Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс




 

Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс. С этой целью мы провели ряд замеров в двух первых классах. В качестве экспериментального мы выбрали 1 «Б» класс. В качестве контрольного - 1 «А» класс. В 1 «А» классе обучается 17 человек, в 1 «Б» - 16.

Мы отобрали несколько параметров, по которым определялся уровень сформированности культуры речи. К ним мы отнесли следующие: уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова; уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове; уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным; уровень сформированности логичности речи; уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова; уровень осмысления ситуации; уровень развития содержательной стороны (точность, логичность, последовательность).

1. Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова.

Задание: составить схемы слов: ум, сок, звезда, сосна, дорожка.

Оценка результатов:

высокий уровень - все схемы составлены правильно;

средний уровень – допущены 1-2 ошибки;

низкий уровень – допущено 3 и более ошибок

Приведем полученные данные в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова у учащихся ЭК и КК

 

Класс

Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова

высокий средний низкий
ЭК 3(19%) 5(31%) 8(50%)
КК 6(35,4%) 7(41%) 4(23,6%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова в ЭК оказалось 3 человека (19%), в КК – 6(35,4%). На среднем уровне в ЭК – 5(31%), в КК – 7(41%), а на низком уроне в ЭК – 8(50%), в КК – 4(23,6%).

2. Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове.

Задание: придумать как можно больше слов на букву «У» за 1 минуту.

Оценка результатов:

 6-7 слов – высокий уровень развития словарного запаса

 4-5 слов – средний уровень

 2-3 слова – низкий уровень.

 Приведем полученные данные в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове

высокий средний низкий
ЭК 4(25,2%) 6(37,4%) 6(37,4%)
КК 7(41,3%) 8(47,2%) 2(11,5%)

        

        

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 4 человека (25,2%), в КК – 7(41,3%). На среднем уровне в ЭК – 6(37,4%), в КК – 8(47,2%), а на низком уроне в ЭК – 6(37,4%), в КК – 2(11,5%).

3. Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным.

1 задание: Если какой-либо предмет сделан из дерева, то говорят, что он деревянный. А если из стекла, то стеклянный. Вы заметили, как похожи между собой слова «дерево» – «деревянный», «стекло» – «стеклянный»? Эти слова – родственники. А из железа – …; из стекла – …; из воды – …; из гречки – …?

 Оценка результатов.

4 слова – высокий уровень

2-3 слова – средний уровень

1 слово – низкий уровень

2 задание: А теперь задание немножко посложнее. Как называют человека, который

- умеет учить людей?

- умеет строить?

А того, кто умеет писать книги, – …

А того, кто умеет садовничать, – …

А того, кто умеет плотничать, – …

Оценка результатов

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом

4-5 слов – высокий уровень

3-2 слова – средний уровень

1 слово – низкий уровень

Приведем полученные данные в таблице 3.


 Таблица 3

Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным

высокий средний низкий
1задание ЭК 4(25,2%) 6(37,4%) 6(37,4%)
1задание КК 7(41,3%) 8(47,2%) 2(11,5%)
2задание ЭК 3(19%) 4(25%) 9(56%)
2задание КК 4(23,3%) 7(41,3%) 6(35,4%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным в ЭК оказалось (первое задание) 4 человека (25,2%), в КК – 7(41,3%). На среднем уровне в ЭК – 6(37,4%), в КК – 8(47,2%), а на низком уровне в ЭК – 6(37,4%), в КК – 2(11,5%). Второе задание: в ЭК на высоком уровне оказалось 3(19%), в КК – 4(23,3%). На среднем уровне в ЭК – 4(25%), в КК – 7(41,3%), а на низком уровне в ЭК – 9(56%), в КК – 6(35,4%).

4. Уровень сформированности логичности речи.

Задание: внимательно прослушать несколько фраз и ответить на вопросы.

1. Собака идет на кухню. Она выпивает все молоко кошки. Кошка недовольна.

Почему кошка недовольна?

2. Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что Петя сделал раньше: посмотрел кино или дочитал книгу?

 Оценка результатов

 высокий уровень – правильны оба ответа

 средний уровень – правильный хотя бы один ответ

 низкий уровень – нет правильных ответов

Приведем полученные данные в таблице 4.


Таблица 4

Уровень сформированности логичности речи у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности логичности речи

высокий средний низкий
ЭК 8(50,4%) 6(37%) 2(12,6%)
КК 10(59%%) 6(35,3%) 1(5,9%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 8 человек (50,4%), в КК – 10(59%). На среднем уровне в ЭК – 6(37%), в КК – 6(35,3%), а на низком уроне в ЭК – 2(12,6%), в КК – 1(5,9%).

5. Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова.

 Задание: поставить слова во множественное число: ручка, стол, окно, город, ухо, брат, ребенок.

 Оценка результатов.

 высокий уровень – 6-7 слов

 средний уровень – 4-5 слов

 низкий уровень – 3 и меньше слов

 Приведем полученные данные в таблице 5.

 

таблица 5

Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова у учащихся ЭК и КК

 Класс

Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова

высокий средний низкий
ЭК 6(37,3%) 9(56,4%) 1(6,3%)
КК 12(70,5%) 5(29,5%) 0

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 6 человек (37,3%), в КК – 12(70,5%). На среднем уровне в ЭК –9(56,4%), в КК – 5(29,5%), а на низком уроне в ЭК – 1(6,3%), в КК – 0.

6. Уровень осмысления ситуации.

Задание: перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Оценка результатов.

высокий уровень – правильное расположение и правильное описание изображенных событий.

средний уровень – ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

низкий уровень – последовательность картинок случайна.

 Приведем полученные данные в таблице 6.

 

Таблица 6

Уровень осмысления ситуации у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень осмысления ситуации

высокий средний низкий
ЭК 7(44%) 5(31%) 4(25%)
КК 9(53,1%) 7(41%) 1(5,9%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 7 человек (44%), в КК – 9(53,1%). На среднем уровне в ЭК – 5(31%), в КК – 7(41%), а на низком уроне в ЭК – 4(25%), в КК – 1(5,9%).

7. Уровень развития содержательной стороны

 Задание: проверяющий читает отрывок рассказа с иллюстрацией. После прочтения учителем ребенок должен пересказать этот отрывок и продолжить свою мысль, опираясь на иллюстрацию.

Старый пес (отрывок)

Был у человека верный друг – Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

– Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

– Прости меня, что я не узнал тебя.

Через несколько дней человек принес маленького щенка…

В. Сухомлинский

 Оценка результатов.

 высокий уровень – ребенок пересказывает отрывок и продолжает свою мысль

 средний уровень – ребенок пересказывает отрывок

 низкий уровень – ребенок затрудняется пересказать отрывок

 Приведем полученные данные в таблице 7.

 

Таблица 7

Уровень развития содержательной стороны у учащихся ЭК и КК

 

Класс

Уровень развития содержательной стороны

высокий средний низкий
ЭК 2(12,6%) 6(37%) 8(50,4%)
КК 4(23,3%) 8(47,2%) 5(29,5%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 2 человека (12,6%), в КК – 4(23,3%). На среднем уровне в ЭК – 6(37%), в КК – 8(47,2%), а на низком уроне в ЭК – 8(50,4%), в КК – 5(29,5%).

Таблица 8

Общая таблица: уровень сформированности культуры речи.

 

ЭК

КК

высокий средний низкий высокий средний низкий
1. Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова.   3(19%)   5(31%)   8(50%)   6(35,4%)   7(41%)   4(23,6%)
2.Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове.   4(25,2%)   6(37,4%)   6(37,4%)   7(41,3%)   8(47,2%)   2(11,5%)
3. Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным.   4(25,2%) 3(19%)   6(37,4%) 4(25%)   6(37,4%) 9(56%)   7(41,3%) 4(23,3%)   8(47,2%) 7(41,3%)   2(11,5%) 6(35,4%)
4. Уровень сформированности логичности речи.   8(50,4%)   6(37%)   2(12,6%)   10(59%)   6(35,3%)   1(5,9%)
5. Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова.   6(37,3%)   9(56,4%)   1(6,3%)   12(70,5%   5(29,5%)   0
6. Уровень осмысления ситуации.   7(44%)   5(31%)   4(25%)   9(53,1%)   7(41%)   1(5,9%)
7. Уровень развития содержательной стороны.   2(12,6%)   6(37%)   8(50,4%)   4(23,3%)   8(47,2%)   5(29,5%)

 

Судя по общей таблице можно сказать о том, что в ЭК преобладает средний уровень сформированности культуры речи. А в КК – высокий уровень. Больше всего возникало трудностей при определении уровня сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова, уровня сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным, уровня развития содержательной стороны в ЭК. В КК затруднительными для ребят оказались уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным и уровень развития содержательной стороны.

 

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры речи у первоклассников на уроках

Обучения грамоте

 

Основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, выявляем, что необходима коррекция в методах, формах воспитательных работ. Для этого создаем улучшенные условия в ЭК: уделяем больше внимания составлению схем слов, подбору однокоренных слов, пересказу текста, выражению мыслей.

Содержание такой работы присутствовало на уроках обучения грамоте:

1. Развитие грамматических навыков «Дом, который построил ты».

