Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Льготы для организаций по уплате налога на имущество

 

Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ), статьи 5, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогопла­тельщика;

б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; (в ред. Закона РФ от 03.06.93 №5093-1)

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и пе­реработки рыбы; (в ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1)

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубо­проводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооруже­ний, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоя­нии указанных объектов; (пп. V1 в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)

д) спутников связи;

е) земли;

ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, не­обходимых для использования не более трех месяцев в году для обес­печения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования; (пп. "ж" введен Законом РФ от 16.07.92 № 3317-1)

з) эталонного и стендового оборудования территориальных ор­ганов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации; (пп. "з" введен Законом РФ от 22.12.92 №4178-1)

и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей; (пп. "и" введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)

к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (со­действия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содейст­вия), на срок его использования в данных целях, (пп. "к" введен Феде­ральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ)

Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, (часть 2 в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ).

Предоставление данных льгот основывается на нормах, закреп­ленных в п.5 Инструкции № 33. Показателями, которые дают право на применение данных льгот, могут быть: отраслевая принадлежность предприятия, показатели выручки от определенного вида деятельно­сти, состав работающих. Если предприятие по какому-либо из показа­телей имеет право воспользоваться льготой, то льготируется все его имущество, независимо от функционального назначения или фак­тического использования тех или иных единиц этого имущества.

Например, в соответствии с подп. "в" п.5 Инструкции № 33 льготированию подлежит все имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, в том числе, например, компьютер и легковой автомобиль, не используемые непосредственно для лечения и протезирования.

 Предоставление льгот по определенному виду имущества осу­ществляется в соответствии с п.6 Инструкции № 33. При этом льгота предоставляется только при использовании имущества по целевому назначению. Такое имущество может принадлежать любому предпри­ятию, независимо от его отраслевой принадлежности, показателей вы­ручки или состава работающих. Так, например, имущество, используе­мое в целях пожарной безопасности, подлежит льготированию у любо­го его владельца - юридического лица.

Основными требованиями, предъявляемые к имуществу, по ко­торому предприятие пользуется льготным порядком налогообложения, являются

— раздельный учет льготируемого имущества (данное требова­ние содержится в абз. 18 п.6 Инструкции № 33),

— использование имущества по целевому назначению.

Если, например, в подвале производственного корпуса находит­ся бомбоубежище, и предприятие намерено учитывать его при расчете льготы по налогу на имущество (п.6 Инструкции № 33), то данный объект, по стоимости, пропорциональной его площади, должен быть учтен как отдельная инвентарная единица.

 

Перечень льгот по налогу на имущество содержится в п.5 и п.6 Инструкции № 33. Однако для правомерного использования льгот необходимо учитывать и положения ряда специ­альных документов. Это обусловлено тем, что возможность использо­вания льгот зависит от ряда факторов:

— отраслевой принадлежностью предприятия (жилищно­строительные кооперативы, научно-исследовательские учреждения);

— вида выпускаемой продукции и оказываемых услуг (сельско­хозяйственная продукция, образовательные услуги, медицинские услу­ги для детей в возрасте до 18 лет и др.);

— функционального назначения того или иного объекта основ­ных фондов (объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объекты, используемые для пожарной безопасно­сти, линии связи и энергопередачи и др.).

Поэтому, при применении льгот по налогу на имущество следу­ет руководствоваться нормами, закрепленными в ряде специальных документах. К таким документам относятся:

— Классификатор отраслей народного хозяйства № 1-75-018,

— Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

— Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.

Строго придерживаясь определений, содержащихся в названных документах, предприятие будет застраховано от ошибок при решении вопроса о применении конкретной льготы.

В некоторых случаях для применения льготы требуется решение го­сударственного органа власти или местного самоуправления. Так, согласно действующему налоговому законодательству предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы стоимости имущества, используемого для образо­вания запасов, созданных в соответствии с решениями соответствующих органов государственной власти и управления. К таким запасам относятся основные средства, другие материальные ценности, временно законсерви­рованные или выведенные в резерв в соответствии с решением органов государственной власти и органов местного самоуправления (подп. "ж" п.5 Закона). Основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по нало­гу на имущество являются следующие документы:

— приказ руководителя о решении перевести на консервацию определенный перечень основных фондов;

— справка с точным перечнем имущества, переводимого на консервацию, стоимость, начисленный износ на определенную дату;

— решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе на консервацию именно этого перечня оборудования.

