Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Программа СИ на тему

 

«Проблемы молодой семьи и причины их возникновения»

1) постановка проблемы

Проблема данного исследовательского проекта очень актуальна, потому что создание семьи и выполнение ею своих функций – это один из основных факторов развития общества. В связи с ухудшением демографической ситуации в стране, проблема изучения молодой семьи также представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества.

Семья – это один из важнейших социальных институтов. Существует множество типов семейно-брачных отношений, которые структурируются по различным критериям: по составу семьи, по социальному положению, по характеру родства и т.д. При анализе социальной сущности семьи, важно понимать, что семья образует базовое предусловие функционирования социума, благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, посредством рождения детей и поддержания существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и этой социализации потомства невозможно восполнение всех социальных институтов, обеспечение социальной жизни.

Исследование семьи является по своей сути комплексным, оно связано с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. Значимость семьи обусловлена ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода и важнейшей ролью семейного производства, семейной экономики в обеспечении благосостояния общества.

Семья представляет собой сложное социальное образование: понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами. Понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях функционирования и развития семьи как автономной целостности.

Молодая семья – отдельный тип семьи, отличающаяся от других, прежде всего, финансово-материальной и возрастной спецификой. Положение молодой семьи в обществе необходимо исследовать социологам в связи с трудностями и проблемами такой семьи, необходим поиск решения этих проблем. Вместе с тем молодую семью нужно исследовать потому, что семья как ценность занимает одно из главных мест в иерархии ценностных ориентаций тульской молодёжи на ряду с ценностями здоровья, любви, жизни[14]. Кроме того, молодая семья, проживающая отдельно от родителей (как правило, в общежитии), наиболее удобна для изучения, т.к. супружеские отношения не подвергаются непосредственному воздействию других лиц и выступают, так сказать, в чистом виде.

Следует сказать также, что в последние время четко просматриваются негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи связано прежде всего с политическим и экономическим укладом в стране. Следует особенно отметить, что за последнее время среди молодежи отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям, это расценивается как свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом[15].

В феномене молодой семьи на ряду с обычным браком, имеют место ещё несколько форм брака: фактический, стимулированный, гостевой брак. В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу[16].

Мотивы вступления в брак молодыми людьми также разнообразны, это может быть: беременность, расчёт, любовь, желание создать собственный очаг и иметь детей, самостоятельность от родителей и т.д.

Семья и как социальный институт, и как малая социальная группа исследовалась многими социологами, как зарубежными, так и отечественными. В изучение семьи большой вклад внесли такие отечественные социологи как Антонов А.И., Голод С.И., Гурко Т.А., Медков В.М, Мацковский М.С. Несмотря на достаточно глубокую изученность темы, существуют проблемы, особенно в молодой семье, над которыми необходимо работать.

В данном исследовательском проекте будет использовано несколько подходов, среди них – социокультурный, демографический, психоаналитический, институциональный, а также функционалистская парадигма, парадигма социального конфликта, символический интеракционизм и теория зеркального «Я».

Социокультурный подход будет использоваться в изучении молодой семьи для определения ценностно-нормативных установок молодой семьи, поможет определить место ценности создания собственной семьи в системе ценностных ориентаций.

Демографический подход даст возможность установить возможности молодой семьи в воспроизводстве населения, выявить частоту разводимости молодых браков.

Институциональный подход необходим для рассмотрения института молодой семьи, её функций (репродуктивной – воспроизводство индивидов; функции социализации, сексуальной функции, функции эмоциональной поддержки). Выяснение механизмов стабилизации института семьи, раскрывает, как общество балансирует между двумя социальными крайностями – тенденцией общества к тоталитарности и тенденцией личности к индивидуалистической аномии. Институциональный подход стремится объяснить, каким образом институциональный кризис посреднической функции семьи устраняет социокультурное предназначение семьи. Социальная реальность изначально устроена так, что условие невозможности тоталитаризма и индивидуализма заключается в сохранении института семьи, в укреплении обоюдной заинтересованности в ней личности и общества. Этот подход рассматривает как именно строй жизни поддерживает или разрушает ценность семьи и детей, ценность семейной преемственности поколений и передачи семейного капитала.

