Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект лекций для студентов – заочников судостроительных специальностей.

Общесудовые системы.

Конспект лекций.

 

 

Северодвинск

ББК

Лебедева Е.Г. Общесудовые системы. Конспект лекций для студентов – заочников судостроительных специальностей – Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 2009-57с.

 

Ответственный редактор к.т.н., профессор, зав. кафедрой А.И.Лычаков

 

Рецензенты: д.т.н., профессор кафедры «Океанотехника и СЭУ» Севмашвтуза А.А. Пшеницын;   ведущий инженер отдела МТО «Севмаш» - В.В. Шестаков  

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов– заочников судостроительных специальностей, изучающих курсы: «Общесудовые системы и устройства», а также при выполнении курсовых работ, связанных с гидравлическим расчетом судовых систем.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза.

 

 

Севмашвтуз, 2009г.

Оглавление.

Введение.___________________________________ 5

Классификация.______________________________ 6

Глава 1. Трубопроводы и путевые соединения.

1.1.Условные проходы и давления._____________ 8

1.2.Трубы.__________________________________ 9

1.3.Путевые соединения.______________________ 11

1.4.Фасонные части.__________________________ 11

1.5.Арматура.________________________________ 12

1.6.Приводы арматуры.________________________ 13

1.7.Механизмы судовых систем.________________ 14

1.8.Контрольно – измерительные приборы и

устройства.__________________________________ 14

Глава 2. Принципы проектирования.

2.1.Основные этапы проектирования.____________ 14

2.2.Принципы трассировки трубопроводов.______ 16

2.3.Маркировка._____________________________ 17

Глава 3. Трюмные и балластные системы.

3.1.Осушительная система.____________________ 19

3.2.Водоотливная система.____________________ 22

3.3.Перепускная система.____________________ 22

3.4.Балластные системы.______________________ 23

3.5.Дифферентная система.____________________ 25

3.6.Креновая система.________________________ 25

Глава 4. Системы пожаротушения.

4.1. Мероприятия по предотвращению пожаров.__ 26

4.2. Система водяного пожаротушения._________ 28

4.3.Система водяного орошения._______________ 30

4.4.Система водяных завес.___________________ 30

4.5.Систему водораспыления._________________ 30

4.6.Спринклерная си­стема.___________________ 31

4.7.Система паротушения.___________________ 31

4.8.Система пенотушения.___________________ 32

4.9.Система объемного химического

тушения._________________________________ 34

4.10.Система углекислотного тушения._____ 35

4.11.Система тушения инертными газами.____ 35

4.12.Система порошкового тушения.______ 36

4.13.Системы пожарной сигнализации._________ 36

Глава 5. Системы бытового водоснабжения.

5.1. Система питьевой воды.__________________ 38

5.2.Система мытьевой воды.__________________ 38

5.3.Система бытовой горячей воды.____________ 39

5.4.Система бытовой забортной воды.__________ 39

5.5.Сточные системы.________________________ 39

Глава 6. Системы микроклимата.

6.1.Системы отопления.______________________ 41

6.1.1.Система паро­вого отопления._____________ 41

6.1.2.Система водяного отопления._____________ 43

6.1.3.Электрическое отопление судовых

помещений._________________________________ 44

6.2.Система вентиляции.______________________ 44

6.3.Системы кондиционирования воздуха._______ 46

6.3.1.Система комфортного кондиционирования__ 46

6.3.2.Система технического кондиционирова­ния__ 46

Глава 7. Специальные системы нефтеналивных судов.

7.1.Свойства нефтепродуктов.__________________ 50

7.2. Специальные системы нефтеналивных судов._ 52

7.2.1. Грузовая и зачистная системы.____________ 52

7.2.2.Газоотводная система.____________________ 53

7.2.3.Система мойки танков.___________________ 55

7.2.4.Система подогрева жидких грузов._________ 57

Список рекомендуемой литературы._____________ 59

Общесудовые системы.

