Перечень дисциплин, знание которых необходимо для успешного прохождения практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им.А.И. ГЕРЦЕНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагогическая практика
Для направления: «050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Форма обучения: очная
Семестры: 6
Продолжительность: 6 недель
Санкт-Петербург-2015
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры теории и организации физической культуры института физической культуры РГПУим.А.И.Герцена.
Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Пономарев Г.Н.
Продолжительность и содержание рабочей программы по педагогической практике соответствует требованиям рабочего учебного плана подготовки бакалавров по профессиональной образовательной программе направления «050100 – Педагогическое образование», профиль «Физкультурное образование»
Структура программы
1. Пояснительная записка: цели и задачи практики, ее место в учебном процессе
2. Базы практики
3. Организация практики
4. Содержание педагогической практики в общеобразовательной школе
5. Распределение бюджета времени, отводимого на педагогическую практику.
6. Учет и оценка работы, выполненной студентом в период педагогической практики в общеобразовательной школе
7. Подведение итогов практики
8. Перечень рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)
1. Цели и задачи практики и ее место в учебном процессе
Педагогическая практика является важнейшей частью профессионально-педагогической подготовки и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования направления «050100 – Педагогическое образование», профиль «Физкультурное образование» определены требования к уровню профессиональной подготовленности выпускника.
Цель и задачи практики
Целью педагогической практики в школе является моделированиебудущей профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной школы на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в период обучения в Вузе. Формирование профессионально необходимых специалисту физической культуры качеств в условиях самостоятельной педагогической деятельности.
Задачи:
· Закрепить, углубить и практически обогатить теоретические знания, сформировать умения их практического применения в решении конкретных педагогических задач.
· Сформировать основные профессионально – педагогические умения и навыки в организации педагогической деятельности в качестве учителя физической культуры и классного руководителя.
· Изучить опыт организации, постановку и планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательной школе.
· Выработать творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности.
1.2. Место практики в учебном процессе
В процессе педагогической практики в общеобразовательной школе студенты овладевают различными педагогическими умениями:
Организационные умения:
·осуществлять подготовку к проведению мероприятия (оформление места, размещение оборудования, инвентаря и т.д.);
·выбирать место руководителя во время занятия, подавать команды, распоряжения;
·выбирать методы организации и размещения занимающихся;
·организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия;
·организовать спортивно-массовые мероприятия;
·проводить судейство физкультурно-спортивных мероприятий;
·вести учет учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, составлять отчет о проведенных соревнованиях.
Оценочно-диагностические:
·оценивать уровень физического развития и функциональной подготовленности учащихся;
·регулировать и оценивать параметры физической нагрузки на занятиях;
·анализировать проведенные занятия и мероприятия и давать им оценку;
·проводить психолого-педагогические исследования;
·составлять психолого-педагогическую характеристику учащегося;
·оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
Гностические:
·использовать в учебном процессе теоретические знания о физическом воспитании детей школьного возраста;
·анализировать проблемную педагогическую ситуацию, находить новые знания, необходимые для ее решения;
·добывать необходимую информацию, уметь пользоваться научно-методической литературой;
·изучать мотивы и интересы занимающихся физической культурой.
Прогностические:
·прогнозировать результаты влияния занятий на уровень физического развития и физической подготовленности;
·прогнозировать результаты влияния оздоровительных мероприятий на уровень здоровья школьников.
Проектировочные:
·составлять документы планирования учебного процесса физического воспитания;
·составлять документы планирования спортивно-массовой и физкультурно -оздоровительной работы;
·разрабатывать сценарий и программы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
·определять цели и задачи физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых, учебно-тренировочных мероприятий.
Конструктивные:
·применять современные методы и приемы обучения и развития учащихся согласно поставленным задачам занятия;
·определять ошибки при обучении технике физических упражнений и находить пути их устранения;
·использовать различные средства обучения;
·владеть техникой показа и объяснения физических упражнений;
·осуществлять врачебно-педагогический контроль, профилактику травматизма, следить за техникой безопасности;
·корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов освоения занимающимися учебного материала, рекомендаций методиста, учителя физической культуры;
·организовать и проводить научные исследования по проблемам физического воспитания детей школьного возраста.
Коммуникативные:
·использовать информацию о физической культуре и спорте как средства общения и контакта на занятиях, при проведении внеклассных воспитательных и спортивно-массовых мероприятий;
·создавать благоприятную атмосферу общения учителя с занимающимися, между учащимися;
·расположить к себе собеседника, владеть современными психологическими технологиями общения с учащимися, с коллегами;
·устанавливать адекватные взаимоотношения между учителем и учащимися;
·владеть образной эмоциональной речью; умение вести диалог, дискуссию и др.
