Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы слоговой структуры слов

Большакова СЕ.

Б79 Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с. («Конфетка»)

ISBN 5-89144-754-1

 

Представлена краткая авторская версия методического пособия СЕ. Боль­шаковой, которое скоро выйдет в издательстве «ТЦ Сфера». Опытный ло­гопед-практик предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры речи, в частности приемы мануального подкрепления, облег­чающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями соглас­ных. Речевой материал и дидактические игры дополнены комплектом из 64 цветных картинок на специальной вкладке журнала.

Предлагаемая автором система логопедических упражнений поможет ро­дителям и логопедам в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры.

 

УДК 373 ББК 74.3

Большакова Светлана Евгеньевна

ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА

Редактор О.Е. Громова

Художник Н.В. Кулакова

Корректор Т.Э. Балоунова

Компьютерная верстка Ю.А. Кособокова

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.

Подписано в печать 21.09.06. Формат 70 х 1О8'/,6.

Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,80. Тираж 5000 экз.

Заказ № 6729.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15.

При участии ООО «Карапуз-Дидактика»

105318, Москва, а/я 59. Тел.: (495) 365-43-89.

Москва, Измайловское ш., д. 48 а.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2.

ISBN 5-89144-754-1 © ООО «ТЦ Сфера», 2006

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ряде случаев, помимо нарушения звукопроизношения, снижения фонематического восприятия, несовершенства грамматического строя речи, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются искажения, заме­щения, ошибки воспроизведения стечений согласных.

В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3—3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяюще­го распознавать различную природу речевых расстройств. В специаль­ной литературе описание становления слоговой структуры слова у до­школьников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова) или другими тяжелыми речевыми рас­стройствами, приводящими к общему недоразвитию речи (Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина).

Последние исследования подтверждают корреляцию нарушений сло­говой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обра­ботке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

В свою очередь, формирование слоговой структуры соотносится с ус­воением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением.

В ходе обследования слоговой структуры необходимо предлагать ре­бенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стече­ний согласных, и более сложные — из 3—4 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

В пособии представлены 14 типов слов, над которыми последователь­но проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры (см. цветную вкладку, с. 17—32), и приводится система упражнений.

Представленные иллюстрации (в комплекте из 64 картинок) рекомен­дуется использовать для экспресс-диагностики нарушений слоговой струк­туры, проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.

ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

 

I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:

дыня, вода*, сова, вата,

кофе, муха, мыло, дети,

ноги, луна, духи, весы,

ваза, ноты, коза, зубы.

 

П. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги,

кабина, панама, утята, голова,

малина, газета, мимоза, ягоды,

машина, монета, колесо, молоко.

 

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:

мак, лук, мяч, кит,

лес, жук, сом, сок,

дуб, лев, мед, дом,

кот, гусь, дым, нос.

 

IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога:

лимон, веник, букет, банан,

огонь, пакет, бидон, гамак,

вагон, батон, утюг, петух,

каток, диван, совок, канат.

 

V. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка,

буквы, утка, ванна, нитки,

вилка, кепка, тыква, тапки,

окно, коньки, майка, такси.

 

VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова:

чайник, поднос, альбом, дождик,

кактус, фонтан, медведь, бублик,

магнит, тюльпан, индюк, дельфин,

костюм, компас, солдат, павлин.

VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок, самолет, помидор, чемодан,

бегемот, петушок, ананас, василек,

телефон, барабан, водолаз, попугай,

молоток, капитан, теленок, магазин.

 

VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты,

кукушка, гантели, комната, калитка,

ботинки, улитка, капуста, удочка,

иголка, беседка, валенки, девочка.

 

IX. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым сло­гом:

автобус, кузнечик, осьминог, художник,

автомат, ягненок, шиповник, садовник,

памятник, половник, будильник, апельсин,

виноград, охотник, маятник, кофейник.

 

X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

матрешка, избушка, игрушки, Незнайка,

винтовка, лампочка, антенна, таблетки,

морковка, скакалка, клубника, гвоздика,

скамейка, индейка, футболист, гармошка.

 

XI. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

лист, болт, куст, танк,

кекс, зонт, лифт, винт,

бант, знак, дно, клей,

флаг, хлеб, гном, шкаф.

 

XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:

звезда, штанга, гнездо, спички,

птенцы, флажки, клюшка, гвозди,

плетка, клетка, клюква, скалка,

кнопка, свекла, книжки, травка.

 

XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

пианино, ежевика, кукуруза, Буратино,

раковина, пуговица, гусеница, помидоры,

одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы,

витамины, макароны, паутина, чемоданы.

