Наиболее распространенные семантические методики
Тема 8. Психосемантические методы диагностики личности
1. Общие представления о психосемантической диагностике 2. Наиболее распространенные семантические методики
Общие представления о психосемантической диагностике Процессы восприятия, мышления, памяти и другие опосредуются системой значений, существующих в индивидуальном сознании в разных формах (в виде знаков, символов, образов, вербальных формулировок). - Психосемантическая диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации. Семантический подход применим и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики, стимульным материалом которых служат словесные обозначения личностных черт. Диагностика с их помощью представляет собой самоописание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты. Психосемантические методы диагностики личности позволяют раскрыть индивидуальные системы значений, несущих так называемое личностное знание. Под последним понимается совокупное знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание. Как известно, слова имеют как достаточно устойчивое предметное (денотативное) значение, так и оценочное, аффективное (коннотативное) значение. Это относится не только к лексике личностных черт, но и к понятиям из других областей индивидуального знания, в том числе знаний о неживой природе. Приписывая какое-то свойство объекту, мы всегда подразумеваем при этом и какую-то оценку этого свойства. Помимо этой пристрастности, оценочности нашего восприятия при использовании психосемантических методов следует учитывать и тот факт, что денотативное значение слова не является чисто семантическим, а отражает особенности прошлого опыта индивида и потому также в определенном смысле субъективно. Описанные особенности категориальных структур индивидуального сознания объясняют, почему семантические самоописания и описания других людей оказываются неустойчивыми.
Информация, получаемая с помощью психосемантических методов, опирается на субъективные оценки. А. Анастази называет эти методы феноменологическими, так как они отражают влияние феноменологической психологии, в которой основное внимание уделяется тому, как события воспринимаются индивидом. С точки зрения представителей этого направления, описания себя приобретают первостепенную важность, а не рассматриваются в качестве второстепенных заместителей или дополнений других, более объективных данных. Психосемантический подход к диагностике личности иногда признается иным, отличным от диагностики с помощью традиционных опросников, в которых даются описания поведенческих или эмоциональных проявлений и в зависимости от их выбора интерпретируются значения тех или иных черт. Вместе с тем отличия не являются существенными. 1. Как психосемантические методы, так и традиционные опросники в действительности измеряют представления человека о себе. 2. Как те, так и другие включают оценочный компонент. Выше уже объяснялся этот факт применительно к семантическим методам. Что касается опросников, то, отвечая на них, испытуемый налагает на представленные там описания поведения или отношений свои собственные субъективные шкалы оценок, отражающие его опыт. Чем легче испытуемому распознать черту, оцениваемую по словесной формулировке опросника, тем сильнее проявляется оценочный компонент ответа — чаще дается социально одобряемый, позитивно рассматриваемый ответ. Данное обстоятельство означает, что, используя традиционные опросники, психологи часто получают не объективную картину личностных черт, а искаженную оценочным компонентом их восприятия.
3.Как семантические методы, так и опросники требуют от испытуемых навыков рефлексии, самоанализа, самонаблюдения. А. Г. Шмелев родственность этих методов видит также и в том, что они воспроизводят одни и те же универсальные черты (факторы) личности, оценивая таким образом сходные стороны личностного знания. Принимая во внимание все рассмотренные черты сходства психосемантических методов с традиционными опросниками, К. М. Гуревич и объединил их в одну группу строго формализованных методов, названную опросниками. Вместе с тем нельзя не отметить, что психосемантические методы являются идиографическими и применяются для обследования индивидуальных случаев. Они оказываются полезными в прогнозе поведения конкретных людей в определенных ситуациях, в то время кактрадиционные опросники пригодны для предсказания усредненного поведения индивида для довольно протяженных периодов времени.
Наиболее распространенные семантические методики Среди психосемантических методик можно выделить две группы. Первая представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц. Вторая группа — это шкальные техники, предназначенные для оценивания себя или других по определенным шкалам, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут даваться в словесной, числовой и графической формах. Рассмотрим типичные и наиболее известные психосемантические методики. Контрольный список прилагательных (Adjective Check List - ACL) Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в Институте по изучению и оценке личности США Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилагательные, которые, как он полагает, описывают его самого.