Перечень дисциплин, знание которых необходимо для успешного прохождения практики
Для успешного прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе студенты должны освоить знание основных разделов педагогики и психологии и получить зачет по этим дисциплинам. Дисциплины ОПД: анатомия, физиология, биомеханика, гигиена дают студенту знания по строению и возрастно-половым особенностям детского организма – эти дисциплины изучаются в 1-5 семестрах, как раз перед выходом на педагогическую практику в общеобразовательную школу. Психология и педагогика физической культуры и спорта, изучаемые в период прохождения практики (5-6 семестр) помогают студенту освоить педагогические и психологические аспекты деятельности учителя физического воспитания в школе.
2. Базы практики
Базами педагогической практики студентов 3 курса являются муниципальные общеобразовательные учреждения различного типа, располагающие достаточной материально-технической оснащенностью и высококвалифицированными педагогическими кадрами методистами.
Организация практики
Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требования к уровню подготовки специалиста физической культуры и спорта и проводится в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности.
Общее руководство педагогической практикой осуществляет руководитель педагогической практики факультета физической культуры и спорта, который назначается приказом ректора. Этим же приказом назначаются и групповые руководители практики, а также консультанты по разделам программы практики. Руководитель школы, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов в базовых образовательных учреждениях.
Обязанности и права всех субъектов педагогической практики в общеобразовательной школе конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования /Приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154 /и Положением о производственной практике студентов В соответствии с учебным планом практика проводится в 6 и 7 семестрах в два отрезка, общей продолжительностью 6 недель.
5. Права и обязанности студента-практиканта
В период педагогической практики в общеобразовательной школе студент обязан:
· подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики;
· студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы;
· студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой педагогической практики; тщательно готовиться к проведению уроков физкультуры и других видов работ; посещать открытые уроки, методические занятия;
· студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (проведение уроков, посещение уроков, проведение воспитательных и спортивно-массовых мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.
Студент имеет право на:
· самостоятельное составление индивидуального плана работы на период практики в соответствии с программой и с учетом условий и возможностей базовой школы;
· проявление инициативы и творческого подхода в организации и проведении учебно-воспитательных и оздоровительных мероприятий;
· консультирование у группового руководителя, специалистов школы, консультанта по педагогике и психологии;
· самостоятельный выбор темы, видов и форм воспитательной и внеклассной работы по физической культуре;
· обращение к руководителю практики за разрешением повторного прохождения практики без отрыва от учебных занятий при признании работы неудовлетворительной;
· апелляцию к курсовому руководителю при несогласии с выставленной оценкой.
6.Содержание педагогической практики в общеобразовательной школе
Программа педагогической практики студентов предполагает выполнение следующих видов работ по разделам:
6.1. Организационная работа
•Участие в проводимой на факультете установочной конференции по вопросам содержания и организации педагогической практики.
•Ознакомительные беседы с директором школы, завучем по воспитательной работе, учителем физической культуры, врачом школы, учащимися.
•Заполнение «Дневника практиканта» по результатам ознакомительных бесед и составление индивидуального плана работы на период практики.
•Составление характеристики материально-технической базы базового учреждения в сфере физической культуры и спорта.
•Участие в групповых собраниях, проводимых руководителями практики и методических занятиях.
•Составление индивидуального плана работы на каждую неделю практики.
•Оформление отчетной документации по всем разделам практики.
6.2. Учебно-методическая работа
•Просмотр под руководством методиста с последующим анализом уроков учителей физической культуры и их обсуждением. Заполнение «Дневника практиканта».
•Посещение и просмотр занятий, проводимых практикантами.
•Разработка годового плана-графика прохождения учебного материала в закрепленных классах.
•Разработка поурочно-тематического плана на четверть для закрепленных классов (не менее 2-х).
•Разработка конспектов уроков физической культуры в закрепленных классах (не менее 6 за 3 недели; в том числе 1 конспект контрольного урока).
•Проведение не менее 8 уроков физической культуры в качестве помощника на подгруппе (по 4 на каждый трехнедельный отрезок практики) по конспекту ведущего преподавателя.
•Самостоятельное проведение уроков физической культуры в качестве учителя в течение 2 и 3-й недели (не менее 12, по 6 уроков на каждом отрезке).
•Оформление документации по разделам практики: легкой атлетики и спортивных игр.
6.3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
В процессе практики в рамках физкультурно-оздоровительной работы студенты должны выполнить следующие виды деятельности:
1. Ознакомиться с календарным планом соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий школы и района;
2. Провести по одному, на каждом отрезке практики, физкультурно-оздоровительному зачетному мероприятию в прикрепленном классе.