 

XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:

земляника, баклажаны, воспитатель, медвежата,

автомобиль, остановка, подбородок, магнитофон,

аквариум, обезьянка, одуванчик, папоротник,

полотенце, холодильник, экскаватор, мотоциклист.

 

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают пра­вильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. Поэтому еще на этапе овладения арти­куляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 1—6).

Так, традиционное упражнение «окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис. 1).

Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сбли­жены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 2).

 

 

Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (рис. 3).

Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами, рис. 4).

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

 

 

Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребен­ку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью, рис. 5).

Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис. 6).

Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я» также обозначаются мануаль­но, двумя последовательными позами.

 

 

 

«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] + поза звука [э];

«ё» = [j] + поза звука [о] (рис. 3);

«ю»= [j] + поза звука [у] (рис. 2);

«я» = [j] + поза звука [а] (рис. 1).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнас­тики показывает объем позы («Окошко»), подчеркивает контрастность («Заборчик — Трубочка», «Трубочка — Хоботок»).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предот­вращает их пропуски и замены.

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от бо­лее контрастных к менее контрастным:

— в сопровождении ручных символов;

— без них;

— без зрительной опоры.

Предлагаются слоги:

 

 

 

РАБОТА НАД СЛОГАМИ

Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближен­ным к плечу, например, звук [п] (рис. 7).

 

 

 

При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превра­щается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется дви­жение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые сло­ги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное поло­жение.

Упражнение 2

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех сло­гов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:

— с общим согласным:

МА - МО - МУ — МЫ - МЭ;

— с общим гласным:

БУ — КУ — ВУ — НУ — ДУ;

— обратные:

АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

— закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК — МОК — МУК — МЫК — МЭК
КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ

ТУК - МУК БОК — ВОК;

— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными:
БА - БЯ АП — АПЬ

ВУ - ВЮ УФ — УФЬ

МО — МЁ ЕН — ЕНЬ;

— прямые и обратные слоги со звонкими и глухими согласными:

ФА — ВА УП — УБ

КО - ГО ИД – ИТ

ТУ - ДУ ЫФ - ЫВ.

Упражнение 3

 

Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ре­бенку предлагается:

— сосчитать количество слогов;

— выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре круж­ка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

— сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка)-;

— определить одинаковый звук в ряду;

— придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);

— угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами;

— придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным;

— повторить ряд слогов в обратном порядке;

— повторить только первый и последний слог ряда;

— произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя гром­кость), разными по высоте, быстро (медленно);

— выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции);

— назвать первый (второй, третий) звук слога;

— составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный);

— сравнить два слога:

МА - AM, УТ - КУТ, КОП - ПОК, ВЫН - ПЫН.

Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

— открытые и закрытые:

КНА — АКН ГНА — АГН

ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ

ПТУ — УПТ БМУ — УБМ

СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ;

— с оппозиционными согласными:

ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА

ТКО - ТКЁ ТКО - ДГО

КМУ — КМЮ КМУ — ГМУ

СПЫ — СПИ СПЫ — ЗБЫ

ПТЭ - ПТЕ ПТЭ - БДЭ;

— цепочки слогов:

МНА — MHO — МНУ - МНЫ - МНЭ

ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ - ГВЭ

ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ

ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ;

— слоги со сменой позиции согласного:

МНА — НМ

СКО — КСО

ХТУ — ТХУ

ЗБЫ — БЗЫ

ПНЭ — НПЭ.

 

РАБОТА НАД СЛОВАМИ

Упражнение 5

У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова:

сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

Упражнение 6

Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными сло­вами. Требуется разделить их на две группы.

Слова:

мак, земляника, аквариум, лес, пуговица, кот, воспитатель, пианино, нос, подбородок.

Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.

Упражнение 7

Тренировка умения делать паузы между слогами.

После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и от­стучать его по столу сопряженно. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Приведем пример:

БУ.....СЫ, НЕ.....БО, ЛЮ.....ДИ

КО.....ЛЕ-НО (КО-ЛЕ.....НО)

О-ЛЕ.....НИ (О.....ЛЕ-НИ)

СИ.....НИ-ЦА (СИ-НИ.....ЦА).

Упражнение 8

Звуковой анализ и синтез.

1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.

2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

3. Выбор подходящей схемы слова.

4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечения­ми согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Пред­лагается следующий порядок освоения:

1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются сло­ва, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, мет­ла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ла­сточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);

2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк, дождь, тент, кисть).

