Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина «Сравнительный менеджмент – это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные национальные модели менеджмента.

Сравнительный менеджмент

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа

Для студентов очной формы обучения
специальности «Менеджмент организации»

 

 

Издательство
Тюменского государственного университета

 

 

УДК:

ББК:

Аз

С.И.Черноморченко. Сравнительный менеджмент: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Международного института финансов, управления и бизнеса. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,2008,19 стр.

В учебно- методическом комплексе приведен понятийный аппарат, дана краткая справка по истории и основным тенденциям развития данного научного направления. Рассмотрены принципы, методы и процессы сравнительного менеджменты, проанализированы различные научные концепции.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ6 Сравнительный менеджмент (электронный ресурс) / Режим доступа:

http:// www.umk. utmn. ru, свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Международного института финансов, управления и бизнеса. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого Совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.Н.Чудновская,д.э.н., профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: О.А.Покотило, к.ф.н., доцент

Н.В.Бакша, к.э.н., доцент

©ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

©Издательство Тюменского государственного университета, 2008

©С.И.Черноморченко, 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Сравнительный менеджмент – это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные национальные модели менеджмента.

Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Сравнительный менеджмент» является формирование у студентов

компетенций, связанных с формированиемсовременного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства государства. Другие цели достигаются в процессе преподавания и изучения дисциплины, ее основных разделов по мере реализации отдельных задач дисциплины.

Для достижения поставленной цели программа включает лекции, практические занятия в форме семинаров, деловых игр, дискуссий, анализа конкретных управленческих ситуаций, решения ситуационных задач и использования тестов для контроля полученных знаний. Логика их размещения обусловлена последовательностью изложения общих и частных проблем дисциплины «Сравнительный менеджмент».

Контроль знаний осуществляется на промежуточном зачете и итоговом зачете.

 

 

 

1. Почасовой тематический план дисциплины:

Наименование тем Аудиторных занятий (час.) Самостоятельная работа
Всего Лекции Семинары и деловые игры  
Тема 1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента        
Тема 2. Культура в сравнительном менеджменте        
Тема 3. Культура и стили руководства        
Тема 4. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте        
Тема 5. Коммуникации в системе сравнительного менеджмента        
Тема 6. Менеджмент США        
Тема 7. Европейская модель менеджмента.        
Тема 8. Немецкая модель менеджмента   -    
Тема 9.Французская модель менеджмента   -    
Тема 10. Менеджмент в Великобритании        
Тема 11. Шведская модель менеджмента        
Тема 12. Японская модель менеджмента        
Тема 13. Менеджмент Кореи        
Тема 14. Китайский менеджмент        
ИТОГО        

 

 

3..Содержание дисциплины

Тема 1.Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента

Предмет и задачи курса «Сравнительный менеджмент»

Сравнительный менеджмент как дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе. Социально- экономический подход в сравнительном менеджменте, его специфика.

Экологический подход, его возникновение. Гипотеза Р.Фармера и Б.Ричмена, ее дееспособность. Недостатки экологического подхода.

Поведенческий подход в сравнительном менеджменте. Модель А.Негандхи и Б.Естефана, ее основные блоки.Модель Х.Перлмуттера. Преимущества бихевиористского подхода к сравнительному менеджменту.

Эмпирический подход в сравнительном менеджменте, его достоинства и недостатки.

Характеристика основных этапов развития сравнительного менеджмента.

Понятия «Международный менеджмент» и «Кросс-культурный менеджмент», их цели и задачи.

Межпредметность и междисциплинарность в сравнительном менеджменте.

 

Тема 2. Культура в сравнительном менеджменте

Теория культуры. Универсальный подход. Теория культурных универсалий. Идеи Д.Мэрдока, ориентация менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре.

Системный подход к культуре.Модель П.Р.Харриса и Р.Т.Морана. Модель Т.Н.Глэдвина и В.Терпстра.Использование данной модели для описания среды, в которой функционирует международный бизнес.

