Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К ним относятся : гнейс, мрамор,кварцит,скарн,роговик.

6. Правительство в 1888 года утвердило «Основные положения о промышленных училищах», появились уставы учебных заведений, учебные планы и программы. «Основные положения о промышленных училищах» определили принципы, на которых складывалась система специального образования: сочетание общеобразовательной подготовки со специальным теоретическим и практическим образованием; адресная подготовка специалистов для производства, разных отраслей культуры, медицины, сельского хозяйства, военного дела.

В 1881 год в стране было 190 средних и низших промышленных, художественно-ремесленных, театральных, сельскохозяйственных учебных заведений. Происходило слияние промышленных и художественных учебных заведений. Так, в 1860 году открылось Строгановское училище технического рисования, а в 1879 году - Петербургское училище технического рисования, в 1890 год - Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

Начиная с этого времени профессионально-технические учебные заведения, постепенно переходят к подготовке специалистов для фабрик и заводов, крупных земледельческих хозяйств и транспорта, формируются общие подходы к организации профессионально-технического образования, начинается разработка теоретических вопросов и методики профессионального образования, создаются специальные учебники, начинается подготовка преподавателей для профессиональных школ. С ростом числа профессионально-технических училищ происходит их разделение на низшие и средние. По Положению 1888 год утверждаются три типа промышленных училищ: средние технические училища, низшие технические училища и ремесленные училища.

5. XIX в. ознаменовался мощным скачком в развитии производительных сил большинства передовых стран Европы и Северной Америки, за которым в истории закрепилось название промышленной революции. Эта индустриальная перестройка охватила также и Российскую империю, особенно во второй половине века после отмены крепостного права. В XIX в. к России были присоединены Финляндия, часть Польши, Бессарабия, Закавказье, Средняя Азия, Урянхайский край (Тува), Приморье. Наращивание минерально-сырьевой базы страны продолжалось как на новых территориях, так и в большей мере в оформившихся ранее горнопромышленных центрах.

В 1807 году Берг-коллегия прекратила своё существование, и её заменил Горный департамент (в 1811—1863 гг. - Департамент горных и соляных дел. В 1882 году при Горном департаменте был учреждён Геологический комитет (Геолком), главными задачами которого являлись - проведение регионального геологического картирования и систематическое описание геологического строения территории Российской империи.

Создание Геологического комитета, начавшего планомерные геологические съемки и поисковые работы, в первую очередь, в ведущих добычных районах, имело существенное значение. Среди важнейших исследований комитета, проведенных в дореволюционное время, можно упомянуть работы Л.И.Лутугина в Донбассе и Кузбассе, Ф.Н.Чернышева на севере Европейской России, И.В.Мушкетова и Г.Д.Романовского в Туркестане, И.Д.Черского, А.Л.Чекановского и В.А.Обручева в Сибири и многие другие. В 1893 г. была издана геологическая карта Европейской России масштаба 60 верст в дюйме (1:2520000) под редакцией А.П.Карпинского.

В Олонецком крае и Финляндии были открыты и начали разрабатываться месторождения полиметаллических руд и олова (Питкяранта и др.). Полиметаллические и никелевые руды были обнаружены также на Кольском п-ове. В центральных районах европейской части страны продолжалась добыча железных руд. С середины XIX в. началась разработка бурых углей в районе Тулы (Мосбасс). Эксплуатировались многочисленные залежи торфа на востоке Польши, у Новгорода, Твери, Тамбова и в других местах. Первые месторождения фосфоритов были установлены в Прибалтике, у Воронежа, в Прикамье, Приднестровье. Богатые залежи апатитов – сырья на фосфор – обнаружили в Хибинах, но их добыча началась только в 1930 г.

В XIX в. приступили к разработке железных руд Кривого Рога и марганцевых – Никополя (с 1886 г.), что способствовало созданию металлургического производства на Украине. В 1901 г. были открыты залежи богатых железных руд в Приазовье у Бердянска. В 1876 г. при бурении обнаружили мощные пласты каменной соли у Бахмута. Соль добывалась также в Крыму, ртуть – в Донбассе (Никитовское месторождение). Возросли масштабы добычи каменного угля, который начал теперь разрабатываться и на западе Донбасса. В целом можно констатировать возникновение нового южного горнопромышленного центра в Европейской России. На Кавказе и в Закавказье началась добыча нефти в Баку, на Кубани, у Грозного. В 1893 г. был построен первый нефтепровод на Апшеронском п-ове по проекту В.Г. Шухова. Разрабатывались также Чиатурские марганцевые руды (с 1879 г.), крупное полиметаллическое месторождение Садон, месторождения полиметаллов и кобальта в Азербайджане и меди в Армении (Кафан). Таким образом, Кавказ также постепенно превращался в самостоятельный горнопромышленный центр.

На Урале кроме освоенных железорудных месторождений стали разрабатываться хромиты, руды марганца, меди и никеля, залежи асбеста (Баженовское месторождение), графита, известняков в Оренбуржье, у Челябинска, в верховьях Чусовой и других местах. В 1828 г. были обнаружены каменные угли на Печоре. Наряду с продолжавшейся добычей уральских самоцветов началась промывка алмазов из россыпей в бассейне Койвы. В 1814 г. штейгер Л.И.Брусницын открыл первую на Урале россыпь золота, а в 1824 г. была обнаружена первая россыпь платины на р. Уралихе. Вслед за этим началась усиленная разведка и разработка россыпей золота и платины в этом регионе. Но наиболее интенсивная добыча россыпного золота в дореволюционный период проводилась на Алтае, в Восточной Сибири и Забайкалье. В эксплуатацию были вовлечены такие крупные россыпи, как Бодайбинская на Витиме, Олекминские, Алданские, в бассейне Зеи, в Кузнецком Алатау и др. В 1830-1840 гг. установлена россыпная золотоносность верховьев Анадыря на северо-востоке страны.