Семья анализируется как институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ жизни семьи, ее функционирование в определенных рамках соответствует или не соответствует тем или иным современным общественным потребностям. Модель социального института крайне важна для прогноза будущих изменений семьи. Процесс формирования семьи рассматривается как совокупность норм и стандартов ухаживания, выбора брачного партнера, сексуального поведения, взаимоотношения с родителями будущего супруга, санкций за невыполнение тех или иных норм.

Отношения между супругами регулируются с помощью норм и санкций института брака. Последний представляет собой совокупность социальных норм, санкционированных взаимоотношений мужчины и женщины, систему взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования института семьи и жизнедеятельности семейной группы[17].

Институт семьи находится в постоянном изменении, определяемом развитием самого общества, и, следовательно, преобразованием общественных потребностей. На специфику конкретных норм, санкций, ценностей и их взаимосвязь с семейным поведением на разных стадиях развития семьи существенное влияние оказывают социально-экономические, идеологические, конкретно-исторические факторы.

Функциональный подход к изучению семьи как социального института:

Концентрирует внимание не только на универсальности семьи, но сосредоточен более не самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи как социального феномена и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Этот подход позволяет выявить многообразие семейной жизнедеятельности, разрабатывает множество концепций, объясняющей специфику семьи, понимаемой в качестве социального института. Э. Вестермарк показал на множестве примеров, что брачные отношения признаются таковыми лишь при появлении беременности или рождении ребенка, поэтому не семья коренится в браке, а брак институционализируется благодаря наличию семьи[18]. Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Т. Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

Так же разрабатывается проблема материнства и отцовства, их соотношения как социокультурных феноменов. Физиология не предопределяет семейно-родственные отношения, а лишь является предусловием возникновения связей.

Большое внимание уделяется анализу семейных функций, цель изучения этих функций заключается в выяснении факторов, способствующих гармонии личности, семьи, единственно обеспечивающей эффективную реализацию репродуктивной и социализационной функции семьи.

Символический интеракционизм является ведущим направлением в социологическом исследовании семьи – сегодня невозможно представить разработку основополагающего раздела – социализации детей – вне перспективы символического интеракционизма, независимо от того, признаётся этот вклад или отрицается[19].

Любые действия в социальном контексте конструируются посредством интерпретации ситуаций, придания им значения. Близость этого подхода к феноменологическому – налицо[20]. Все действующие извне факторы могут проявить себя лишь через специфику тех или иных семейных ситуаций, которые «субъективно» интерпретируются внутри семьи. Конструируемые затем действия соответствуют этим семейным определениям ситуаций и, в свою очередь, формируют через постоянно действующие сети интеракций новые результаты поведения, новые семейные ситуации. Этот подход применяется для изучения взаимодействий как внутри семьи, так и вне семьи. Здесь следует использовать понятие обобщенного другого, как особую установку мышления, это усвоенная схема мотивации и интерпретации действий, она изменчива и ситуативна. Описание и объяснение социальных явлений как интеракций строиться на основе следующих постулатов[21]:

1. люди действуют в отношении объектов на основе значений, придаваемых этим объектам.

2. значение объектов для индивида возникает в социальном взаимодействии, в котором индивид участвует.

3. значения используются и видоизменяются индивидом в процессе интерпретации объектов, с которыми индивид имеет дело.

Теория зеркального «Я» (Ч. Кули) поможет определить влияние родителей на формирование ценности семьи у молодых людей. По мнению Кули, социализация, формирование личности происходит в первичных группах (семьях, среди соседей). Именно в семьях индивид усваивает нормы поведения, способы деятельности, человеческие ценности, в том числе, семейные ценности.

Психоанализ

Субъективистки и антипозитивистки ориентированная социология З. Фрейда конституирует социальную реальность, исходя из решающей роли детского опыта семейной социализации. Сложность семейных интеракций, лабиринты символики внутрисемейных связей - все это недвусмысленно и ясно кладется в основу теоретических построений. Фрейд перенес антагонизм личности и общества в структуру человека, обозначив конфликт между «оно» и «супер-эго».

Психоаналитическая социология, акцентируя внимание на семье и на внутрисемейных отношениях, предлагает метод экзистенциальной адаптации личности к сложившимся социальным структурам, метод переориентации ценностей индивида посредством переопределения прошлых ситуаций и состояний[22].