Ценностный подход в сравнительном менеджменте. Теория базовых и инструментальных ценностей Д.Рокича. Теория внутреннего содержания личности.Основные положения этой теории.

Классификация деловых культур. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры.Анализ подобной характеристики. Классификация Р.Льюиса. Выделение трех типов культур: моноактивные культуры, полиактивные культуры, реактивные культуры.

Характеристика деловых культур по типу обработки информации.Критерии классификации культур по восприятию информации. Критерии классификации культур по оценке и использованию информации.

Исследования Г.Хофстеде. Анализ данных Г.Хофтеде. Выделение основных индексов, с помощью которых можно описать деловую культуру: индекс «дистанции власти».Избежание неопределенности, индивидуализм, маскулинизм,.

Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом. Выделение пяти культурных измерений, которые могут рассматриваться как аналоги индексов Г.Хофстеде.

Характеристика понятий универсализм – специализация. Понятие «индивидуализм», его влияние на сущность деловой культуры. Особенности нейтральных и эмоциональных культур. Специальные и диффузные культуры. Культура достижений и культура принадлежности к группе. Понимание времени как важного фактора культуры, отношение к данному фактору. Культуры внутренне и внешне управляемые, их особенности.

Кластеризация культур. Характеристика основных кластеров: скандинавский кластер, германский кластер, англоязычный кластер, романский кластер, латиноамериканский кластер, дальневосточный кластер, арабский кластер, ближневосточный кластер.

Конвергенция и дивергенция, их роль в менеджменте.

 

Тема 3.Культура и стили руководства.

Теоретические модели управления. Модель Р.Фармера и В.Ричмена, выявление факторов, влияющих на поведение менеджеров: внешние ограничения, элементы процесса управления, философия менеджмента, факторы внешней среды и т.д. Недостатки данной теории.

 

Факторы формирования стиля руководства. Система ценностей как фактор формирования поведения. Влияние информации на формирование системы ценностей.

Различие в системе ценностей на национальном уровне.Менеджмент и система ценностей.

Интенсивность потребностей. Влияние различий в интенсивности потребностей на формирование стиля руководства. Конструирование в разных культурах социальной реальности, специфика этого процесса.

Изучение влияния процесса познания на формирование национальной модели менеджмента. Выделение двух типов парадигм: универсальной причинной и взаимной обусловленности. Характеристика парадигм универсальной причинности и взаимной обусловленности.

Изучение фактора «отношение к риску» и восприятие данного фактора в разных национальных моделях менеджмента.

Особенности отношение в разных национальных моделях менеджмента к карьерному пути. Отношение к данному фактору в США, Японии,России,Индии и др.

Специфика отношения в разных странах к стилю руководства. Специфика стиля руководства в менеджменте европейских и азиатских странах.

Воздействие на стиль руководства таких понятий, как система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного общения.

 

Тема 4. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.

Персонал как стратегический ресурс. Кросс-культурное взаимодействие как интенсивные коммуникации и совместная деятельность представителей различных национальных культур.

Анализ основных теории мотивации: теория подкрепления. содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации.

Специфика трудового законодательства некоторых стран и ее влияние на развитие национального менеджмента.Разрешение мотивационных проблем в сравнительном менеджменте.

Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.Влияние культурно- странового контекста на мотивационные изменения.

Характеристика практики стимулирования труда в различных странах.

 

Тема 5..Коммуникации в системе сравнительного менеджмента.

Коммуникация как процесс. Базовая модель коммуникации Г.Лассвелла. Кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации.

Характеристика модели коммуникации К.Шеннона и У.Уивера.

Термин «межкультурная коммуникация», его специфика.Проблемы межкультурной коммуникации, их реализация. Разрешение данных проблем в практике современного менеджмента. Сравнительный анализ влияния культурных различий в коммуникационном процессе на примере Франции, Швеции, Англии.

