Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности принятия предпринимателями решений в ситуации риска

 В условиях неопределенности на наши решения влияют так называемые «эвристики» (ошибки, отклонения). Использование эвристик делает восприятие ситуации легче и увеличивает наше доверие к собственным решениям, однако зачастую приводит к ошибкам. Предприниматели до некоторой степени могут отличаться от других людей в использовании эвристик. Одно отличие состоит в том, что предприниматели больше других сопротивляются действию своих эвристик и вместо немедленного соглашения с чем-либо, они пытливо рассматривают факт, ситуацию и т.п. Другое отличие состоит в том, что предприниматели быстрее других видят подобие в ситуациях, что дает им возможность быстрее реагировать на них. Или они могут на основании собственного чутья действовать в противоположность ложному рассуждению, идущему от эвристики [45].

Существует определенная специфика в протекании информационных процессов у предпринимателей. Предприниматели очень внимательны, чутки к информации, они неустанно находятся в поиске новых идей. Многие исследователи отмечают особую наблюдательность, умение предпринимателей разглядеть то, что не видят другие [45]. На небольшой выборке найдены различия между менеджерами и предпринимателями в поиске информации. Предприниматели в отличие от менеджеров ищут информацию, полезную для бизнеса, в большем количестве областей знания и менее специфичную. Второе отличие состоит в том, что предприниматели стараются избегать ошибок в процессе поиска информации, в то время как менеджеры стараются избегать самого поиска [41].

Поводя итог по отношению и восприятию риска предпринимателями, подчеркнем, что риск принимается предпринимателями не только до определенной степени, но и неоднозначно. С одной стороны, предприниматели понимают и даже стараются использовать неизбежность предпринимательского риска. Как отмечают И.Е.Задорожнюк и А.В.Зозулюк, риск является своеобразной оболочкой творческой идеи, в дальнейшем, по мере претворения предпринимательского замысла в жизнь, риск будет помехой, но на первых порах - неизбежен. Поскольку риск всегда сопутствует новаторским проектам, то может служить своеобразным индикатором перспективности новации.

Отсюда следует, что поиск рискованных ситуаций для предпринимателя - не проявление авантюризма, а одна из тактик выживания и развития [9]. С другой стороны, если есть возможность избежать риска, то предприниматели стараются не рисковать. Самые удачливые бизнесмены рискуют умеренно, «скрывая» за смелым, неожиданным решением «трезвый учет своих возможностей, умение использовать конфигурацию окружающей социальной среды, личностные параметры будущих потребителей и контрагентов» [9, с.36].

Проблема нравственно - психологической регуляции экономической активности. Созданная в рамках классической политэкономии модель «экономического человека», берущая свое начало в трудах А. Смита, в течении нескольких веков не позволяла экономистам и философам обратить внимание на нравственную регуляцию деятельности как производительную силу. Господство представлений о том, что единственной побудительной силой, определяющей поведение субъектов экономической активности, является стремление к максимизации своей прибыли, обусловливало взгляд на нравственную регуляцию как на вторичную в сравнении с экономическим интересом. Восприятие нравственной регуляции экономического поведения как фактора, сдерживающего развитие экономической активности, сохранялось вплоть до середины XX века. Изменение отношений общества и бизнеса в последние десятилетия привело к принципиально новому взгляду на взаимовлияние экономической активности и этических норм. Исследования зарубежных и отечественных авторов показываю, что нравственность выступает важной детерминантой экономической активности, поскольку отношения нравственности в значительной степени определяют выбор вида экономической активности, средств достижения целей и специфику взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.

С другой стороны возросшее влияние крупных производителей, финансовых институтов и здоровье населения привело к тому, что общественное мнение стало придавать все большее значение нравственности экономических субъектов. Следствием того стало ужесточение государственного контроля над соблюдением этических норм в производственной сфере. Жесткий общественный контроль над бизнесом в условиях острой конкуренции делает нарушение этических норм производителями экономически нецелесообразно.