3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);

4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);

5) многосложные слова со стечениями согласных (скворечник, отверт­ка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).

Упражнение 9

Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повто­рить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в пря­мом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:

СУП - ДЫМ

ГУСЬ — КОТ

ДОМ — НОС

МЕХ — СОН — ЛОБ

ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ

КУБ — ЛЕС — ФЕН.

Упражнение 10

Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

— отличающихся гласными звуками:

СУК — СОК МЕХ — МАХ - МОХ

МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ

КИТ - КОТ БЫК - БОК - БАК - БУК

ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК - ТИК — ТАК

САМ — СОМ

НОС - НЁС ДЫНЯ - ДАНЯ

СОН — СЫН ЛЫЖИ — ЛУЖИ

ТИР — ТЁР РУКИ - РЕКИ

ГОЛ — ГУЛ РАКИ — РУКИ

МЫЛО — МАЛО

ЮЛА — ЮЛЯ

ЛУНА — ЛЕНА;

— отличающихся согласными звуками:

СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ

НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ - КОТ - КОЛ

МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ - МАЛ

ВОТ — ТОТ — КОТ — ГОД

ЛЕС — ЛЕВ - ЛЕЙ МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД

КИТ — ВИД — ЩИТ СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ

СОМ — СОК — СОН ЛУК — БУК — ТУК — СУК

КОЛ — ГОЛ — ПОЛ МАК - ТАК — БАК — ЛАК

БОК — ТОК - СОК

ЛОСЬ — ЛОБ — ЛОМ

ЛЫЖА — ЖИЖА

СОВА — СОФА

КОЗА — КОСА

КУЧА - ТУЧА

РУКИ - ЩУКИ

МЫЛО - БЫЛО

ДЕТИ - СЕТИ

— отличающихся согласным звуком и местом ударения:

ВОДА — СОДА

ЛУНА — ЛУПА

ВАТА — ФАТА

УШИ - УЖИ

Упражнение 11

Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое ко­личество слогов, но отличаются позицией ударного слога (МЫло — воДА, Ягоды — соБАка, ВЕник — баНАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:

Ягоды — уТЯта — голоВА

Яблоко — беСЕдка — колбаСА

ПУговица — аКВАриум — остаНОвка — магнитоФОН.

Упражнение 12

Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поме­нять слоги в слове местами и назвать получившееся новое слово. На­пример: ЖИ — ЛЫ — ЛЫ — ЖИ.

Слова:

ЛА — Ю КИ — ПЯТ ЛЫ — КО НА — СОС

ЛО — ЖА КА — ЧАЙ ЛА — МА КИ — РА

СКА — ЛА НА — ВЕС БАН — КА.

Слоги:

ПА - ЛИ, ЖА — ЛУ; ГИ - НО, КА — MAC,

КА - ПАЛ МА — ДО, ТА — ПАС, ТЯ — ТЕ,

ТЫ — КУС, ЛЯ — КО, ВА — ТЫК, ТЯ — КА,

МА — Я, ТИ — НОГ, КА — МУ, КА — СУМ,

ЛА - МЕТ, БА - ТРУ; КАН - КАП, ДУК - СУН,

НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК - ФАР, ТИК — ЛАС,

ДЫШ - ЛАН, ПОТ — КОМ, ТИК - ВИН, ЛИК — КОЗ.

 

Упражнение 13

Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно; либо дети повторяют пра­вильные слова и исправляют деформированные.