Теория конфликта:

Подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. При анализе порядка распределения власти в семье, придавалось большое значение механизму принятия решений. Более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости, супруги. В одинаковой мере любящие друг друга, имеют одинаковую власть[23]. Понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами, семья – это «место борьбы». В семье осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов семьи. С позиции теории конфликта важно для установления сплоченных взаимоотношений, чтобы межличностные интеракции супругов строились на эмпатии, а не проекции и стереотипизации. Этому может способствовать сложный алгоритм взаимоотношений, когда каждый из супругов как бы отказался от лидерства в семье, предоставляя роль главы другому[24].

Конфликтность или сплоченность семей устанавливается отдельно по самооценкам мужа и отдельно по самооценкам жены. А также по сравнению этих самооценок друг с другом. Чем выше притязания на главенство в семье и чем сильнее самооценки себя в гендерных ролях мужчины-женщины, мужа-жены, тем вероятнее конфликтность отношений связана с тем, кто так себя оценивает. В молодых семьях после рождения ребенка наблюдается конфликт между гендерными и родительскими ролями, что свидетельствует о неадекватном исполнения родительских ролей и о практике стиля добрачных отношений. Когда романтический код поведения доминирует над бытовым кодом.

Конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т.д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых.

Конфликты также могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В первых причина может быть легко установлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.

Конфликт обычно вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликтные ситуации специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения. Основные причины семейных конфликтов: неудовлетворенность потребностей одного или обоих супругов в положительных эмоциях (отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов друг от друга, эмоциональная холодность); пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и тому подобным вещам, приводящим к большим затратам денежных средств; финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в ее материальное обеспечение); неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, потребности в кооперации и сотрудничестве, неудовлетворенность ведением домашнего хозяйства; установка на брак как на нечто легкое (отсутствие подготовки к выполнению всего комплекта функций, необходимых в семье); нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность). На сегодняшний день молодежь слабо подготовлена к разрешению семейных конфликтов, развод становится ординарным событием. В студенческие годы юноши и девушки успевают заключить брак и развестись, среди причин, которые повлияли на расторжение брака, были названы: бытовая неустроенность в браке; материальное неблагополучие[25].

Существует несколько типов семейных конфликтов: первый тип – конфликтность ролевого несоответствия супругов по самооценкам; второй тип связан с оценками другого: мужьями – жен и женами – мужей; третий тип связан с выяснением степени подтверждения самооценок мужей со стороны жен и наоборот, когда не подтверждаются все самооценки одного из супругов, конфликтность семьи связана с конфликтным поведением данного человека[26].

2) формулировка проблемы

Проблемная ситуация заключается в том, что, с одной стороны, в случаях создания семьи молодыми людьми, они имеют низкий уровень подготовленности к браку: окончательно не получившие высшее образование, как правило, без стабильного дохода, без соответствующей материальной базы. Некоторые молодые люди могут рассматривать брак как узаконивание сексуальных отношений, что не достаточно для создания семьи. «Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодёжи»[27]. С другой стороны, имея желание и возможность создать семью, молодые люди могут столкнуться с проблемой «отцов и детей», т.е. родители высказывают свое отрицательное отношения к вступлению в брак в таком возрасте, в особенности если кто-то из партнеров еще учится.

3) теоретический объект

Теоретический объект: молодая семья.

4) эмпирический объект

Эмпирический объект: молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет - молодожены, лица, готовящиеся создать семью (от 18 до 30 лет), а также молодежь, обучающаяся в различных учебных заведениях (от старших классов средней школы до вузов, т.е. попадающие в возрастную категорию от 16 до 22 лет).

5) выделение предмета

Предмет: проблемы молодой семьи и причины их возникновения.

6) цель

Цель исследования – изучение проблем молодой семьи и причин их возникновения для выработки рекомендаций по их решению.

7) задачи

1. выявить основные проблемы в молодой семье;

1.1. выявить основные мотивы вступления молодых людей в брак;

1.2. выявить, сталкивались ли молодые пары, создавшие семью, с родительским непониманием;

1.3. установить степень удовлетворённости браком;

1.4. выявить причины и характер конфликтов в молодой семье;

2. установить, распространён ли фактический брак в молодой семье.

