Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция 1787 года и Билль о правах




Американский историк Е.Морган подчеркивал что “не нация родила революцию, а революция родила нацию”.

“На смену якобинской диктатуре во Франции пришла термидорианская реакция. Американская революция не знала таких амплитуд. Но она тоже имела свой небольшой “термидор” - конституцию 1787 года”. Аккредитованные при правительстве США представители французского двора с чувством удовлетворения отмечали, что это событие “бесконечно благоприятно для интересов королевства (т.е. Франции)”. По мнению посланника Мустье, значение новой Конституции было так велико, что он назвал ее “второй революцией”. “Тот” призрак демократии, которым прельстился народ, сейчас исчезает,” - говорил Мустье. Американская система все более и более приближается по своему типу к “выборной аристократии или даже смешанной монархии”. Новый правопорядок игнорировал интересы “низших классов”. В противоречие с Декларацией независимости, провозгласившей право каждого “на жизнь, свободу и стремление к счастью”, конституция 1787 года обходила молчанием вопрос об элементарных гражданских свободах. Только несколько лет спустя, под давлением массовых выступлений, и под влиянием начавшейся революции во Франции, она была дополнена Биллем о правах, провозгласившем свободу слова, печати, собраний, вероисповедания, право на неприкосновенность личности, жилища и т.д. Конституция 1787 года была шагом назад, она противоречила практике революционных лет, когда большинство политических решений предварительно широко обсуждалось. Конституционный конвент заседал при закрытых дверях и выступления его участников не подлежали огласке. В свое время Ч.Бирд, анализируя состав конвента, показал, что он целиком состоял из представителей “высшего класса”. Из 56 депутатов 50 были земельными и иными собственниками. Они были лично заинтересованы в организации новой системы власти и извлекли из нее максимальную выгоду, что же касается неимущих масс, то их отстранили от участия в подготовке Конституции. Оценка Конституции - предмет жестких сражений между историками. Теория “согласия”: в Америке, в сущности, вообще не было революции.

Говоря о важности изучения событий, связанных с принятием конституции 1787 года, французский историк А.Каспи отмечает, что кардинальный вопрос заключается в том, “остались ли Соединенные Штаты верны духу 76 года, - отвечает, - да, ибо те, кто выступал за принятие Конституции, представляли, по его словам, “новое поколение”, сознававшее ответственность перед будущим Америки, а противники Конституции были “сторонниками общества прошлого”, Каспи изображает политическое развитие США от Декларации независимости до принятия Конституции как некий гармоничный процесс.

Принятие конституции 1787 года было продиктовано интересами утверждения власти крупной буржуазии и земельной аристократии. Если говорить об общей ее оценке как политического документа, то нельзя не признать, что для того времени это была передовая конституция, в особенности, после принятия Билля о правах, который также следует рассматривать как определенный итог классовой борьбы. Именно в виду отсутствия Билля о правах конституция встретила массовую оппозицию. Представлявшие интересы малоимущих слоев населения противники конституции решительно настаивали на принятии поправок к ней и критиковали ее за отсутствие в ней гарантий элементарных политических свобод. Создатели конституции были “абсолютно не расположены заниматься поправками, пока не будет полностью организовано Правительство,” - говорил Мустье. Однако, в конечном итоге они вынуждены были это сделать. Обнаружив, что “их противники подготовили длинный список дополнений. Способных ослабить или вообще ниспровергнуть всю новую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить и взять под контроль дебаты с тем, чтобы сделать их для себя более благоприятными”. Таким образом, сторонники конституции достигали двойного эффекта. С одной стороны: выбили козырь из рук оппозиции, с другой - сформулировали дополнения к конституции в приемлемом для себя виде. “Эти поправки были составлены господствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба духу конституции и унять чрезмерное беспокойство.” (Э.Мустье). Вместе с тем, принятие Билля о правах было принципиально важным успехом демократических сил.

Особую тревогу вызвало восстание Д.Шейса, которое послужило одной из непосредственных поводов созыва конвента и принятия Конституции 1787 года. Дж.Вашингтон говорил, что восстание Шейса показало необходимость создания сильной центральной власти, дабы ликвидировать “беспорядки”. Дж.Вашингтон писал Д.Мэдисону: “если не хватает силы, чтобы справиться с ними, какая гарантия, что человеку обеспечена жизнь, свобода и собственность?”.

Подобно Дж.Вашингтону, который стал председателем конвента, выработавшего конституция, большинство других его участников придерживалось такой же точки зрения.

Хотя для своего времени конституция 1787 года считалась передовой, она была все же отступлением от ранее данных обещаний. Существует точка зрения, что (М.Дженсен), что в известном отношении она означала даже шаг назад по сравнению со “Статьями конфедерации” и уже по одному этому может рассматриваться в качестве своего рода термидора американской революции.