Стили коммуникации. Специфика стилей коммуникации в разных странах и разных культурах.Прямой и непрямой стили коммуникации.Искусный, точный и сжатый стили коммуникации.Ситуационный и личностный стили коммуникации. Инструментальный и аффективный стили коммуникации.

Коммуникационные потоки. Внешняя коммуникация. Внутренняя коммуникация. ее особенности в разных странах. Специфика неформальной коммуникации в разных национальных моделях менеджмента.

Каналы коммуникации и современные информационно коммуникационные технологии. Культурные шумы в коммуникационном процессе. Разрешение подобных проблем действительных ситуациях международного бизнеса. Коммуникации и языковые барьеры.Способы разрешения языковых барьеров.

Невербальная коммуникация. Сравнительный менеджмент и кинесика,проксемика и параязык Использование данных типов невербальной коммуникации в практике международного бизнеса.

Раскрытие основных способов управления кросс-культурной коммуникацией. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе.

Улучшение системы обратных связей

 

Тема 6. Менеджмент США

Специфика экономико – географической характеристики. Особенности экономического развития США.Финансовые законы. Структурная перестройка экономики.Социальная политика.Региональная политика. Новая экономика, ее основные черты.Глобализация бизнеса. Революция информационных технологий.Регулирование рынка труда в США.

Теория менеджмента США. Научный менеджмент. Тейлоризм, его сущность. Гуманистическое направление американского менеджмента (школа человеческих отношений).Идеи Ч.Барнарда о роли менеджмента в крупных организациях.

Концепция человеческих ресурсов(теория А.Маслоу, идеи Д.Макгрегора и др.)

Бихевиористический (поведенческий) научный подход. Модели университета штата Огайо и Мичиганского университета. Теория конкурентоспособности наций М.Портера. Четыре свойства, влияющие на конкурентоспособность фирмы: факторные условия, условия внутреннего спроса, наличие смежных и обслуживающих отраслей, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

 

Тема 7. Менеджмент в Европе

Модели экономического развития и роль государств в экономике стран Европейского союза. Модели деловых культур и менеджмента в Европе. Классификация европейских систем менеджмента по Лессемму и Нойбауэру.Противоречия в анализируемых системах менеджмента.Основные критерии данного подхода: прагматизм, рационализм.холизм, гуманизм, их характеристика. Типы организационной культуры: классификация Тромпенаарса. Стили менеджмента и типы культур, характерные для высшего звена управления. Концепция европейского менеджмента

 

. Основы европейской модели менеджмента составляют следующие ценности: потребность в научном, рациональном обосновании принимаемых решений; потребность менеджеров в разработке специфических и прагматических стратегий адекватных определенным ситуациям, а не следование универсальным теориям; деидеологизация процесса принятия решений; потребность в эмоциональном участии при выполнении работы по собственной инициативе, что предполагает серьезное отношение сотрудников к будущим возможностям.

Анализ специфики европейского менеджмента в работах Р.Калори, рабочей группы Европейского круглого стола промышленников. Критика концепции евроменеджмента. Характеристика основных возражений по поводу данной модели. Профиль евроменеджера.

 

Тема 8. Немецкая модель менеджмента

Общая характеристика Германии. Послевоенный период в становлении социального рыночного хозяйства и экономическая конкуренция Западной и Восточной Германий.

Актуальные проблемы немецкой модели рыночного хозяйства. Уроки немецкой модели развития. Немецкая деловая культура и стиль управления

Модель менеджмента.Особенности немецкой модели менеджмента. Стимулирование профессиональной подготовки. Техническая подготовленность менеджеров. Уважительное отношение к компетентности.Расширенный объем ответственности и полномочий. Лояльность менеджеров.Качество и инновации в немецкой модели менеджмента. Эффективные трудовые отношения. Формализованный производственный менеджмент.

Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны. Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров.

