Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грубые формы и методы теневой экономики.

II. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Зависимость бизнеса от региональной власти.

 

Говоря о предпринимательстве в отдельно взятом российском регионе, вряд ли удастся абстрагироваться от ряда национальных черт этого феномена. Ведь на региональном уровне отражаются общие закономерности, присущие отечественному предпринимательству.

Прежде всего, они связаны со спецификой возрождения частного предпринимательства в постсоветский период.

Самый многочисленный и разнообразный слой российского предпринимательства - это так называемые представители «новой волны», начинавшие свой бизнес с нуля. Они заняли в основном те ниши, которые в директивной экономике пустовали. Речь идет о внепроизводственной сфере: банковская и иная финансовая деятельность, биржевое и страховое дело, некоторые виды торгово-посреднической деятельности (например, продажа недвижимости, автомобилей, бытовой техники, оргтехники), рекламная, аудиторская и консалтинговая деятельность, а также выпуск не производимых ранее товаров и услуг.

Выявление характерных черт предпринимательства на уровне российских регионов осложняется тем, что они разнообразны по географическому положению, размеру территории, удаленности от центра, природно-климатическим условиям, плотности и составу населения. Это многообразие обусловлено и объективными экономическими факторами. Так, различают относительно благополучные регионы столичного типа (Москва, Санкт-Петербург) и сырьевые регионы, извлекающие выгоду из своего привилегированного положения или запасов природных ресурсов. В то же время существуют депрессивные регионы, связанные с находящимися в кризисе традиционными отраслями и ВПК. Нельзя сбрасывать со счетов субъективные неэкономические факторы, такие, как личность губернатора или региональный менталитет.

Тем не менее, попытаемся определить характерные черты, то общее, что объединяет российское предпринимательство на региональном уровне.

В 90-х годах минувшего века развернулся «парад суверенитетов». Администрация субъектов РФ приобрела многие властные функции, в результате чего создалась парадоксальная ситуация: практика централизованного аминистративно-командного управления была в значительной степени перенесена на региональный уровень. Региональная администрация получила возможность выдавать различные квоты, лицензии, устанавливать налоговые ставки и льготы, распределять бюджетные средства. Под реальным контролем региональной власти зачастую находятся и формально независимые от нее структуры - правоохранительные органы, суды.

Крупные корпорации национального масштаба меньше зависят от региональной власти, находя поддержку в лице федеральных структур. В ряде регионов сырьевые корпорации фактически ведут себя как хозяева. И уже губернаторам приходится обращаться к ним за помощью в решении социально-экономических и экологических проблем. Средний и малый бизнес подобным влиянием похвастаться не может и в полной мере испытывает на себе бремя разрешительной системы предпринимательства, начиная с регистрации, аренды помещений и заканчивая бесчисленными проверками контролирующих органов. На региональном уровне развит бюрократический рэкет: чиновники вынуждают предпринимателей делать взносы или отчисления (официальные или неофициальные), не предусмотренные действующим законодательством.

По сравнению с западными странами, где отношения в сфере государственного управления сильно формализированы, власть в регионах России несет в себе черты личности своих руководителей. Как правило, это лидеры харизматического типа, создающие собственный стиль руководства. В национальных республиках указанная черта проступает наиболее ярко.

В 90-е годы XX столетия некоторые губернаторы вели себя как удельные князья, пытаясь отгородиться от остального мира. Дело доходило даже до запретов вывоза продукции за пределы региона. В действиях других отражалось наследие советского прошлого в виде политики социального патернализма.

Мэр Москвы Ю.Лужков обладает имиджем «крепкого хозяйственника», для него характерен авторитарный стиль управления. Губернатор Кемеровской области А.Тулеев защищает угольную промышленность, а губернатор Краснодарского края А.Ткачев активно привлекает инвестиции в свой регион.