Конституция утвердила новую систему власти и новый правопорядок. США объявлялись республикой во главе с президентом. Последний, однако, был наделен такими широкими полномочиями, что его положение не так уж существенно отличалось от положения монарха. Как глава исполнительной власти президент назначался верховным главнокомандующим вооруженными силами. И не случайно, видимо, первым президентом США (1789 г.) стал Дж.Вашингтон. Законодательная власть была оставлена за конгрессом, хотя и в той сфере президенту принадлежало веское слово. Высшей судебной властью был наделен Верховный суд. Созданный таким образом государственный порядок полностью удовлетворял интересы господствующих классов - крупной буржуазии и плантаторов, утвердив их безраздельную диктатуру.

Сторонники школы “согласия”, изображающие Конституцию 1787 года как образец демократического решения вопроса, опровергают это положение. Включение в 1789 году Билля о правах в текст Конституции способствовало некоторой демократизации этого документа.

Выработанная в результате почти 4 месяцев обсуждения (конвент прекратил свою работу 17.IX.1787 г.) новая Конституция США, которая, при условии ее ратификации 9 из 13 штатов США должна была заменить прежние “Статьи конфедерации”, исходит уже из того, что США - уже не союз отдельных суверенных государств, конфедерация штатов, а союзное федеральное государство, более тесно и прочно объединенное, во главе с центральным правительством, обладающим широкими полномочиями.

Глава государства - президент, избираемый на 4 года. Имеет право вето на решения конгресса и вето сохраняет силу, если при повторном голосовании принятого конгрессом решения не было собрано 2/3 голосов. Президент по своему усмотрению составляет кабинет министров и меняет его состав.

Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из 2 палат: палата представителей и сената.

Члены верховного суда избирались пожизненно. Верховный суд имеет право толковать конституцию и отменять принятые конгрессом решения, если члены суда признают, что они противоречат конституции.

Избирательным правом пользовалось около 120 тысяч человек из 3х - миллионного населения. В области избирательных прав новая конституция не внесла практически никаких изменений, оставив в силе существующие в каждом из штатов ограничения. В дальнейшем вопрос об избирательных правах передавался на усмотрение штатов, причем предполагалось, что права будут ограничены имущественным цензом. При обсуждении с протестом выступил Б.Франклин, но его предложения были отклонены.

25 сентября 1791 были приняты 10 поправок к Конституции (“Билль о правах”).

Билль заявлял о: неприкосновенности личности и жилища граждан, о том, что аресты могут производится только по основательным причинам, подкрепленным достаточной проверкой, военный постой в мирное время допускается только с согласия хозяина, никто не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергаться наказанию не иначе, как по решению суда присяжных.

Революция взяла на вооружение идеологию Просвещения. В американском просвещении сложились две главные идеологические традиции - либерально-демократическая (Джефферсон, Франклин, Пейн) и умеренно-консервативная (Гамильтон, Мэдисон, Дж.Адамс).

Единственным возможным источником конституции демократы объявляли народную власть. Что касается правительства, то оно “есть всего лишь детище конституции” и не может не изменять, ни отменять ее. Пейн. Большую популярность среди американцев приобрело требование демократов о передаче любого конституционного проекта для непосредственного обсуждения и одобрения избирателями. В 2 штатах (Массачусетс и Нью-Гэмпшир) - практической воплощение.

Другим способом принятия конституции демократы считали выработку и одобрение ее специально созданными для этого конвентами.

Т.Пейн: в государстве с большой территорией практически осуществима лишь представительная демократия: Б.Раш Т.Джефферсон - в США - соединение прямого народоправства и представителей демократии.

Наиболее ревностными защитниками единения американского государства Пейн в памфлетах: “наша гражданская принадлежность конституции Соединенных Штатов определяет собой наше национальное лицо. Наша гражданская принадлежность к отдельному штату является лишь нашим местным отличием. Наше великое звание - американцы!”

В работе Континентального конвента в мае 1787 года приняли участие все штаты кроме Род-Айленда. 74 назначено, 55 присутствовало, 39 - лидеры из 55. 7 из них - губернаторы своих штатов. 8 из них подписали Декларацию независимости, 5 - “Статьи конфедерации”.

В основных лидерах: Дж.Вашингтон, который заверил в плодотворной работе конвента, Б.Франклин в то время ему 81 год (ученый и дипломат), 2 пенсильванца Джеймс Вильсон и Г.Морис (написал заключительный проект конституции), Дж.Мэдисон стоял за сильное правительство в государстве. Дж.Вашингтон председательствовал. Каждый штат - 1 голос. Вопрос решается простым большинством.

