Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.




Хоторнские исследования: задачи, этапы, результаты.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

1. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо

2. Цели и задачи хоторнских экспериментов.

3. Процедура исследований: основные этапы

4. Результаты хоторнских исследований

Заключение.

Список литературы.


Введение.

 

 Любая наука базируется на использовании исторического опыта.        Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок,        встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук.   Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим.

       Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы        спрогнозировать будущее развитие.

  Упрощенное, механистическое представление о природе                    поведения человека в организации — серьезное ограничение                    классических организационных теорий. По мнению У.Уайта, в их основе лежат три ложных допущения:

                   1) поведение человека полностью рационально и стремится                    к максимальной экономической выгоде;

                   2) каждый индивид реагирует на экономические стимулы как                    изолированный индивид;

                   3) поведение людей в организации может быть                    стандартизировано, подобно машинам.

Несмотря на огромную популярность и высокую                    эффективность классических теорий организации, в 30-е годы они подвергаются усиливающейся критике, основным мотивом которой выступает требование гуманизации труда.

Альтернативой классическим теориям предлагается                    концепция «человеческих отношений», последователи которой заявили, что поведение людей не инвариантно, а зависит от многих организационных и психологических факторов. Именно с концепцией «человеческих отношений»                    организационные науки перестают пренебрежительно относиться к рядовым членам и начинают всерьез интересоваться их мотивами, ценностями, аттитюдами и чувствами работников. В противовес классическим теориям,                    акцентировавшим незыблемость власти и авторитета руководства, теперь раздаются призывы к гуманному отношению к подчиненным, утверждается необходимость уважения к личности работника и демократизации                        управления в целом.


Школа человеческих отношений и Э. Мэйо.

 

Возникновение школ “человеческих отношений” и “организационного        поведения” – период попыток понять место людей в производстве. Ее        основоположники утверждали, что для человека основными стимулами        являются не материальные блага, а моральное удовлетворение,        психологический комфорт, самоудовлетворение и другие психологические        мотивы. В рамках школы человеческих происходило становление науки об        человеческих ресурсах и управлении персоналом.

   Мэри Фоллет (Mery Follet) – основоположница доктрины        "человеческих отношений", призывая к "совместной власти" в        противоположность "единоличной власти" предвосхитила ·-·-· переход к        стилям совместного управления. Одна из первых применила приемы        психологии и социологию для изучения промышленного предприятия. Ее        работы фокусировались на человеческих отношениях внутри        индустриальных групп, соотношении рационалистического и        гуманистического подходов в управлении людьми. В частности, ее        интересовала проблема влияния процесса постановки реальных целей в        организации на количество конфликтов. Описала концепцию социальных        конфликтов, заключающуюся в непрерывном возникновении конфронтаций и        союзов на основе имеющихся желаний людей, которые связаны друг с        другом различными отношениями. Ее концепция наделения персонала        властью; оказания работникам скорее помощи, нежели осуществление        жесткого контроля, предоставление сотрудникам прав независимо от их        властных полномочий, работа по ситуации (ситуационный подход),        открыли новую эру в теоретических исследованиях. (Follet, 1918, 24, 96).

Честер Барнард (Chester Barnard), начавший свою карьеру в AT&T и закончивший ее президентом New Jersy Bell, был идейным продолжателем Фоллет. В 1938 он опубликовал свою теорию организации, выделяя важность эффективных коммуникаций и кооперативной природы бизнеса. Его теория способствовала коренному изменению представлений о поведении работника в организации в послевоенный период. Одно из важнейших достижений Барнарда – концепция неформальной организации, которая существует в любой организации и образуется естественным образом сложившимися социальными группами. Неформальные отношения могут представлять мощную силу, которую менеджер обязан учитывать.

       Другой значительный вклад в теорию менеджмента – концепция принятия        власти, утверждающая, что обладающие свободой воли индивидуумы имеют        право решать, следовать им указаниям менеджера или нет. Основное        внимание было уделено функциям организации с выделением аспектов        лидерства и мотивации. Выделил проблему неспособности менеджеров-практиков решать задачи, сформулированные с использованием научных терминов. Его работа стала основополагающей для развития теории поведения организаций. Одним из первых сделал попытку построить теорию принятия решений как основной элемент теории администрирования (Barnard, 1938, 68).

       В литературе по теории и истории менеджмента деятельность Фоллет и        Барнарда рассматривается как правило в русле гуманистического        направления менеджмента, приверженцы которого уделяли основное        внимание анализу поведения людей в процессе труда, их потребностей,        отношений на рабочих местах, а также социальных взаимодействий и        групповых процессов.

Ротлисбергер внес существенный вклад в анализ способов преодоления        различных барьеров на пути коммуникаций в организациях. Труды        Ротлисбергера в кооперации с Диксоном ознаменовали смещение        интересов исследований менеджмента с индивидуального на групповой        труд (Roethlisberger, 1939, 1941; Dickson, 1966). Сначала под  управлением Мэйо, а затем самостоятельно Ротлисбергер координировал работу "хоторнской группы", результатом которой стали основополагающие выводы о свойствах рабочего места как социальной системы (опубликованы в 1939 г. в виде полного отчета по хоторнским исследованиям).

       Мэйо, опубликовавший первый отчет по хоторнским исследованиям в 1933

       г., описал пути улучшения организации в терминах теории человеческих        отношений и мотиваций. Он сформулировал социальную философию        менеджмента и ввел понятие "точек воздействия, которые изменяют        групповую производительность" (Mayo, 1946, 1977ab; Валовой, 1999). В        процессе "хоторнских" исследований он озвучил революционную для того        времени идею о том, что рабочие подвержены влиянию мотиваций в той        же мере, что и влиянию технических аспектов труда. Осознание рабочим        причастности к "команде" или коллективу, который работает в        улучшенных условиях или условиях "патронажа" со стороны        администрации предприятия, в значительной степени повышает        производительность его труда. Это открытие позже успешно было        использовано в Японии при создании "кружков качества",        предполагающих активное участие рабочих в обсуждении         производственных проблем, а также повсеместно при реализации        концепции автоматизированных рабочих мест. Дальнейшее развитие        "промышленной психологии" оказало влияние на формирование таких        дисциплин как "инженерия человеческих факторов" и эргономика. Суть концепции "человеческих ресурсов" состоит в разработке рабочих заданий в соответствии с теорией мотивации, когда работники получают        возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым          удовлетворить свои высшие потребности. Идеи классиков доктрины        "человеческих отношений" нашли свое продолжение в разработке        программ участия в прибылях, концепции "социотехнических систем",        концепции "кружков качества" и других аспектов управления, связанных        с демократизацией управления производством.     

Э. Мэйо –один из основоположников индустриальной социологии. Был профессором индустриальной социологии в Гарвардском университете, затем профессором промышленных исследований Высшей школы бизнеса и администрации. Получил философское медицинское образование в Великобритании, затем финансовое – в США. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Филадельфийским и Хоторнским. Основал движение "за развитие человеческих отношений"; один из основоположников школы человеческих отношений. Известен как непримиримый критик положений классической школы менеджмента, отвергающий ее ориентацию на приоритет формализации отношений и иерархического строения организации, а также как автор гуманистической социальной философии, во многом альтернативной тейлоровским представлениям о природе человека и предложенным им методам управления. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов.

Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения. Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...