Введение.

Эффек­тивность работы морского транспорта зависит от многих факторов — объема грузопотока, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ, мореходных качеств судов и степени их оснащенности средствами борьбы с пожарами и удаления из отсеков воды и влаги.

Большую роль в обеспечении безопасности плавания, условий обитае­мости, сохранности грузов и оборудования играют трубопроводные устройства, получившие название судовых систем.

Судовые системы представляют собой совокупность гидравлических и газодувных машин; трубопроводов, транспортирующих различные капельные жидкости и газы; арматуры; контрольно-измерительных приборов и приводов управления. Для снабжения судовых энергетических установок топливом, водой, маслом или воздухом предназначены особые трубопроводные устройства, получившие название судовых трубопроводов и входящие в состав СЭУ.

Системы бывают как автоматически сложными или полуавтоматически работающими, так и простыми трубопроводными устройствами с ручным управлением. Степень автоматизации работы систем определяется их назначением, условиями эксплуата­ции и экономической целесообразностью.

Основными элементами судовых систем являются:

1) трубы и гибкие шланги;

2) путевая арматура для соединения труб и шлангов, для присоединения труб к насосам, вентиляторам, цистернам;

3) фасонные части трубопроводов, используемые для разветвления трубопроводных сетей и прохода труб через настилы судовых перекрытий;

4) арматура для откры­вания или закрывания проходов труб при пуске, остановке или регулиро­вании работы системы, а также арматура для выпуска сред из труб и приема этих сред из помещений или емкостей;

5) гидравлические и газодувные машины, в состав которых входят насосы, вентиляторы и компрессоры, нагнетающие рабочие среды;

6) приводы управления арматурой, маши­нами и аппаратами;

7) контрольно-измерительные и сигнальные приборы;

8) приборы и аппараты для тепловой и влажностной обработки сред систем, очистки этих сред от нежелательных газов, жидкостей и других примесей;

9) цистерны, баллоны, расходные баки и другие емкости;

10) подвески и кронштейны для крепления труб и арматуры;

11) компенсаторы удли­нений и сжатий труб под воздействием температур окружающих сред, а также при изгибах судовых конструкций;

12) протекторы для защиты труб и арматуры от разрушающего действия электрохимической коррозии.

 

Классификация.

- по назначению.

- по роду используемой среды.

- по величине напора рабочей среды.

- по участию в обеспечению живучести судна.

- по степени автоматизации работы.

Принята классификация по выполняемым ими функциям на судах:

1. Трюмно – балластные;

2. противопожарные;

3. Искусственного микроклимата;

4. санитарные;

5. сжатого воздуха;

6. специальные нефтеналивных судов.

Каждую группа делится на подгруппы.

Таблица 1. Классификация систем и вспомогательного оборудования.

Группа систем Система Назначение
Трюмные Осушительная Удаление небольших масс воды, скапливающейся в отсеках судна
  Балластная Изменение осадки, крена и дифферента судна
  Водоотливная (спасательная) Удаление больших масс воды, попадающей в корпус судна в результате аварии (пробоины)
Противопожарные Пожарной сигнализации Обнаружение очага пожара
  Водяная противопожар­ная (водотушения спринклерная, водораспыления) Тушение пожара водой
  Паротушення Тушение пожара паром
  Пенотушения Тушение пожара химической и воздушно-механической пеной
  Газотушения (углекислотная и инертных газов) Тушение пожара газами, не поддерживающими горения
  Жидкостного тушения Тушение пожара огнегасительной жидкостью
Санитарные Водоснабжения (питьевой, мытьевой и забортной воды) Подача питьевой, мытьевой и забортной воды к местам потребления
  Фановая, сточная и система шпигатов Удаление фекальных и сточных вод от санитарных устройств и помещений, а также воды с палуб судна
Искусственного микроклимата Вентиляции Создание необходимого обмена воздуха в помещениях и улучшение его качества
  Отопления Обогревание судовых помещений
  Кондиционирования воздуха Поддержание в судовых помещениях заданных параметров (кондиций) воздуха
  Охлаждения Охлаждение воздуха в провизионных кладовых, морозильных камерах, рефрижераторных трюмах  
Специальные нефтеналив- наливных судов Грузовая Прием и выкачка груза
  Зачистная Выкачка остатков груза
  Подогрева нефтепродук­тов Подогрев вязких нефтепродуктов
  Газоотводная   Осуществление газообмена между танками и внешней атмосферой
  Зачистки и мойки танков Зачистка и мойка танков при подготовке судна к ремонту и к перевозке другого груза

