Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон Республики Беларусь «Об информатизации»

Законом РБ «Об информатизации» регулируются общественные отношения, возникающие при:

1) реализации права на осуществление поиска, передачу, получение, хранение, обработку, использование, распространение и (или) предоставление информации, в том числе информационных ресурсов (далее, если не определено иное, – информация);

2) создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей (далее – информационные технологии, системы и сети);

3) оказании информационных услуг;

4) организации и обеспечении защиты информации.

Объектами информационных отношений являются:

1) информация;

2) базы и банки данных;

3) информационные ресурсы;

4) информационные технологии;

5) комплексы программно-технических средств;

6) информационные системы;

7) информационные сети;

8) информационные услуги.

Государственные органы, граждане и юридические лица вправе в соответствии с Законом «Об информатизации» и иными актами законодательства Республики Беларусь создавать, осуществлять поиск, запрашивать, передавать, получать, хранить, обрабатывать, использовать и распространять информацию.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится следующая информация:

1) о частной жизни гражданина и персональные данные;

2) составляющая государственные секреты, коммерческую тайну, профессиональную тайну;

3) служебная информация ограниченного распространения;

4) содержащаяся в материалах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

5) связанная с организационно-техническим обеспечением работы государственного органа (организации), юридического лица, включая информацию о промежуточных решениях, внутреннюю служебную корреспонденцию;

6) иная информация в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Запрещается распространение и (или) предоставление информации:

1) направленной на насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны, возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства;

2) посягающей на нравственность, а также честь, достоинство и деловую репутацию граждан и деловую репутацию юридических лиц;

В соответствии со статьёй 23 Закона Рб «Об информатизации», каждый имеет право на защиту информации о своей частной жизни, включая право на неприкосновенность частной жизни от вмешательства и (или) контроля со стороны третьих лиц, на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на личную и семейную тайну.

Состав сведений, составляющих информацию о частной жизни гражданина, определяется самим гражданином.

Никто не вправе требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, информации, составляющей личную и семейную тайну, включая сведения, касающиеся состояния его здоровья, взглядов, политических и религиозных убеждений, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного лица кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Каждый имеет право принимать любые законные меры для защиты информации о своей частной жизни и требовать соблюдения указанных мер от другого лица. Сбор, обработка, использование и хранение персональных данных определяются целями, для которых они собираются, обрабатываются, используются и хранятся.

В соответствии со статьёй 24 Закона Рб «Об информатизации», профессиональная тайна подлежит правовой охране в случаях, если на лиц, получивших доступ к информации, законодательством Республики Беларусь возложена обязанность принимать меры по защите такой информации.

К профессиональным тайнам относятся врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна исповеди, налоговая тайна, банковская тайна, тайна сведений о страховании, тайна нотариального действия, тайна совещания при вынесении судебного решения и другие тайны, отнесенные к профессиональным в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Информация, составляющая адвокатскую тайну и тайну исповеди, не предоставляется (разглашению не подлежит).

Требования к официальным сайтам государственных органов (организаций) в сети Интернет:

1. На официальных сайтах государственных органов (организаций) подлежит обязательному размещению следующая информация:

1) официальное наименование государственного органа (организации);

2) адрес места нахождения государственного органа (организации), контактный телефон (факс), адрес электронной почты;

3) организационная структура государственного органа (организации) (руководство, отделы (управления), контактные телефоны);

4) режим работы государственного органа (организации) и время приема граждан;

5) нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственного органа (организации);

6) иная информация по решению руководителя государственного органа (организации).

 На официальном сайте государственного органа (организации) не допускается размещение:

1) предвыборных агитационных материалов, агитационных материалов при проведении референдумов;

2) рекламы, в том числе социальной;

3) информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено и (или) запрещено.

Информация о способах доступа к официальным сайтам государственных органов (организаций) должна быть обнародована (опубликована) для всеобщего сведения.

В соответствии со статьёй № 38 (Создание информационных технологий, информационных систем и сетей):

1. Право создавать информационные технологии, информационные системы и сети принадлежит государственным органам (организациям), гражданам и юридическим лицам.

2. Информационные системы, содержащие данные о гражданах и юридических лицах, создаются государственными органами (организациями), в компетенцию которых входит создание и ведение информационных систем, содержащих данные о гражданах и юридических лицах, а также юридическими лицами, которым это право предоставлено законодательными актами Республики Беларусь.

3. Государственные органы (организации), граждане и юридические лица имеют право создавать локальные, межотраслевые и межгосударственные информационные сети и (или) входить в них со своими информационными системами.

Деятельность по проектированию, разработке, внедрению государственных информационных систем и оказанию услуг по обеспечению их функционирования, формированию государственных информационных ресурсов и их использованию, включая создание баз данных, их эксплуатацию и представление информации, осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании соответствующих соглашений, а также в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь.