 

Тема 9. Французская модель менеджмента

Экономика Франции. Особенности макроэкономической модели развития Франции. Французская модель менеджмента, ее особенности. Характеристика основных этапов становления данной модели менеджмента. Особенности французской деловой культуры. Подготовка управленческих кадров во Франции, ее специфика. Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров. Статус менеджера. Профили французских менеджеров и особенности управленческой карьеры. Стиль управления и коммуникация во французской организации. Лидерство и французская организация. Принятие решений во французских организациях, специфика данного процесса.

 

Тема 10. Менеджмент в Великобритании

Общая характеристика страны.Черты современной макроэкономической ситуации в Великобритании: относительно низкий уровень безработицы, благоприятная налоговая политика, благоприятный инвестиционный климат.

.Модель менеджмента. Становление и этапы развития менеджмента в Великобритании. Индивидуализм в британской деловой культуре.Влияние классовой структуры общества на производственные отношения. Проблемы уровня менеджмента и системы подготовки менеджмента в Великобритании.

Профессиональный менеджмент и персональный капитализм в Великобритании.Проблемы повышения квалификации работников. Деловая организация. Стиль принятий решений в британских организациях, его особенности, достоинства и недостатки. Профиль британского менеджера.Британские структуры управления и особенности коммуникации.

Британский стиль управления, реализация этого стиля на примере конкретных фирм Великобритании.

 

Тема 11. Шведская модель менеджмента

Скандинавская модель менеджмента, ее особенности.Социальная направленность скандинавской модели менеджмента.Отличительные черты экономики скандинавских стран и их влияние на особенности модели менеджмента.

Шведская модель менеджмента. Ценности шведской культуры. Особенности шведской деловой культуры. Стиль менеджмента в шведских организациях. Шведская модель менеджмента и международная практика.

 

Тема 12. Японская модель менеджмента

Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Особенности послевоенного развития Японии.Модель развития японской экономики.Особенности экстенсивной модели роста: ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда; максимальное использование «эффекта масштаба производства» в целях экономии на производственных издержках;заимствование и освоение передового научно-технического опыта; доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики.

Анализ основных черт японской модели менеджмента: интенсификация использования производственных ресурсов;изменения в отраслевой структуре производства и занятости; резкое усиление роли НТП в экономике; изменение внешнеэкономической стратегии; смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики.

Причины успеха японской модели менеджмента: наличие высококвалифицированной рабочей силы; благоприятная внешняя среда; кооперация государства и бизнеса; система организации и управления бизнесом.

Развитие информационных технологий в Японии и их роль в развитии и становлении модели японского менеджмента.

Культурный детерминизм в объяснении японской системы менеджмента. Технологический детерминизм в объяснении японской системы менеджмента.

Характерные признаки и особенности японской системы управления.Пожизненный найм.Система продвижения по старшинству. Пофирменные профсоюзы. Единовременное рекрутирование. Производственное обучение в Японии, его характеристика.Принятие решений в японских фирмах. Программы благосостояния работников. Культура, ориентированная на коллектив и семью.

Роль менеджеров в японской системе управления. Возможности использования японской модели менеджмента в других странах.Управление в зарубежных подразделениях МНК, столкновение национальных деловых культур. Новые тенденции в эволюции японского менеджмента.

Экономическая ситуация в Японии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и кризис японской модели экономики и управления.

 

Тема 13. Менеджмент Кореи

Общая характеристика экономики Республики Корея.База индустриализации. Роль государства в экономике. Активное привлечение иностранного капитала. Методы стимулирования экспорта и защиты местных производителей. Действия правительства в валютной сфере.Рост квалификации рабочей силы.

Корейский менеджмент, его черты. Влияние японской управленческой практики. Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре. Современная корейская модель менеджмента.

 

Тема 14. Китайский менеджмент.

Общая характеристика экономики Китая. Модель экономического развития КНР.

Оценка эффективности китайской модели экономики.

Китайский менеджмент.Особенности китайской деловой культуры.Роль «традиционных установок» в китайском менеджменте.Семейное предпринимательство и семейный менеджмент.Государственные предприятия и менеджмент. Профиль китайского менеджера.Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления..Обучения за рубежом. Роль зарубежной китайской диаспоры.Тенденции в развитии китайской модели менеджмента.

