Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень дисциплин, знание которых необходимо для успешного прохождения практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им.А.И. ГЕРЦЕНА»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Педагогическая практика

 

Для направления: «050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Форма обучения: очная

 

Семестры: 6

 

Продолжительность: 6 недель

 

Санкт-Петербург-2015

 

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры теории и организации физической культуры института физической культуры РГПУим.А.И.Герцена.

 

Заведующий кафедрой

д.п.н., профессор Пономарев Г.Н.

 

 

Продолжительность и содержание рабочей программы по педагогической практике соответствует требованиям рабочего учебного плана подготовки бакалавров по профессиональной образовательной программе направления «050100 – Педагогическое образование», профиль «Физкультурное образование»

 

 

Структура программы

1. Пояснительная записка: цели и задачи практики, ее место в учебном процессе
2. Базы практики
3. Организация практики
4. Содержание педагогической практики в общеобразовательной школе
5. Распределение бюджета времени, отводимого на педагогическую практику.
6. Учет и оценка работы, выполненной студентом в период педагогической практики в общеобразовательной школе
7. Подведение итогов практики
8. Перечень рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)


1. Цели и задачи практики и ее место в учебном процессе


Педагогическая практика является важнейшей частью профессионально-педагогической подготовки и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования направления «050100 – Педагогическое образование», профиль «Физкультурное образование» определены требования к уровню профессиональной подготовленности выпускника.

 

Цель и задачи практики

Целью педагогической практики в школе является моделированиебудущей профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной школы на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в период обучения в Вузе. Формирование профессионально необходимых специалисту физической культуры качеств в условиях самостоятельной педагогической деятельности.


Задачи:

· Закрепить, углубить и практически обогатить теоретические знания, сформировать умения их практического применения в решении конкретных педагогических задач.

· Сформировать основные профессионально – педагогические умения и навыки в организации педагогической деятельности в качестве учителя физической культуры и классного руководителя.

· Изучить опыт организации, постановку и планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательной школе.

· Выработать творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности.


1.2. Место практики в учебном процессе

 

В процессе педагогической практики в общеобразовательной школе студенты овладевают различными педагогическими умениями:
Организационные умения:
·осуществлять подготовку к проведению мероприятия (оформление места, размещение оборудования, инвентаря и т.д.);
·выбирать место руководителя во время занятия, подавать команды, распоряжения;
·выбирать методы организации и размещения занимающихся;
·организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия;
·организовать спортивно-массовые мероприятия;
·проводить судейство физкультурно-спортивных мероприятий;
·вести учет учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, составлять отчет о проведенных соревнованиях.
Оценочно-диагностические:
·оценивать уровень физического развития и функциональной подготовленности учащихся;
·регулировать и оценивать параметры физической нагрузки на занятиях;
·анализировать проведенные занятия и мероприятия и давать им оценку;
·проводить психолого-педагогические исследования;
·составлять психолого-педагогическую характеристику учащегося;
·оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
Гностические:
·использовать в учебном процессе теоретические знания о физическом воспитании детей школьного возраста;
·анализировать проблемную педагогическую ситуацию, находить новые знания, необходимые для ее решения;
·добывать необходимую информацию, уметь пользоваться научно-методической литературой;
·изучать мотивы и интересы занимающихся физической культурой.
Прогностические:
·прогнозировать результаты влияния занятий на уровень физического развития и физической подготовленности;
·прогнозировать результаты влияния оздоровительных мероприятий на уровень здоровья школьников.
Проектировочные:
·составлять документы планирования учебного процесса физического воспитания;
·составлять документы планирования спортивно-массовой и физкультурно -оздоровительной работы;
·разрабатывать сценарий и программы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
·определять цели и задачи физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых, учебно-тренировочных мероприятий.
Конструктивные:
·применять современные методы и приемы обучения и развития учащихся согласно поставленным задачам занятия;
·определять ошибки при обучении технике физических упражнений и находить пути их устранения;
·использовать различные средства обучения;
·владеть техникой показа и объяснения физических упражнений;
·осуществлять врачебно-педагогический контроль, профилактику травматизма, следить за техникой безопасности;
·корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов освоения занимающимися учебного материала, рекомендаций методиста, учителя физической культуры;
·организовать и проводить научные исследования по проблемам физического воспитания детей школьного возраста.
Коммуникативные:
·использовать информацию о физической культуре и спорте как средства общения и контакта на занятиях, при проведении внеклассных воспитательных и спортивно-массовых мероприятий;
·создавать благоприятную атмосферу общения учителя с занимающимися, между учащимися;
·расположить к себе собеседника, владеть современными психологическими технологиями общения с учащимися, с коллегами;
·устанавливать адекватные взаимоотношения между учителем и учащимися;
·владеть образной эмоциональной речью; умение вести диалог, дискуссию и др.

