Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к заполнению граф конспекта урока (занятия)

ТИПОВАЯ ФОРМА ТЕКСТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ В ВИДЕ КОНСПЕКТА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

На титульном листе указывается организация, которая принимает данную работу или название конкурса, в котором участвует специалист, и информация об участнике.

Например:

 

Санкт-Петербургская академия

Постдипломного педагогического образования

 

Институт общего образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА физической культуры

по разделу программы (например: «легкая атлетика» или «спортивные игры (волейбол)»)

 

или КОНСПЕКТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ по (например: «легкой атлетике»)

 

для учащихся класса (группы, возраста)

 

Выполнил ( или Конспект составил): Иванов Иван Николаевич,

учитель физической культуры

ГБОУ гимназии № ….. Петроградского района г.Санкт-Петербург

______________________

 

XI Всероссийский конкурс

«Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

НОМИНАЦИЯ

«Специалисты в области физической культуры и спорта

Общеобразовательных организаций (учителя), профессиональных образовательных организаций (преподаватели) по учебной работе»

 

УЧАСТНИК КОНКУРСА

___________________________________________________________

ФИО полностью, должность

ГБОУ гимназии № …. Петроградского района г.Санкт-Петербург

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры

по разделу программы (например: «легкая атлетика» или «спортивные игры (волейбол)»)

 

или ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ по (например: «легкой атлетике»)

 

для учащихся класса (группы, возраста)

____________________________

 

Далее определяется:

Тема урока (занятия): копируется тема в формулировке, представленной в содержании учебной программы (например: «Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».).

 

Основные задачи:

1. Формулируются образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков, их закреплению или совершенствованию навыков в технике двигательных действий. Они должны конкретизировать тему (например: «Научить сочетанию разбега с отталкиванием в прыжке в длину с разбега» или «Совершенствовать навык в технике приземления при выполнении прыжка в длину с разбега»). Таких задач может быть несколько в одном уроке, исходя из темы урока.

2. Формулируются оздоровительные задачи по развитию конкретных физических качеств, проявление которых типично для изучаемых упражнений (например, для прыжка в длину с разбега – «Способствовать развитию координационных и скоростно-силовых качеств применительно к прыжку в длину с разбега»).

3. Формулируются воспитательные задачи, определяющие направленность педагогических воздействий на воспитание, так называемых, личностных качеств (например: «Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности» и др. Эти задачи должны определяться с учетом возможностей конкретного содержания урока.

4. Формулируются образовательные задачи по формированию знаний (например: «Содействовать усвоению учащимися знаний о фазах прыжка в длину с разбега»).

 

Примечание. Предлагаемая последовательность задач обусловлена следующим:

1. пока неизвестно, какие конкретные упражнения будут изучаться, непонятно, какие физические качества необходимо развивать;

2. пока неизвестно, какие конкретные упражнения будут изучаться и какие физические качества будут развиваться, нельзя определить потенциальные возможности воздействия содержания урока на личностные проявления учеников;

3. пока неизвестно все перечисленное, невозможно определить тематику необходимых знаний.

 

Требования к формулировке задач:

1. Учебная задача должна выражаться в глагольной форме и иметь характер целевой установки (например, не «Обучение отталкиванию в прыжке…» («обучение» – это процесс, а не цель), а «Научить отталкиванию…»).

2. В формулировке задачи должен быть отражен с возможно большей определенностью конечный результат ее решения (например, «Ознакомить учащихся с техникой цикла лазанья по канату способом «в три приема», «Закрепить навык в выполнении кувырка вперед» и т.д.).

3. Образовательные задачи по обучению технике упражнений легче поддаются конкретизации, чем оздоровительные и воспитательные, поскольку не трудно определить, наблюдая действия ученика, относительно законченные границы (этапы) усвоения им техники физического упражнения. Поэтому такие образовательные задачи и следует формулировать в категориях: «Ознакомить…», «Научить… или Сформировать умение в выполнении…», «Содействовать формированию навыка в выполнении…», «Закрепить…», «Совершенствовать в технике…» (конкретного упражнения или отдельного структурного его компонента – разбега, отталкивания, приземления, соскока, группировки и т.д.). Это будет соответствовать последовательности этапов обучения (а со стороны ученика – усвоения) техники физического упражнения.

4. Конкретизация других типов задач (по развитию физических или воспитанию личностных качеств, формированию знаний) должна осуществляться «привязыванием» их к изучаемым в уроке (занятии) физическим упражнениям, а также к конкретным группам мышц, преимущественно задействованным в том или ином упражнении (например: «Содействовать развитию силы мышц рук и плечевого поясаприменительно к лазанью по канату», «Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом», «Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног применительно к прыжкам в длину с разбега», «Способствовать воспитанию смелости и решительностиприменительно к опорным прыжкам», «Способствовать воспитанию согласованности действий при взаимодействии с партнеромприменительно к ловле и передаче мяча», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о биодинамических закономерностях бега с низкого старта», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о технике прыжка в длину с разбега» и т.п.).

Результаты обучения, достигаемые в ходе изучения темы: содержание урока (занятия) должно быть направлено на достижение учащи­мися личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах личности учащихся, которые приобретаются в процессе освоения темы занятия. Эти качественные свойства проявляются:

- в положительной мотивации учащихся к занятиям ФК,

- в готовности обучающихся к саморазвитию (в накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей),

- в достижении личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Данные результаты могут характеризовать:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

• знание истории физической культуры своего народа, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, формирование уважительного отношения к культуре дру­гих народов;

• развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов и профессиональных предпочтений;

• освоение социальных норм и правил поведения в обществе, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях.