Иногда со временем к руководству регионов приходят преуспевающе бизнесмены. Бывшие топ-менеджеры крупных компаний, не потерявшие связи с последними, создают им режим наибольшего благоприятствования. Так, в прошлом руководитель «Норильского никеля» А. Хлопонин стал впоследствии мэром города Норильска, а затем и губернатором Красноярского края.

В этом отношении интересен вопрос о том, как изменится характер региональной власти в случае перехода от прямых выборов к фактическому назначению губернаторов президентом. Вполне вероятно, что «харизматическая пестрота» сойдет на нет, и сложится более унифицированный образ российского губернатора.

 

Грубые формы и методы теневой экономики.

 

В 90-е годы прошлого века гипертрофированных масштабов достигла теневая экономика. По разным оценкам она охватывала 25-50 процентов ВВП и 8,2-30 миллионов человек. Сложилась высокая зависимость частного бизнеса от властных и криминальных структур.

В новых условиях, когда предпринимательская деятельность стала легитимной, отпала необходимость в том, чтобы бывшие «цеховики», «шабашники» действовали в рамках теневой экономики. Многие теневики, которые в свое время были осуждены за то, что раньше называлось экономическими преступлениями, были реабилитированы.

Специфика теневой экономики, в первую очередь, обусловлена социально экономической структурой того или иного региона. Теневая деятельность в основном связана с очагами экономической активности региона. В Москве и Санкт-Петербурге - это кредитно-финансовая сфера, операции с недвижимостью, в других регионах - экспорто-ориентированное сырьевое производство: Тюменская область (нефть), Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и др. Незаконный рыбный промысел, контрабанда, махинации с имуществом судоходных компаний процветают в портовых и приграничных городах (Владивосток, Находка, Хабаровск, Новороссийск, Мурманск, Калининград). В крупных городах вокруг промышленных гигантов сформировалась разветвленная сеть посреднических организаций, теневую деятельность которых трудно контролировать. Вынужденная внелегальная экономика разрослась в стажирующих регионах (Северный Кавказ, Центр России, Чукотка и др.).

Самые масштабные теневые операции так ли иначе связаны с действиями представителей региональной власти. В большинстве регионов сформировались свои олигархические группировки как слияние бизнеса и власти. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе. Таким образом, владельцы и руководители экономических структур получают важнейшие законодательные, контрольные и кадровые прерогативы и к тому же освобождаются от профессиональной законотворческой работы. Наличие института совместительства в региональных законодательных органах создает юридическую и организационную возможность слияния власти и капитала. В результате законодательные органы многих регионов находятся под влиянием заинтересованных кругов, что обеспечивает значительные выгоды отдельным компаниям и отрицательно сказывается на деятельности предприятий, не имеющих такого влияния.

Контролируя финансовые и материальные ресурсы, представители региональной власти могут организовывать различные каналы самообогащения. Известно, что абсолютное большинство российских регионов дотационные, то есть существуют за счет трансфертов из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов. Система трансфертов открывает большие перспективы для теневых операций. Хорошо известны случаи разворовывания государственных средств, выделенных на восстановление Чечни. Подобные махинации характерны и для средств, направленных для восстановления жилья и инфраструктуры в регионах, пострадавших от стихийных бедствий (Приморский край, Краснодарский край, Якутия и др.) Практически во всех российских регионах зафиксированы грубые нарушения порядка использования выделенных средств. Ряд губернаторов и вице-губернаторов предстали перед судом за злоупотребление властью.

Один из главных каналов самообогащения представителей региональной власти - выборы исполнителей подрядных работ по проектам, предусмотренным местным бюджетом. Имеются отработанные схемы, с помощью которых через подставных лиц происходит присвоение представителями власти определенной части местного бюджета (завышение объема работ, превышение оплаты труда, манипуляции с ценами и т.д.). Функционируют и карманные структуры администраций: фактически частный бизнес представителей власти.