Перечень дисциплин, знание которых необходимо для успешного прохождения практики

 

Для успешного прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе студенты должны освоить знание основных разделов педагогики и психологии и получить зачет по этим дисциплинам. Дисциплины ОПД: анатомия, физиология, биомеханика, гигиена дают студенту знания по строению и возрастно-половым особенностям детского организма – эти дисциплины изучаются в 1-5 семестрах, как раз перед выходом на педагогическую практику в общеобразовательную школу. Психология и педагогика физической культуры и спорта, изучаемые в период прохождения практики (5-6 семестр) помогают студенту освоить педагогические и психологические аспекты деятельности учителя физического воспитания в школе.

 

 


2. Базы практики

 

 


Базами педагогической практики студентов 3 курса являются муниципальные общеобразовательные учреждения различного типа, располагающие достаточной материально-технической оснащенностью и высококвалифицированными педагогическими кадрами методистами.

Организация практики

Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требования к уровню подготовки специалиста физической культуры и спорта и проводится в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Общее руководство педагогической практикой осуществляет руководитель педагогической практики факультета физической культуры и спорта, который назначается приказом ректора. Этим же приказом назначаются и групповые руководители практики, а также консультанты по разделам программы практики. Руководитель школы, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов в базовых образовательных учреждениях.
Обязанности и права всех субъектов педагогической практики в общеобразовательной школе конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования /Приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154 /и Положением о производственной практике студентов В соответствии с учебным планом практика проводится в 6 и 7 семестрах в два отрезка, общей продолжительностью 6 недель.

5. Права и обязанности студента-практиканта

В период педагогической практики в общеобразовательной школе студент обязан:

· подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики;

· студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы;

· студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой педагогической практики; тщательно готовиться к проведению уроков физкультуры и других видов работ; посещать открытые уроки, методические занятия;

· студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (проведение уроков, посещение уроков, проведение воспитательных и спортивно-массовых мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.

Студент имеет право на:

· самостоятельное составление индивидуального плана работы на период практики в соответствии с программой и с учетом условий и возможностей базовой школы;

· проявление инициативы и творческого подхода в организации и проведении учебно-воспитательных и оздоровительных мероприятий;

· консультирование у группового руководителя, специалистов школы, консультанта по педагогике и психологии;

· самостоятельный выбор темы, видов и форм воспитательной и внеклассной работы по физической культуре;

· обращение к руководителю практики за разрешением повторного прохождения практики без отрыва от учебных занятий при признании работы неудовлетворительной;

· апелляцию к курсовому руководителю при несогласии с выставленной оценкой.


6.Содержание педагогической практики в общеобразовательной школе

Программа педагогической практики студентов предполагает выполнение следующих видов работ по разделам:

6.1. Организационная работа
•Участие в проводимой на факультете установочной конференции по вопросам содержания и организации педагогической практики.
•Ознакомительные беседы с директором школы, завучем по воспитательной работе, учителем физической культуры, врачом школы, учащимися.
•Заполнение «Дневника практиканта» по результатам ознакомительных бесед и составление индивидуального плана работы на период практики.
•Составление характеристики материально-технической базы базового учреждения в сфере физической культуры и спорта.
•Участие в групповых собраниях, проводимых руководителями практики и методических занятиях.
•Составление индивидуального плана работы на каждую неделю практики.
•Оформление отчетной документации по всем разделам практики.

6.2. Учебно-методическая работа
•Просмотр под руководством методиста с последующим анализом уроков учителей физической культуры и их обсуждением. Заполнение «Дневника практиканта».
•Посещение и просмотр занятий, проводимых практикантами.
•Разработка годового плана-графика прохождения учебного материала в закрепленных классах.
•Разработка поурочно-тематического плана на четверть для закрепленных классов (не менее 2-х).
•Разработка конспектов уроков физической культуры в закрепленных классах (не менее 6 за 3 недели; в том числе 1 конспект контрольного урока).
•Проведение не менее 8 уроков физической культуры в качестве помощника на подгруппе (по 4 на каждый трехнедельный отрезок практики) по конспекту ведущего преподавателя.
•Самостоятельное проведение уроков физической культуры в качестве учителя в течение 2 и 3-й недели (не менее 12, по 6 уроков на каждом отрезке).
•Оформление документации по разделам практики: легкой атлетики и спортивных игр.