Любая фраза, в которой что-нибудь происходит, строится по определённым законам, даже самая простая. Она — как дом. Например, фундамент у этого домика — «кто». Стены — «что делает?» Крыша — «что». Попробуем начать строительство. Я дам тебе слово для фундамента. Слушай внимательно: «кто» — это кошка. Что она делает? Лакает. Что? Молоко. Кошка лакает молоко. Вот домик и готов!

- Ребята, теперь попробуйте построить другие здания. Не волнуйтесь: если будет нужно, я помогу. Например, кто? «рабочий», «сторож». Или что делает? «учит», «готовит».

    2. Развитие словесно-логического мышления.

Слова стояли по порядку, чтобы из них можно было составить небольшой рассказ. Но коварный Нечитайло всё испортил: он поменял слова местами. Прочитай цепочку слов. Расположи в ней слова по порядку. Для этого тебе придётся для начала представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришёл потом, что было дальше. Объясни, почему ты расположил слова именно так, а не иначе. Потом мы перейдём к следующей цепочке.

1. Врач, болезнь, выздоровление, лекарства.

2. Холод, болезнь, простуда, зима.

3. Школа, портфель, отметка, урок.

4.Взрослый, ребёнок, младенец, школьник.

 3. Развитие логики, последовательности. «Угомони расшалившиеся картинки».

Рассмотри картинки. Рисунки расположены не по порядку. Что за шалости! Попробуй расставить рисунки в нужной последовательности – так, чтобы получилась связная история, и расскажи ее своими словами. (см. приложение)

4. Развитие артикуляции.

Чтобы говорить внятно, нужно тренироваться. Для этого недостаточно тех несложных заданий, которые ты выполнял вместе с гномом Мямлей. К вам пришли специальные упражнения — чистоговорки. Кто умеет произносить чистоговорки, тот говорит чисто.

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Му-му-му — молоко кому?

Ры-ры-ры — летают комары.

Чи-чи-чи — у дома кирпичи.

 5. Работа по учебнику (с. 4-5)

 - Рассмотрит карту в учебнике. Мы уже преодолели все препятствия на огородах Бабы Яги. Впереди у нас таинственная пещера. Прочитайте ее название. (Эхо)

 - Кто знает, что такое эхо?

Здесь дети отвечают полными ответами, не перебивают друг друга.

6. Развитие умения производить звуковой анализ звучащего слова.

Игра «Превращения слов».

- Что надо сделать, чтобы мак превратился в рака? (Заменить первую букву)

- Начертите схемы этих слов.

- Что происходит с изменением в слове буквы? (Меняется слово и его значение)

- Как из слова лист получить аист? (Заменить первую букву)

- Начертите схемы этих слов.

- А теперь, ребята, попробуйте самостоятельно составить из букв слова, а затем их изменит и составить схемы этих слов.

Последним этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у первоклассников в конце первой четверти. В тех же классах мы провели ряд замеров (параметры остались прежние), чтобы проследить за результатами: удалось ли у детей повысить уровень сформированности культуры речи.

1. Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова.

Приведем полученные данные в таблице 9.

 

Таблица 9

Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова

высокий средний низкий
ЭК 6(37%) 7(44,1%) 3(18,9%)
КК  8(47%) 6(35%) 3(18%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова в ЭК оказалось 6 человек (37%), в КК – 8(47%). На среднем уровне в ЭК – 7(44,1%), в КК – 6(35%), а на низком уроне в ЭК – 3(18,9%), в КК – 3(18%).

2. Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове.

 Приведем полученные данные в таблице 10.

 

Таблица 10

Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове

высокий средний низкий
ЭК 8(50,4%) 6(37%) 2(12,6%)
КК 10(59%) 7(41%) 0

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 8 человека (50,4%), в КК – 10(59%). На среднем уровне в ЭК – 6(37 %), в КК – 7(41%), а на низком уроне в ЭК – 2(12,6%), в КК – 0

3. Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным. Приведем полученные данные в таблице 11.

 

Таблица 11

Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным

высокий средний низкий
1задание ЭК  7(44%)  7(44%)  2(12%)
1задание КК  9(50%)  7(44%)  1(6%)
2задание ЭК 5(31%) 7(44%) 4(25%)
2задание КК 5(29,5%) 8(47%) 4(23,5%)

Итак, на высоком уровне сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным в ЭК оказалось (первое задание) 7 человека (44%), в КК – 9(50%). На среднем уровне в ЭК – 7(44%), в КК – 7(44%), а на низком уровне в ЭК – 2(12%), в КК – 1(6%). Второе задание: в ЭК на высоком уровне оказалось 5(31%), в КК – 5(29,5%). На среднем уровне в ЭК –7(44%), в КК – 8(47%), а на низком уровне в ЭК –4(25%), в КК – 4(23,5%).

