Типы слоговой структуры слов
Большакова СЕ. Б79 Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с. («Конфетка») ISBN 5-89144-754-1
Представлена краткая авторская версия методического пособия СЕ. Большаковой, которое скоро выйдет в издательстве «ТЦ Сфера». Опытный логопед-практик предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры речи, в частности приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных. Речевой материал и дидактические игры дополнены комплектом из 64 цветных картинок на специальной вкладке журнала. Предлагаемая автором система логопедических упражнений поможет родителям и логопедам в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры.
УДК 373 ББК 74.3 Большакова Светлана Евгеньевна ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА Редактор О.Е. Громова Художник Н.В. Кулакова Корректор Т.Э. Балоунова Компьютерная верстка Ю.А. Кособокова Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г. Подписано в печать 21.09.06. Формат 70 х 1О8'/,6. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,80. Тираж 5000 экз. Заказ № 6729. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15. При участии ООО «Карапуз-Дидактика» 105318, Москва, а/я 59. Тел.: (495) 365-43-89. Москва, Измайловское ш., д. 48 а. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2. ISBN 5-89144-754-1 © ООО «ТЦ Сфера», 2006
ВВЕДЕНИЕ
В ряде случаев, помимо нарушения звукопроизношения, снижения фонематического восприятия, несовершенства грамматического строя речи, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3—3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина). По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств. В специальной литературе описание становления слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова) или другими тяжелыми речевыми расстройствами, приводящими к общему недоразвитию речи (Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина). Последние исследования подтверждают корреляцию нарушений слоговой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В свою очередь, формирование слоговой структуры соотносится с усвоением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением. В ходе обследования слоговой структуры необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 3—4 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.
В пособии представлены 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры (см. цветную вкладку, с. 17—32), и приводится система упражнений. Представленные иллюстрации (в комплекте из 64 картинок) рекомендуется использовать для экспресс-диагностики нарушений слоговой структуры, проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми. ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода*, сова, вата, кофе, муха, мыло, дети, ноги, луна, духи, весы, ваза, ноты, коза, зубы.
П. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко.
III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.
IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, веник, букет, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат.
V. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, вилка, кепка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси.
VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин. VII. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин.
VIII. Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка,
иголка, беседка, валенки, девочка.
IX. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, кузнечик, осьминог, художник, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половник, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.
X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, игрушки, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка.
XI. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, бант, знак, дно, клей, флаг, хлеб, гном, шкаф.
XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, свекла, книжки, травка.
XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.
XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных: земляника, баклажаны, воспитатель, медвежата, автомобиль, остановка, подбородок, магнитофон, аквариум, обезьянка, одуванчик, папоротник, полотенце, холодильник, экскаватор, мотоциклист.
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. Поэтому еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 1—6). Так, традиционное упражнение «окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис. 1). Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 2).
Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (рис. 3). Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами, рис. 4).
Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].
Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью, рис. 5). Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис. 6). Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я» также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.
«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] + поза звука [э]; «ё» = [j] + поза звука [о] (рис. 3); «ю»= [j] + поза звука [у] (рис. 2); «я» = [j] + поза звука [а] (рис. 1). При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом. Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы («Окошко»), подчеркивает контрастность («Заборчик — Трубочка», «Трубочка — Хоботок»). Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены. Упражнение 1 Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным: — в сопровождении ручных символов; — без них; — без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
РАБОТА НАД СЛОГАМИ Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 7).
При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение. Упражнение 2 Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги: — с общим согласным: МА - МО - МУ — МЫ - МЭ; — с общим гласным: БУ — КУ — ВУ — НУ — ДУ; — обратные: АН — ЫН — ОН — ЭН — УН ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ; — закрытые слоги, их ряды и пары: ТУК - МУК БОК — ВОК; — прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными: ВУ - ВЮ УФ — УФЬ МО — МЁ ЕН — ЕНЬ; — прямые и обратные слоги со звонкими и глухими согласными: ФА — ВА УП — УБ КО - ГО ИД – ИТ ТУ - ДУ ЫФ - ЫВ. Упражнение 3
Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается: — сосчитать количество слогов; — выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);
— сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка)-; — определить одинаковый звук в ряду; — придумать слоги с одинаковым гласным (согласным); — угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами; — придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным; — повторить ряд слогов в обратном порядке; — повторить только первый и последний слог ряда; — произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно); — выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции); — назвать первый (второй, третий) звук слога; — составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный); — сравнить два слога: МА - AM, УТ - КУТ, КОП - ПОК, ВЫН - ПЫН. Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги: — открытые и закрытые: КНА — АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ; — с оппозиционными согласными: ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА ТКО - ТКЁ ТКО - ДГО КМУ — КМЮ КМУ — ГМУ СПЫ — СПИ СПЫ — ЗБЫ ПТЭ - ПТЕ ПТЭ - БДЭ; — цепочки слогов: МНА — MHO — МНУ - МНЫ - МНЭ ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ - ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ; — слоги со сменой позиции согласного: МНА — НМ СКО — КСО ХТУ — ТХУ ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ.
