Стратегический подход к маркетингу
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для увеличения объемов продаж недостаточно предпринимать какие-то внутризаводские меры. При хорошей продукции, но отсутствии эффективной системы сбыта и дистрибуции даже самая лучшая реклама не поможет увеличить продажи. А если производимую продукцию предприятия никто не хочет покупать, то увеличение продаж не достичь ни хорошей организации сбыта, ни рекламой. Стройное и всеобъемлющая стратегия маркетинга охватывает и координирует всю деятельность предприятия от разработки продукции до сбыта, дистрибуции и послепродажного обслуживания. Рассмотренная выше ситуация показывает, как связаны все эти элементы: стратегия разработки нового товара зависит от выбора целевого сегмента потребителей; стратегия в области цен зависит от выбора каналов и дистрибуции; стратегия информационного воздействия должна поддерживать стратегию сбыта и т.д. Необходимо создать организацию, способную провести стратегию предприятия. Вместо того, чтобы пытаться проводить связанную с маркетингом деятельность в организации, созданной для других целей, следует делать обратное: прежде всего, разработать стратегию, а затем создать такую организационную структуру, которая подходит для ее проведения. Организация должна следовать за стратегией, а не наоборот. Надо сделать так, чтобы все компоненты организации, обеспечивающей проведение маркетинга, взаимодействовали как между собой, так и с другими элементами и организации. Все они взаимосвязаны. Отдел исследования рынка – центр, обеспечивающий все элементы организации информацией о рынке. Группа по разработке нового джипа – временная структура, образуемая каждый раз при планировании нового изделия, – должна включать специалистов разных отделов. Отдел сбыта и дистрибуции и отдел рекламы должны координировать свои действия. Для эффективности работы системы жизненно важным является взаимодействие и эффективность обмена информацией.
Для создания организации, ориентированной на проведение маркетинга нового товара, лучше всего собрать временную целевую группу, освободив ее членов от других обязанностей. Так как большую роль в такой работе играет взаимодействие усилий совместно работающей команды единомышленников облегчает создание эффективной организации. Не надо скупиться на инвестиции в маркетинг. Может показаться, что затраты эти слишком высоки, но при правильном планировании они многократно окупятся. При разработке стратегии маркетинга основное внимание в данной работе уделялось целевому сегменту потребителей. Между тем компании, фирме приходится проводить более глубокий анализ стратегии конкурентов и соответствующим образом корректировать свой подход к маркетингу. Компании, фирме приходится анализировать и другие важные факторы, связанные с поставщиками, товарами – заменителями, юридическими и экономическими условиями. В данной ситуации предприятие использует гибкую стратегию, позволяющую воспользоваться преимуществами назначения разных цен для различных регионов РФ. Такой подход называется стратегией дифференцирования цен. Однако это можно использовать временно, пока инфраструктура РФ недостаточно развита. По мере развития средств связи и обмена информацией, транспорта и независимых сетей оптовой и розничной торговли разницу в ценах для различных регионов придется сильно сократить. Цены станут менее гибкими, и торговым агентам придется работать на основе прайс-листов, обновление которых будет проводиться реже. При проведении маркетинга, товаров промышленного назначения применяется более узкий, индивидуальный подход к покупателю. Это относится ко всем компонентам системы – от разработки продукции до дистрибуции и каналов информационного воздействия. При проведении же маркетинга товаров краткосрочного использования (фасованные пищевые продукты, шампуни и др.) для достижения конечного покупателя пользуются массовыми каналами и дистрибуции.
