Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формы государства в современной России.




Итак, рассмотрены все составляющие формы государства, а именно: форма правления, Форма государственного устройства и политический режим.

Эти три составляющих и образуют государство, то есть говорят о способах организации власти, о ее источнике; о том, какую форму примет административно-территориальное деление государства, о со­держании власти, о ее отношениях с народом. Именно по этому каждое государство следует характеризовать в комплексе, рассматривая его со всех трех точек. Только тогда мож­но говорить о четко определенной форме государства.

Это можно хорошо проиллюстрировать на примере Российской Феде­рации, в новой Конституции которой форма государства определяется сразу и довольно четко: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респуб­ликанской формой правления…" ([1], Ст.1, с.4)

В основном законе нашли воплощение новые подходы к формированию подлинно федеративных отношений. Обеспечена юридическая база равноправия субъектов Российской Федерации, их самостоятельности на основе разграничения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. В соответствии со ст.72 многие отрасли законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право издавать свои законы получили все 89 субъектов федерации (раньше только автономные республики). Для того чтобы поток вновь принятых субъектами федерации законов негативно не отразился на устоях Российского государства Конституция устанавливает четкую иерархию законов в зависимости от компетенции носителей власти. Но Конституция закрепила асимметрическую Федерацию т.к. республики в составе Федерации имеют статус государств, а другие виды субъектов не имеют. Конституционное равноправие является не полным.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

Конституция запрещает любую узурпацию власти.

В основу государственной власти положена модель президентской республики при которой полномочия законодательного органа не столь значительны как при парламентской форме правления.

Президент Российской Федерации. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1. Федеральные министерства (по атомной энергии, внешних экономических связей, внутренних дел, иностранных дел, финансов, и т. д.)

2. Государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, по печати и т. д.)

3. Иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Федеральная архивная служба, Государственная налоговая служба и др.)

Судебная власть – одна из ветвей власти, она самостоятельна и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административно и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации – М.: Издательская группа ИНФРА•М–НОРМА, 1996 г., с.90

2. Конституции стран-участников СНГ: Сборник. / Под редакцией Л.А. Окунькова, В.В. Оксамытного, М.Я.Булошникова – М.: Издательская группа ИНФРА•М–НОРМА, 1999 г., с.736

3. Конституции государств Европейского союза: Сборник. / Под редакцией Л.А. Окунькова – М.: Издательская группа ИНФРА•М–НОРМА, 1997 г., с.804

4. Конституции зарубежных государств / Составитель В.В. Маклаков – М. Издательство 2000 г. Страницы

5. Топорин Б.Н. Европейское право: Учебник – М.: Юристъ, 1998 г., с.456

6. Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права.-1999 г.-№1, с.108-114

7. Салыгин Е.Н. Теократическое государство – М.: Издательство 1999 г., с.128

8. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальные аспекты // Журнал российского права.-1998 г., №7, с.120-Страница

9. Денисов А. Сущность и формы государства – М.: Издательство московского университета, 1960 г., с.68

10.Черноголовкин Н.В. Сущность типы и форма государства, Лекции по курсу: «Общая теория государства и права», Тема 5 – М.: 1968 г., Издательство с.36

11.Солоневич И. Народная монархия. – М.: 1991,стр..

12.Ленин В.И. Полное собрание соч., 5 изд., т. 20, с. 359

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...