Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические условия формирования настойчивости на занятиях по волейболу




 

Целью нашего исследования выявить условия формирования настойчивости в волейболе при совершении психологических действий игроками во время игры. Для выполнения поставленной цели определены задачи: изучить литературные источники по данной проблеме; сформулировать психолого-педагогические условия формирования настойчивости у волейболистов во время игровой деятельности.

Современный волейбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игроков, быстрой и внезапной сменой игровых ситуаций. Игроку в процессе игровых действий приходится воспринимать большое количество объектов или их элементов. Все это предъявляет высокие требования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и переключению внимания, быстроте ориентировки. В игре команд все чаще применяются сложные тактические комбинации со сменой мест, скрытыми перемещениями, снижением высоты и увеличением скорости передачи мяча. Действия команд в таких условиях требуют точного и объективного знания спортивной стратегии деятельности каждого конкретного соперника с тем, чтобы эффективно использовать свою стратегию для эффективной деятельности в процессе игры при активном постоянном противодействии этого противника. Отсюда важнейшее значение приобретает стратегия поведения всех игроков.

Основным содержанием деятельности сторон в соревнованиях по волейболу является конкурентная борьба, реализуемая в конфликтных ситуациях от момента ее возникновения до разрешения. При этом необходимо разгадать планы соперника и маскировать собственные действия и намерения. Все это предъявляет высокие требования к мышлению волейболистов.

Так, принимая мяч, волейболист должен мгновенно оценить сложную ситуацию, спланировать свои действия, принять правильное для данной ситуации решение и реализовать его в приеме, то есть мышление носит действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в групповых действиях мышление носит наглядно-образный характер, требующий развития пространственных и временных представлений, оперативности в опенке ситуации и принятии решения [1, 7]. Анализ условий игры и действий свидетельствуют, что предъявляемые высокие требования к физическим нагрузкам влияют на психологическую устойчивость нервной системы и на все стороны психики: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, эмоции и на морально-волевыекачества личности. По своему характеру все движения представляют динамическую работу переменной интенсивности, где периоды значительной мышечной деятельности чередуются с периодами относительного расслабления. Поэтому учебно-тренировочный процесс нужно строить исходя именно из этих позиций. Для повышения психологической устойчивости волейболистов существуют определенные принципы психологической подготовки, которые в общем виде можно изобразить как алгоритм с наличием внутренних и внешних связей.

Специфика вида спорта накладывает отпечаток на развитие у волейболистов тех или иных сторон психики человека: восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, память, эмоции, морально-волевые качества.

Процессы восприятия подразделяются на зрительные, специализированные и восприятия движения. Зрительные восприятияхарактеризуются объемом поля зрения и глубинным зрением. Специфика волейбола такова, что многие действия совершаются на основе периферического зрения. Недостаточно развитое периферическое зрение значительно сужает и обедняет тактические н технические действия волейболиста, так как он, выполняя приемы, ориентируется только на находящиеся перед ним игроков.

Правильное и своевременное выполнение технического приема тесно связано с высокоразвитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу, точность направления и траектория передачи. У волейболистов точность глубинного зрения в 2 - 2,5 раза лучше, чем у гимнастов, пловцов, борцов и т.д. [7, 8] Для развития точности глазомера и периферического зрения в тренировках необходимо как можно больше варьировать дистанции при передачах, подачах, различных бросках, нападающих ударах и т.д., использовать различные передачи на различные расстояния, нападающие удары по сигналу тренера в определенную зону, броски теннисного мяча с различной силой и расстояния в цель. В восприятии движенийотражаются их свойства форма, амплитуда, направление, продолжительность и ускорение.