В небольшой организации, фирме с небольшим ассортиментом продукции координация различных маркетинговых функций наилучшим образом может проводиться руководителем фирмы или предприятия. Но при увеличении размеров предприятия, фирмы и его усложнения может быть введена должность директора по маркетингу. В обязанности руководителя по виду продукции или товарной марке входят: a) управление общим бюджетом по виду продукции (или товарной марке). b) координация деятельности отдела рекламы и отдела исследования рынка; c) руководство работой по улучшению существующих видов продукции; d) участие в разработке новых видов продукции. e) Отрицательная сторона наличия руководителей по отдельным видам продукции и отдельным товарным маркам – замедление процесса принятия решений, т.к. могут потребоваться полномочия руководителей более высокого ранга. На предприятиях с небольшим ассортиментом необходимости в должности руководителя по видам продукции нет – там за маркетинг отвечает директор по маркетингу. Если предприятие ориентируется не только на внутренний, но и на внешний рынок (экспорт продукции), то одна из главных задач при выходе на внешний рынок – свести до минимума его коммерческий риск и обеспечить финансовый успех. Последовательность процедур предполагает: 1) Изучение будущего рынка своих товаров. Новые формы не ценовой конкуренции требует иного подхода к методам организации работы предприятия на рынке. Применение неценовых методов конкурентной борьбы требует от всех ее участников немалой организационной работы и служит мощным стимулом активного и постоянного изучения положения дел на рынке и разработки прогнозов развития. 2) Прогноз развития рынка, ведущийся прежде всего в отношении ассортимента и объемов сбыта, конкурентной борьбы, стабильности, анализа благоприятных и неблагоприятных экономических условий и т.д.
3) Оценка собственных экспортных возможностей, предполагающая особое внимание предприятия к высокому научно-техническому уровню продукции и технологии, совершенствование ассортимента выпускаемой продукции, улучшение технического обслуживания машин и оборудования. Важны научный задел и квалификация кадров. 4) Разработка стратегии экспорта предприятия, включающая постановку целей на ближние и дальние перспективы, выработка методов достижения целей, научно-технической и основной политики. 5) Разработка тактики, которая предполагает выработку конкретных средств достижения целей в АО. 6) Формирование системы спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС). Проведение эффективной работы на современном внутреннем и особенно внешнем рынке нуждается в регулярных и комплексных мерах по формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС). Система мероприятий ФОС превращает потенциальную потребность в товаре в актуальную, потенциального покупателя – в реального. Эффективными методами формирования спроса являются «вводящая» реклама, участие в выставках и ярмарках. Это позволяет создать представление о новом товаре у будущего покупателя и показать, что именно данный товар (автомобиль) удовлетворяет потребность наилучшим образом. Выставки и ярмарки – наиболее удобный способ введения нового товара на рынок, поскольку деловые люди посещают их именно для того, чтобы познакомиться с новинками автомобиля строения и выбрать ту, которая в наибольшей степени отвечает их потребностям. Если мероприятия ФОС относятся к вводимым на рынок новым товарам, то СТИС – к товарам, о которых у покупателей уже имеется некоторое представление. Задача СТИС – побудить к приобретению данного товара. Для этого используется «напоминающая» реклама, различного рода скидки и поощрения (например, розыгрыши ценных запасных частей), «престижная» реклама и действия «Public Relationns» (формирование положительного отношения к предприятию, фирме и его товарам). Стимулирование сбыта особенно выгодно, когда на рынке находятся много товаров с примерно равными потребительскими свойствами.