Рост экономической заинтересованности западного бизнеса в решении вопросов нравственной регуляции поведения в деловой сфере отразился в повсеместном принятии крупными компаниями этических кодексов поведения, введение учебных программ по соблюдению этических норм, созданию специальных должностей, осуществляющих надзор за осуществлением корпоративных этических программ. Еще одним результатом изменения отношений общественности к этическим проблемам в бизнесе стал рост эмпирических исследований в этой области. Фокус интереса западных ученых сосредоточен на разработке норм корпоративной этики, их влиянию на управленческие процессы в организации. Нравственная регуляция экономической активности не входит в круг актуальных исследований, и связано это с тем, что проблемы соблюдения нравственных норм как таковой на Западе не существует. В условиях стабильности социально-экономических условий, стабильности ценностно-нравственной основы общества этические кодексы групп, существующие достаточно длительное время, являются устоявшимися и принимаемыми членами этих групп. В современных условиях жесткого контроля со стороны общественности, государства и конкурентов этические правила, имея огромный авторитет, выполняют в развитых странах Запада роль законов, соблюдение которых обязательно.

Коренные изменения общественных отношений в России не только обусловили радикальную трансформацию ценностных ориентиров в сфере труда, но и вызвали необходимость разработки новых этических норм взаимодействия в деловой сфере. Предпринимательская этика в России только формируется. Проблемой является не созидание корпоративных кодексов поведения, что реально делается, но следование созданным этическим правилам бизнес-взаимодействия. Практика показывает, что существующие на сегодняшний день этические правила деловой активности не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение бизнесменов. Например, общепринятой нормой делового взаимодействия является безоговорочное выполнение долговых обязательств. Между тем заметна асимметрия в отношении предпринимателей к своим и чужим долгам: только 30-40% предпринимателей, считают для себя важным расплатиться с долгами [5]. Поэтому в центре внимания отечественных психологов не процесс формирования нравственных норм, а отношение к их соблюдению, именно этот психологический феномен в большей степени определяет реальное поведение бизнесменов, чем существовавшие или вновь создаваемые этические нормы.

Основные характеристики нравственно-психологической регуляции экономической активности. Отечественным психологом А.Б.Купрейченко выделены характеристики нравственно-психологической регуляции активности субъекта, которые раскрывают ее содержание и подчеркивают особенности относительно других видов психологической регуляции [14,15].

В качестве первой характеристики можно отметить, что нравственно-психологические факторы могут выступать как формальные и неформальные детерминанты экономической активности субъекта, т.е. существуют две стороны нравственно-психологической регуляции. Формальная сторона представляет собой регуляцию поведения экономических субъектов посредством принятых и закрепленных в результате общественного договора этических кодексов, отражающих идеальный (желаемый) уровень отношения к соблюдению нравственных норм. Сложность регуляции поведения людей при помощи формальных этических кодексов заключается в том, что каждый субъект является одновременно членом различных групп и сообществ.

Известны примеры, когда бухгалтеры крупных американских компаний, следуя профессиональному этическому кодексу, сообщали контролирующим органам информацию о незаконных действиях руководства компании. Тем самым они нарушали этический кодекс фирмы, заодно приводя ее к банкротству. Формальные системы нравственной регуляции имеют ограниченные возможности, поскольку они не учитывают психологические факторы, связанные с отношением людей к этим системам, с отношениями между людьми в различных сообществах и с психологическими механизмами, регулирующими эти отношения.

Наряду с формально определенным этическим кодексом в каждом сообществе существует некоторый допустимый уровень соблюдения норм, который регулируется неписаными правилами, позволяющими индивиду принимать решения в сложной этической ситуации. Отношение к нравственности и связанный с Ним реальный уровень соблюдения нравственных норм, а также правила и условия соблюдения норм являются неформальными нравственными регуляторами активности субъекта. В периоды ломки идеологических устоев общества именно эти неформальные регуляторы выступают основной сдерживающей силой на пути массового безнравственного поведения. В кризисные эпохи сформировавшийся реальный уровень соблюдения норм становится основой для создания новых этических кодексов.

Второй характеристикой нравственно-психологической регуляции является то, что она осуществляется в неявном, часто -неосознаваемом виде. В этически сложных ситуациях личность может испытывать противоречивые чувства, связанные с борьбой мотивов. Как следствие, возникает нравственный конфликт, который проявляется в виде угрызений совести, тревоги, чувства вины, самообвинений и т.д. Для его разрешения субъект использует различные модели поведения и защитные механизмы. Большая роль в разрешении этих конфликтов принадлежит саморегуляции.

В качестве третьей характеристики нравственно-психологической регуляции экономической активности можно отметить, что воздействие нравственно-психологических факторов проявляется также через формирование отношения к различным социально-экономическим феноменам - к труду, собственности, деньгам. Отношение к этим феноменам имеет ярко выраженную нравственную окраску и накладывает отпечаток на финансовое поведение субъекта.

