Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте

 

В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

С целью развития этих качеств, организации межличностного общения и совместного досуга к каждому празднику были проведены классные вечера. Очень важно, что организацию и разработку брали на себя сами школьники. Это способствует развитию трудолюбия, настойчивости, дисциплинированности и организованности. Также с этими целями учениками была выпущена стенгазета. Предполагается, что газета будет выходить каждый месяц, и в ней будут освещена школьная жизнь. Общественно - полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности. Удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, "создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать" (Д.И. Фельдштейн). Педагогам надо иметь в виду, что чувство взрослости - это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства - всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства, самоуважение подростка.

Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует "выяснять отношения" в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, поэтому нужно стараться поддерживать, опекать подростка, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Для этого был проведен диспут "Что значит быть взрослым?". Цель этого диспута: помочь учащимся взглянуть на себя, на свои поступки со стороны, критически оценить свое поведение, вскрыть отрицательные стороны своего характера, выяснить истинные и мнимые ценности, помочь становлению личности, выбору правильной жизненной позиции. Так как общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей, то предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

Т.к. развитие подростка происходит не только в школе, но и дома, то создание благоприятной эмоциональной обстановки является условием правильного формирования эмоционально - волевой сферы подростка. Для этого родители должны знать психологические особенности своих детей. Было организовано психолого-педагогическое просвещение родителей через проведение классных собраний. Нами были предложены следующие темы собраний:

Психологические особенности в подростковом возрасте;

Становление эмоционально-волевой сферы в онтогенезе;

Эмоции и воля в структуре личности подростка;

Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы.


Заключение

 

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.

Воля-потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Появление эмоций начинается в младенчестве и заключается в комплексе оживления. Первое проявление воли связано с кризисом одного года. В этот период у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. В раннем возрасте развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками для того возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Формирование воли особенно ярко выражается в кризисе 3 лет. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, своенравие, протест - бунт, обесценивание требований взрослого - основные показатели этого процесса.

В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Поступление ребенка в школу знаменует собой возникновение новых условий для его личностного роста. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность и начинают складываться многие деловые качества ребенка.

Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

В процессе исследования были выделены особенности формирования эмоций и воли. Главным фактором становления личности является чувство взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоций и воли, организованное в МОУ Комской СОШ №4 в 8 и 9 классах, позволило выявить следующие особенности эмоционально-волевой сферы подростков:

У исследуемых подростков повышенная возбудимость эмоционального состояния. Это говорит о том, что эмоциональное становление личности протекает естественным образом. Также естественным образом формируются отношения подростков с окружением и с самим собой. Выявлено, что на этой стадии развития воля нуждается в специальном формировании. Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание процессу воспитания подростков.

Необходимо создавать следующие условия: организация общественно-полезной деятельности подростков, организация межличностного общения подростков, признание со стороны взрослых. Также необходима работа с родителями, чтобы процесс воспитания происходил не только в школе, но и дома.


Библиографический список

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. / Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Изард К.Е. Психология эмоций. / К.Е. Изард; - СПб.: Питер 2000.

3. Изард К.Е. Эмоции человека. / К.Е. Изард; - М.: издательство МГУ, 1980.

4. Ильин Е.П. Психология воли. / Е. П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.

5. Ковалев А.Г. Психология личности. / А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.

6. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг: перевод с английского; - Питер, 2001.

7. Колесов Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие. / Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта,. 2003.

8. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. / К.Н. Корнилов; - М.: Знание 1957.

9. Ковалева Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.

11. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.

12. Немов Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.

13. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.

14. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. / А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр "Альфа".

15. Первин Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001.

16. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

17. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. - Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;

18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.

19. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. / С.П. Рубинштейн; - СПб.: Питер 1999

20. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г

21. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. / Л.И. Рувинский; - М.: Знание, 1983.

22. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Л.Н. Собчик; - СПб.: Речь, 2001.

23. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. / В.И. Селиванов; - М.: Знание, 1976,Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость

24. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995.

25. Ваш психологический портрет: популярные тесты. /. - Киров: Литературно - художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.

26. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.

27. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...