РАБОТА НАД СЛОВАМИ Упражнение 5 У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар. Упражнение 6 Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы. Слова: мак, земляника, аквариум, лес, пуговица, кот, воспитатель, пианино, нос, подбородок. Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе. Упражнение 7 Тренировка умения делать паузы между слогами. После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится. Приведем пример: БУ.....СЫ, НЕ.....БО, ЛЮ.....ДИ КО.....ЛЕ-НО (КО-ЛЕ.....НО) О-ЛЕ.....НИ (О.....ЛЕ-НИ) СИ.....НИ-ЦА (СИ-НИ.....ЦА). Упражнение 8 Звуковой анализ и синтез. 1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда. 2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов. 3. Выбор подходящей схемы слова. 4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения: 1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка); 2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк, дождь, тент, кисть). 3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ); 4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь); 5) многосложные слова со стечениями согласных (скворечник, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация). Упражнение 9 Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз: СУП - ДЫМ ГУСЬ — КОТ ДОМ — НОС МЕХ — СОН — ЛОБ ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ КУБ — ЛЕС — ФЕН. Упражнение 10 Повторение рядов слов, близких по звуковому составу: — отличающихся гласными звуками: СУК — СОК МЕХ — МАХ - МОХ МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ КИТ - КОТ БЫК - БОК - БАК - БУК ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК - ТИК — ТАК САМ — СОМ НОС - НЁС ДЫНЯ - ДАНЯ СОН — СЫН ЛЫЖИ — ЛУЖИ ТИР — ТЁР РУКИ - РЕКИ ГОЛ — ГУЛ РАКИ — РУКИ МЫЛО — МАЛО ЮЛА — ЮЛЯ ЛУНА — ЛЕНА; — отличающихся согласными звуками: СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ - КОТ - КОЛ МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ - МАЛ ВОТ — ТОТ — КОТ — ГОД ЛЕС — ЛЕВ - ЛЕЙ МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД КИТ — ВИД — ЩИТ СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ СОМ — СОК — СОН ЛУК — БУК — ТУК — СУК КОЛ — ГОЛ — ПОЛ МАК - ТАК — БАК — ЛАК БОК — ТОК - СОК ЛОСЬ — ЛОБ — ЛОМ ЛЫЖА — ЖИЖА СОВА — СОФА КОЗА — КОСА КУЧА - ТУЧА РУКИ - ЩУКИ МЫЛО - БЫЛО ДЕТИ - СЕТИ — отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА — СОДА ЛУНА — ЛУПА ВАТА — ФАТА УШИ - УЖИ Упражнение 11 Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (МЫло — воДА, Ягоды — соБАка, ВЕник — баНАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться: Ягоды — уТЯта — голоВА Яблоко — беСЕдка — колбаСА ПУговица — аКВАриум — остаНОвка — магнитоФОН. Упражнение 12 Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять слоги в слове местами и назвать получившееся новое слово. Например: ЖИ — ЛЫ — ЛЫ — ЖИ. Слова: ЛА — Ю КИ — ПЯТ ЛЫ — КО НА — СОС ЛО — ЖА КА — ЧАЙ ЛА — МА КИ — РА СКА — ЛА НА — ВЕС БАН — КА. Слоги: ПА - ЛИ, ЖА — ЛУ; ГИ - НО, КА — MAC, КА - ПАЛ МА — ДО, ТА — ПАС, ТЯ — ТЕ, ТЫ — КУС, ЛЯ — КО, ВА — ТЫК, ТЯ — КА, МА — Я, ТИ — НОГ, КА — МУ, КА — СУМ, ЛА - МЕТ, БА - ТРУ; КАН - КАП, ДУК - СУН, НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК - ФАР, ТИК — ЛАС, ДЫШ - ЛАН, ПОТ — КОМ, ТИК - ВИН, ЛИК — КОЗ.
Упражнение 13 Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно; либо дети повторяют правильные слова и исправляют деформированные.
Упражнение 14 Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается с сидящими детьми. Слоги: ВЕД -, СЕТ -, КУХ -, ДОС -, КОФ —, БУК -, КУК —, БЕЛ —, МЕТ —, ТАК -, ВАФ —, БАН —; СТА -, ФЛА —, ПТЕ -, ТРА —, КЛО —, ЦВЕ —, ЗВО —, ГРИ -, КРЫ —, ГРУ —, МОР -. Упражнение 25 Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок (или из ряда слов) назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада. Положить картинки (такси, утята) в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (утята, такси). Таким образом можно выкладывать растущие цепочки картинок: ЖУКИ - КИНО - НОГИ ШЕЯ — ЯМА — МАКИ ДЕТИ — ТИНА — НАДЯ ПАНАМА — МАЛИНА - НАТАША КОЛЕСО - СОБАКА - КАБИНА КУПОЛ — ПОЛКА — КАНАТ КОМАР — МАРКА — КАБАН МАГНИТ — НИТКИ — КИНО ПОПУГАЙ — ГАЙКА — КАБИНЕТ БУЛАВКА — КАЧЕЛИ — ЛИМОН ЭСКИМО - МОЛОКО — КОЛОБОК ЛЕДОКОЛ — КОЛБАСА — САМОЛЕТ ДИВАН — ВАННА — НАСОС - СОСНА ИЗБА — БАБУШКА — КАПУСТА — ТАПОЧКИ ЗЕРКАЛО — ЛОПАТА - ТАРЕЛКА — КАЛИТКА. Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом» («дальше», «затем»). Ребенок составляет слово: ПА, потом УК.........ПАУК! КОМ, затем ПОТ.........КОМПОТ! ПО, потом ЛЯ, потом НА.........ПОЛЯНА! ЗВО, дальше НОК.........ЗВОНОК! КА, затем БИ, затем НЕТ.........КАБИНЕТ!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|