Анализ и контроль
Деятельность любого предприятия должна опираться на всесторонний анализ поступающей информации и контроль, который служит основной деятельности системы управления маркетингом. Наличие развитой системы обратных связей позволяет проводить широкий информационный обмен, проводить необходимые процедуры и добиваться оптимизации поведения фирмы в условиях резко меняющихся внешних условий. Внимание к концепции маркетинга предприятия объясняется следующими обстоятельствами: 1) усложняются процессы разработки, производства и потребления, при этом увеличивается степень риска на всех стадиях создания и движения джипа: 2) резко расширяется ассортимент товаров на предприятии, при этом учитываются различные категории покупателей (физические, юридические лица), климатических зон, этнических особенностей и т.д.; 3) обостряется конкурентная борьба, т.е. на рынок выходит все больше производителей и торговых посредников; 4) ускоряются темпы социально – экономического и научно – технического прогресса; 5) возрастают действия неопределенных и чрезвычайных ситуаций во внешней по отношению к АО среде (внешнеэкономическое давление областных властей, попытки криминального контроля и др.) Маркетинг вообще как системное явление выступает прежде всего как единство подходов к исследованиям разработке и реализации товаров. Вместе с тем маркетинг выступает и как концепция управления предприятием, которое до сих пор не приведено к оптимальной численности. Управление должно быть ориентированным на успех во внешнем мире, где необходимыми и жесткими элементами выступают конкуренты, потребители, вся внешняя среда. Маркетинг выступает, как философия бизнеса, который должен быть социально-этическим; предприятие обязано действовать на строгих моральных принципах, всестороннем учете и уважении мнений и требований потребителей продукции. Честность, порядочность, последовательность, профессионализм выступает, как важные требования к маркетинговой деятельности, и одно временно эти качества выступают как важные требования к маркетинговой деятельности, и одно временно эти качества выступают как основной капитал каждого бизнесмена, участника рыночной сделки. Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и на развитие социальных отношений, укрепление норм общественной этики и морали. К маркетингу применимы все требования системного подхода, когда любое явление, любой процесс в сфере маркетинга, объекты и субъекты управления должны рассматриваться как элементы большой системы.
Маркетинг – объект управления, к нему применимы все функции и методы управления – экономические, организационные – распорядительные, социально – психологические. маркетинг нуждается в прогнозировании, организации, контроле. В связи с объективными условиями развития рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулятор заранее установленных хозяйственных связей. Особая роль при этом отводится потребителю, который выдвигает свои требования к продукту (технико-экономические характеристики, количество, сроки поставки). Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать потенциального потребителей и запросы рынка. Важная задача маркетинга на предприятии – обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности, планомерности развития и достижения стратегических целей. В этом процессе решаются задачи: a) Обеспечение предприятия надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах; b) создание товара, максимально соответствующего возможностям; c) воздействие на потребителя, спрос и рынок. Основная цель маркетинга в том, чтобы обеспечить максимальный объем прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса – фактор достижения цели. Но до этого необходимо достичь промежуточные цели: a) удовлетворение требований потребителей; b) достижение превосходства над конкурентами c) завоевание доли рынка; d) обеспечение роста продаж или прибыли Удовлетворение спроса не есть конечная цель, а фактор ее достижения, Но рынок все еще полон мразью, опутан неизменными потребностями, которые он удовлетворяет. Это продажа оружия, радиоактивных отходов, средств коммерческого и промышленного шпионажа, наркотиков порнографии, расцвет проституции и др.
Заключение
Изучение спроса – не просто фиксация потребности в конкретных товарах, но и предвидение, своего рода интуиция, в каком направлении он будет изменяться под влиянием научно-технического прогресса, возросших покупательских запросов, требований к качеству и надежности товара. Современная научно-техническая революция вплотную связана с быстроменяющимися запросами рынка, с появлением сложных наукоемких продуктов, выпуск которых ориентирован на знакомых потребителей. Получается замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителей на производителя. Потребитель активно влияет на определение целей производства в условиях меняющихся требований к товару. Своевременная реализация научно-технических достижений служит обязательным средством формирования новых потребностей. Современная концепция маркетинга отличается от существующей при раннем развитии рынка. Тогда под маркетинговой деятельностью понималось деятельность всестороннего изучения рыночного спроса на уже изготовленные товары и организацию их сбыта. Важная особенность маркетинга как определенной системы управления в том, что он использует много вариантов экономического расчета и создает организационные, экономические и юридические условия для эффективного развития предприятий. И формирование портфеля заказов на фоне многовариантных экономических расчетов, т.е. на основе маркетинговой стратегии, о чем было рассказано выше. Поэтому очевидно, что ни одно крупное предприятие в современных условиях не может обойтись без специальной маркетинговой службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|