Четвертой характеристикой нравственно-психологической регуляции экономической активности является то, что влияние нравственно-психологических факторов на экономическую активность часто носит отсроченный характер. Однако в долгосрочной перспективе воздействие социально-психологических и личностных факторов накапливается и оказывает значимое влияние на жизнедеятельность субъекта (в том числе его экономическую эффективность) через формирование отношений с социальным окружением, репутацию, самоэффективность и т.д.

Пятой характеристикой нравственно-психологической регуляции является наличие специфических регуляторов. В разработанной А.Б.Купрейченко совместно с А.Л. Журавлевым модели [8] основным регулятором отношения личности к соблюдению нравственных норм выступает психологическая дистанция с представителями различных социальных категорий. На разных этапах нравственно-психологической регуляции экономической активности психологическая дистанция выступает как результат взаимодействия с другими людьми (группами), как мера оценки содержательных и формально-динамических характеристик отношений между субъектом и социальным окружением и, наконец, как критерий принятия решений. Психологическая дистанция -результат категоризации индивидом окружающего мира представляет собой психологическое отношение к объекту социального, материального, идеального мира, представленное в сознании индивида в пространственных и кинестетических эмоционально окрашенных образах. Частным случаем психологической дистанции является социально-психологическая дистанция - отношение к социальному объекту.

Отношение к соблюдению нравственных норм у предпринимателей и менеджеров. Эмпирически психологическая дистанция определялась следующим образом [14]: респондентам предлагался список основных групп их социального окружения, который необходимо было разделить на 4 категории по степени приязни, одинаковости восприятия мира, доверия, отношений зависимости и наличию взаимных обязательств: 1-й круг - самый близкий, 4-й - самый удаленный. Производилось измерение уровня отношения к соблюдению нравственных норм в каждом круге психологической дистанции.

Установлено, что у предпринимателей первый круг близости включает семью, реже друзей; типичными социальными группами второго круга являются друзья, а также компаньоны и сподвижники; третий круг составляют примерно с одинаковой частотой подчиненные, поставщики, соучредители, реже - сподвижники, компаньоны и клиенты. Четвертый круг образуют представители государственных структур и различных общественных групп, реже - потребители, поставщики и клиенты. У менеджеров первый круг близости также включает семью, реже -друзей. Типичными представителями второго круга являются друзья, сотрудники отдела, реже - непосредственные руководители. Третий круг составляют сотрудники предприятия, подчиненные, реже - сотрудники отдела, непосредственные руководители, клиенты, потребители, поставщики, руководство предприятия. Представители государственных структур и различных общественных групп, реже - потребители, поставщики, клиенты и руководство предприятия образуют четвертый круг психологической дистанции.

Уровень отношения к соблюдению нравственных норм правдивости, ответственности, терпимости, справедливости и принципиальности, за некоторыми исключениями, значимо изменяется при увеличении психологической дистанции, то есть уровень отношения соблюдению нравственных норм зависит от того, с представителями какого круга психологической дистанции взаимодействует личность. Предприниматели и менеджеры схожи между собой с точки зрения общих закономерностей изменения отношения к соблюдению нравственных норм. С ростом психологической дистанции уровень отношения к соблюдению нравственных норм правдивости, справедливости и ответственности падает, что означает, чем психологически дальше находится человек, тем ниже правдивость, справедливость и ответственность отношениях с ним. Зависимость уровня принципиальности от психологической дистанции обратная - чем больше дистанция, тем выше принципиальность. Отношение к соблюдению нравственных норм терпимости демонстрирует отсутствие однозначной зависимости от психологической дистанции, выделяется два типа поведения. Для первого типа поведения характерно вначале уменьшение терпимости с ростом психологической дистанции, а затем - рост. Второй тип поведения характеризуется противоположной зависимостью: с увеличением психологической дистанции вначале терпимость растет, а затем падает.

Изменение отношения к соблюдению норм принципиальности означает, что при контактах с представителями близких кругов субъект способен уступить более авторитетному оппоненту, простить серьезную ошибку, поступиться принципами ради выгоды или дружбы. При контактах с представителями дальних кругов подобное поведение не допускается.