6.3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
В процессе практики в рамках физкультурно-оздоровительной работы студенты должны выполнить следующие виды деятельности:
1. Ознакомиться с календарным планом соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий школы и района;

2. Провести по одному, на каждом отрезке практики, физкультурно-оздоровительному зачетному мероприятию в прикрепленном классе.

3. Выполнение отдельных поручений учителя по оказанию помощи физкультурному активу школы (класса): оформление наглядной агитации, подготовка и текущий ремонт инвентаря, оборудования по обеспечению учебного процесса и других мероприятий по физическому воспитанию школьников.

4. Принять участие в комплектовании и выступлении команды школы в районных и (или) городских соревнованиях в соответствии с календарем, в том числе: оформление заявок, оповещение, сбор и проведение собрания, помощь учителю в процессе соревнований;
5. Принять участие по заданию учителя в подготовке и проведении общешкольных соревнований и физкультурно-спортивных праздников (составление сметы, поиск источников финансирования, отчетность, организация судейства);

6. Подготовить отчет об участии в проведении спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (одно мероприятие в классе, одно общешкольное мероприятие и одно мероприятие за пределами школы);

6.4. Учебно-исследовательская работа
•Проведение хронометража урока физической культуры.
•Проведение пульсометрии урока.
•Проведение педагогического анализа урока физической культуры.
• Оформление результатов исследований.

6.5. Распределение бюджета времени, отводимого на педагогическую практику
Содержание программы педагогической практики с одной стороны должно отвечать требованиям учебного процесса в Вузе, а с другой стороны содержать компоненты должностных обязанностей работников общеобразовательной школы.


7. Понедельная рабочая программа

Виды педагогической деятельности Организационные формы выполнения заданий Оформление документации
6 семестр - 1 неделя
1. Организационная работа
Участие в установочной конференции Конференция Сведения о руководителях практики, учителях
Беседа с директором, завучем, врачом школы, учителем физической культуры Встреча с руководством школы Характеристика базы практики
Составление индивидуального плана работы на 1 неделю Сам. работа План на 1 неделю
2. Учебно-методическая работа
Беседа с учителем ф.к., распределение классов Собрание группы Дневник прак-нта
Просмотр уроков ф.к., проводимых учителем ф.к. Урок л/а Дневник прак-нта
Составление годового плана- графика, плана на 1 четверть, тематического плана задач Совместно с учителем, групповым руководителем. Сам.работа 3 плана (1 годовой и 2 четвертных)
  Проведение фрагмента урока ф.к., в качестве помощника учителя урок самоанализ
Составление расписания учебной и внеклассной работы Сам.работа расписание
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа    
Ознакомиться с календарным планом соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий школы и района; Совместно с учителем физкультуры, завучем по воспитательной работе Сделать выписки в дневник практиканта
 