Требования, предъявляемые к судовым системам.

- должны быть надежны в работе при всех условиях эксплуатации судна (крене, дифференте, качке);

- для изготовления систем должны применяться стандартные и типовые унифицированные конструктивные элементы, причем число типоразмеров их по возможности должно быть минималь­ным;

- объемы, занимаемые системами, и масса систем должны быть небольшими;

- системы должны быть удобными в обслуживании и при ре­монте;

- расположение систем должно исключать возможность их механического повреждения при грузовых операциях;

- механизмы и аппараты систем должны обладать достаточной экономичностью;

- материалы, применяемые для изготовления систем, должны быть стойкими против коррозии и эрозии;

- конструктивные элементы систем должны сочетаться с архитектурой обслуживаемых помещений;

- работа систем должна исключать возможность загрязнения акватории водами, содержащими остатки нефтепродуктов и дру­гих вредных веществ;

- запорно-регулирующая арматура должна быть установлена лишь в тех местах, где она действительно необходима;

- трубопроводы систем должны иметь минимальное число изги­бов и соединений.

При проектировании и постройке систем судов руководствуются требованиями Правил Морского Регистра.

Основным конструктивным материалом для изготовления труб остаются углеродистые стали, обладающие относительно высокими прочностными и технологическими свойствами. Для за­щиты от коррозии изнутри на них наносят защитное покрытие. Наибольшее распространение из покрытий получило цинкование.

Важной задачей в области совершенствования судовых систем является повышение надежности трубопроводов.

Основной причиной повреждений судовых трубопроводов яв­ляется коррозионно-эрозионный износ материала труб и защитных покрытий. Этому способствуют относительно небольшая толщина стенок труб, высокие скорости движения воды в трубопроводах, малые радиусы погиба труб и резкие переходы сечений трубопроводов, сложность нанесения и контроля качества защитных покры­тий, нарушение правил эксплуатации трубопроводов.

В большинстве случаев повреждения трубопроводов обусловле­ны коррозионными явлениями общего и местного характера.

Конструктивные элементы судовых систем.

 

Глава 1. Трубопроводы и путевые соединения.

1.1.Условные проходы и давления.

Регламентированы государственным общероссийским стандартом – ГОСТ, в судостроении введен отраслевой стандарт – ОСТ.

Для унификации размеров соединительных деталей трубопроводов, арматуры и фасонных частей служат критерии условного прохода и условного давления.

Таблица 2. Условный проход – фактический внутренний диаметр прохода арматуры в мм.

Условный проход по ГОСТу   1,5   2,5                            
Условный проход по судострои тельной нормали                  
Условный проход по ГОСТу                                  
Условный проход по судостроительной нормали                    
                                                                     

Диапазон условных проходов пласт­массовых труб и трубопроводных деталей значительно меньше; для винипластовых трубопроводов он находится в пределах Ду6—Ду150. Это объясняется, с одной стороны, ограниченным применением труб с про­ходом менее Ду6, а с другой — экономической нецелесообразностью винипластовых трубопроводов с условным проходом более Ду150. Для труб, основными параметрами которых являются величина наруж­ного диаметра и толщина стенки, размер условного прохода может и не соответствовать их фактическому внутреннему диаметру. Стандартами и нормами в большинстве стран регламентируется наружный диаметр труб. При изменении толщин стенок в зависимости от применяемых давле­ний наружный диаметр труб остается постоянным, а внутренний — меняется. Такое решение несмотря на некоторые усложнения гидравли­ческих расчетов является вполне целесообразным, так как это упрощает изготовление труб и делает возможным унификацию арматуры, соеди­нительных частей и фасонных деталей трубопроводов.