 

4.Семинарские занятия

4.1 Содержание семинарских занятий

Занятие № 1.

Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента

 

1.Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина.

2.Сравнительный менеджмент как раздел теории и практики менеджмента на Западе.

3.Предмет курса «Сравнительный менеджмент».Его задачи и проблемы.

4.Возникновение сравнительного менеджмента в России.

5.Сопоставление понятий «сравнительный менеджмент»,»международный менеджмент»,»кросс-культурный менеджмент»

 

 

Литература

1.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур.- М.: Дело, 2003.

2.Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент,- СПб.: Питер,2006.

3.Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 2

Культура в сравнительном менеджменте

 

1.Характеристика термина «культура»

2.Виды культур.

3.Функции культуры, их характеристика.

4.Понятие деловая культура, ее критерии.

5.Универсальный подход к деловой культуре.

6.Системный подход к деловой культуре.

7.Ценностый подход к деловой культуре.

 

Литература

.

1.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур.- М.: Дело, 2003.

2.Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент,- СПб.: Питер,2006.

3.Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 3

Классификация деловых культур

 

1.Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры.

2.Классификация Р.Льюиса, ее использование. Достоинства и недостатки.

3.Классификация деловых культур по типу обработки информации.Разнообразные критерии классификации культур по восприятию информации, по оценке и использованию информации.

4.Исследования Г.Хофстеде. Результаты этого исследования.

5.Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом. Характеристика основных универсалий.

6.Кластеризация культур.

7.Конвергенция и дивергенция в деловой культуре.

 

Литература

1. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент.-СПб.:Питер,2005.

2.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс – культурные взаимодействия в международном

предпринимательстве.- М: ЮНИТИ,2003.

3.Холден Н. Кросс- культурный менеджмент.Концепция когнитивного менеджмента.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 3

Культура и стили руководства

 

1.Теоретические модели управления.

2. Понятие «стиль управления».

3.Система ценностей и стиль управления.

4.Интенсивность потребностей и стиль управления.

5.Стиль управления и картина мира.

6.Стиль управления и процесс познания.

7.Стиль управлении и отношение к риску.

8.Карьера, ее проявление в менеджменте.

9.Национальные различия в представлении о карьерном росте.

10 Специфика межличностного общения в различных деловых культурах,примеры подобного явления.

11.Стиль принятия управленческих решений на примере различных деловых культур.

 

Литература

 

1. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент.-СПб.:Питер,2005.

2.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс – культурные взаимодействия в международном

предпринимательстве.- М: ЮНИТИ,2003.

3.Холден Н. Кросс- культурный менеджмент.Концепция когнитивного менеджмента.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 4 – 5

Управление мотивацией в сравнительном менеджменте

 

1.Понятие «мотивация»

2.Теории мотивации, их анализ.

3.Мотивационная дифферециация в мультинациональном коллективе.

4.Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения.

5.Практика стимулирования труда в различных странах(Англия. Германия, Швеция).

6.Анализ конкретных ситуаций(подобранных студентами) по формированию системы мотивации и разрешению проблем мотивационной сферы в связи с разными национальными культурами.

 

Литература

 

1. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент.-СПб.:Питер,2005.

2.Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс – культурные взаимодействия в международном

предпринимательстве.- М: ЮНИТИ,2003.

3.Холден Н. Кросс- культурный менеджмент.Концепция когнитивного менеджмента.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 6 -7.

Коммуникации в системе сравнительного менеджмента

1.Понятие «коммуникация»

2.Коммуникация как процесс.

3.Межкультурная коммуникация.

4.Характеристика различных стилей коммуникации.

5.Коммуникационные потоки, их особенности проявления в бизнесе.

6.Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии.

7.Культурные «шумы» в коммуникационном процессе.

8.Коммуникации и языковые барьеры, проявление подобных барьеров в деловой культуре

и международном бизнесе.