Метапредметные результаты отражаются в сформированности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), проявляющихся в эффективном применении учащимися накопленных знаний и уменийиз области «физическая культура» в повседневной жизнедеятельности. Данные результаты отражаются в умении самостоятельно:

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,

- определять цели и задачи своего обучения,

- планировать пути достижения целей,

- соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- работать индивидуально и в группе,

- разрешать конфликты.

Данные результаты могут характеризовать:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• формирование умения самостоятельно планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать собственные возможности ее решения, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и оценку своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими обучающимися, умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• овладение сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности в со­ответствии с содержанием учебного предмета, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты отражают опыт учащихся, который приобретается ими в процессе освоения темы. Данные результаты отражаются:

- в понимании роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств,

- в активном включении в здоровый образ жизни,

- в овладении приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта,

- в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий.

Данные результаты могут характеризовать:

• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств человека, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;

• овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

• расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей систем организма, расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма, освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах, обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Использование современных образовательных технологий в уроке (занятии):

Деятельность педагога осуществляется­ на основе личностной­ ориентации­ педагогиче­ского процесса, активизаци­и и интенсифика­ции деятельнос­ти учащихся, эффективно­сти управления­ и организаци­и учебного процесса, дидактичес­кого усовершенс­твования и реконструи­рования материала. Разрабатывать содержание занятия необходимо с учетом использования современных образовательных технологий в обучении, подтверждающие их обоснованное и эффективное применение в данном конкретном занятии.

В уроке (занятии) физической культуры могут использоваться, например, следующие образовательные технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью).
  2. Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся,работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которого возникает необходимость включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с членами коллектива).
  3. Технологии разноуровнего обучения (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, создание условий для организации учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения).
  4. Технология проблемного обучения (постановка учителем перед учениками поисковых заданий с возможной организацией коллективного обсуждения оптимальных решений с определением наиболее рационального способа выполнения, при котором обеспечивается самостоятельный поиск учеником оптимального решения двигательной задачи, свободное воспроизведение приобретенных знаний и навыков в различных ситуациях путем практического опробования и осмысления).
  5. Компьютерные технологии (использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе).

Время проведения урока (занятия): указывается начало и окончание урока по расписанию дня, что позволит судить о возможном уровне работоспособности учащихся, обуславливающим оптимальную интенсивность планируемых в уроке физических нагрузок (например: 10.00 - 10.45).

Место проведения: целесообразно указать размеры площадки или спортивного зала, что ориентирует на использование конкретных способов организации деятельности занимающихся (например: спортивный зал размером 12*24м).

Необходимое оборудование и инвентарь: инвентарь перечисляется с учетом содержания учебного материала и предполагаемого количества учащихся (например: гимнастический мостик – 3 шт.).

Дата проведения урока (занятия): ________________

 


Требования к заполнению граф конспекта урока (занятия)

 

Целесообразно использовать следующее графическое оформление содержания конспекта урока:

 

Части урока (занятия) и их продолжи-тельность Частные задачи к конкретным видам упражнений Содержание учебного материала Дозиров-ка Организационно-методические указания

 

Все записи, независимо от типа урока или внеклассного занятия (гимнастического, легкоатлетического и др.), должны осуществлять в соответствии с принятой в отечественной системе физического воспитания гимнастической терминологии. Записи должны быть предельно краткими, но емкими по смысловому содержанию. Допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и гимнастической терминологии.

 

1. В первой графе обозначаются части урока (занятия) и продолжительность каждой из них с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты.

2. Во второй графе формулируются частные задачи для каждого конкретного упражнения (или группы однотипных упражнений), обозначенного в графе третьей. Это позволит раскрыть внутреннюю логику используемой учителем методики. Если задача формулируется для группы однотипных упражнений, в скобках необходимо указать номера упражнений к ней относящихся (например: «Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3 – 8)»).

3. В третьей графе записываются упражнения в соответствии с очередностью выполнения их на уроке или занятии (начиная с начального построения), а также действия учителя (сообщение задач урока (занятия) и теоретических сведений). В данной графе все упражнения, а также действия учителя необходимо пронумеровать по порядку.

4. В четвертой графе обозначаются все передвижения – в метрах или минутах (секундах); общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок, метание, передача мяча и т.п.) – в количестве раз; построения и перестроения – в количестве раз или во времени (когда используются однократно); игры – во времени. При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно выражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности (например, при выполнении конкретного общеразвивающего упражнения указывается количество его повторений и в скобках – время, затраченное на выполнение этого количества).

5. Заполнение графы 5 заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены методические приемы, используемые при выполнении конкретных упражнений, выделены особо важные детали техники, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе обучения, даны указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. В этой же графе фиксируются и методы нравственного воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т.п.). Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т.п. Намечаются методы проверки и оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т.п.

Например:

Части урока и их продолжи-тельность Частные задачи к конкретным видам упражнений Содержание учебного материала Дозиров-ка Организационно-методические указания
  Заключительная часть – 4-5 минут. Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.   10. Ритмичная ходьбав обход зала в колонне по-одному с последующим расположением учащихся врассыпную по залу и выполнение упражнений в глубоком дыхании и на расслабление групп мышц. до 3 мин.     Выполнить под счет и по распоряжению учителя. При построении соблюдать интервалы и дистанции в 2 шага. Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнений и ритме дыхания.
Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности. 11.Построениев одну шеренгу иподведение итогов урока: - выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, - обобщение высказываний учащихся, - оценка степени решения задач, - выделение лучших. до 2 мин. Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...