Условное давление – допустимое давление в трубе при постоянном условном значении температуры среды.

Условное давление обозначается Ру с указанием величины давления в килограммах на сантиметр в квадрате, но размерность не проставляется; например, условное давление, равное 10 кг/см2, обозначают так: Ру10. Кроме того, для труб и трубопроводных деталей из углеродистой стали после цифры, указывающей величины условного давления, не проста­вляются никакие символы, обозначающие материал трубопровода. Если трубопроводные детали изготовлены из молибденовой или хромомолибденовой стали, после цифры, указывающей величину давления, ставится буква «м», например Ру 200м. Если изделие выполнено из чугуна, в символе величины условного давления проставляется буква «ч».

Условные давления Ру в кг/см2:

1; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 40; 100; 200; 400.

Давление, которое должна выдержать труба при гидравлических испытаниях, называется пробным.

1.2.Трубы.

Физико – химические свойства рабочей среды системы (давление, температура, скорость движения, агрессивность, условия монтажа и эксплуатации), определяют выбор материала труб, их наружного диаметра, толщины стенок.

В судовых системах наибольшее распространение имеют металличе­ские трубы круглого поперечного сечения, однако используют также прямоугольные каналы и гибкие шланги.

Для большинства систем трубы изготовляют из углеродистой стали; для этой цели применяют также медь, латунь, легированные стали, лег­кие сплавы, титан. В системах иногда наряду с металлическими находят применение биметаллические трубы и пластмассовые трубы.

Гибкие шланги выполняют из эластичных материалов, прорезиненных льняных тканей; используют также гибкие шланги из металлических элементов, которые скрепляют так, чтобы обеспечить плотность не в ущерб гибкости.

Прямоугольные каналы, в основном применяемые для систем венти­ляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха, изгото­вляют из стали или легких сплавов.

Из винипласта и полиэтилена преимущественно изготовляют водопроводные трубы.

Таблица 3. Применяемые для труб материалы в зависимости от проводимой среды.

Трубы Среда Наименование систем и трубопроводов
Стальные оцинко­ванные или бакели-зированные Вода морская и прес­ная Сжатый воздух Нефтепродукты и их пары Углекислота Осушительные, водоотливные, бал­ластные, спасательные, водяного по­жаротушения, орошения палуб на тан­керах, пенотушения, забортной, пить­евой и мытьевой вод, парового отопле­ния, фановые и сточные Сжатого воздуха низкого, сред­него и высокого давлений Грузовые, зачистные, газоотводные, гидроприводов Углекислотного тушения, жидкост­ные
Медные Вода морская и прес­ная Водяной пар Углекислота Осушительные, водоотливные, креновые, дифферентные, забортной во­ды, фановые Парового отопления, паротушения, обогрева донной и бортовой арматуры Углекислотные на участке от вы­пускных головок баллонов до кол­лекторов
Биметаллические (медь — сталь) Сжатый воздух Сжатого воздуха высокого и сред­него давлений
Латунные Воздух Переговорные трубы
Из легких спла­вов Вода пресная Воздух Водяной пар Питьевой и мытьевой воды Вентиляции, воздушного отопле­ния, воздушного охлаждения, кондиционирования воздуха Подогрева груза на танкерах
Винипластовые и полиэтиленовые Вода пресная Воздух Питьевой и мытьевой воды Вентиляции, воздушного отопления и охлаждения, кондиционирования воздуха

 

1.3.Путевые соединения.