При выполнении технических приемов нужна точная дифференцировка мышечных ощущений. Точность и правильность выполнения верхних передач на первых этапах обучения требует большого терпения и тренированности. Рекомендуется выполнять различные передачи в тройках, четверках, в движении, передавая мяч над собой, использовать два мяча, выполнять передачи левыми правым боком. Необходимо включать в специальную физическую подготовку сложные по координации виды упражнений, различные акробатические и гимнастические упражнения, прыжки на батуте, "в глубину", различные вращательные движения, всевозможные ускорения с мгновенной остановкой, упражнения на равновесие. Специфическое восприятиеспособствует развитию внимания и ощущений, в результате чего у волейболистов появляется высокоразвитое, специализированное комплексное качество. К ним можно отнести "чувство мяча", "чувство площадки", "чувство сетки", "чувство вpeмeни". В основе этого качества лежит точная дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения [2]. Именно они являются показателем технического мастерства и состоянием спортивной формы игрока.

Успешность технических и тактических действий волейболистов в значительной степени определяется высоким развитием у них таких свойств внимания как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение. Он должен определять в объектах малейшие детали: отдельные элементы движения своих игроков и игроков противника, даже взгляд, жест и т. д., что позволяет правильно организовать и выполнить свои действия. В зависимости от функций игрока на площадке, от его тренированности это качество значительно меняются. У нападающего игрока объем внимания меньше на 15% чем у связующего, месячный перерыв в тренировках снижает объем внимания на 25% [1]. Для развития внимания необходимо приучать себя быть внимательным при любой деятельности в различных условиях. Большое значение имеет общая физическая подготовка - при утомлении резко снижается внимание. На тренировках ставить задачи, при которых необходимо воспринимать несколько динамических объектов, включать упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, упражнения, которые требуют быстрого переключения внимания с одного объекта на другой [3].

В тактических действиях волейболистов реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, обладает умением творчески осуществлять тактические замыслы с учетом действий противника. Для достижения победы необходимо применять наиболее целесообразные методы борьбы, находить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперника комбинации, создавать ситуации, наиболее благоприятные для своей команды и наименее для соперника. Повысить тактическое мастерство можно благодаря развитию:

наблюдательности: умению быстро и правильно подмечать важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке;

сообразительности: умению быстро и правильно оценивать сложные ситуации, учитывать их последствия;

инициативности: умению эффективно и самостоятельно применять тактические замыслы противника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий.

Волейбол - один из самых эмоциональных видов спорта. Быстрая смена игровых ситуаций, чередование удач и неудач, физическое напряжение, влияние зрителей требует большого всплеска эмоций, радости и переживаний. У спортсменов сила раздражителей, действующих на ЦНС в соревновательных условиях, очень велика. Это приводит к резкому повышению возбудимости коры головного мозга и изменению условно-рефлекторной деятельности, что является физиологической основой появления сомнений, неуверенности в своих силах, скованности и лишней напряженности в движениях. Поэтому игроки могут допускать двигательные ошибки. Можно предложить эффективные средства для снижения эмоционального возбуждения:

Упражнения с легкими статическими усилиями. Удержание на весу (2 - 3 мин) слегка приподнятые руки в положении лежа. Если мысли возвращаются к соревнованиям, то упражнение повторяют.

. Прерывистое дыхание. Внимание сосредотачивают на расстановке пауз во время дыхания по следующей схеме: вдох, задержка, выдох, или вдох, пауза, выдох, пауза. Пауза 1 - 5 сек.

. Звуковое восприятие пульса. Нащупать пульс возле уха двумя пальцами и немного придавить, затем этими же пальцами перекрыть ухо.

. Самонастройка на предстоящую игру. Создание уверенности в своих силах.

. Самовнушение. Его суть - в сознательном побуждении себя к выполнению трудных действий в сложной обстановке.

. Тренировка с применением технических средств: шумовые и световые эффекты и т. д.

Умение вести игру до финального свистка судьи с предельным волевым напряжением без снижения эмоционального тонуса - важное качество волейболистов. В связи с этим возникает необходимость в учебно-тренировочной работе, наряду с технической и тактической подготовкой команды, уделять достаточное внимание волевой подготовке игроков и всей команды в целом. Для правильной постановки этой работы тренер должен очень внимательно познакомиться с теоретическими положениями из психологии и педагогики о сущности воли и путях ее развития.

