Понятие и сущность руководства и лидерства.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Руководство представляет собой существенный компонент эффективного управления, но эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Анализ этих различий между «Руководителем» и «Лидером» позволил сделать следующие выводы: 1) между этими понятиями существует определенное сходство, проявляющееся в том, что обе категории: «Лидерство» и «Руководство» — субъекты управления, реализуют процессы социального влияния, определяют субординацию отношений; 2) основным различием между этими понятиями является то, что руководство — это социальный феномен, руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений. Руководитель становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий, в его компетенцию входят официальные отношения группы. Лидерство есть психологический феномен, то есть лидер осуществляет регулирование межличностных отношений (неформальных) в группе. Лидерами становятся не по воле организации, а стихийно, в зависимости от настроения группы. Безусловно, что идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя. Однако, в реальной жизни любого коллектива лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя, а также возможно существование в социуме нескольких лидеров, выделяющихся в различных личностных проявлениях. Таким образом, говоря о руководстве, мы имеем в виду действия «Формального лидера» — руководителя по координации и упорядочиванию отношений внутри формальной социальной группы.
САМОМЕНЕДЖМЕНТ И ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ.
Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой. Самоменеджмент (персональный менеджмент) помогает руководителю: рационально организовывать свой труд и труд своих подчиненных; реализовывать профессиональные и жизненные цели; избегать стрессовых ситуаций; повышать работоспособность; получать удовлетворение от выполняемой работы. Разумная самоорганизация дает менеджеру следующие преимущества: • Выполнение работы с меньшими затратами. • Лучшая организация личного труда. • Меньшая загруженность работой. • Меньше ошибок при выполнении своих функций. • Больше удовольствия от работы, большая мотивация труда. • Меньше спешки и стресса. • Рост квалификации. • Лучшие результаты труда. • Достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем. САМОМЕНЕДЖМЕНТ — это наука и искусство: • эффективного использования базовых ресурсов личности (таких как время, активность, платежеспособность, образованность); • управления процессами жизнедеятельности личности (труд менеджера, использование свободного времени, карьера); • управления результатами деятельности менеджера (уровень квалификации, личные качества, имидж). ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.
Формальные группы создаются и существуют в рамках официальных организаций, конкретной деятельности. В них строго распределены позиции и роли членов группы на основе системы подчинения, называемой «структура власти». Цели формальных групп ставятся извне на основе задач, стоящих перед организацией.
Неформальные группы возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми. Эти группы являются спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников.
Социально-психологический климат — нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Социально-психологический климат представляет собой относительно устойчивое явление, имеющее субъективную значимость для каждого члена группы. Это та атмосфера, которая окружает человека на рабочем месте. Психологический климат затрагивает интересы каждого члена группы и возникает под воздействием совместной деятельности и организационно-управленческих факторов. Управление социально-психологическим климатом происходит на основе воздействия менеджера на его показатели, которыми являются: характер конфликтов в группе; готовность членов группы к общению; социометрическая структура взаимоотношений; уровень критики и самокритики в группе; стабильность группы и условия адаптации в ней молодых кадров. Психологический климат отражает деловые и личностные связи между работниками. При положительном психологическом климате преобладает атмосфера взаимного понимания, работоспособности, взаимопомощи. Иногда же, наоборот, в силу плохого социально-психологического климата коллектив ассоциируется у человека не с ожиданием радости от интересного труда и общения с коллегами, а с ощущением отбывания тягостных работ. Но положительный психологический климат не всегда возникает сам собой. Для его формирования необходима система работы с коллективом и соответствующий стиль руководства. Композиция — характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородный, т.е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу входят индивидуально очень разные люди, то композиция будет гетерогенной. Позиция члена группы — понятие, обозначающее официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений. Статус — реальное положение человека в системе внутригруп-повых отношений, степень авторитетности для остальных участников. Внутренняя установка человека — личное субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных. Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают. Размер — количественный состав группы.
Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно. Конформизм (приспособленчество) — психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного мнения, свойственного группе; мера «подчинения» индивида групповому давлению. Каналы коммуникаций — структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией. Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются члены группы. Сплоченность — мера тяготения членов группы друг к другу и к группе, проявляющаяся в ответственности за совместную работу, сотрудничестве и взаимопомощи, в отношении к нечестности, нетребовательности, халатности.
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Принципы этики деловых отношений можно представить как совокупность нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества и определяющих правила поведения человека в системе деловых отношений. В центре этики находится мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов поведения и т.п. Эти системы определяют границы отношений и взаимодействий людей в обществе, поскольку нормы морали устанавливают сами люди. Понятно, что конкретное содержание этих систем зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, что понимается под категориями добра и зла в данной эпохе. Анализ исторического развития этических учений показывает, что в различные исторические периоды в социуме существовали весьма разные представления о высших ценностях, о мире, о нравственности. Например, для современного российского общества характерны иные требования к личности, ее морали, нежели в эпоху "застоя". Сегодня востребованы предприимчивость, коммуникабельность, индивидуализм, творческое отношение к деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|