Бывают разъемные и неразъемные. Вид соединения зависит от расположения путевого соединения в системе, возможностей монтажа, осмотра и ремонта; рабочего давления, диаметра трубопровода и т.д.

Разъемные соединения (фланцевые, муфтовые, штуцерные и дюрритовые, быстроразъемные) применяют в местах, где при эксплуатации системы и ее ремонте производят монтаж – демонтаж.

Неразъемные соединения (сварные, паянные, клеенные) используют на труднодоступных при ремонте участках, не требующих ремонта при нормальной эксплуатации системы.

1.4.Фасонные части.

Для присоединения ответвлений трубопроводов служат фасон­ные части: колена, тройники, крестовины и др. Их изготовляют сварными или литыми. Чтобы обеспечить водонепроницаемость судовых конструкций, в местах прохода через них труб устанавливают переборочные стаканы и приварыши. Типовые конструк­ции фасонных частей показаны на рисунке.

Переборочный стакан (рис. 1, г) крепится к приварышу 2 средним фланцем 1, а для того чтобы концевой фланец 3 прошел через переборку, в ней делается отверстие диаметром не­сколько большим, чем его диаметр.

С помощью приварыша не только крепят переборочные стака­ны, но и непосредственно соединяют трубы и арматуру со стенка­ми цистерн и других конструкций.

 

 

Рисунок 1.

а- литое колено; б- литой тройник; в- сварной тройник; г- сварной переборочный стакан с приварышем.

Кроме фасонных частей, в трубопроводах применяют компенсаторы, служащие для восприятия температурных удлинений или возможных смещений труб, вызываемых деформацией судовых кон­струкций. Компенсаторы, как самостоятельные детали, монтируют только в трубопроводах больших диаметров и длин. В большинст­ве же систем в качестве их используют изогнутые участки труб (самокомпенсаторы).

К элементам судовых конструкций трубы крепятся с помо­щью подвесок и опор (кронштейнов) из полосовой или профиль­ной стали, охватывающих одну или несколько близко располо­женных труб.

1.5.Арматура.

Чтобы каждая система на судне могла выполнять свои функ­ции, на ее трубопроводах размещают арматуру, с помощью кото­рой осуществляют пуск судовой системы в действие, включают и выключают отдельные участки трубопроводов, изменяют режим работы системы, регулируют давление среды, протекающей в трубопроводах, и т. п. Классификация арматуры может быть проведена по различным признакам.

Наибольшее распространение получила классификация по назначению.

- запорно-переключающая - клапаны, задвижки (клинкеты), краны, клапанные коробки (при помощи ее производят включения, отключения и переключения трубопроводов и механизмов);

- предохранительная - предохранительные клапаны, приемные сетки, фильтры (для предотвращения повышения давления в трубопроводе сверх нормального);

- арматура, пропускающая среду только в одном направлении — невозвратные и невозвратно-запорные клапаны, захлопки (когда требуется обеспечить движение среды только в одном направлении);

- регулирующая - редукционные и дроссельные клапаны, манипуляторы (служит для регулирования направления течения или давления рабочей среды); ------------------

- специальная - кингстоны, пожарные рожки (краны), донные клинкеты и др.

По способу изготовления арматура бывает литая, сварная и штампованная.

Арматуру, судовых систем выполняют из чугуна, стали и цвет­ных сплавов (бронзы различных марок, латуни). Для арматуры, работающей в морской воде, широко применяют алюминиево-марганцовистую бронзу марки АМц 9-2.

Отдельные детали (тарелку, седло) стальной и чугунной ар­матуры целесообразно изготовлять из цветных сплавов.

Используют пластмассовую арматуру, которая значительно легче металлической и может работать в агрессивных средах.

В зависимости от типа соединений с трубами арматура разде­ляется на фланцевую, штуцерную, муфтовую и с присоединением под дюрит.

1.6.Приводы арматуры.