3. Выявить внешние причины возникновения проблем в молодой семье;

8) интерпретация понятий

Семья – это исторически-конкретная система между супругами, родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (Харчев А.Г.).

Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Фактический брак – сожительство, брак, не зарегистрированный государством.

Гостевой брак – это форма брака, при которой муж и жена проживают отдельно друг от друга.

Стимулированный брак – это брак, который заключён под влиянием внешних факторов (например, беременности).

Семейный конфликт – определённые отношения между членами семьи, порождённые противоречиями её развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются; способ выражения, проявления и разрешения противоречий развития и функционирования семьи.

Конфликтные супружеские союзы – такие супружеские союзы, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.

Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальным статусом личности, её положением в системе общественных отношений.

Функция – роль, выполняемая определённым субъектом социальной системы в её организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп.

Дисфункция – вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство.

Система – это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое единство.

Ценность – свойство общественного предмета удовлетворять потребностям социального субъекта (человека, группы, общества).

Ценностные ориентации – это ориентация социальных субъектов и отдельных личностей на те или иные социальные ценности, выступающие в качестве социальных координат, которые определяют содержание и направленность их деятельности и поведения.

 

Операционализация теории в системе объекта

Показатель Переменная Индикаторы
Молодая семья Возраст – число лет.

Финансовое положение

 

Семейные расходы (в месяц)   - 2000 – 4500р - 5000 – 7000р - 8000 и более
Бюджет семьи (в месяц) - 4500 - 6000р - 6500 – 8000р - 8000 и более
Наличие работы - да - нет

Психологические

факторы

Готовность к браку - готов(а) - не готов(а) - состою в браке
Предыдущий опыт отношений - есть - нет
Социальное положение 1. Социальный статус партнеров  - одинаковый - статус партнера выше - мой статус выше
Вступление в брак   Мотивы вступления в брак   Любовь Беременность Расчёт Самостоятельность от родителей Желание создать собственный очаг и иметь детей. 6. Другое
Отношение родителей к заключению брака их детьми Оценка отношения родителей   1.Положительная 2.Нейтральная 3.Отрицательная

 

Операционализация теории в системе предмета

Показатель Переменная Индикаторы
Семейная жизнь Удовлетворённость браком Удовлетворённость брачным партнёром Сексуальная удовлетворённость. - Удовлетворен - Неудовлетворен

Конфликты в молодых семьях

Причины семейных конфликтов 1. Неудовлетворённость потребностей супругов 2. Пристрастие одного из супругов к алкоголю, азартным играм 3.Финансовые разногласия 4. Нарушение этики супружеских отношений 5. Неудовлетворенность потребности во взаимной поддержке.
Частота конфликтов - Очень часто; - Иногда; - Практически нет;
Разрешение конфликтов - Самостоятельно; - Семейная терапия (психолог) -Помощь Друзей/Родителей;
Форма молодых семей Тип брака Фактический брак Гостевой брак Стимулированный брак
Внешние проблемы молодых семей Причины возникновения проблем Недостаточная социальна защищенность молодой семьи Невысокий уровень дохода Неэффективная семейная политика государства в целом Невозможность трудоустройства Другое

 

9) выработка гипотезы

Гипотезы:

1) описательная: молодые люди отличаются невысокой степенью готовности к вступлению в брак,

2) объяснительная: большинство молодых людей не заключают брак, потому что основной причиной является экономическая устойчивость и социальная устроенность, отсутствие работы и собственной квартиры (жилой площади).

3) прогностическая: пока государственная семейная политика не сможет в полной мере удовлетворить потребности молодой семьи, количество молодых семей не увеличится.


Заключение

 

Судьба отдельных наций и человечества в целом зависит от их способности вернуть понятию человеческого благополучия изъятое оттуда благо семейнодетного образа жизни. Безоглядное стремление к росту уровня жизни, потребительскому обогащению, повышению социального статуса в силу своей инструментальности исключает из представления о благополучии подлинные ценности человеческого бытия ¾ семью с детьми. Прямо заявляя о своей приверженности интересам института семьи и экзистенциальному сохранению общества, представители теории кризиса семьи и просемейной политики пытаются пробудить общественное мнение, привлечь внимание общественных движений и политических партий, а также предостеречь правительство от новой угрозы, нависшей над национальной безопасностью страны.

