о том, что, по его мнению, думает об этом же население страны; 3)о будущем распределении мнений; 4)относительно желания респондента высказываться о данном Чаще всего эти гипотезы подтверждались. Но однажды в ходе опроса Э. Ноэль-Нойманн обнаружила следующее соотношение собственного мнения об актуальной для Германии теме с потребностью обсудить ее со случайными попутчиками. К умолчанию собиралась прибегнуть большая часть (62 %) среди тех, кто считал, что члены компартии не могут быть назначены судьей, кто разделял такую точку зрения, устойчивость которой в общественном мнении осознавалась самими опрошенными как данность. Аналогичная информация была получена, когда Институт зондировал мнение относительно чрезвычайно актуальной для Западной Европы проблемы — «можно ли доверять Востоку?». Почему же стали активными лица, разделяющие наименее распространенную в обществе точку зрения (52 %)? Анализируя эти данные, Ноэль-Нойманн располагала результатами контент-анализа ряда газет, которые свидетельствовали о том, что идеи, разделяемые «меньшинством», зафиксированным в ходе опроса, стали доступными им из СМК. Это, по мнению исследовательницы, оказалось решающим фактором, чтобы переломить настроения этого меньшинства, сделать его готовым к публичному обсуждению проблем, доселе непопулярных у определенной части населения. Таким образом, появилась возможность говорить об этом влиянии как о факторе, кардинально меняющем поведение человека, построившего схему своего мнения/поведения с учетом силы своего мнения в социальном окружении — факторе распространенности того или иного мнения в прессе. Социологии массовых информационных процессов неоднократно верифицировали эту гипотезу в последней трети XX в.; в ходе исследований выяснялись влияния на этот процесс степени остроты проблемы, этические нормы взаимоотношений людей в публичной обстановке (об этом говорили японские и корейские исследователи — для их культур это очень значимый фактор) и т. д. Представляется, что это проблема на века, коль скоро ближайшее время будет характеризоваться весьма существенным распространением информационных каналов в обществе, а значит, их роль в жизни человека и общества будет значительной. Плюрализм эмпирических моделей Подытожим, что мировая социологическая мысль зафиксировала к концу XX в. весьма сильную зависимость отношения населения к средствам массовой коммуникации от тенденций, имеющих место в ближайшем окружении индивида, конкретного приемника информации. Прагматическое, или даже точнее, «потребительское» отношение проявляет Аудитория к СМК в случаях непосредственной потребности в информации об актуальных событиях. Здесь происходит трансмиссия информации, объективно внешней для индивида, — о мировых событиях, о политических событиях, о фактах, далеких от личного опыта индивида. Но даже и в этих случаях межличностная коммуникация начинает осуществляться, обеспечивая особо экстремальным фактам как бы вторую жизнь. В ряде случаев на этом витке происходит возврат к массовым коммуникациям, начинается активный, специальный, прицельный поиск информации в СМК. Вторая из отмеченных тенденций в особенности свойственна личностям, характеризующимся повышенным числом социальных связей и контактов, иными словами, профессиональная деятельность которых требует интенсивного общения. Эта их особенность в реальной жизни используется уже специально агентами по внедрению нововведений, например, промоутерами новых видов товаров или услуг, специалистами в области ПР и т. д. Последнее обстоятельство весьма важно для понимания технологии циркулирования политической информации в межличностных каналах, когда за обсуждением, восприятием этой информации следует реальное поведение человека (например, электоральное). Третий этап в эволюции представлений социологов о роли СМК в жизни общества и индивида, таким образом, состоит в закреплении тенденций, обнаруженных эмпирическими социологическими исследованиями в последние десятилетия. У этих тенденций появилась мощная техническая база. Так, дальнейшая индустриализация потребления информации происходит за счет включенности человека в систему домашнего видео, компьютерных игр, сети Интернет, телетекста, т. е. личность имеет объективную возможность выбрать информационный канал, практически совпадающий с ее тематическими и иными интересами. Процесс этот принял такие размеры, что некоторые западные теоретики всерьез говорят