ПАВУК ПАУК      
ВУТКА УТКА ГИРБЫ ГРИБЫ  
КОКНО ОКНО ИНДЮНК ИНДЮК  
КОХЕ КОФЕ ТУРБА ТРУБА  
МУКА МУХА ТАРИК СТАРИК  
ИСЫ ВЕСЫ СВЁЛКА СВЁКЛА  
ЛОТАПА ЛОПАТА ПЧИЧКА ПТИЧКА  
СОКАБА СОБАКА ВМЕРЯ ВРЕМЯ  
ПАМАНА ПАНАМА ПОКУГАЙ ПОПУГАЙ  
ДЕВЕРО ДЕРЕВО ВИСИЛЁК ВАСИЛЕК  
МОКО МОЛОКО АПЕСИН АПЕЛЬСИН  
ПАХОД ПАРОХОД НОЖИНИСТЫ НОЖНИЦЫ  
УТИГИ УТЮГИ ОХОНИК ОХОТНИК  
ГОЛОБИ ГОЛУБИ СОНЫШКО СОЛНЫШКО  
МАНИНА МАЛИНА ФУБОЛИСТ ФУТБОЛИСТ  
МИМОН ЛИМОН ТАЛБЕТКИ ТАБЛЕТКИ  
НЕБЕЛЬ МЕБЕЛЬ КОФЕТА КОНФЕТА  
ВЕДМЕДЬ МЕДВЕДЬ КУНЗЕЧИК КУЗНЕЧИК  
СУРГОБ СУГРОБ ПОЛОНИК ПОЛОВНИК  
ЛАКПА ЛАПКА АТОБУС АВТОБУС  
КУЛКЛА КУКЛА ГУРЗОВИК ГРУЗОВИК  
ЛАПА ЛАМПА КАМЕЙКА СКАМЕЙКА  
КОТФА КОФТА АХТОБУС АВТОБУС  
БЕКАЛ БЕЛКА ИДЕЙКА ИНДЕЙКА  
ЧАТКА ТАЧКА КУБИКА КЛУБНИКА  
ПЕТУНК ПЕТУХ КВОРЕЧНИК СКВОРЕЧНИК  
ТЁКРА ТЕРКА КРЕКОЗА СТРЕКОЗА  
КЛУБА КЛУМБА ОТВЕРКА ОТВЕРТКА  
КЛЕКТА КЛЕТКА КАТРЮЛЯ КАСТРЮЛЯ  
ТЕНА СТЕНА НАПЕСТРОК НАПЕРСТОК  
СКАКАН СТАКАН ТМЕЯ ЗМЕЯ  
ТИЦА ПТИЦА ТОЛ СТОЛ  
ДЫНЕМ ДНЕМ КУРУЗА КУКУРУЗА
СМОТ МОСТ РАКИВИНА РАКОВИНА
ВОК ВОЛК ПУВИЦА ПУГОВИЦА
КАФ ШКАФ ГУСЕНИСТА ГУСЕНИЦА
НДО ДНО БАРЕРИНА БАЛЕРИНА
ДЕСЬ ЗДЕСЬ ВИНАНИМЫ ВИТАМИНЫ
МОЕ МОСТ САМОТЁЛЫ САМОЛЕТЫ
БИТ БИНТ КОРИНЧЕВЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ
ЛЮКЧ КЛЮЧ ВЕСИПЕД ВЕЛОСИПЕД
ПОКОЙНИК ПОДОКОННИК ЭСКАВАТОР ЭКСКАВАТОР
ПИНИНО ПИАНИНО АКВАРИЯ АКВАРИУМ
СТОВОЛАЯ СТОЛОВАЯ МОЦИКЛИСТ МОТОЦИКЛИСТ
               

Упражнение 14

Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается с сидящими детьми.

Слоги:

ВЕД -, СЕТ -, КУХ -, ДОС -, КОФ —, БУК -, КУК —, БЕЛ —, МЕТ —, ТАК -, ВАФ —, БАН —; СТА -, ФЛА —, ПТЕ -, ТРА —, КЛО —, ЦВЕ —, ЗВО —, ГРИ -, КРЫ —, ГРУ —, МОР -.

Упражнение 25

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок (или из ряда слов) назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): мали­на, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки (такси, утята) в таком порядке, чтобы послед­ний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (утята, такси).

Таким образом можно выкладывать растущие цепочки картинок:

ЖУКИ - КИНО - НОГИ

ШЕЯ — ЯМА — МАКИ

ДЕТИ — ТИНА — НАДЯ

ПАНАМА — МАЛИНА - НАТАША

КОЛЕСО - СОБАКА - КАБИНА

КУПОЛ — ПОЛКА — КАНАТ

КОМАР — МАРКА — КАБАН

МАГНИТ — НИТКИ — КИНО

ПОПУГАЙ — ГАЙКА — КАБИНЕТ

БУЛАВКА — КАЧЕЛИ — ЛИМОН

ЭСКИМО - МОЛОКО — КОЛОБОК

ЛЕДОКОЛ — КОЛБАСА — САМОЛЕТ

ДИВАН — ВАННА — НАСОС - СОСНА

ИЗБА — БАБУШКА — КАПУСТА — ТАПОЧКИ

ЗЕРКАЛО — ЛОПАТА - ТАРЕЛКА — КАЛИТКА.

Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «по­том» («дальше», «затем»). Ребенок составляет слово:

ПА, потом УК.........ПАУК!

КОМ, затем ПОТ.........КОМПОТ!

ПО, потом ЛЯ, потом НА.........ПОЛЯНА!

ЗВО, дальше НОК.........ЗВОНОК!

КА, затем БИ, затем НЕТ.........КАБИНЕТ!

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...