Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью (УО)

 

Характерные особенности детей с ЗПР Характерные особенности детей с умственная отсталость
1 параметр, определяющий характер психического дизонтогенеза - функциональной локализацией нарушения (дефекты)
Характерны только частные дефекты. Характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития. Характерен приоритет общих дефектов над частными.  
2 параметр связан со временем поражения.
Характерно более позднее время воздействия вредности, длительность воздействия негативных факторов значительно меньше.     Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур). Длительность воздействия негативных факторов значительно больше.
3 параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом
Особую роль играет социокультурный фактор.   Приоритетное влияние оказывают биологические факторы.
Критерий распространенности
Встречается значительно чаще, показатели распространенность составляют 7–11%. Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%
Дети с ЗПР не имеют нару­шений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной ра­ботоспособности. Стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга.
При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит обратимый характер. Нарушения психических функций в дальнейшем преодолеваются УО носит необратимый характер. Нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы.

 

Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

  Умеренная умственная отсталостьF-71   Тяжелая умственная отсталость F-72  
1. Физическое развитие   Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы. Отклонения в физическом разви­тии более выражены.  
2. Двигательная сфера   Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Сла­бая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигатель­ной координации. Трудности са­мостоятельного выполнения двига­тельных упражнений.   Движения хаотичны, плохо коор­динированы. Походка детей не­устойчива. Слабая регуляция мы­шечных усилий. Грубые нарушения зрительно-двигательной координа­ции. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.
3. Бытовые навыки Трудности самостоятельного вы­полнения действий по самообслу­живанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установ­лении правильной последователь­ности действий. Нуждаются в пос­тоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиоло­гических потребностей. Не выпол­няют самостоятельно действий по личной гигиене.  
4. Социальный опыт Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется посто­янная сопровождающая помощь взрослого: — напоминание дороги в школу, местонахождения класса, туалета, столовой и т. д.; — помощь в различении средств передвижения, соблюдении правил перехода улицы с учетом сигнала светофора; — помощь в использовании пред­ метов одежды, бытовых предметов и др. с учетом сезона, ситуаций (дома, в школе, театре и др.). Крайне ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов оби- хода.    
5. Способность к общению   Контакт со взрослыми непродол­жителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необхо­дима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.). Некоторые дети способны при­влекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.). Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жесто­вое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не иници­ируют. Иногда проявляют негати­визм. Характерно пассивное под­чинение. Положительно реагируют на лас­ку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п.  
6. Способность к деятельности   Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятель­ность, а отдельные признаки пред­метов (звучание, цвет). Требуется многократное повто­рение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удержива­ется. Способны к подражанию и сов­местным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адек­ватно.   Интерес к действиям взрослого не проявляется. Пассивны в принятии предлагае­мого взрослым задания- Простейшие действия при совмес­тной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выпол­нении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Органи­зующая, направляющая, разъясня­ющая помощь не эффективна. Не­обходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы.  
7. Сформированность ВПФ Восприятие При восприятии различают знако­мых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия окружающе­го и его сопровождение со сторо­ны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей воз­можна только с помощью взрос­лого. Нет словесного обозначения ос­новных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требует­ся организующая и направляющая помощь. Восприятие знакомых и незнако­мых людей менее дифференциро­вано. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максималь­ной направляющей помощи взрос­лого. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.). Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна.  
Память   Не соотносят запоминаемый ма­териал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффек­тивна. Опосредованное запоминание не­доступно.  
Мышление   Операции обобщения на элемен­тарном уровне. Решение проблем­ных ситуаций, установление при­чинно-следственных связей воз­можны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут вы­полняться только при активном взаимодействии со взрослым. Пе­ренос показанного способа дейс­твия при решении новых задач вы­зывает те же трудности. Обобщение недоступно. Не пони­мают причинно-следственных за­висимостей. Крайне низкий уровень обучаемости
Речь   Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограни­чен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербаль­ным средствам коммуникации.   Доступно пониманию небольшое количество слов бытового харак­тера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...