Полученные показатели подсчитываются по 24 основным шкалам. Четыре из них выявляют установку на ответ и оценивают общее число помеченных слов и число слов, характеризующих испытуемого с положительной и отрицательной сторон. Лица, выбирающие большое число слов, рассматриваются как активные и импульсивные, а те, кто отмечает мало прилагательных, — как сдержанные, осторожные и спокойные. Четыре шкалы — самоуверенности, самообладания, лабильности (гибкости) и личной приспособленности — были разработаны на основе эмпирического критерия, выделенного посредством применения других диагностических методик и метода наблюдения. Еще одна шкала — готовность следовать советам — была получена с помощью эмпирического критерия, в качестве которого выступало противоположное (положительное и отрицательное) отношение к советам индивидов, обратившихся к психологам-консультантам. Остальные 15 шкал были получены путем содержательного анализа и отнесения прилагательных к одной из 15 потребностей, включенных А. Эдвардсом в Список личностных предпочтений. В руководстве к методике приводятся краткие описания личности индивидов, получивших по каждой шкале высокие и низкие показатели. В своем современном виде Контрольный список Г. Гоуха дает возможность получить показатели по 37 шкалам. Добавленные к прежним, шкалы проектировались с опорой на определенные теории личности (транзактный анализ Э. Берна и теорию креативности и интеллекта Г. Уэлша). Контрольный список прилагательных на практике используется весьма широко — в клинике, при выборе профессий, для оценки эффективности в политике и экономической деятельности и др. Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем: ♦ что она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым следует производить оценку объекта (себя или другого человека), при том что эти параметры могут быть для него незначимы;
♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания параметров или условий их проявления у объекта и пр.). Второй из названных недостатков отчасти устраняется при использовании методик шкалирования. Семантический дифференциал (Semantic Differential) Эта методика является одной из наиболее распространенных методик шкалирования. Будучи разработанной Ч. Осгудом и его сотрудниками сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, она очень быстро стала рассматриваться методикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения' личностных установок и отношений к определенному кругу объектов. Семантический дифференциал представляет собой стандартизированную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (ответный лист). Концы шкал заданы словами (прилагательными), имеющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в виде отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Оценка заключается в отнесении к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию следует либо подчеркнуть, либо обвести кружком на ответном бланке. Пример: ОТЕЦ ХОРОШИЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно ПЛОХОЙ ЖЕСТОКИЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно ДОБРЫЙ ЗАМКНУТЫЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно РАСКОВАННЫЙ СИЛЬНЫЙ сильно средне слабо никак слабо средне сильно СЛАБЫЙ Если соединить отрезками все сделанные отметки, то на ответном бланке отразится субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. При обработке результатов используют, как правило, два подхода: ♦ анализ семантического профиля; ♦ построение семантического пространства. Субъективным оценкам по каждой шкале приписываются числовые значения от 1 до 7 или от -3 до +3. Общее сходство оценок любых объектов у индивида или группы выявляется при сопоставлении числовых значений по всем шкалам. Так осуществляется анализ семантических профилей. При использовании второго подхода к анализу результатов Семантического дифференциала принимают во внимание проведенные Ч. Осгудом исследования исходной серии из 50 шкал. Применив корреляционный и факторный анализ, он выявил три основных фактора:
♦ фактор оценки с высокими нагрузками по таким шкалам, как хороший-плохой, полезный-бесполезный, чистый-грязный; ♦ фактор силы, явно проявляемый в шкалах сильный-слабый, большой-маленький, тяжелый-легкий; ♦ фактор активности, выявленный в таких шкалах, как активный-пассивный, быстрый-медленный, острый-тупой. Наиболее весомым, объясняющим наибольший процент дисперсии, является фактор оценки. Система факторов ОЦЕНКА - СИЛА - АКТИВНОСТЬ, как показали исследования и Ч. Осгуда, и других психологов из разных стран мира, оказалась универсальной (выявляемой при использовании разных понятий из разных предметных областей) и устойчивой (воспроизводимой в разных языковых культурах). Причины этого Ч. Осгуд объясняет тем, что выделенные