ЕС по-прежнему лидирует в мире по числу публикаций
Стр 1 из 2Следующая ⇒ В предстоящие годы конкуренция на глобальном рынке квалифицированных кадров скорее всего возрастет Эта тенденция будет отчасти зависеть от объемов инвестиций в науку и технологии по всему миру, а также от таких демографических тенденций, как низкие показателирождаемости и стареющее население в некоторых странах (Япония, ЕС и т.д.). Некоторые страны, например Малайзия, уже начали проводить более активную политику для привлечения и удержания высококвалифицированных мигрантов и иностранных студентов в целях создания или сохранения инновационной среды (Глава 26). Число иностранных студентов быстро растет (диаграмма 1.4). В Главе 2 отмечается повышение мобильности на уровне докторов наук, что, в свою очередь, приводит к более высокой мобильности ученых. Это, пожалуй, одна из наиболее важных тенденций последнего времени. В исследовании, проведенном недавно Статистическим институтом ЮНЕСКО, отмечается, что студенты из арабских государств, стран Центральной Азии, Африки к югу от Сахары и Западной Европы с большей вероятностью будут обучаться за границей, чем студенты, представляющие другие регионы. По доле докторантов, обучающихся за границей, Центральная Азия даже обогнала Африку (диаграмма 2.10). Национальные и региональные системы образования в Европе и Азии активно поощряют обучение докторантов за границей. Правительство Вьетнама, например, спонсирует обучение своих граждан в докторантурах за рубежом в целях увеличения к 2020 г. числа преподавательских кадров вьетнамских университетов, обладающих степенью доктора наук, на 20 000 специалистов. Саудовская Аравия применяет аналогичный подход. Тем временем Малайзия планирует стать к 2020 г. шестым по значимости центром глобального притяжения иностранных студентов. За период 2007-2012 гг. их число в Малайзии почти удвоилось и превысило 56 000 человек (Глава 26). В Южной Африке в 2009 г. обучалось около 61 000 иностранных студентов, две трети из которых прибыли из других стран САДК (Глава 20). Куба является популярным направлением среди латиноамериканских студентов (Глава 7).
Вторая половина человечества по-прежнему составляет меньшинство в кадровых ресурсах мира По мере того, как страны стремятся к созданию пула ученых или исследователей соизмеримого с масштабом задач, стоящих перед ними в области развития, их отношение к гендерным вопросам меняется. В некоторых арабских государствах в настоящее время естественные науки, медицину и сельское хозяйство в университетах изучает больше женщин, чем мужчин (Глава 17). Саудовская Аравия для уменьшения своей зависимости от иностранной рабочей силы планирует создать 500 профессионально-технических училищ, в половине из которых будут обучаться девушки (Глава 17). Около 37% исследователей в арабском мире составляют женщины, и это больше, чем в странах ЕС (33%). В целом женщины составляют меньшинство в научном мире. Кроме того, они, как правило, имеют более ограниченный, чем мужчины доступ к финансированию и в меньшей мере представлены в престижных университетах и среди старшего преподавательского состава, что также ставит их в неравные условия с точки зрения авторитетных публикаций (Глава 3). Регионами с наиболее высокой долей женщин-исследователей являются Юго-Восточная Европа (49%), Карибский бассейн, Центральная Азия и Латинская Америка (44%). В странах Африки к югу от Сахары доля женщин составляет 30%, а в Южной Азии – 17%. В ЮгоВосточной Азии наблюдается противоречивая картина: на женщин приходится, например, 52% исследователей на Филиппинах и в Таиланде, но только 14% в Японии и 18% в Республике Корея (Глава 3). В глобальном масштабе женщины достигли паритета (45-55%) на уровне бакалавров и магистров, где они составляют 53%. На уровне доктора наук их доля не дотягивает до паритетного показателя и составляет 43%. Этот разрыв становится еще заметнее на исследовательском уровне, где в настоящее время женщины составляют лишь 28,4% от общего числа научных работников, а на более высоких эшелонах принятия решений он становится еще больше (Глава 3). В ряде стран проводится политика, направленная на обеспечение гендерного равенства. К таким странам относятся, в частности, Германия, где в соответствии с соглашением о коалиции 2013 г. в отношении состава советов директоров компаний установлена 30% квота для женщин, Япония, где в критериях отбора кандидатов на получение наиболее крупных университетских грантов в настоящее время учитывается доля женщин среди преподавательского состава и научных работников, а также Республика Конго, создавшая в 2012 г. министерство по улучшению положения женщин и их интеграции в процессы национального развития.
ЕС по-прежнему лидирует в мире по числу публикаций ЕС по-прежнему лидирует в мире по числу публикаций (34%), за ним следуют США (25%) (таблица 1.4). Несмотря на эти впечатляющие цифры, доля как ЕС, так и США в мировых показателях за последние пять лет снизилась, поскольку свой стремительный взлет продолжает Китай. За последние пять лет публикации Китая почти удвоились до20% от общемирового показателя. Десять лет тому назад на Китай приходилось лишь 5% мировых публикаций. Этот быстрый рост отражает зрелость научной системы Китая как с точки зрения объемов инвестиций, так и в плане числа исследователей или публикаций. В плане относительной специализации стран в научных дисциплинах диаграмма 1.5 показывает значительные различия между странами. Традиционно доминирующие в научном отношении страны, по всей видимости, относительно сильны в области астрономии и относительно слабы в сельскохозяйственных науках. В частности, так обстоит дело в Соединенном Королевстве, которое имеет сильные позиции в области социальных наук. Франция, как представляется, по-прежнему сильна в области математики. США и Соединенное Королевство в большей мере сосредоточивают усилия на науках о жизни и медицине, а Япония – на химии. Среди стран БРИКС отмечается несколько заметных различий. Россия демонстрирует сильную специализацию в таких областях, как физика, астрономия, геонауки, математика и химия. В научной продукции Китая, наоборот, отмечается достаточно сбалансированная картина, за исключением психологии, социальных наук и наук о жизни, где научные результаты Китая значительно ниже среднего уровня. Относительно сильные стороны Бразилии связаны с сельскохозяйственными исследованиями и науками о жизни. Малайзия, что неудивительно, специализируется на инженерных и компьютерных науках.
В последние пять лет появилось несколько новых тенденций с точки зрения национальных приоритетов в области научных исследований. Некоторые данные о научных публикациях отражают эти приоритеты, но классификация по научным дисциплинам зачастую недостаточно детализирована. Например, преобладающим приоритетом стала энергетика, однако соответствующие исследования распределены по нескольким дисциплинам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|