Управление запорно-переключающей арматурой, находящейся в доступных местах, производится с помощью маховиков или рукояток, имеющихся на арматуре. Для управления арматурой, расположенной в недоступных местах, используется привод. Его монтируют в удобном для обслуживания месте.

Приводы применяют и в тех случаях, когда пост управления арматурой находится от нее на значительном расстоянии (дистанционное управление).

В связи со сказанным приводы управления арматурой делят на местные и дистанционные. Местные приводы обычно выполняют ручными, а дистанционные ручными или механизированными.

Дистанционные приводы бывают валиковые, пневматические, гидравлические и электрические, а местные - валиковые.

Приводы должны отвечать следующим основным требованиям:

- обеспечивать контроль за открытием и закрытием арматуры;

- исключать самопроизвольное открытие и закрытие арматуры;

- допускать в случае необходимости использование резервных средств управления;

- элементы приводов не должны нарушать непроницаемость судовых покрытий.

1.7.Механизмы судовых систем.

Насосы, вентиляторы и компрессоры. (В данном курсе не рассматривается)

1.8.Контрольно – измерительные приборы и устройства.

Для контроля за состоянием среды, протекающей по трубопро­водам судовых систем, используют манометры, вакуумметры и термометры. На шкалах манометров и термометров красной чертой указываются наиболь­шие допустимые рабочие параметры.

Количество жидкости в цистернах измеряют в основном измерительными трубами с метрштоками (измерительными рейками) и уровнемерами в виде указательных колонок и поплавковых указателей уровня.

Уровнемеры применяют главным образом для измерения высо­ты уровня жидкости во вкладных цистернах, устанавливаемых или навешиваемых на фундаменты.

Положение уровня жидкости в корпусных цистернах, являющихся неотъемлемой частью корпуса судна, преимущественно замеряют с помощью измерительных труб.

Кроме типовых КИП и устройств в судовых системах применяют специальные приборы (газоанализаторы, психрометры).

 

Глава 2. Принципы проектирования.

2.1.Основные этапы проектирования.

Проектирование судовых систем является составной частью процесса проектирования судна и включает следующие основные этапы: эскизное, техническое и рабочее проектирование.

Согласно заданию в процессе эскизного проектирования в зависимости от назначения и типа судна; главных его размерений; типа главных двига­телей; рода перевозимого груза и др., определяют перечень систем и их главные характеристики — тип и параметры механизмов, теплообменных аппаратов, трассы трубопроводов, места установки и спо­собы управления арматурой и другими конструктивными элементами систем.

На этом этапе намечают места установки гидравлических машин, аппаратов и основной арматуры, определяют места прокладки главных трасс трубопроводов, производят основные расчеты производительностей, диаметров магистралей, длительности перекачки сред, величин теплопотерь и теплопритоков; составляют весовую нагрузку судна по си­стемам.

В стадии технического проектирования, являющейся основной, уточняют принципиальные схемы, места установки оборудования, арма­туры и способы управления. Выбирают материалы труб, арматуры, изоля­ционных покрытий, производят подсчет и заказывают материалы, готовые изделия, уточняют нагрузку по системам. Производят конструктивные, гидравлические и тепловые расчеты, разрабатывают принципиальную технологию изготовления, монтажа и сдачи систем заказчику. Составляют и утверждают спецификацию — основной договорный документ на пост­ройку судовых систем, представляющий собой как бы развернутое так­тико-техническое задание на проектирование судовых систем, уточняющий особенности отдельных систем, координирующий весь объем работ по проектированию, постройке и сдаче систем. На этом этапе составляют ведомости заказов всех материалов, арматуры, машин и приборов, плани­руют объем и необходимую последовательность работ по системам, а также контрагентские поставки, сроки разработки нового оборудования в соответствии с общим сроком постройки судна. План поставок существующего и разрабатываемого оборудования является одним из определяющих факторов для утверждения технического проекта.

В период рабочего проектирования разрабатывают и выпускают рабо­чие и монтажные чертежи и документацию по монтажу, испытаниям и сдаче систем. На этом этапе составляются также инструкции по эксплуатации оборудования, его консервации и обслуживанию.