Изменение уровня справедливости проявляется в том, что в отношении психологически близких кругов предприниматели и менеджеры признают право на равное вознаграждение; считают нормальным дать ложную информацию, чтоб защитить невиновного; не ставят свои интересы выше интересов других и склонны принимать решения с точки зрения равенства прав («по понятиям»), а не с точки зрения законности. В отношении психологически далеких людей бизнесмены часто проявляют пассивность в случае нарушения их прав, особенно при столкновении с силой, авторитетом, законом.

Общей тенденцией является проявление большой гибкости субъектов в отношении правдивости к близким и далеким им людям. При контактах с психологически близкими людьми бизнесмены редко способны солгать или совершить нечестный поступок. В то же время они считают выгоду или интересы дела достаточным оправданием для нечестного поведения с психологически далекими людьми.

Проявление такого нравственного качества как ответственность с ростом психологической дистанции резко уменьшается. В общении с близкими людьми менеджеры и предприниматели склонны брать ответственность за дело и за других людей на себя. При контактах с людьми из дальнего психологического окружения они принимают ответственность только в официально оговоренных случаях.

Несмотря на значительную общность отношения предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм, обнаружены групповые различия, которые касаются уровня соблюдения и гибкости соблюдения нравственных норм. Для двух нравственных качеств (терпимости и справедливости) характерны различия в среднем уровне отношения предпринимателей и менеджеров. Предприниматели проявляют большую терпимость в сравнении с менеджерами. Одновременно менеджеры оказываются более склонны соблюдать нормы справедливости (рис.6.1) как к близким, так и к психологически дальним людям, т.е. средний уровень справедливости выше у менеджеров (звездочкой отмечены значимые различия).

Предприниматели более гибкие, чем менеджеры в соблюдении норм справедливости и ответственности и менее гибкие в соблюдении норм правдивости и принципиальности. В отношениях с близкими людьми предприниматели демонстрируют более высокий уровень справедливости и ответственности, однако с увеличением психологической дистанции уровень справедливости и ответственности резко падает. Обратная динамика у отношения к соблюдению норм правдивости и принципиальности: с ростом психологической дистанции уровень правдивости снижается у менеджеров более резко, чем у предпринимателей.

Наблюдаемые групповые различия в уровне и гибкости отношения к соблюдению нравственных норм, по-видимому, являются отражением различий в деятельности предпринимателей и менеджеров, а именно отличий в структуре ответственности, степени риска и степени вовлеченности в деятельность. Более сложная структура ответственности предпринимателей в отличие от ограниченной ответственности менеджеров приводит к тому, что предприниматели, принимая на себя максимальную ответственность при контактах с психологически близкими людьми, стараются при контактах с дальними ограничить эту ответственность официально оговоренной. Кроме того, низкая ответственность и справедливость с психологически далекими людьми может являться следствием стремления получить за их счет максимальную прибыль, а также следствием общих неблагоприятных условий развития бизнеса. Под влиянием этих факторов предприниматели приносят в жертву интересы других людей (подчиненных, поставщиков, клиентов, представителей государства, общества и т.д.). В то же время, в отношении близких кругов предприниматели соблюдают довольно высокие нормы ответственности и справедливости, что является проявлением «житейского этического кодекса» предпринимателей. Высокая справедливость и ответственность в отношении к близким людям обеспечивают предпринимателям надежный тыл в лице представителей этих кругов (семья, друзья, компаньоны). Более высокая, по сравнению с менеджерами, правдивость и терпимость с дальними кругами гарантируют предпринимателям доверие постоянных клиентов.

Отношение к соблюдению нравственных норм мужчин и женщин. Отношение женщин к соблюдению нравственных норм значительно более гибкое, чем у мужчин, по всем нравственным качествам. В качестве примера приведем изменение уровня прав дивости у мужчин и женщин в зависимости от психологической дистанции

Если у мужчин уровень отношения к соблюдению норм правдивости изменяется плавно, то у женщин правдивость в отношениях со вторым кругом (друзья, сподвижники, сотрудники, непосредственный руководитель) резко падает, а в отношениях с самым далеким кругом женщины даже несколько правдивее мужчин. При взаимодействии со вторым кругом женщины чаще, чем мужчины демонстрируют готовность приукрашивать информацию о себе, скрывать причины невыполнения обязательств, давать невыполнимые обещания, добиваться необходимых ресурсов вне очереди, готовность дать взятку и т.д. Подобное резкое изменение уровня отношения при переходе от первого ко второму кругу психологической дистанции у женщин характерно не только для правдивости. Справедливость женщин в отношении второго круга значительно меньше, чем справедливость в отношении первого. Женщины легко поступаются принципами в отношениях с первым кругом психологической дистанции (семья, друзья), но в отношениях со вторым кругом становятся принципиальнее мужчин, т.е. для женщин отношение ко второму кругу психоло-гической дистанции резко отличается от отношения к первому. Для мужчин характерны более равномерные изменения. Таким образом, основные различия между мужчинами и женщинами заключаются в большей гибкости отношения к соблюдению нравственных норм у женщин и в различном характере динамики уровня отношения в зависимости от психологической дистанции (равномерности или неравномерности).