факторы отражают реальные особенности самой общей эмоциональной реакции индивида на стимул. Интерпретация факторов производилась им с опорой на бихевиористскую теорию эмоций. В соответствии с ней отнесение объекта к положительному полюсу фактора ОЦЕНКА означает неосознанное переживание удовольствия от него. Помещая объект на полюс «сильный» (второй фактор), субъект испытывает определенное напряжение при подготовке к взаимодействию с ним; располагая объект на полюсе «слабый», субъект испытывает расслабление. Выбор полюса «активный» означает, что субъект испытывает возбуждение, готовясь к быстрым действиям при встрече с объектом. Для построения семантического пространства по результатам методики Семантический дифференциал производится подсчет суммы баллов по шкалам, относящимся к каждому из трех факторов. Используя эти показатели, можно с определенной вероятностью предсказывать отношение и поведение индивида как реакцию на те или иные объекты. Семантический дифференциал применяется для решения разных практических проблем: ♦ в клинике; ♦ при профконсультировании; ♦ для выявления разнообразных социальных установок; ♦ для исследования отношения к разным изучаемым учебным предметам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др. Такая широта использования объясняется тем, что в качестве оцениваемых объектов могут использоваться сам индивид, члены его семьи, друзья, коллеги по работе, представители разных профессий, учебные предметы, названия товаров, разные виды деятельности, радио- и телепрограммы и многое другое. По существу термин «семантический дифференциал» используется сейчас для обозначения целого семейства методик, построенных по одним и тем же принципам. В настоящее время не прекращается работа по совершенствованию этой методологии; для анализа результатов используется сложная статистическая обработка, а также современные компьютерные методы. Разрабатываются и применяются невербальные варианты семантического дифференциала (когда полюса шкал задаются невербальными средствами). Одна из модификаций техник шкалирования представляет собой методики сортировки. Q-сортировка (Q-technique, Q-sort) Эта методика была разработана В. Стефенсоном для исследования представлений индивида о самом себе. Индивиду дается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Он должен распределить их по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Количество групп, на которые должен разделить карточки испытуемый, задается психологом. В каждую из групп следует поместить определенное число карточек, которое определяется значениями нормального распределения для выбранного количества групп и общего числа карточек. Так, например, при использовании 100 карточек, которые нужно распределить по пяти группам, количество карточек в каждой группе будет следующим: Наименее Наиболее характерное свойство 10 20 40 20 10 характерное свойство Чаще всего для распределения карточек используется от 3 до 9 групп. Как и при использовании метода вынужденного выбора, Q-сортировка дает субъективно-личностные, а не нормативные данные. Это значит, что индивид сообщает психологу о том, что считает своими сильными и слабыми свойствами, сравнивая их друг с другом, а не с тем, насколько сильно или слабо они выражены по сравнению с другими людьми или некоторой заданной извне нормой. Q-сортировка используется для решения разнообразных психологических проблем. В зависимости от последних испытуемому предлагают классифицировать карточки по следующим критериям: ♦ по отношению к себе в разнообразных ситуациях (например, дома, на работе, в общении с другими людьми); ♦ каким он является на самом деле с его точки зрения (реальное Я); ♦ каким он представляется другим людям (социальное Я); ♦ каким он хотел бы быть (идеальное Я). Такая информация собирается на разных стадиях психотерапии для констатации происшедших изменений. Можно распределять карточки применительно к другим людям, что позволяет выявить отношение испытуемого к ним, а также использовать для их описания. В последнем случае варианты Q-сортировки используются для получения всесторонней оценки личности профессионально подготовленными наблюдателями, а также для описаний любой интересующей психолога категории людей (профессиональные группы, группы с психиатрическими синдромами и др.). Кроме того, принцип Q-сортировки может быть реализован при работе испытуемого с различными объектами. Основная сложность разработки семантических методов диагностики заключается в подборе и унификации значений слов и выражений, включаемых в состав списков черт, в неизбежности их субъективной интерпретации разными индивидами, когда даже незначительное смещение акцента при выборе лексики в ту или иную сторону может привести к изменению и даже искажению представлений о личностном