Зафиксированы случаи формирования в регионах откровенно мафиозных структур. Они основаны на прямой и непосредственной связи представителей власти с криминалитетом и получении ими личной прибыли от незаконной деятельности (игорный бизнес, сутенерство, торговля оружием, наркотиками и т.п.). В некоторых регионах в 90-х годах прошлого века ситуация начинала выходить из-под контроля. Так, в Екатеринбурге в 1999 году в преддверии (местных, губернаторских, парламентских) выборов был зарегистрирован общественно-политический союз «Уралмаш», созданный при непосредственном участии «уралмашевской» преступной группировки. В региональных законодательных собраниях есть депутаты не только с сомнительным, но и уголовным прошлым.


III. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. 3.1. Большая роль малого бизнеса. Зарубежный опыт.

В конце 2004 г. в Российской Федерации функционировало около миллиона (953 096) малых предприятий, на которых работали 7,815 млн. человек, что составляет 12% всех занятых в экономике (примерно 66 млн. человек). Малые предприятия производят до 20% валового внутреннего продукта страны.

Для сравнения - в негосударственном секторе Евросоюза, по статистическим данным (см. таблицу), около 99% всех предприятий - это малые и средние предприятия (далее – МиСП) с численностью до 250 человек, которые предоставляют 66% всех рабочих мест и обеспечивают 55% всей созданной стоимости, оказывают решающее воздействие на прогрессивное развитие, повышение конкурентоспособности, ускорение инноваций.

Таб. СТАТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЕВРОСОЮЗУ

 

характер предприятий

количество предприятий

численность работающих

тыс. ед. удельный вес, % тыс. человек удельный вес, %
Микропредприятия (0-9 работающих) 19 040 93, 11 41 750 34, 29
Малые предприятия (10-49 работающих) 1200 5, 87 23 080 18, 96
Всего, микро-, малые предприятия 20 240 98, 98 64 830 53, 25
Средние предприятия (50-249 работающих) 170 0, 82 15 960 13, 11
Всего, микро-, малые и средние предприятия 20 410 99, 80 80 790 66, 36
Крупные предприятия 40 0, 20 40 960 33,64
Итого, по всем предприятиям 20 450 100, 00 121 750 100, 00

 

Обычно существенный прогрессивно-общественный вклад МиСП связывают с высокой занятостью, так как действительно такие предприятия создают большое количество рабочих мест в расчете на единицу вложенного капитала. Во всех странах мира, включая Евросоюз, подавляющая часть вновь созданных рабочих мест относится к новым предприятиям. При этом подчеркивается, что МиСП в структурно-слабых регионах выполняют функции обучения и развития персонала.

Таким образом, в активы МиСП можно записать создание новых рабочих мест, обучение и развитие работающих, вклад в динамику экономического развития, создание конкурентно способных предпринимательских структур, содействие быстрому приспособлению различных отраслей к структурным изменениям.

В индустриальных державах благоприятное воздействие на МиСП оказывали организационно-технологические изменения последних двух десятилетий. Деятельность крупных предприятий в настоящее время сосредоточена на определенных узловых направлениях, и от специализированных малых предприятий требуется оказывать ряд услуг или изготавливать предпродукты по договору outsourcing, под которым понимается передача выполнения отдельных функций специализированной компанией субподрядчику, что позволяет сконцентрироваться на основной деятельности. Малые предприятия в рамках аутсорсинга получают возможность сэкономить, например, на компьютерном обеспечении и доступ к профессиональному решению своих проблем.

Динамичными проводниками экономического роста в индустриальных державах служат малые предприятия высоких технологий. Именно поэтому в 1982 г. в США был принят закон, согласно которому все учреждения с годовым исследовательским бюджетом свыше 100 млн. долларов должны 0,2% своих средств переводить малым предприятиям. Этот механизм - так называемая Программа стимулирования инноваций (Small Business Innovation Research Program), она в первую очередь была предназначена для создания новых рабочих мест, но кроме этого правительственная SBIR миссия была направлена на новые технологии.