о том, что к началу XXI в. часть человечества покинет массовое информационное пространство, удовлетворяясь индивидуальным выбором, поскольку общество предоставляет для этого все более объемное информационное предложение. Другая тенденция третьего этапа связана с предшествующей: общество аккумулирует критический настрой своих членов по отношению к массовым коммуникационным системам и предъявляет им свои требования, подчас оформляя их и законодательно. В этой связи важно подчеркнуть роль эмпирических социологических исследований СМК. Если обратиться к американской практике, то обостренное внимание общественности к демонстрации сцен насилия на телеэкране произошло не в последнюю очередь благодаря многолетним исследованиям в рамках социологического проекта под руководством известного теоретика СМК Дж. Гербнера (Анненбергская школа коммуникаций, Пенсильванский университет, Филадельфия). К принципиальным выводам этого этапа относится констатация избирательности аудиторного поведения личности, определенной независимости ее от влияния информационных потоков, критичности по отношению к деятельности массовых каналов информации, уменьшения доверия к СМК как социальному институту. Хотя мы говорим об этих тенденциях, замыкая их в национальных границах, самым главным в будущих исследованиях СМК будет, по-видимому, рассмотрение их в мировой информационной инфраструктуре (употребляя новый термин — в инфоструктуре). Сегодня внутринациональная ситуация практически всех стран зависит от степени интеграции в экономическое, правовое, информационное мировое пространство. Прорывом было возникновение в конце XX в. нового политического мышления, связанного с осознанием многими людьми Земли как общего дома. И этому в немалой степени способствовали такие социальные процессы, как эмиграционные потоки, межгосударственные обмены в области рынка рабочей силы, экономические межнациональные образования, межгосударственные объединенные структуры, существование культурного обмена, изменения в сфере образования, туризма и др. Качественным прорывом стала глобальная информационная сеть, состоящая из специальных международных проектов, из национальных каналов прессы, получивших международное распространение, и системы компьютерной связи Интернет. Эти обстоятельства повлияют на жизнь личности, но не в последнюю очередь на поведение отдельных национальных государственных образований. Любые формы социальных, политических, экономических изменений в границах отдельных государств будут происходить в результате активной саморефлексии, в том числе и для рефлексии российского общества: какие модели мировой практики уже «малы» для нас, а какие существуют как бы «на вырост». Для мировой социологии массовых информационных процессов остается парадигма изучения этих процессов с учетом мировых информационных потоков: ♦ информация как материальный ресурс (техническая оснащенность ♦ информация как власть (участие разных социальных субъектов ♦ информация как культура (сочетание общечеловеческих и групповых ценностей, приоритетность интересов национальных государственных образований, разнообразие культурных образцов Каждая из этих проблем многовариантна, выбирая для решения их альтернативы, человечество проверяет себя на выживаемость. Социология может и должна поставлять информацию обществу для его самоанализа. Мы видим, что теория коммуникации существенно видоизменилась за XX в. Как результат, более сбалансировано стало восприниматься ею воздействие СМК на общество.
Контрольные вопросы 1. Какова роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума? 2. Как участвуют коммуникации в формировании целей развития 3. Какие цели развития обеспечиваются традиционными видами 4. Какие цели развития обеспечиваются специальными и массовыми коммуникациями? 5. Что составляет специфику межличностной и специальной коммуникации? 6. Что отличает массовую коммуникацию от межличностной и специальной? 7. Зону какой коммуникации формирует Интернет: массовой, меж 8. Как повлияли технологические и социальные революции Нового времени на социальную коммуникацию? 9. Каковы критерии отнесения к СМК различных информационных органов? 10.Как можно типологизировать общество по движению информационных потоков?
Литература:
Кули Чарльз. Общественная организация. // Тексты по истории социологии ХIХ-ХХ веков: Хрестоматия. — М.: Наука, 1994.-379
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|