Составление плана внеклассной работы по физическому воспитанию в прикрепленном классе Собрание бригады, сам.работа План школы, дневник
4. Учебно-исследовательская работа
Исследование уровня физического развития учащихся во время урока, проводимого учителем (хронометраж, пульсометрия и т.д.) Сам.работа Результаты исследования, анализ
2 неделя
1. Организационная работа
Участие в методических занятиях Собрание бригады Оценка за неделю
Составление индивидуального плана работы на 2 неделю Сам.работа План на 2 неделю
2. Учебно-методическая работа
Разработка конспектов уроков ф.к. Конспект
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами урок Дневник прак-нта, экспресс – анализ уроков
Проведение уроков ф.к. в качестве помощника (2 урока) Урок, самостоятельно Самоанализ
Проведение урока ф.к. самостоятельно (2 урока) урок По конспекту учителя
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
Провести по одному, на каждом отрезке практики, физкультурно-оздоровительному зачетному мероприятию в прикрепленном классе. Во внеучебное время (суббота, воскресение) По согласованию с руководством школы, классным руководителем, родителями. Маршрут должен быть утвержден и согласован.
3 неделя
1. Организационная работа
Участие в методических занятиях, индивидуальных консультациях Собрание бригады Оценка за неделю
Составление индивидуального плана работы на 3 неделю Сам. работа План на 3 неделю
2. Учебно-методическая работа
Разработка конспектов уроков ф.к. Сам. работа Конспект
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами урок Дневник прак-нта, экспресс – анализ урока
Проведение уроков ф.к. самостоятельно (4 урока) урок Самоанализ
Проведение урока ф.к. на подгруппе в качестве помощника практиканта в группе студентов (2 урока) урок По конспекту учителя
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
Выполнение отдельных поручений учителя по оказанию помощи физкультурному активу школы (класса): оформление наглядной агитации, подготовка и текущий ремонт инвентаря, оборудования по обеспечению учебного процесса и других мероприятий по физическому воспитанию школьников.   Во внеучебное время (суббота, воскресение) Представить: Положение о соревнованиях и отметку в характеристике об участии.
4. Учебно-исследовательская работа
Педагогический анализ урока ф.к., проведенного практикантом (3 анализа урока) с оценкой по экспресс-карте Коллективный и самостоятельный анализ Представить в дневнике 3 анализа уроков товарищей по группе
6 семестр - 4 неделя
1. Организационная работа
Участие в методических занятиях Собрание бригады Оценка за неделю
Составление индивидуального плана работы на 4 неделю Сам. работа План на 4 неделю
2. Учебно-методическая работа
Беседа с учителем ф.к., распределение классов Конспект
Просмотр уроков ф.к., проводимых учителем ф.к. урок Дневник прак-нта, экспресс – анализ урока
Составление годового плана- графика, плана на 1 четверть   Самоанализ
Проведение фрагмента урока ф.к., в качестве помощника учителя урок По конспекту учителя
Составление расписания учебной и внеклассной работы    
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
Принять участие в комплектовании и выступлении команды школы в районных и (или) городских соревнованиях в соответствии с календарем, в том числе: оформление заявок, оповещение, сбор и проведение собрания, помощь учителю в процессе соревнований;   Представить: Положение о соревнованиях и отметку в характеристике об участии.
Разработка планов секционных (иных малых форм ф.к.) Сам.работа план
Проведение секционных занятий (иных малых форм ф.к.) Тренир.занятие (подвижная перемена и т.д.) самоанализ
Проведение внутришкольного соревнования соревнование Отчет, самоанализ
4. Учебно-исследовательская работа
Проведение пробного хронометража фрагментов уроков ф.к. Сам.работа Результаты исследования, анализ
5 неделя
1. Организационная работа
Участие в методических занятиях Собрание бригады Оценка за неделю
Составление индивидуального плана работы на 5 неделю Сам.работа План на 5 неделю
2. Учебно-методическая работа
Разработка конспектов уроков ф.к. Конспект
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами урок Дневник прак-нта, экспресс – анализ урока
Проведение уроков ф.к. в качестве помощника (2 урока) урок Самоанализ
Проведение урока ф.к. самостоятельно (2 урока) урок По конспекту учителя
4. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
. Принять участие по заданию учителя в подготовке и проведении общешкольных соревнований и физкультурно-спортивных праздников (составление сметы, поиск источников финансирования, отчетность, организация судейства);   Самостоятельная работа Отметка о выполнении работы в характеристике по итогам педпрактики
     
5. Учебно-исследовательская работа
Проведение пробной пульсометрии, исследования познавательных интересов учащихся фрагментов уроков ф.к. Сам.работа Результаты исследования, анализ
6 неделя
1. Организационная работа
Участие в методических занятиях Собрание бригады Оценка за неделю
Составление индивидуального плана работы на 6 неделю Сам. работа План на 6 неделю
Подведение итогов практики Собрание бригады Характеристика студента
2. Учебно-методическая работа
Разработка конспектов уроков ф.к. урок Конспект
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами урок Самоанализ
Проведение уроков ф.к. самостоятельно (4 урока) урок конспект
Проведение урока ф.к. на подгруппе в качестве помощника практиканта в группе студентов (2 урока) урок По конспекту практиканта, товарища по группе
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
Подготовить отчет об участии в проведении спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (одно мероприятие в классе, одно общешкольное мероприятие и одно мероприятие за пределами школы);   Самостоятельная работа   Заполнение дневника
4. Учебно-исследовательская работа
Проведение хронометража, пульсометрии, исследования познавательных интересов учащихся фрагментов уроков ф.к. Педагогическое наблюдение Результаты исследования, анализ
Проведение педагогического анализа урока ф.к. Педагогическое наблюдение Результаты исследования, анализ, заполнение дневника

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...