Основной угрозой является то, что препятствием для рождения детей и создания семьи сейчас являются не столько экономические факторы, сколько деформация в системе ценностных ориентаций.

Самой уязвимой является молодая семья, наибольшее количество разводов приходиться на молодые семьи, в силу их психологической неподготовленности к созданию семьи, экономической нестабильности и пр. Социальное управление процессами формирования и жизнедеятельности молодой семьей реализуется в рамках двух направлений государственной политики – семейной и молодежной. При этом оба эти направления социальной политики не уделяют достаточного внимания проблемам молодой семьи, а программы работы с молодыми людьми, подготавливающие их к вступлению в брак, формирующие у них ценности семейного образа жизни практически отсутствуют. В связи с этим наряду с традиционно сложившимися экономическими средствами стимулирования семейного образа жизни большое значение имеет разработка и реализация политики в отношении планирования и функционирования молодой семьи

Библиографический список

 

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): учеб. пособие для вузов. – М.: «Nota Bene», 1998.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

4. Денисенко М.В. Сексуальное поведение российской молодежи// Социс – 2001.- № 2.

5. Долбик-Воробей Т.А. Молодая молодёжь о проблемах брака и рождаемости// Социс – 2003. - № 11.

6. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации современного российского общества// Социс – 2003. - № 7.

7. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989.

8. Молодёжь и социум: проблемы адаптации. Тула: ЦСППМ «Шанс», 1996.

9. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы (доклад администрации Тульской области). Выпуск 5. Тула: «Инфра», 2004.

10. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы (доклад администрации Тульской области). Выпуск 6. Тула: «Инфра», 2005.

11. Смелзер Н. Социология. – М.: «Феникс», 1994.

12. Молодая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: Университетское, 1991. Черняк Е.М. Социология семьи. М.: «Дашков и К», 2004.


[1] Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы [Текст]/ Г.В. Сабитова // Педагогика. – 2007. - №3. – С. 20.

[2] Основные направления семейной государственной политики [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:     http://www.semya2008.ru/documents/20080325/55182550.html

[3] Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы [Текст]/ Г.В. Сабитова // Педагогика. – 2007. - №3. – С. 16.

[4] Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы [Текст]/ Г.В. Сабитова // Педагогика. – 2007. - №3. – С. 18.

[5] Концепция семейной политики поможет решить демографическую проблему в России [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:    http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_389030.html

[6] Концепция семейной политики поможет решить демографическую проблему в России [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:    http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_389030.html

[7] Региональные новости демографической политики в РФ [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:    http//www.novoteka.ru

[8] Региональные новости демографической политики в РФ [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:    http//www.novoteka.ru

[9] Региональные новости демографической политики в РФ [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:    http//www.novoteka.ru

[10]Тульская облдума поправила бюджет и приняла культурную программу [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:      http//www.regnum.ru

[11] Как выбраться из демографической ямы? [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:   http//www.refine324580004.com.ru/

[12] Как выбраться из демографической ямы? [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:   http//www.refine324580004.com.ru/

[13] Как выбраться из демографической ямы? [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. – Режим доступа:   http//www.refine324580004.com.ru/

[14] Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы (доклад администрации Тульской области). Выпуск 6. Тула: «Инфра», 2005. – С. 55. 

[15] Денисенко М.В. Сексуальное поведение российской молодежи// Социс 2001. - № 2. – С. 85.

[16] Долбик-Воробей Т.А. Молодая молодежь о проблемах брака и рождаемости// Социс 2003. - № 4. – С. 79.

[17] Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989. – С. 24.

[18] Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): учеб. пособие для вузов. – М.: «Nota Bene», 1998. – С. 79.

[19] Антонов А.И. Указ. соч. – С. 104.

[20] Антонов А.И. Указ. соч. – С. 106.

[21] Черняк Е.М. Социология семьи. М.: «Дашков и К», 2004. – С. 130.

[22] Антонов А.И. Указ. соч. – С. 108.

[23] Смелзер Н. Социология. – М.: «Феникс», 1994. – С. 223.

[24] Смелзер Н. Указ. соч. – С. 225.

[25] Долбик-Воробей Т.А. Указ. статья. – С. 81.

[26] Смелзер Н. Указ. соч. – С. 226.

[27] Цит. по: Черняк Е.М. Указ. соч. – С. 212.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...