Характерные особенности детей с ЗПР
| Характерные особенности детей с умственная отсталость
|
1 параметр, определяющий характер психического дизонтогенеза - функциональной локализацией нарушения (дефекты)
|
Характерны только частные дефекты.
Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.
| Характерен приоритет общих дефектов над частными.
|
2 параметр связан со временем поражения.
|
Характерно более позднее время воздействия вредности,
длительность воздействия негативных факторов значительно меньше.
| Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур).
Длительность воздействия негативных факторов значительно больше.
|
3 параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом
|
Особую роль играет социокультурный фактор.
| Приоритетное влияние оказывают биологические факторы.
|
Критерий распространенности
|
Встречается значительно чаще, показатели распространенность составляют 7–11%.
| Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%
|
Дети с ЗПР не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.
| Стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга.
|
При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит обратимый характер. Нарушения психических функций в дальнейшем преодолеваются
| УО носит необратимый характер. Нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.
|
Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
| Умеренная умственная отсталостьF-71
| Тяжелая умственная отсталость
F-72
|
1. Физическое развитие
| Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы.
| Отклонения в физическом развитии более выражены.
|
2. Двигательная сфера
| Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений.
| Движения хаотичны, плохо координированы. Походка детей неустойчива. Слабая регуляция мышечных усилий. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.
|
3. Бытовые навыки
| Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.
| При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельно действий по личной гигиене.
|
4. Социальный опыт
| Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется постоянная сопровождающая помощь взрослого:
— напоминание дороги в школу, местонахождения класса, туалета, столовой и т. д.;
— помощь в различении средств передвижения, соблюдении правил перехода улицы с учетом сигнала светофора;
— помощь в использовании пред метов одежды, бытовых предметов и др. с учетом сезона, ситуаций (дома, в школе, театре и др.). Крайне ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.
| Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов оби-
хода.
|
5. Способность к общению
| Контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.). Некоторые дети способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.).
| Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п.
|
6. Способность к деятельности
| Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается.
Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют.
Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.
| Интерес к действиям взрослого не проявляется.
Пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания-
Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы.
|
7. Сформированность ВПФ
Восприятие
| При восприятии различают знакомых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.
| Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.). Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна.
|
Память
| Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффективна.
| Опосредованное запоминание недоступно.
|
Мышление
| Операции обобщения на элементарном уровне. Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.
| Обобщение недоступно. Не понимают причинно-следственных зависимостей.
Крайне низкий уровень обучаемости
|
Речь
| Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации.
| Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.
|