Формирование настойчивости волейболиста проходит не только в процессе учебно-тренировочных занятий или выступлений на соревнованиях, но и в процессе всей жизни спортсмена. Поэтому тренеру надо очень хорошо познакомиться с трудовой деятельностью спортсмена, его образом жизни, помимо занятий волейболом. Тренер должен помнить, что занятия волейболом лишь одно из средств развития личности и что развитие определенных волевых качеств тесным образом связано с результативностью волейболиста.

Большое значение имеет личный пример тренера, его отношение к работе с командой, насколько он умеет организовать занятия, а главное, добиться непременного выполнения поставленных задач. Игроков необходимо приучать к самостоятельному решению игровых заданий, умению проявлять инициативу во время игры.

Волейболист только тогда научится преодолевать трудности, с которыми ему придется встретиться на ответственных соревнованиях, когда в сочетании с физической, технической и тактической подготовкой на учебно-тренировочных занятиях будет чаще проявлять такие волевые качества, как решительность, выдержку, целеустремленность и волю к победе.

В практической работе тренеры часто пользуются целым рядом приемов по формированию настойчивости; их нельзя назвать совершенными, но при умелом применении они помогают создать необходимую эмоциональность в занятии, способствуют выявлению и развитию волевых качеств игроков. Наиболее широко используются следующие приемы.

ü Если на занятии присутствует свыше 12 игроков, для определения первоначального состава играющих проводится выполнение конкретного упражнения по технике игры. Например, каждый игрок верхней передачей мяча с линии штрафного броска попадает в баскетбольное кольцо из пяти попыток. Игроки с меньшим количеством попаданий первую партию не играют.

ü Если на занятии присутствует 12-15 человек, составить три примерно равные по силам команды по 4-5 человек. Игра проводится с таким условием: команда, проигравшая одну или две партии, выбывает из игры.

ü Учебные игры проводятся с «наказанием». Например, игрок, потерявший подачу, заменяется запасным игроком, но все игроки обязаны подавать сильную боковую верхнюю подачу. Или игрок выбывает из игры, если он допустил ошибку на приеме подачи. Используя такой метод, тренер повышает ответственность игроков за выполнение того или иного приема.

ü Учебная игра проводится с таким условием: проигравшая команда снимает после занятия сетку и обязана явиться на следующую тренировку за 20 мин. до построения и приготовить площадку к занятию (надуть мячи, натянуть сетку и т. д.).

ü В товарищеских встречах, в зависимости от подготовленности команды противника, своей команде давать задание - победу одержать, проиграв противнику, например, не более 25 очков за всю встречу или в каждой партии проигрывать не более 10-12 очков.

ü Проводить игры с гандикапом. Основной состав начинает партию со счетом, например, 0:5. Выиграв первую партию, основной состав увеличивает фору до 0:7. Если партия проигрывается, фора уменьшается. Если две команды примерно равной силы, то первая партия начинается со счета 0:0, во второй партии выигравшая команда дает фору 3 очка и т. д.

ü Для женских команд целесообразно проводить игровые тренировки с юношескими и мужскими командами. Это приучает женщин играть против более сильного противника, вырабатывает навык приема сильных нападающих ударов, повышает эмоциональность игры.

ü Проводить контрольные игры; на игру для просмотра и обсуждения пригласить общественный актив коллектива, города.

Рекомендуется давать задание на игру. Например, после того как противник набрал 10 очков, все нападающие удары проводятся только с первой передачи или же после этого счета все игроки обязаны подавать только сильные подачи. Это приучает игроков действовать смело и решительно в конце партий.

Эти примеры далеко не исчерпывают все существующие в практике приемы, а лишь указывают пути, по которым может проводиться волевая подготовка в процессе учебно-тренировочной работы, направленная на формирование настойчивости у волейболистов.