В тоже время распространенной ошибкой является льготирование по данному основанию законсервированных по приказу руководи­теля (в связи с простоями, отсутствием заказов и т.д.) без наличия со­ответствующего распоряжения органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, в некоторых случаях предприятиями включается в льготу балансовая стоимость производ­ственных и вспомогательных помещений, используемых для содержа­ния законсервированного имущества и оборудования. Такие операции являются нарушением действующего законодательства и ведут к зани­жению налогооблагаемой базы налога на имущество.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что в ряде случаев, если предприятие не может воспользоваться льготой в полном объеме, то можно применить иную льготу и уменьшить сумму налога частично.

Например:

Льгота, предусмотренной подпунктом 6 п.5 Инструкции № 33, ис­пользуется в том случае, если выручка от видов деятельности (произ­водство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции) составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализа­ции продукции (работ, услуг). Если выручка от указанных видов дея­тельности составляет менее 70 процентов, то использование вышеука­занной льготы неправомерно.

Однако сумму налога на имущество можно уменьшить, если воспользоваться другой льготой. Согласно подп. "в" п. 6 для целей на­логообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо учитывать, что к сельскохозяйственной продукции относится продук­ция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года.

Таким образом, если предприятие имеет документальное под­тверждение того, что данное имущество используется для производст­ва, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, то его стоимость не будет учитываться при расчете налога.

При этом еще раз обращаем внимание на необходимость раздельного учета по льготирумому и нельготируемому имуществу.

Необходимость в раздельном учете возникает и в следующей достаточно типичной ситуации. Многие (особенно крупные) предпри­ятия имеют на балансе объекты основных фондов, которые использу­ются как в предусмотренных для льготирования целях, так и для иных нужд. Например, таковым может быть топливно-энергетический цех, который вырабатывает тепло как для нужд производства, так и для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы. В таком случае, по нашему мнению, предприятие имеет право уменьшить в целях нало­гообложения стоимость такого имущества в части доли стоимости, приходящейся на оказание услуг, льготирование которых предусмот­рено законодательством (в нашем примере льготируемая часть имуще­ства должна определяться по удельному весу тепла, отпускаемого для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы). В рассматривае­мом случае ведение раздельного учета обязательно.

Таким образом, действующий порядок использования льгот по налогу на имущество таков:

1. Следует определить вид используемой льготы и возможность использования льготы в полном объеме, либо частично;

2. Необходимо подтвердить правомерность использования льготы с учетом действующих требований (например: соответствие одному из при­веденных классификаторов, наличие организационно-распорядительного Документа необходимого для применения льготы и т.д.);

3. Обеспечить раздельный учет льготируемого и нельготируемо­го имущества.

В целях правильного применения льгот рекомендуется использо­вать письмо МНС РФ от 11 марта 2001 г. № ВТ-6-04/197 «Методические рекомендации для использования в практической работе при осу­ществлении контроля за правомерностью использования налогопла­тельщиком льгот по налогу на имущество предприятий».

 

 

Объекты налогообложения

 

Объектом налогообложения являются основные средства, не­материальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе пла­тельщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учиты­ваются по остаточной стоимости (статья 2 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий»).

Стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения и объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налого­обложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, независимо от счетов бухгал­терского учета, на которых оно учитывается, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собст­венности по договору.

 Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деле­ния на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имуще­ства на 1 января отчетного года и на первое число следующего за от­четным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на ка­ждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, I июля, 1 ок­тября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех осталь­ных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если предприятие создано во второй половине кварта­ла, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.

 Налоговая база по налогу на имущество предприятий опреде­ляется исходя из стоимости основных средств, нематериальных акти­вов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...