9.Невербальная коммуникация и ее роль в менеджменте.

10.Способы управления кросс- культурной коммуникацией.

11.Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе.Улучшение системы обратных связей.

 

Литература

 

1.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур.- М.: Дело, 2003.

2.Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент,- СПб.: Питер,2006.

3.Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 8

Менеджмент США

 

1.Экономико-географическая характеристика США.

2.Особенности экономического развития США.

3.Регулирование рынка труда в США.

4.Развитие теории менеджмента в США.

Литература

1.Архангельский А.Ю. США: условия для бизнеса.- М.,1992.

2.Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента.- СПб.: Питер,1999.

3.Градобитова Л.Д.Теория международных конкурентных преимуществ государств М.Портера.- М.: 1996.

4.Зименков Р.И. США в мировой экономике: состояние и перспективы.- М.:,1998.

5.Классики менеджмента.-СПб.:Питер,2001.

 

Занятие № 9 -10

Менеджмент в Европе

1.Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза.

2.Многообразие деловых культур и менеджмента в Европе. Их характеристика.

3.Группировка стран Европы по культурным параметрам, страновые кластеры.

4.Классификация европейских систем менеджмента по Лессему и Нойбауэру.

5.Типы организационной культуры: классификация Тромпенаарса.

6.Стили менеджмента и типы культуры, характерные для высшего звена управления.

7.Концепция евроменеджмента.

8.Критика концепции евроменеджмента.

 

Литература.

1.Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза.-М.,2000.

2.Европейский союз на пороге 21 века.-М.,2002.

3.Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран.- СПб,, 2002.

4.Цукалн Л.Новая европейская экономика: попытка переосмысления.- СПб., 2001.

 

Занятие № 11

Немецкая модель менеджмента

1.Общая характеристика экономики Германии.

2.Этапы развития экономики Германии, их характеристика.

3.Немецкая деловая культура и стиль управления, их своеобразие.

4.Формирование немецкой модели менеджмента.

5.Характеристика основных черт немецкой модели менеджмента, их проявление на практике.

6.Возможности переноса немецких управленческих технологий в другие страны.

7.Различия в деловой культуре и поведении западных и восточных менеджеров Германии.

 

Литература

1.Западноевропейские модели социально-экономического развития.-М.,2000.

2.Зарицкий В.Е.Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз.-М,,2003.

3.Ламперт Х. Социальная рыночная экономика: германский путь.- М.,1993.

 

Занятие № 12

Французская модель менеджмента

 

1.Специфика экономики Франции.

2.Этапы развития управленческой мысли во Франции.

3.Французская модель менеджмента.

4.Специфика проявления менеджмента во французских организациях.

5.Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров.

6.Управленческая карьера французского менеджера, ее специфика.

7.Стиль управления во французских организациях(анализ на конкретных примерах).

8.Лидерство во французских организациях, его особенности проявления.

9.Способы принятия решений во французских организациях.

 

Литература

 

1..Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран.- СПб,, 2002.

2..Цукалн Л.Новая европейская экономика: попытка переосмысления.- СПб., 2001.

 

Занятие № 13.

Менеджмент в Великобритании

 

1.Общая характеристика страны.

2.Особенности макроэкономической модели развития Великобритании.

3.Проявление индивидуализма в британской культуре.

4.Влияние классовой структуры общества на производственные отношения.

5.Проблемы уровня менеджмента и системы подготовки менеджеров в Великобритании.

6.Проблемы повышения управленческих кадров и их разрешение.

7.Стиль принятия решений в британских организациях.

8.Британские структуры управления и коммуникация.

 

Литература

 

1..Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран.- СПб,, 2002.

2..Цукалн Л.Новая европейская экономика: попытка переосмысления.- СПб., 2001.

 

Занятие № 14

Шведская модель менеджмента

1.Специфика экономического развития Швеции.

2.Основные ценности шведской культуры, проявление их в деловых отношениях.

