Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста




Целью данного этапа было выявление динамики развития уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Для этого мы повторно провели диагностику сформированности представлений о величине у дошкольников.

В результате эксперимента мы выявили положительную динамику в развитии представлений о величине у некоторых детей, например, Катя К. поднялась на высокий уровень развития со среднего, а Соня Р. с низкого перешла на средний. Конечно, часть детей, принимавших участие осталась на прежнем уровне развития, но это объясняется тем, что на проведение коррекционно-развивающей работы было отведено малое количество времени.

Результаты диагностики представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Сводная таблица уровня сформированности представлений о величине детей среднего дошкольного возраста

Уровень развития Количество испытуемых%
Высокий 30
Средний 60
Низкий 10

 

На основе результатов констатирующего и контрольно-оценочного этапов экспериментального исследования мы сможем составить сводную таблицу результатов.

 

Таблица 3. Сравнительная таблица результатов развития представлений о величине детей среднего дошкольного возраста

Уровень развития Констатирующий Контр.-оценоч.
Высокий 15 30
Средний 65 60
Низкий 25 10

 


Заключение

 

На первом этапе нашего исследования мы решили задачи теоретического плана и сделали ряд выводов:

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.

Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности.

Мы обосновали методические рекомендации по построению занятий, посвященных формированию представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста в концепциях отечественных педагогов, таких как Щербакова Е.Н., Леушина А.М., Столяр А.А.

В ходе экспериментального исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности представлений о величине.

На основе данного обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети, которые находятся на среднем уровне развития представлений о величине.

Мы посчитали необходимым разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих занятий, которые бы способствовали повышению уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Для подтверждения эффективности нашей развивающей работы мы провели повторное обследование, в ходе которого мы наблюдали положительную динамику развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианялизаторных и межанализаторных связей.


Список литературы

1. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 1982.

. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М., 1997.

. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. ЛАВенгера. - М., 1978.

. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. - М, 1978.

. Ерофеева Т.И.кдр. Математика для дошкольников. - М., 1994.

. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1995. 8. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии. - 1978. - №2.

. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В Даниловой. - М., 1988.

. Мегплина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984. Минский ЕМ. От игры к знаниям. - М., 1982.

. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1985.

. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. - М., 1978.

. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (не материале математики). - М., 1983.

. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1980.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...