Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсное обеспечение здравоохранения




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

 

Здоровье населения – одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.

Крепкое здоровье и отсутствие вредных привычек для населения Беларуси являются главными показателями благополучия человека. Во время социологического опроса, проведенного в 2015 году Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ), об этом заявили 70% респондентов.

Государственная поддержка здравоохранения

С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 год) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения остается неизменной: создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья на основе государственных гарантий. На законодательном уровне провозглашено право граждан Республики Беларусь на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.

Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.

Первостепенное значение в политике, проводимой в сфере здравоохранения Республики Беларусь, имеет обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях ее оказания.

Основной задачей отечественного здравоохранения является сохранение принципов социального равенства при оказании медицинской помощи. В Республике Беларусь разработана законодательная база, которая, в том числе, закрепляет равное право граждан на доступное медицинское обслуживание.

Основополагающими документами являются:

Конституция Республики Беларусь (ст.45);

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»;

Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам страны право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:

предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;

предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Законом «О государственных минимальных социальных стандартах» установлены государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения(принимаются областными (Минским городским) Советами депутатов для каждого региона).

Государственными социальными стандартами в области здравоохранения являются:

норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя;

норматив обеспеченности врачами первичного звена;

норматив обеспеченности населения стационарными койками;

норматив обеспеченности аптеками;

норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи;

норматив обеспеченности автотранспортом.

Вниманию выступающих: целесообразно привести минимальные социальные стандарты, установленные для региона.

В республике внедрены территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, которые определяют социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам предоставления бесплатной медицинской помощи населению.

Сельскому населению районов областных центров и городов областного подчинения предоставлено право доступа к услугам здравоохранения, оказываемым в городских организациях здравоохранения.

Обеспечение социального равенства является основным условием при разработке, реализации и оценке мер государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Ресурсное обеспечение здравоохранения

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь «О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год».

На протяжении последних лет в Республике Беларусь общие расходы на систему здравоохранения составляют более 5% ВВП.

В 2014 году общая сумма расходов на здравоохранение в Республике Беларусь составила 5,1% ВВП (было заложено в бюджете – 4,28%), в том числе: государственные расходы – 3,7% ВВП или 73,1% всех расходов на здравоохранение; частные расходы – 1,1% ВВП или 26,5% всех расходов на здравоохранение.

Финансовые средства международных организаций-доноров составили 0,4% от общих расходов на здравоохранение.

Республиканским бюджетом на 2015 год было предусмотрено выделение на здравоохранение 3,94% ВВП.

В соответствии с разработанной Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ) политикой «Здоровье-2020» основными направлениями инвестирования в улучшение здоровья населения Беларуси являются:

1. Обеспечение здорового жизненного старта: расходы на улучшение репродуктивного здоровья, расходы на планирование семьи, расходы на защиту здоровья матерей и новорожденных, расходы на родовспоможение и постнатальный уход.

2. Защитаот неблагоприятных воздействий и обеспечение безопасностии благополучия в детском возрасте, охрана здоровьяподростков. Расходы на охрану здоровья детей и подростков в 2014 году увеличились и составили 5,4% от общих расходов на здравоохранение.

3. Обеспечение здорового старения. В связи со старением населения и увеличением числа граждан, нуждающихся в долгосрочном уходе, в Республике Беларусь в последние годы на эти услуги направляется около 0,9% от общих расходов на здравоохранение.

В непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Беларусь находятся: органы управления здравоохранением регионов Республики Беларусь (управления здравоохранения облисполкомов и комитет по здравоохранению Мингорисполкома), республиканские организации здравоохранения, в т.ч. 17 республиканских научно-практических центров (далее – РНПЦ), 4 медицинских университета, Белорусская медицинская академия последипломного образования (далее – БелМАПО), республиканские больницы, унитарные предприятия и др.

В ведении областных и Минского городского органов управления здравоохранением находятся организации здравоохранения, оказывающие стационарную, амбулаторную, скорую медицинскую помощь в регионах.

В Республике Беларусь функционируют 626 больничных организаций с коечным фондом более 98,2 тыс. коек; обеспеченность койками составляет 103,6 на 10 тыс. населения; 1459 амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 144 центра гигиены и эпидемиологии, 3135 аптек, 136 станций скорой медицинской помощи.

Проведены реконструкция и техническоепереоснащение организаций здравоохранения республики в рамках реализации государственных программ:

Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы;

Программа переоснащения амбулаторно-поликлинических организаций на 2009 – 2011 годы;

Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы;

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, на 2011 – 2015 годы;

Государственная программа «Кардиология» на 2011 – 2015 годы;

Государственная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010 – 2014 годы и др.

Неотъемлемой частью единой системы здравоохранения страны и эффективным дополнением территориальной системы здравоохранения является ведомственная медицина. При этом на Министерство здравоохранения возложены функции контроля за медицинской деятельностью организаций здравоохранения, находящихся в ведении других республиканских органов государственного управления.

В отрасли отмечается стабильная кадровая ситуация. В 2014 году укомплектованность врачебными кадрами составила 95,5% при постоянном росте обеспеченности врачами на 10 тыс. населения (50,4), в том числе практикующими – 39 на 10 тыс. человек.

Подготовка медицинских кадров проводится с использованием современных образовательных технологий в сочетании с обучением практическим навыкам, что позволяет им быть конкурентоспособными и мобильными на мировом рынке труда.

Последипломная подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в БелМАПО и Витебским ордена Дружбы народов государственным медицинским университетом.

В 2015 году в медицинских университетах Беларуси и БелМАПО обучались более 2,5 тыс. иностранных студентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...