3. Выполнение отдельных поручений учителя по оказанию помощи физкультурному активу школы (класса): оформление наглядной агитации, подготовка и текущий ремонт инвентаря, оборудования по обеспечению учебного процесса и других мероприятий по физическому воспитанию школьников.
4. Принять участие в комплектовании и выступлении команды школы в районных и (или) городских соревнованиях в соответствии с календарем, в том числе: оформление заявок, оповещение, сбор и проведение собрания, помощь учителю в процессе соревнований;
5. Принять участие по заданию учителя в подготовке и проведении общешкольных соревнований и физкультурно-спортивных праздников (составление сметы, поиск источников финансирования, отчетность, организация судейства);
6. Подготовить отчет об участии в проведении спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (одно мероприятие в классе, одно общешкольное мероприятие и одно мероприятие за пределами школы);
6.4. Учебно-исследовательская работа
•Проведение хронометража урока физической культуры.
•Проведение пульсометрии урока.
•Проведение педагогического анализа урока физической культуры.
• Оформление результатов исследований.
6.5. Распределение бюджета времени, отводимого на педагогическую практику
Содержание программы педагогической практики с одной стороны должно отвечать требованиям учебного процесса в Вузе, а с другой стороны содержать компоненты должностных обязанностей работников общеобразовательной школы.
7. Понедельная рабочая программа
Виды педагогической деятельности
| Организационные формы выполнения заданий
| Оформление документации
|
6 семестр - 1 неделя
|
1. Организационная работа
|
|
|
Участие в установочной конференции
| Конференция
| Сведения о руководителях практики, учителях
|
Беседа с директором, завучем, врачом школы, учителем физической культуры
| Встреча с руководством школы
| Характеристика базы практики
|
Составление индивидуального плана работы на 1 неделю
| Сам. работа
| План на 1 неделю
|
2. Учебно-методическая работа
|
|
|
Беседа с учителем ф.к., распределение классов
| Собрание группы
| Дневник прак-нта
|
Просмотр уроков ф.к., проводимых учителем ф.к.
| Урок л/а
| Дневник прак-нта
|
Составление годового плана- графика, плана на 1 четверть, тематического плана задач
| Совместно с учителем, групповым руководителем. Сам.работа
| 3 плана (1 годовой и 2 четвертных)
|
Проведение фрагмента урока ф.к., в качестве помощника учителя
| урок
| самоанализ
|
Составление расписания учебной и внеклассной работы
| Сам.работа
| расписание
|
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
|
|
|
Ознакомиться с календарным планом соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий школы и района;
| Совместно с учителем физкультуры, завучем по воспитательной работе
| Сделать выписки в дневник практиканта
|
|
|
|
Составление плана внеклассной работы по физическому воспитанию в прикрепленном классе
| Собрание бригады, сам.работа
| План школы, дневник
|
4. Учебно-исследовательская работа
|
|
|
Исследование уровня физического развития учащихся во время урока, проводимого учителем (хронометраж, пульсометрия и т.д.)
| Сам.работа
| Результаты исследования, анализ
|
2 неделя
|
1. Организационная работа
|
|
|
Участие в методических занятиях
| Собрание бригады
| Оценка за неделю
|
Составление индивидуального плана работы на 2 неделю
| Сам.работа
| План на 2 неделю
|
2. Учебно-методическая работа
|
|
|
Разработка конспектов уроков ф.к.
|
| Конспект
|
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами
| урок
| Дневник прак-нта, экспресс – анализ уроков
|
Проведение уроков ф.к. в качестве помощника (2 урока)
| Урок, самостоятельно
| Самоанализ
|
Проведение урока ф.к. самостоятельно (2 урока)
| урок
| По конспекту учителя
|
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
|
|
|
Провести по одному, на каждом отрезке практики, физкультурно-оздоровительному зачетному мероприятию в прикрепленном классе.
| Во внеучебное время (суббота, воскресение)
| По согласованию с руководством школы, классным руководителем, родителями. Маршрут должен быть утвержден и согласован.
|
3 неделя
|
1. Организационная работа
|
|
|
Участие в методических занятиях, индивидуальных консультациях
| Собрание бригады
| Оценка за неделю
|
Составление индивидуального плана работы на 3 неделю
| Сам. работа
| План на 3 неделю
|
2. Учебно-методическая работа
|
|
|
Разработка конспектов уроков ф.к.
| Сам. работа
| Конспект
|
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами
| урок
| Дневник прак-нта, экспресс – анализ урока
|
Проведение уроков ф.к. самостоятельно (4 урока)
| урок
| Самоанализ
|
Проведение урока ф.к. на подгруппе в качестве помощника практиканта в группе студентов (2 урока)
| урок
| По конспекту учителя
|
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
|
|
|
Выполнение отдельных поручений учителя по оказанию помощи физкультурному активу школы (класса): оформление наглядной агитации, подготовка и текущий ремонт инвентаря, оборудования по обеспечению учебного процесса и других мероприятий по физическому воспитанию школьников.