Использование информационных сетей:

1. Использование информационных сетей на территории Республики Беларусь осуществляется с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об электросвязи, а также настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

2. Законодательными актами Республики Беларусь может быть предусмотрена обязательная идентификация лиц, участвующих в информационном обмене с использованием информационных сетей. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Республики Беларусь, вправе произвести проверку, позволяющую подтвердить, что электронное сообщение исходит от отправителя, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь или соглашением сторон, – обязан произвести такую проверку.

3. Международный информационный обмен с использованием информационных сетей осуществляется свободно и без ограничений при условии соблюдения на территории Республики Беларусь установленных законодательством Республики Беларусь требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Ответственность субъектов информационных отношений (Статья 47)

1. Обладатель информации или уполномоченное им лицо несет ответственность за предоставление заведомо неточной, неполной, предоставляемой с нарушением срока информации, возмещает вред, нанесенный пользователю в связи с этим, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

2. Владелец программно-технических средств, информационных систем и сетей несет ответственность за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Субъекты информационных отношений несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание информации, распространяемой ими от своего имени, в том числе посредством информационных систем, информационных сетей.

4. Операторы государственных информационных систем или информационных систем, содержащих информацию ограниченного доступа, несут ответственность за обеспечение целостности и сохранности содержащейся в них информации и обязаны принимать меры по предотвращению разглашения, утраты или искажения информации, а при необходимости – меры по восстановлению утраченной информации.

 К техническим (программно-техническим) мерам защиты информации и информационных систем относятся меры по физической защите информационных систем, использование средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.

 

1.3. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №357-З "Об электронном документе".

Закон РБ «Об электронном документе» принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года, Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года

Изменения и дополнения:

1) Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З, (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

2) Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З, (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259).

В соответствии со сатьёй 6 Закона РБ «Об электронном документе», основными требования, предъявляемыми к электронному документу, являются следующие.                          

 Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

1) создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств;

2) иметь структуру, установленную настоящим Законом, и содержать реквизиты, позволяющие ее идентифицировать;

3) быть представленным в форме, понятной для восприятия человеком.

В соответствии со сатьёй 7 Закона РБ «Об электронном документе», электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Информация об адресате относится к общей части. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей. 

В соответствии со сатьёй 8 Закона РБ «Об электронном документе»: электронный документ имеет формы внутреннего и внешнегопредставления. Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на машинном носителе.

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном либо ином отделимом от машинного носителя материальном объекте в доступном для визуального обозрения виде (без дополнительных технических приспособлений) и форме, понятной для восприятия человеком.

В соответствии со сатьёй 9 Закона РБ «Об электронном документе», оригинал электронного документа существует только на машинном носителе. Все экземпляры электронного документа, зафиксированные на машинном носителе и идентичные один другому, являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.

В случае, когда одним лицом создаются документ на бумажномносителе и электронный документ, идентичные по содержанию, оба документа признаются самостоятельными документами. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.

В соответствии со сатьёй 11 Закона РБ «Об электронном документе», электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Если законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен письменно либо представлен в письменном виде или письменной форме, то электронный документ считается соответствующим этим требованиям.

Оригиналы электронных документов и их копии на бумажных носителях, соответствующие требованиям статьи 10 настоящего Закона, имеют одинаковую юридическую силу.

В соответствии со сатьёй 12 Закона РБ «Об электронном документе», электронная цифровая подпись предназначена для:

1) удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;

2) подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей подписей, лиц, подписывающих этот документ.

Подлинность и целостность электронного документа означает, что документ в действительности создан владельцем личного ключа  подписи и в данный документ не внесены изменения.

Подтверждение подлинности и целостности электронного документа производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей проверки подписей лиц, подписавших электронный документ.

Владельцем личного ключа подписи является конкретное физическое или юридическое лицо, осуществившее выработку этого ключа путем применения средств электронной цифровой подписи и соответствующего ему открытого ключа проверки подписи.

Владелец личного ключа подписи в своих интересах должен хранить его в тайне и обеспечивать его защиту от случайного уничтожения или модификации.

В соответствии со сатьёй 14 Закона РБ «Об электронном документе», открытый ключ проверки подписи вырабатывается на базе личного ключа подписи путем применения средств электронной цифровой подписи.

Принадлежность открытого ключа проверки подписи владельцу личного ключа подписи удостоверяется путем постановки этим лицом подписи (подписи и печати) на карточке открытого ключа проверки подписи.

Пользователем открытого ключа проверки подписи является лицо, которому владельцем личного ключа подписи или уполномоченным имлицом предоставляется карточка открытого ключа проверки подписи для проверки подлинности подписанных электронных документов.

Пользователь открытого ключа проверки подписи обязанобеспечивать идентичность используемого им открытого ключа проверки подписи тому ключу, который зафиксирован в карточке открытого  ключа проверки подписи.

Форма карточки открытого ключа проверки подписи устанавливается собственником информационных систем и сетей.

В соответствии со сатьёй 25 Закона РБ «Об электронном документе», физические лица, юридические лица и их должностные лица всоответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за нарушение законодательства об обращении электронных документов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...