знании, присущем индивиду. Общий недостаток всех описанных выше семантических методик психологи видят в том, что вследствие заданности — как перечней личностных черт, так и субъектов, которых нужно по ним оценивать, — существуют сомнения в достоверности их данных. Если те черты личности или биполярные шкалы, по которым испытуемый вынужден измерять людей, не рассматриваются им как существенные, полезные, не являются для него первичными для вынесения суждений о личности, то результат диагностики не будет адекватно отражать его личностное знание (собственную теорию личности, по выражению Дж. Кел-ли), а явится своего рода артефактом. Этого недостатка лишен еще один семантический подход к диагностике личности, основанный на использовании репертуарных личностных методик. Они позволяют индивиду самому конструировать свой индивидуальный опыт, выявляют те субъективные шкалы, которыми пользуется индивид при восприятии, понимании и оценке окружающего мира. Репертуарные личностные методики (Repertory Grid Technique) Репертуарные личностные методики относятся к идиографическим методам личностной диагностики. Они были названы их автором Дж. Келли репертуарными решетками, так как в процессе диагностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиагностом, либо самим испытуемым. Столбцам матрицы соответствуют так называемые элементы, представляющие собой группу объектов, в отношении которых выявляются оценки испытуемых. В качестве объектов могут выступать самые разные предметы, явления отношения, люди, понятия, ситуации, звуки, цвета, профессии, учебные дисциплины и прочее, т. е. все то, что психодиагносту представляется существенным для выявления тех или иных отношений и оценок человека. Строками матрицы являются конструкты — субъективные шкалы человека, те мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. В процессе диагностирования каждый элемент оценивается по каждому конструкту. Определение «репертуарная» означает, что элементы в решетку подбираются по определенным правилам, так, чтобы они составляли какую-либо единую область исследования и были связаны между собой осмысленным образом подобно репертуару ролей в пьесе. Помимо этого, такое определение связано с тем, что в первых репертуарных решетках, предложенных самим Дж. Келли (Role Construct Repertory Test — Rep-Test — Тест ролевых конструктов), элементы выражались в виде репертуара ролей, на место которых испытуемый мысленно подставлял своих знакомых. Метод репертуарных личностных решеток позволяет выявить собственные субъективные шкалы человека, по которым он оценивает окружающий мир — конструкты, оценить силу и направленность связей между конструктами одного человека, выявить наиболее важные и значимые параметры, лежащие в основе конкретных оценок и отношений (глубинные конструкты), построить целостную систему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека. Преимуществом этого метода является возможность к данным, полученным от одного человека, применить весь арсенал статистических методов, традиционно используемых для анализа групповых данных. Репертуарные личностные методики относятся к классу диагностического интервью, проводимого по четко определенным правилам. Гибкость этих методик, качество и количество получаемой с их помощью информации делают их пригодными для решения широкого круга практических задач. Этот метод позволяет реконструировать уникальный субъективный опыт человека, определяющий систему его параметров, помогающих воспринимать и понимать окружающий мир, оценивать и прогнозировать происходящие в нем события, поведение людей, свои взаимоотношения с ними. Если в качестве элементов решетки выступают люди, то конструкты чаще всего отражают личностные черты, определяющие отношение человека к окружающим и себе. Поэтому при правильном использовании репертуарных решеток можно выявить представления конкретного индивида о людях, об их важнейших характеристиках, выстроить иерархию личностных черт в сознании этого индивида. Системы конструктов индивидуальны, и, по мнению Дж. Келли, если они позволяют людям контролировать происходящие события и адаптироваться в среде, то они имеют право на существование. Задачей психолога является выделение, реконструкция уникальных систем представлений людей, и это путь в направлении познания своеобразия и целостности личности каждого из них.
Вопросы 1. В чем специфические особенности семантических методов диагностики личности, отличающие их от опросников? 2. В чем сходство семантических методов с традиционными опросниками? 3. Назовите основные виды психосемантических методик, охарактеризуйте каждый из них. 4. Каковы преимущества репертуарных личностных методик перед другими семантическими методами?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|