| Во внеучебное время (суббота, воскресение)
| Представить: Положение о соревнованиях и отметку в характеристике об участии.
|
4. Учебно-исследовательская работа
|
|
|
Педагогический анализ урока ф.к., проведенного практикантом (3 анализа урока) с оценкой по экспресс-карте
| Коллективный и самостоятельный анализ
| Представить в дневнике 3 анализа уроков товарищей по группе
|
6 семестр - 4 неделя
|
1. Организационная работа
|
|
|
Участие в методических занятиях
| Собрание бригады
| Оценка за неделю
|
Составление индивидуального плана работы на 4 неделю
| Сам. работа
| План на 4 неделю
|
2. Учебно-методическая работа
|
|
|
Беседа с учителем ф.к., распределение классов
|
| Конспект
|
Просмотр уроков ф.к., проводимых учителем ф.к.
| урок
| Дневник прак-нта, экспресс – анализ урока
|
Составление годового плана- графика, плана на 1 четверть
|
| Самоанализ
|
Проведение фрагмента урока ф.к., в качестве помощника учителя
| урок
| По конспекту учителя
|
Составление расписания учебной и внеклассной работы
|
|
|
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
|
|
|
Принять участие в комплектовании и выступлении команды школы в районных и (или) городских соревнованиях в соответствии с календарем, в том числе: оформление заявок, оповещение, сбор и проведение собрания, помощь учителю в процессе соревнований;
|
| Представить: Положение о соревнованиях и отметку в характеристике об участии.
|
Разработка планов секционных (иных малых форм ф.к.)
| Сам.работа
| план
|
Проведение секционных занятий (иных малых форм ф.к.)
| Тренир.занятие (подвижная перемена и т.д.)
| самоанализ
|
Проведение внутришкольного соревнования
| соревнование
| Отчет, самоанализ
|
4. Учебно-исследовательская работа
|
|
|
Проведение пробного хронометража фрагментов уроков ф.к.
| Сам.работа
| Результаты исследования, анализ
|
5 неделя
|
1. Организационная работа
|
|
|
Участие в методических занятиях
| Собрание бригады
| Оценка за неделю
|
Составление индивидуального плана работы на 5 неделю
| Сам.работа
| План на 5 неделю
|
2. Учебно-методическая работа
|
|
|
Разработка конспектов уроков ф.к.
|
| Конспект
|
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами
| урок
| Дневник прак-нта, экспресс – анализ урока
|
Проведение уроков ф.к. в качестве помощника (2 урока)
| урок
| Самоанализ
|
Проведение урока ф.к. самостоятельно (2 урока)
| урок
| По конспекту учителя
|
4. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
|
|
|
. Принять участие по заданию учителя в подготовке и проведении общешкольных соревнований и физкультурно-спортивных праздников (составление сметы, поиск источников финансирования, отчетность, организация судейства);
| Самостоятельная работа
| Отметка о выполнении работы в характеристике по итогам педпрактики
|
|
|
|
5. Учебно-исследовательская работа
|
|
|
Проведение пробной пульсометрии, исследования познавательных интересов учащихся фрагментов уроков ф.к.
| Сам.работа
| Результаты исследования, анализ
|
6 неделя
|
1. Организационная работа
|
|
|
Участие в методических занятиях
| Собрание бригады
| Оценка за неделю
|
Составление индивидуального плана работы на 6 неделю
| Сам. работа
| План на 6 неделю
|
Подведение итогов практики
| Собрание бригады
| Характеристика студента
|
2. Учебно-методическая работа
|
|
|
Разработка конспектов уроков ф.к.
| урок
| Конспект
|
Просмотр уроков ф.к., проводимых практикантами
| урок
| Самоанализ
|
Проведение уроков ф.к. самостоятельно (4 урока)
| урок
| конспект
|
Проведение урока ф.к. на подгруппе в качестве помощника практиканта в группе студентов (2 урока)
| урок
| По конспекту практиканта, товарища по группе
|
3. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
|
|
|
Подготовить отчет об участии в проведении спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (одно мероприятие в классе, одно общешкольное мероприятие и одно мероприятие за пределами школы);
|
Самостоятельная работа
|
Заполнение дневника
|
4. Учебно-исследовательская работа
|
|
|
Проведение хронометража, пульсометрии, исследования познавательных интересов учащихся фрагментов уроков ф.к.
| Педагогическое наблюдение
| Результаты исследования, анализ
|
Проведение педагогического анализа урока ф.к.
| Педагогическое наблюдение
| Результаты исследования, анализ, заполнение дневника
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: