Сердце как универсальная характеристика пространства мироздания
Сравнительный анализ концепций «знака, опечатывающего сокровищницу» Ибн Араби и «внутренней правды» в структуре чертежа «Великого предела» Чжоу Дунь-и 1. Ибн Араби: сундук, гроб 2. Мокарнас: сердце 3. Тай цзи ту шо: Джон Фу – сердце 4. Триангулятивная структура – Дания вс квазикристаллы США
1. И Цзин 2. Сань У, квадрат серпинского 8х9=72 3. Эпидемия – Рудра (финны) 4. Барзах – граница – милость
В статье рассматривается концепция «знака, опечатывающего сокровищницу» Ибн Араби и дается его интерпретация через структуру «внутренней правды» (Zhong fu, 中孚). Универсальность человеческого устроения, которая заключена в том, что человек охватывает все «истинности» (хака'ик), позволяет рассматривать его сердце в качестве «печати», которая графически соответствует «Внутренней правде» в структуре чертежа «Великого предела» Чжоу Дунь-и. Изъятие «внутренней правды» (когда вектор человеческого сердца не ориентирован на Абсолют) приводит к состоянию общемирового антипорядка, при котором истинное подменяется ложным. В тексте китайской «Книги Перемен» И Цзин, рассматриваемой в данной статье в качестве летописи, указано, что предотвратить состояние антипорядка возможно посредством структуры Сань У, соответствующей созвездию Большой медведицы. Границу между порядком и антипорядком, являющуюся одновременно и «печатью», которая установлена и существует, пока жив хотя бы один верующий человек, можно определить через понятие «барзах» в исламской теологии. Чтобы нарушить эту границу, необходимо нарушить закон мироздания, обратив структуру космоса в хаос. Но так как, в этом случае, сердце вместе со всем, что положено Богом на земле, изымается, то, с точки зрения онтологии, «изъятие» сердца у тех, кто нарушает закон мироздания, ведет к невозможности для них перейти эту границу.
Key words: Ибн Араби, Тай цзи ту шо, И Цзин, Сань У, барзах
В продолжение сравнительного исследования археологических артефактов Древнего Ирана и Древнего Китая (2012, 2013) нам представляется возможным в данной статье перейти на уровень философских категорий, показав их не меньшую точность в деле анализа культуры, и, вместе с тем, являющих собой способ интерпретации структуры мироздания, в которой эти артефакты обретают свой законченных смысл, минуя раздробленность и факт неполноты исторической хронологии тех событий, в результате которых они возникли. Понимая всю трудность поставленной задачи, мы не стремимся к абсолютизации отдельных фактов, но надеемся на раскрытие понимания исторических процессов, возможно, ставших общим историческим наследием Древнего Ирана и Древнего Китая. Представляется необходимым во введении к статье подчеркнуть, что упоминаемые в ней математические, физические и иные технические концепции являются для нас не самоцелью, а лишь средством, подтверждающим реальность суждений, воспринятых философами, которые, минуя чувственный изменчивый мир, сохранили для нас его подлинное и действительно фундаментальное значение, к которому прикладные науки лишь стремятся, но никогда не достигают, так как только человеческому сердцу дана возможность воспринимать незримое и писать о нем скорее доброй сердечной мыслью, чем аналитической мыслью разума.
Сердце как универсальная характеристика пространства мироздания В тексте Ибн Араби «Fusus al-hikam» в главе 1. «Гемма мудрости божественной в слове Адамовом» дано следующее описание сохранения структуры мироздания с его связи с устроением человека: «Человечность его (человека) заключается в универсальности его устроения, в том, что он охватывает все истинности... Он – вместилище надписи, он – тот знак, которым Вседержитель опечатывает Свою сокровищницу. Посему Он и нарек его преемником, ибо Всевышний охраняет им Свое Творение, подобно тому, как печать охраняет сокровища: пока на сокровищнице печать владельца, никто не отважится открыть ее, кроме как с его разрешения, став в таком случае его преемником в охранении сокровищ. А потому мир пребывает в сохранности, пока, есть в нем сей Совершенный Человек. Разве не видишь ты, что, если исчезнет он и будет изъят из сокровищницы мира, не останется в ней ничего, вложенного в нее Богом, а произойдут в ней отклонения и коллизии и весь миропорядок переместится в потусторонний мир и станет навечно печатью на том мире?». В первом случае в тексте оригинала термин «сокровищница» можно перевести как нечто, где лежат сокровища – например, сундук, который опечатан с внешней стороны. Во втором случае, когда речь идет об изъятии человека из «сокровищницы мира» этот «сундук» становится «гробом», и печать с внешней стороны переходит на его внутреннюю сторону. Возникает вопрос о геометрическом рисунке этой «печати», который имеет непосредственное отношение к универсальности человеческого устроения. В истории архитектуры есть понятие «сотового свода» или «мукранаса» – купола в виде медовых сот. Изначально он изображался на внутренней поверхности купольных гробниц. Данный узор, если взять его коническую, а не центрическую форму, сходен со структурой чертежа Великого предела, в основе которого находится сердце человека, ориентированное на Абсолют (2012). Полагая, что в устроении человека лишь сердце способно охватить все истинности, смею предположить, что знаком, которым «опечатывает Вседержитель Свою сокровищницу» является сердце человека. Подтверждение этому сохранила семантика корня слова «мукарнас», от которого оно было образовано, имеющего значения - «свидетель на суде». В случае с чертежом Великого предела этот узор будет «печатью» на сокровищнице, а в случае его центрического изображения, которое можно встретить в мечети или усыпальнице, мы имеем дело с перемещением «печати» на внутреннюю поверхность купола как символа сердца. В свою очередь сравнение человека со зрачком возвращает нас к узору, где структура глаза и структура «сотового свода» имеет общий геометрический паттерн, позволяющий говорить о том, что глаза – это зеркало души (сердца). Мы не согласны с мнением, что данные паттерны являют собой структуру квазикристаллов, и придерживаемся теории датского физика Яна Амбьорна триангулятивной структуре пространства
Смысл существования в центре структуры мироздания сердца ориентированного на Абсолют становится больше, чем просто красивой метафорой, если мы обратимся к тексту китайской Книги перемен, открытие структуры которой позволяет нам раскрыть понимание сердца как важного элемента онтологии. Текст Книги включает в себя несколько уровней: смысловой (семантический), структурный и геометрический, так как многие иероглифы, служащие названием гексаграмм, выстроенные в правильном порядке, выполняют функцию не только информирования о неких событиях прошлого, но и описывают геометрические формы, назначение которых нам только предстоит понять. Поэтому мы с опасением относимся к разного рода спекуляциям на тему квантовых теорий мироздания, если они волею случая не остаются только на уровне физических наук, но стремятся перейти на уровень философских категорий, по причине того, как нами было показано в предыдущей статье, что всего лишь несколько нюансов позволяют отличить хаос от космоса, и эти особенности носят не спекулятивный технический характер, но характер онтологический. Много лет назад мне в руки попала книга шведского искусствоведа Петера Корнеля «Пути к раю: комментарии к потерянной рукописи» (1987). Это был пример нелинейного письма (nonlinear narratives) – «роман в сносках». Сам текст книги был потерян, и в самой рукописи были написаны только сноски, комментарии к тексту и иллюстрации. В предисловии к роману было сказано, что «каждый читатель может сам создать свою собственную книгу». Представьте на мгновение, что книга, которую Вы создаете, восстанавливая текст на основе комментариев, может показать Вам, насколько результат этой работы, как отражение вашего внутреннего мира, соответствует определенному эталону, который был создан несколько тысячелетий назад в память о вполне реальных исторических событиях. Речь идет о Китайской «Книге перемен» - И Цзин (Чжоу И).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|