Присутствие прессы обеспечивало демократическое участие в дебатах:

* все делегаты согласились с ключевым вопросом, приветствовали идею ограниченного правления и представительной власти. Согласились на разделение властей. Решили ограничить полномочия штатов по выпуску внутренней валюты. Проголосовали за сильное государственное правительство. Разногласия возникали лишь по путям этих идей.

* В преамбуле Конституции отцы-основатели говорят о главных принципах:

1.народный суверенитет.

2.Федерализм

3.разделение властей

4.сбалансированность властей

5.судебный надзор-верховный суд

6.ограниченность полномочий правительства.

III. Вывод

Прежде всего, как в конституциях отдельных штатов, так и в “Статьях конфедерации” и - позднее - в конституции США был воплощен ряд великих принципов, цель которых заключалась в том, чтобы гарантировать значительную степень народного суверенитета и не допускать роста тирании. Принципы эти содержат в себе следующие положения:

* законное правление требует согласия народа;

* деспотическое правление должно быть уничтожено, если необходимо - революционным путем;

* гражданская власть выше военной, которая должна быть ей подчинена;

* разделение законодательной, исполнительной и судебной сфер управления препятствует сосредоточению власти и, тем самым, не допускает роста тирании;

* власть правительства ограничена и потому должна быть точно определена в писаных конституциях;

* правительство действует на основе обусловленных норм, которые известны всем и нарушаются лишь изменниками и деспотами; иными словами, правительство обязано соблюдать условленные законы и процедуры, которые разрешены ему основным законом государства;

* в общем и целом должностные лица избираются; должностные лица меньшего ранга могут назначаться, но, как правило, к должностным лицам следует относится с недоверием и связывать их ограничениями, самым важным из которых служит ограничение срока их пребывания в должности; наследственное обладание постом или властью категорически запрещено;

* хотя 3 области государственного управления разделены, законодательные органы наделены большей властью, чем исполнительные; приняты все меры к тому, чтобы установить независимость судебных органов;

* предусмотрена возможность внесения изменений в основной закон государства. В этом находит выражение демократическая концепция, то есть: мертвые не должны сковывать живых; человеку свойственно ошибаться как в том, что он совершает, так и в том, что он упускает, и поэтому исправление ошибок - неизбежная, а не зазорная вещь; общества растут и изменяются, меняются и социальные нужды, а потому социальные и политические учреждения должны быть подвержены изменению. Заранее предусмотреть необходимые для этого конституционные средства благоразумно и демократично;

* географическая централизация власти может быть такой же опасной и пагубной, как и политическая централизация, следовательно, рассредоточение потенциала власти в местном и общенациональном масштабе усиливает контроль народа и препятствует установлению тирании;

* из принципа народного суверенитета логически вытекает вывод об ограниченности, о точном определении власти правительства. Однако это имеет в виду перечисление не только того, что правительство может законно делать, но и того, что оно не может делать, то есть тех прав и свобод, которые являются неотъемлемыми и изложены в Билле о правах.

В результате американской революции сложилась система государственного строя Америки, которая действует до сих пор:

Полномочия федеральной власти и власти штатов в федеральной системе:

Полномочия центральной власти: Не входит в компетенцию:
* чеканка монет; * налогообложение тех товаров, которые экспортируются по инициативе самих граждан;
* регулирование внешней торговли и торговли между штатами; * отдача торгового предпочтения какому-либо из штатов;
* взаимоотношения с иностранными государствами;  
* учреждение почтовых отделений;  
* управление всеми территориями и решение вопроса о присоединении новых штатов;  
* предоставление гарантий авторских прав и выдача патентов на изобретения;  
* поддержание боеготовности воинских формирований;  
* определение стандартов меры и веса;  
* контроль за исполнением и правильным функционированием законов, обеспечивающих права правительства.  

 

Власть штатов Не входит в полномочия
·  обеспечение работы органов власти; ·  проявлять инициативу и подписывать сепаратные договоры с другими государствами;
·  проведение выборов   ·  освобождение от обязательств по выполнению контрактов;
·  разработка законов о контрактах, завещаниях и о местной политике;   ·  взымание налога на экспорт и импорт без согласия конгресса;
·  обеспечение школ и проверка образования на местах;   ·  иметь собственные войска и морской флот без разрешения конгресса.
·  регулирование коммерческой деятельности внутри штата;    
·  ратификация конституционных поправок;    
·  обладание правами, не входящими в юрисдикцию центральной власти, но и не запрещенными;    
   

Права, которыми обладают центральная и местная власть параллельно:

* налогообложение;

* заем;

* учреждение банков;

* законы о банкротстве;

* работа судов;

* строительство дорог;

* сельскохозяйственная, промышленная и научная деятельность;

* здравоохранение, безопасность и погребение;

* обладание частной собственностью для решения общих задач;

* расчет по долгам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...