В развивающихся странах малые предприятия играют несколько иную роль, чем в индустриальных державах. Так, например, в Латинской Америке большинство малых предприятий сосредоточено в традиционных отраслях, характеризующихся низкими барьерами вступления на рынок, - розничная торговля или производство несложных товаров для местных рынков (мебель, продукты питания, косметика). Для данных предприятий характерны непрерывный повышенный объем предложения, низкие цены, удовлетворительное качество и низкая капиталоемкость.

Потенциал МиСП в развивающихся странах можно рассматривать в следующем разрезе: интеграция специализированных малых предприятий в современные конкурентоспособные международные промышленные системы, например в качестве поставщиков, через оказание услуг или как участников промышленных кластеров; создание новых предприятий в высокотехнологичных отраслях; взаимодействие малых сельскохозяйственных предприятий в агропромышленном секторе и для экспортных поставок.

С точки зрения проблемы глобализации особенно настораживает тот факт, что в развивающихся странах МиСП активны, прежде всего, в тех сферах, в которых они напрямую конкурируют с крупными предприятиями или импортерами, не обладая преимуществами массового производства, широким ассортиментом продукции или рыночным обеспечением. Это возможно лишь в удаленных районах или в такой отрасли, как производство строительных материалов, где крупные предприятия несут большие транспортные расходы. Впоследствии с развитием стандартизации и расширением рынка несложных товаров, на который хлынут текстиль, одежда и обувь из азиатских стран, ситуация на этих традиционных для национальных малых предприятий рынках ухудшится. Появятся цепи супермаркетов с их прогрессивными методами продаж; местные производители будут вынуждены вступать в сотрудничество с торговыми сетями. При этом необходимо, чтобы в развивающихся странах сложился определенный средний уровень обеспечения и контроля стандартов продукции и услуг.

 

3.2. Государственная поддержка предпринимательства

 

Государственная поддержка предпринимательства предусматривает следующие направления, призванные содействовать созданию и функционированию МП:

• осуществление областными органами власти правовой защиты субъектов предпринимательства от незаконных действий должностных лиц;

• формирование инфраструктуры поддержки и развития МП;

• совершенствование налоговой политики;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МиСП.

Юридически формы и методы стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства установлены Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14.06.95).

Разрабатываются и осуществляются программы развития и поддержки малого предпринимательства среднесрочного характера. Их цель - создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

Государственная поддержка тех или иных проектов помимо прямого финансирования может оказываться в виде выдачи квот и лицензий, предоставления гарантий по заемным средствам, а также налоговых и других льгот.

Однако система государственной поддержки малого предпринимательства пока не носит целостного характера. В этом плане, необходимо восстановить вертикальную связь с федеральными органами. Кроме того, проводится работа по привлечению иностранных инвестиций в малый бизнес.

 

3.3. Барьеры на пути развития предпринимательства

 

Несмотря на Указ Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» (июнь 1998 г.), на пути развития предпринимательства еще сохраняются определенные препятствия. Основные причины, таковы:

• неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность МП;

• несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулирование малого предпринимательства, что, обусловливает недостаточную координацию действий по его государственной поддержке;

• отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;

• низкая платежеспособность и, как следствие, уменьшение спроса на продукцию;

• проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;

• трудности в организации сбыта и т.д.

Кроме того, серьезной преградой являются проблемы финансирования. Малые предприятия по сравнению с крупными, подвержены дискриминации на финансовых рынках. Так как коммерческие банки, во избежание риска, и вследствие разного уровня обеспеченности заемщиков, более охотно финансируют крупные предприятия или компенсируют риск кредитования малых предприятий более высокими процентами. Недоступность и дороговизна кредитов, вынуждают предприятия ограничивать масштаб бизнеса размером собственного капитала. Ограничение масштаба бизнеса приводит к высокой доле постоянных затрат, поэтому малые предприятия вынуждены почти всегда устанавливать более высокие цены, чем крупные, и заведомо обрекать себя на поражение в жестких ценовых войнах, имеющих место во многих отраслях.

 В становлении новых предпринимательских структур необходимо уделить особое внимание административным барьерам, поскольку их устранение не требует значительных затрат и полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенства законодательной базы, регулирующей деятельность в данной сфере, и уровня правовой культуры.

