Тенденции развития современных фондовых бирж.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская экономика, поражен глубоким кризисом. Он был вызван целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают функционировать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в настоящее время является весьма туманным. В отличие от рынка ценных бумаг, который в том или ином виде будет в России сохранен, судьба организаторов торгов может оказаться более драматичной. Если существующие институты не смогут выжить до периода оживления рынка, если им не будет оказана поддержка, то в будущем российский рынок ценных бумаг может перейти под контроль иностранных бирж и организаторов торгов. Тем более что уже сегодня ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направлении. Рассматривая проблему развития российского фондового рынка, следует выделить ее составные части — политику самих бирж и политику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Политика бирж. В России развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи происходило в двух направлениях — создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных институтов, формирующих рынки различных финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг — от организации торгов до осуществления клиринга и обеспечения расчетов как по ценным бумагам, так и по денежным средствам. Примером первого направления является Российская торговая система (РТС), второго - Московская межбанковская валютная биржа. Российская торговая система создала Расчетную палату, усилила свое взаимодействие с Депозитарно – клиринговой компанией. Таким образом, организация рынка по принципу единой технологической цепочки, используемому первоначально только на ММВБ, развивается на всех ведущих фондовых площадках России (РТС, МФБ, СПВБ и т. д.). На сегодняшний день еще сохраняются различия в торгуемых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов по акциям, то некогда специализированные площадки по торговле акциями и облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются организовать рынок валюты и рынок дериватов. (Пионерами универсальных фондовых бирж остаются ММВБ и СПВБ, которые с 1997 г. организуют торги практически по всем видам финансовых инструментов и валюте.) В целом тенденция универсализация в России прослеживается.
Сохраняются различия и в организационно - правовой форме организаторов торгов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принципами государственного регулирования наложены жесткие ограничения на организационно - правовую форму отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, фондовая биржа создается только в форме некоммерческого партнерства (МФБ, РТС), в то время как организатором торговли может быть и закрытое акционерное общество. Именно поэтому ММВБ (закрытое акционерное общество), являющийся по функциям полноценной фондовой биржей, обладает лицензией организатора торговли (что, в общем, не мешает ей успешно развивать данный вид деятельности и конкурировать с полноценными фондовыми биржами). Что касается технологического аспекта, то в данной области в России отмечается редкое единство — все биржи и торговые системы используют электронные торговые системы, а не механизм зального голосового аукциона. В плане регионального охвата все ведущие площадки России благодаря электронным технологиям организации торгов не ограничиваются только своими регионами и пытаются более или менее успешно привлекать региональных участников. На ММВБ работают свыше ста региональных профессиональных участников нескольких десятков регионов России, в семи городах функционируют представители ММВБ, обеспечивающие участникам доступ к торгам на ММВБ; в РТС также работают региональные участники; МФБ неоднократно декларировала свои региональные планы. Те региональные биржи, которые ориентируются только на профессиональных участников данного конкретного региона, стагнируют, несмотря порой на активную поддержку местных властей.
Таким образом, можно отметить, что на деятельность российских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надежду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные услуги с меньшими издержками. Политика государственных органов регулирования российского рынка ценных бумаг. В этой области налицо отставание России от мировых тенденций. В качестве отдельных примеров можно привести особую приверженность российских регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа, клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы только в рамках данной организационно-правовой формы) и патологическое недоверие к открытым акционерным обществам. Сохранены ограничения на совмещение ряда видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мнение профессиональных участников откровенно игнорируется регуляторами рынка ценных бумаг. Разумеется, не все то, к чему стремятся профессиональные участники, полезно для рынка ценных бумаг вообще, поскольку разные интересы у государственных органов, регулирующих рынок, и у различных профессиональных участников. Но если целиком игнорировать мнение последних, прикрываясь как щитом задачей защиты инвесторов, то можно полностью ликвидировать отдельные группы профессиональных участников. Надежда на оптимистический прогноз российского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем).
В 2005 году международные рейтинговые агентства (Standard and Poor’s, Moody’s) неоднократно повышали кредитные рейтинги РФ, что косвенно свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности России. «В 2006 году экономический рост в России продолжится, по-прежнему будут увеличиваться положительное торговое сальдо, объемы золото - валютных резервов и стабилизационного фонда, поэтому, скорее всего, рейтинг инвестиционной привлекательности нашей страны будет повышен всеми агентствами не менее, чем на 1 пункт с перспективой достижения в ближайшие 2-3 года максимального кредитного рейтинга «А» (по версии Fitch)»-считает Д. Письменный. По мнению В. Остапенко, финансового директора ООО «Нитэк», наблюдающийся рост инвестиционной привлекательности России отражает общее оздоровление ее экономики. С одной стороны, это свидетельствует о том, что бизнес чувствует себя все более и более комфортно, с другой — привлекает иностранные капиталы, что при условии должного государственного регулирования способствует развитию экономики в целом. Однако, не все эксперты считают, что можно говорить о росте инвестиционной привлекательности России. Так, А. Ходарев, финансовый директор группы компаний «Сапсан», полагает, что рейтинги агентств — это лишь ответ на некоторые изменения российского законодательства по защите прав инвесторов в этом году: «О росте инвестиционной привлекательности страны в первую очередь свидетельствует покупательная способность населения, но этот показатель в среднем по России в 2005 году практически не изменился. Однако, не смотря на спекулятивный оборот, в настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.
Список использованной литературы. А.П. Шихвердиев: «Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций». Финансы, 2000, №2. «Финансовый директор» 2006, №1, стр.6. Чалов А.Н., Свирин С.А.: «Региональный фондовый рынок: состояние и перспективы развития». Деньги и кредит, 2000, №7. Лауфер М.: «Особенности развития современных фондовых бирж», Вопросы экономики 1999, №5. Адрианова Л.Н.: «Рейтинг на рынке ценных бумаг и ведущие международные рейтинговые агентства». Финансы, 2000,№8. Сизов Ю.: «Актуальные проблемы развития российского фондового рынка». Вопросы экономики, 2003, №7, стр.26. Ларина Л.И. «Перспективы создания единого регулятора финансового рынка». №10, 2005,стр. 30 www.zerich.ru «Фондовый рынок в России. Инфраструктура фондового рынка»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|