3.Стиль менеджмента в шведских организациях.

4.Шведская модель менеджмента и международная практика

 

Литература.

 

.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур.- М.: Дело, 2003.

2.Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент,- СПб.: Питер,2006.

3.Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 15-16

Японская модель менеджмента

 

1.Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития Японии.

2.Характеристика основных этапов развития японской экономики.

3.Модель развития японской экономики.

4.Роль информационных технологий в развитии деловой культуры.

5.Характерные признаки и особенности японской системы управления.

6.Роль менеджеров в японской системе управления.

7.Возможности использования японской модели менеджмента в других странах.

8.Управление в зарубежных подразделениях МНК – столкновение национальных деловых культур.(анализ конкретных примеров).

9.Новые тенденции в развитии японского менеджмента.

Кризис японской модели экономики и управления на рубеже веков, его причины.

 

Литература

1.Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности.-М.: Экономика,2000.

2.Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах.- М.: Наука,1992.

3.Портер М., Такеути Х., Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать?- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

 

Занятие № 17

Менеджмент Кореи

 

1.Общая характеристика экономики Республики Корея.

2.Корейская модель менеджмента и влияние японской модели менеджмента.

3.Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре.

4.Основные черты современной корейской модели менеджмента и специфика ее реализации на практике.

 

Литература

 

1.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур.- М.: Дело, 2003.

2.Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент,- СПб.: Питер,2006.

3.Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

 

Занятие № 18

Китайский менеджмент

 

1.Общая характеристик экономики Китая.

2.Модель экономического развития КН Р.Оценка эффективности китайской модели экономики.

3.Особенности китайской деловой культуры.

4.Государственные предприятия и менеджмент.

5.Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления.

6.Роль китайской зарубежной диаспоры в формировании национальной модели менеджмента.

7.Тенденции в развитии китайской модели менеджмента.

 

Литература

 

1.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур.- М.: Дело, 2003.

2.Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент,- СПб.: Питер,2006.

3.Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в ХХ1 веке – СПб.: Питер,2004.

 

5.Самостоятельная работа студентов

 

При изучении дисциплины большая роль отводится самостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени.Она предусматривает: дополнительную проработку материала изученного на лекциях, семинарских занятиях; самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора;

подготовку к семинарским и практическим занятиям с освоением той литературы, которая предложена для изучения.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Модель П.Р.Харриса и Р.Т.Морана.

2.Религия и национальная модель менеджмента.

3.Православие и модель менеджмента.

4.Теория внутреннего содержания личности, ее специфика.

5.Критерии классификации культур по восприятию информации.

6.Критерии классификации культур по оценке и использованию

7.Характеристика «женских» культур и их проявление в менеджменте.

8.Характеристика «мужских»

культур и их проявление в менеджменте.

9.Китайские управленческие философии старого и нового поколения.

10.Система организационных ценностей в Индии, США и Австралии.

11.Основные модели экономического развития стран Европейского союза.

12.Группировка стран Европы по культурным параметрам: страновые кластеры.

 

6.Вопросы для контроля знаний

 

1.Сравнительный менеджмент и кросс-культурный менеджмент.

2.Особенности феномена «культура»

3.Влияние культуры на национальные модели менеджмента.

4.Подход Д.Рокича к изучению феномена культуры.

5.Теория внутреннего содержания личности.

6.Особенности низкоконтекстных культур.

7.Специфика высококонтекстных культур.

8.Классификация культур по Р.Льюису.

9.Классификация деловых культур по типу обработки информации.

10.Этапы исследований Г.Хофстеде, их результаты.

11.Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом.

12.Понятие «кластер».Кластеризация культур.

13.Факторы, определяющие национальные различия в стиле руководства.

14.Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.

15.Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.

16.Практика стимулирования труда в различных странах.

17.Коммуникация в системе сравнительного менеджмента.

18.Межкультурная коммуникация,

19.Способы преодоления языковых барьеров в сравнительном менеджменте.

20.Роль невер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...