Таким образом, в документацию технического и рабочего проекта по судовым системам входят:

а) спецификация;

б) программа швартовных и сдаточных испытаний;

в) заказная документация на материалы и готовые изделия;

г) рабочие чертежи деталей и отдельных узлов;

д) монтажные чертежи систем в целом и по отдельным узлам и комплектам;

е) записки по конструктивным, гидравлическим и тепловым расчетам;

ж) технологи­ческая документация;

з) описания и инструкции по обслуживанию систем и т. п.

В техническом проекте чертежи и схемы в зависимости от назначения и сложности конструкции систем изготовляют в масштабе 1: 200, 1: 100 и иногда 1: 50. В рабочем проекте монтажные чертежи выполняют в мас­штабе 1: 50, 1: 25, а иногда 1: 100 или 1: 10, и к ним прилагают описи труб и арматуры, ведомости комплектующих изделий. Детальные и сбо­рочные чертежи иногда изготовляют в масштабах 1: 1, 1: 2,5 или 1: 5.

Если необходимо в процессе постройки внести принципиальные испра­вления или изменить те или иные участки или детали систем, выпускают так называемые извещения, а незначительные изменения производят по эскизам.

2.2.Принципы трассировки трубопроводов.

Устройство судовых систем и их расположение на судне за­висят от назначения системы, количества и расположения об­служивающих его потребителей. Если судовая система обслужи­вает несколько потребителей, то ее выполняют в виде основного магистрального трубопровода, от которого ответвляются отростки к потребителям.

Магистральный трубопровод обычно прокладывают по ли­нейной или кольцевой схеме. Последняя обеспечивает большую живучесть, чем линейная, так как в случае повреждений в коль­цевом трубопроводе система может функционировать по остав­шейся разомкнутой части кольца. Однако магистральный трубопровод, проложенный по кольцевой схеме, несколько тяжелее 20—30 %), сложнее и дороже.

В зависимости от распределения механизмов, обслуживающих ему, различают автономный, групповой и централизованный принцип устройства судовых систем (рис 2). При автономном трубопроводы и потребители каждого водонепроницаемого отсека обслуживаются самостоятельными механизмами. При групповом один механизм обслуживает потребителей нескольких водонепроницаемых отсеков. И, наконец, при централизо­ванном принципе все потребители данной системы судна обслуживаются одним механизмом. Некоторые судовые системы, требующие высокой живучести, выполняют по комбинированному принципу: каждый отсек имеет автономную схему, но при выходе из строя насоса этот отсек может обслу­живать насос соседнего отсека.

 

Рис 2. Схемы судовых систем, выполненных по автономному (а), групповому (б), централизованному (в) принципу.

1- насос; 2- приемник; 3- проходной невозвратно – запорный клапан; 4- проходной невозвратный клапан.

Централизация расположения механизмов упрощает и удешевляет систему, но уменьшает ее живучесть. Именно поэтому предпочтение тому или другому принципу устройства данной системы отдается только после тщательного изучения особенно­стей ее эксплуатации и анализа ее роли в обеспечении безопасности плавания и живучести данного судна, а также требований экономии массы.

2.3.Маркировка.

Чтобы смонтированные трубопроводы разных систем можно было легко отличить друг от друга и от трубопроводов ЭУ, их маркируют цветными кольцами(широкими - 50мм, узкими – 25мм)

Таблица 4. Маркировка основных трубопроводов судовых систем.