На юге Сибири к известным эксплуатируемым полиметаллическим месторождениям добавились медные и оловянные в Рудном Алтае, железорудные у Абакана. Новые угольные шахты и разрезы возникли в Канско-Ачинском и Черемховском бассейнах, в Забайкалье, Якутии, Приморье и на Сахалине. С 1833 г. начали добываться карагандинские угли, с начала XX в. – эмбинская нефть.

 

4. Первые обобщения по горному делу в России сделаны В. И. Генниным, который в 1735 окончил описание горно-металлургического производства на Урале (сохранилась в рукописи). Термин "горные науки" принадлежит М. В. Ломоносову, сформулировавшему основные положения в труде "Первые основания горной науки" (1742). На основе этого рукописного труда в 1763 Ломоносов издал книгу "Первые основания металлургии и рудных дел". Большой вклад в учение о залегании руд, способах их разработки и обогащения внёс русский учёный И. А. Шлаттер, опубликовавший в 1760 "Обстоятельное наставление рудному делу". В 1795 И. Бригонцов подготовил рукопись "В общественную пользу внутренней государственной экономии. Руководство к познанию, разрабатыванию и употреблению каменного угля...", которая была обнаружена в архиве 155 лет спустя. Н. А. Львов (1751-1803) опубликовал в 1799 работу "О пользе и употреблении русского земляного угля"; И. Ф. Герман (1755-1815) в 1797-1810 — книги "Сочинения о сибирских рудниках и заводах" (ч. 1-3), "Описание заводов, под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоявших" (ч. 1-2), "Исторические начертания горного производства в Российской империи" (ч. 1). В 1807-19 А. С. Ярцов написал 8-томную "Российскую горную историю" (сохранилась в рукописи). Выдающуюся роль в развитии русских горных наук сыграло открытие в 1773 Петербургского горного училища — первого в России высшего технического учебного заведения, позже преобразованного в Горный кадетский корпус, затем в Институт корпуса горных инженеров, позже в Горный институт.

3. В России начало горного образования было положено организацией горнозаводских школ, а затем горных училищ. В конце XVIII — начале XIX века технических специалистов с высшим горным образованием готовили единичные учебные заведения, выпускавшие в год до полутора-двух десятков инженеров. Первое место занимало Горное училище, основанное в Петербурге в 1773 году (позднее переименовано в Горный кадетский корпус (1804), затем Институт корпуса горных инженеров (1834), Горный институт (1866), Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова). Фигура горного инженера, фактического командира производства, имела большой вес и подлинно государственное, «государево» значение. Соблюдался строгий учет подготовки, чинопроизводства, награждения, передвижения горных инженеров по службе. В отдельные годы дефицит специалистов заставлял отступать от сословного принципа, — в Горное училище могли быть направлены на учебу даже сыновья мастеровых, канцеляристов или солдат

2. Формы залегания метаморфических пород.
Так как исходным материалом метаморфических горных пород являются осадочные и магматические породы, их формы залегания должны совпадать с формами залегания этих пород. Так на основе осадочных пород сохраняется пластовая форма залегания, а на основе магматических — форма интрузий или покровов. Этим иногда пользуются, чтобы определить их происхождение. Так, если метаморфическая порода происходит от осадочной, ей дают приставку пара- (например, парагнейсы), а если она образовалась за счёт магматической породы, то ставится приставка орто- (например, ортогнейсы).

Примеры: яшмы, кварциты, гнейсы, мрамор

 

1. К концу XV и началу XVII веков был накоплен определенный опыт добычи угля. Поэтому возникла необходимость обобщить этот опыт, выработать рекомендации по ведению горного дела. Эту работу выполнил Г.Агрикола – немецкий ученый. Им описаны применявшиеся в то время схемы вскрытия месторождений, параметры горных выработок, машины и механизмы для подъема, водоотлива и вентиляции, разработана классификация горных пород (по крепости), обобщен опыт маркшейдерских работ.

Развивающиеся производительные силы России требовали, с одной стороны, подготовки специалистов, а с другой – обобщения имевшегося опыта. Одним из первых трудов в России следует считать книгу В.И. Геннина, служившую пособием для студентов горного училища и горных школ. Горные школы были созданы по указу Петра I в Москве и Петербурге. 21 октября 1773 года Екатерина II подписала Указ об учреждении в Петербурге при Берг-коллегии Горного училища. Так был основан Петербургский (Ленинградский) горный институт. Это было первое высшее техническое заведение в России и третье горное заведение в мире. По уставу в училище принимали детей свободных граждан и иностранцев не старше 15 лет, знавших два из трех иностранных языков (латинский, немецкий, французский) и начала арифметики, геометрии и химии. В 1833 году училище начало носить название Горный институт.

Начиная в 1830 года, горные инженеры ежегодно направлялись в Донбасс для уточнения и расширения сведений о его месторождениях, которые публиковались в «Горном журнале». Первый номер «Горного журнала» вышел в свет 10 мая 1825 года. В первый год – 100 подписчиков. Периодичность – 4 книги в год, общим объемом 100-150 печатных листов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...