4. Уровень сформированности логичности речи.

Приведем полученные данные в таблице 12.

 

Таблица 12

Уровень сформированности логичности речи у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень сформированности логичности речи

высокий средний низкий
ЭК 13(81%) 3(19%) 0
КК 12(70,5%) 5(29,5%) 0

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 13 человек (81%), в КК – 12(70,5%). На среднем уровне в ЭК – 3(19%), в КК – 5(29,5%), а на низком уроне в ЭК и КК – 0

5. Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова.

 Приведем полученные данные в таблице 13.

 

Таблица 13

Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова у учащихся ЭК и КК

 Класс

Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова

высокий средний низкий
ЭК 12(75%) 4(25%) 0
КК  13(76,5%) 4(23,5%) 0

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 12 человек (75%), в КК – 13(76,5%). На среднем уровне в ЭК –4(25%), в КК – 4(23,5%), а на низком уроне в ЭК и КК – 0.

6. Уровень осмысления ситуации.

 Приведем полученные данные в таблице 14.

 

Таблица 14

Уровень осмысления ситуации у учащихся ЭК и КК

Класс

Уровень осмысления ситуации

высокий средний низкий
ЭК 11(68,7%) 4(25%) 1(6,3%)
КК 10(59%) 6(35%) 1(6%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось11 человек (68,7%), в КК – 10(59%). На среднем уровне в ЭК – 4(25%), в КК – 6(35%), а на низком уроне в ЭК – 1(6,3%), в КК – 1(6%).

7. Уровень развития содержательной стороны

 Приведем полученные данные в таблице 15.

 

Таблица 15

Уровень развития содержательной стороны у учащихся ЭК и КК

 

Класс

Уровень развития содержательной стороны

высокий средний низкий
ЭК 5(30,7%) 8(50,4%) 3(18,9%)
КК 7(41%) 7(41%) 3(18%)

 

Итак, на высоком уровне сформированности умения слышать заданный звук в слове в ЭК оказалось 5 человек (30,7%), в КК –7(41%). На среднем уровне в ЭК – 8(50,4%), в КК – 7(41%), а на низком уроне в ЭК – 3(18,9%), в КК – 3(18%).

 

Таблица 16

Общая таблица 2: уровень сформированности культуры речи.

 

ЭК

КК

высокий средний низкий высокий средний низкий
1. Уровень сформированности умения производить звуковой анализ звучащего слова.   6(37%)   7(44,1%)   3(18,9%)   8(47%)   6(35%)   3(18%)
2.Уровень сформированности умения слышать заданный звук в слове.   8(50,4%)   6(37%)   2(12,6%)   10(59%)   7(41%)   0
3. Уровень сформированности умения подбирать однокоренные слова к заданным.   7(44%) 5(31%)   7(44%) 7(44%)   2(12%) 4(25%)   9(53,1%) 5(29,5%)   7(41,2%) 8(47%)   1(5,9%) 4(23,5%)
4. Уровень сформированности логичности речи.   13(81%)   3(19%)   0   12(70,5%   5(29,5%)   0
5. Уровень сформированности умения изменять грамматическую форму слова.   12(75%)   4(25%)   0   13(76,5%   4(23,5%)   0
6. Уровень осмысления ситуации.   11(68,7%   4(25%)   1(6,3%)   10(59%)   6(35%)   1(6%)
7. Уровень развития содержательной стороны.   5(30,7%)   8(50,4%)   3(18,9%)   7(41%)   7(41%)   3(18%)

 

Судя по общей таблице 2 можно сказать о том, что в ЭК и КК преобладает высокий уровень сформированности культуры речи.

Исходя из полученных данных результатов последнего этапа, выявляем положительную динамику. Она заключается в повышении количества учащихся (в ЭК) на высокий уровень. Испытуемые успешно справились с заданиями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Это актуально, потому что помогает детям правильно строить свою речь, быть грамотными. В связи с значимостью такой работы и проведено теоретико – экспериментальное исследование и решены теоретические и практические задачи. В рамках теоретических задач изучена психолого – педагогическая литература. В ходе решения практических задач проведено опытно – экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов, и осуществлен анализ полученных результатов. Результат первого этапа – преобладает средний уровень сформированности культуры речи. Второй этап – проведены серии уроков в экспериментальном классе. Результаты третьего этапа – положительная динамика в учебно-воспитательном процессе учащихся. На основе исследования определили эффективные формы и методы осуществления процесса воспитания младших школьников. Таким образом, нами достигнута цель и гипотеза исследования.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...