Судовая система (трубопроводы) Отличительный цвет маркиров­ки трубопровода Количество и цвет маркировочных колец
        широких узких
Осушительная, водоотливная, перепускная Черный   I черное
Балластная, дифферентная, креновая Зеленый   2 зеленых
Замещения Зеленый   I зеленое и 1 коричневое
Водяного пожаротуше­ния Красный 1 красное  
Паротушения Красный   1 красное и 1 красно-коричневое
Пенотушения Красный   1 красное и 1 зеленое
Газотушения (углекислотной, химической, инерт­ных газов) Красный   I красное и 1 синее
Питьевой воды Шаровый   1 шаровое
Мытьевой» Шаровый   I шаровое и 1 зеленое
Забортной» Зеленый   I зеленое
Сточная Черный   2 черных
Парового отопления Красно-коричневый   1 красно-коричневое
Водяного» Шаровый   1 шаровое и 1 красно-коричневое
Вентиляции (вдувной) Синий   I синее
Вентиляции (вытяжной) Синий   2 синих
Грузовая (приемный трубопровод) Коричневый 1 коричневое  
Грузовая (напорный трубопровод) Коричневый 1 коричневое 1 коричневое
Зачистная Коричневый I коричневое 1 черное
Воздушных труб Голубой 1 основного цвета системы 1 голубое
Измерительных труб Основной цвет системы   1 основного цвета системы

Маркировкам основных трубопроводов ЭУ.

Трубопровод Отличительный цвет марки ровки Количество и маркировочных цвет колец
    широких узких
Перегретого пара Красно- коричневый I красно- коричневое  
Насыщенного» Красно- коричневый   I красно-коричневое
Отработавшего» Красно- коричневый   1 красно-коричневое и 1 черное
Питательной воды Шаровый I шаровое
Охлаждающей пресной воды Шаровый 1 шаровое и 1 зеленое
Топливный (приемный и перекачивающий) Коричневый 1 коричневое
Топливный питательный Коричневый __ 2 коричневых
Масляный (приемный и перекачивающий) Желтый 1 желтое
Масляный питательный Желтый 2 желтых
Сточного масла Желтый 1 желтое и 1 черное
Воздуха высокого давления Голубой I голубое
Воздуха среднего дав ления Голубой I голубое
Воздуха низкого давле ния Голубой 2 голубых
Рабочих газов высокого давления Фиолетовый I фиолетовое
Рабочих газов низкого давления Фиолетовый 2 фиолетовых
Гидравлических приво дов Фиолетовый I фиолетовое

 

Глава 3. Трюмные и балластные системы.

3.1.Осушительная система.

Предназначена для пов­седневного удаления воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна при нормальных условиях эксплуатации (подразу­мевается вода, проникающая внутрь через неплотности в соеди­нениях корпуса или образующаяся в результате отпотевания де­талей, а также забортная вода и атмосферные осадки, проникаю­щие через иллюминаторы, люки и неплотности в донной арматуре и трубопроводах). С помощью осушительной системы откачивают также остатки воды, оставшейся в отсеке после работы водоотлив­ной, балластной или пожарной систем.

Осушительную систему предусматривают на всех судах независимо от их назначения и района плавания.

Рисунок 3.

Рис 3. Схема осушительной системы выполненная по централизованному принципу.

1- осушительный насос; 2 - коробка с невозвратно-запорными

клапанами; 3 — приемный патрубок; 4 — грязевая коробка; 5,6 — коробки с невозвратно-запорными клапанами; 7 - сепаратор трюмных вод; 8 — клинкет; 9 — отливной невозвратно – запорный бортовой клапан; 10 — приемный отросток системы аварийного осушения; 11 — магистраль водяной пожарной системы; 12 - клапан запорный пусковой напорной воды эжектора; 13 - водо-водяной эжектор.

Она состоит из всасывающего трубопровода, приемников и отливного трубопровода, снабженных невозвратными или невозвратно-запорными клапанами. Приемники имеют защитные сетки и устанавливаются в местах наиболее вероятного скопления воды; в сборных колодцах двойного дна по бортам, в льялах у кормовых переборок водонепроницаемых отсеков, а также в ДП на судах, имеющих уклон второго дна к ДП. На отростках осушительной системы в МКО и на магистральных трубопроводах устанавли

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...