2.2. Создание позитивной семейной атмосферы организатора собственного дела к процессу предпринимательской деятельности

 

Отношение семей предпринимателей к предпринимательской деятельности. В работе 1970-х годов А.П. Митрикаса и В.В. Юстицкого выдвигается гипотеза о существовании единого фактора «удовлетворенности жизнью», который объединяет «удовлетворенность бытом» и «удовлетворенность трудом» и отражает не только тесную связь, но и взаимное влияние этих двух наиболее значимых сфер человеческой жизни [19]. Опираясь на представления о взаимосвязи удовлетворенности семейной жизнью и удовлетворенности трудовой деятельностью, поставим проблему: «Какое влияние оказывает семейная сфера жизни предпринимателя на его удовлетворенность предпринимательской деятельностью?». Закономерен и обратный вопрос: «Как сказывается предпринимательская деятельность на отношениях предпринимателя в семье?».

Основная масса предпринимателей чувствует, что семья поддерживает или даже активно помогает им в работе, безразличное отношение к деятельности предпринимателя встречается очень редко (не более чем в 5% случаях). Определенно чаще встречается негативное отношение семьи предпринимателя к его деятельности, и связано это в первую очередь с продолжительным рабочим предпринимателя и нехваткой времени на общение с членами семьи (табл. 6.3).

Различий по отношению семей женщин и мужчин-предпринимателей к их деятельности не найдено. Изучение роли семьи в выборе предпринимательства женщинами [33] показало, что семьи большей части женщин-предпринимателей (57%) не только одобрительно отнеслись к идее создания своего дела, но и активно помогали в ее реализации. Только у 14% предпринимательниц семья была против этой идеи, но не препятствовала ее осуществлению; вообще, ни одна женщина не сказала, что семья активно им противодействовала в осуществлении задуманного.

Таблица №10 Представления предпринимателей об отношении их семей к предпринимательской деятельности

(в % от опрошенных)


Заключение

 

В работе были рассмотрены основные принципы и теории социально–психологических условий успешной предпринимательской деятельности.

Исходя из задач, определенных во введении автор указывает, что именно в экономико-социальных условиях деятельности во многом кроются объективные причины становления специфики мышления и поведения российских предпринимателей, так как нельзя понять психологические особенности личности и деятельности российского предпринимателя, не зная социальной базы предпринимательства, не опираясь на экономические и политико-социальные условия его деятельности в сравнении как с зарубежными предпринимателями, так и с другими социальными группами.

В работе автор рассмотрел психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом, была выявлена гипотеза необходимости обладания некоторыми психологическими качествами для осуществления предпринимательской деятельности.

В ходе работы было выявлено, что предпринимательство — является новаторской деятельностью людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.

Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности - то, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. Чрезмерная рискованность при ориентации на успех делает предприятие не надежным. Но чрезмерная ориентация на избегание неудач, излишняя осторожность также не способствует успеху.

Готовность стать стратегическим лидером - люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. Нужно обратится к рекомендованной литературе, освоить основные идеи стратегического планирования и соединить их со своей интуицией и своим опытом.

Готовность к выполнению функций руководителя - предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Каждому предпринимателю важно уметь руководить людьми.

Руководителю следует овладеть умением слушать оппонента, не перебивая его, не выражая враждебности, даже в случае несогласия.

Сегодня уже разработаны эффективные техники делового общения, с которыми можно ознакомится в рекомендованной литературе. Задача лишь в том, чтобы осваивать эти техники на практике.

Так же в работе проведены: психологический анализ предпринимателя как субъекта инновационной деятельности; исследование мотивации предпринимательской деятельности; анализ психологических трудностей испытываемых предпринимателем и даны рекомендации по организации успешной деятельности предпринимателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...