В настоящее время существует избыточность контролирующих органов и дублирование их функций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных органов. Причем проверки носят бессистемный характер. Различные контролирующие органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой и осуществлять комплексные обследования.


Заключение В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Иными словами мировой опыт свидетельствует: экономический подъем и благосостояние граждан того или иного государства напрямую зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья. В курсовой изучено предпринимательство, определена его роль, как элемента системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающей ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды.Для достижения данной цели были решены следующие задачи:- проанализировано современное состояние и условия развития малого предпринимательства, при этом было установлено, что предпринимательство – это наиболее демократичный и достаточно весомый сегмент национального хозяйства, что его игнорирование зачатую приводит к дестабилизации и нарастанию кризисов в национальной экономике;- установлены возможности нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей, выявлено, что на сегодняшний день финансирование малого предпринимательства в России далеко не идеально, что законодательная база в этой области до конца не проработана.Кроме того, в ходе разработки курсовой работы были сделаны следующие выводы: необходимо конкретизировать правовые акты и инструкции, призванные помочь развитию предпринимательства, а полный и комплексный анализ структуры и динамики предпринимательства поможет разработать четкую и слаженную программу помощи предпринимателям. Политика государства должна быть устойчиво ориентирована на поддержку и защиту предпринимательства.А так же мною была установлена необходимость дальнейшего исследования оглашенной проблемы и более глубокого изучения условий возрождения Российского предпринимательства (поиск путей финансирования, регулирование и налогообложение, возникновение новых видов организационной деятельности и т. п.) Отношение к предпринимательству в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно. Более того, именно предприниматели выступают сегодня для большинства россиян социально-политическим лидером. Несмотря даже на, безусловно, существующее на бытовом уровне негативное отношение к отдельным сторонам его развития, россияне оценивают предпринимателей как новую реальную силу на российском политическом Олимпе.В стране сейчас сложилась уникальная в мировом масштабе ситуация. Когда предпринимательской деятельностью может заняться каждый, так как предпринимательский класс еще только формируется и процесс его формирования носит массовый характер.Глубинная готовность принять допускающую большую степень личной свободы и независимости неуравнительную рыночную экономику обуславливается, прежде всего, тем, что она более полно отвечает базовым ценностям общества. Символом же экономики и силой, способной реализовать ее на практике, для россиян выступает сегодня предпринимательство.
Список используемой литературы: 1. Г. А. Копылова. Руководящий корпус российских предприятий: эволюция и характерные черты// Соискатель №3 2005 С. 55-632. Ф.В. Кузнецов. Характерные черты предпринимательства в российских регионах // Соискатель №3 2005. С. 130-137.3. Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства.// Человек и труд №12 2005 С. 71-76.4. Борисов С., Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается?// Человек и труд. 2005 №1 С.65-67.5. Аборнева О., Государственное регулирование и поддержка предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления. №2 2004 С. 111-117.6. Вольский А. Главная прорывная сила экономики. // Человек и труд. №1 2004 С. 35-377. Русаков М. С. Финансово- экономические механизмы развития малого предпринимательства за рубежом.// Экономический анализ. Теория и практика. №11 2006 С. 61.8. Егоров. Малый бизнес—инструмент решения социальных задач.// Проблемы теории и практики управления. №4 2004 С. 47-50.9. Станиславчик Е. Малый и средний бизнес.// Проблемы теории и практики управления. № 11 2005. С. 104-109.10. Гуринович М. Большая роль малого бизнеса. // Человек и труд. №1 2004. С. 37-40.11. Винская В. Малый бизнес набирает обороты.// Экономика и жизнь. Сибирь – ноябрь (№18) 2005. С. 7-9.12. Ершова В.И. Российская газета №3 2005 С. 3-7.13. Губанов С. Рост отсталости или отсталость роста.// Труд и социальные отношения. №3 (30) 2005. С. 26-31.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...