Среди прочего по-прежнему главным, что развивает и способствует закреплению волевых качеств, является участие игроков в ответственных соревнованиях. Ведь в учебных играх трудно и порой даже невозможно создать обстановку, в которой игроки действовали бы так же, как и в предстоящих соревнованиях. Поэтому очень важно, чтобы игроки чаще выступали в соревнованиях и желательно в присутствии зрителей. А тренер должен стараться организовать учебно-тренировочное занятие так, чтобы максимально приблизить его к условиям официальных игр.

Кроме того, тренеру надо учесть, что скучное занятие или малоинтересная товарищеская встреча не способствуют формированию настойчивости. Учебное занятие надо проводить увлекательно, заинтересовывать игроков посильными трудностями и все усложняющимися заданиями; высокое эмоциональное состояние игроков является именно той почвой, на которой могут более ярко проявиться волевые качества личности игроков.

Важно помнить, что проявление воли должно быть разумным, то есть подчиняться интересам команды. Личные привязанности не должны вступать в противоречие с интересами и задачами коллектива. В.А.Платонов советует: "…не опускайте рук, если у вас не получается какой-либо из игровых приемов. Постарайтесь, чтобы у вас лучше шли другие приемы. Когда пойдет игра, то и самый трудный прием у вас будет получаться. Надо учить себя преодолевать боязнь, а при неудачах инерцию пассивной игры... Если у вас есть любимый и отлично разученный прием, он поможет вам обрести уверенность. Я глубоко уверен, что воля начинается с самодисциплины, соблюдения режима и преодоления нежелания выполнять скучную работу" [5].

В связи с этим необходимо знать основные пути формирования настойчивости:

. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению работоспособности.

. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности. Через удовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируется удовлетворенность всем трудовым процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование настойчивости.

. Соблюдение принципа доступности. Настойчивость поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Б. Ф. Скиннер считал, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудности.

. Использование эффекта соперничества. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд.

. Осознание человеком своей ответственности. При недостаточном развитии чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такое проявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно. Осознание человеком своей меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Вопросам воспитания волевых качеств посвящено большое количество работ и исследований. Волевая подготовка - сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств является систематическое выполнение в процессе тренировок упражнений требующих волевых усилий. Волейболист должен обладать целеустремленностью, настойчивостью, смелостью, решительностью, дисциплинированностью и инициативностью. Все эти качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены [6].

Выявленная особенность психологических действий волейболистов является важным методическим подспорьем в процессе проведения учебно-тренировочных занятий. А она определяется правилами игры, характером игровых действий и соревновательной борьбы.


Заключение

 

Воля - это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества).

Поэтому развивать надо не абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами.

Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)».


Список использованной литературы

1. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры: [учеб.-метод. пособие] / А.В. Беляев. - 2-е изд. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.

.   Волейбол: [учеб. для студентов вузов физ. культуры] / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 359 с.

.   Волейбол: этапы спорт. совершенствования и высш. спорт. мастерства: пример. прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. спортив. школ., специализир. дет.-юнош. шк. олимп. резерва: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин]; Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2004. - 92 с.

.   Железняк Ю.Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М.: Терра-спорт: Олимпия Press, 2005. - 112 с.

5. Иванников <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2628674/> В. А.. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2628674/>.- Изд-во: Питер <http://www.ozon.ru/context/detail/id/856134/>, 2006. - 208 с.

.   Ильин Е.П. Психология воли / Е.П.Ильин.- Изд-во: Питер <http://www.ozon.ru/context/detail/id/856134/>, 2009.- 368 с.

.   Клещев Ю. Волейбол / Ю. Клещев. - М.: ФиС, 2005. - 399 с.

.   Мартышевский К.К. Волейбол: возникновение и становление игры (1895-1920) / Мартышевский К.К. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / под ред. Ермакова С.С.; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). - Харьков, 2005. - N 7. - С. 38-47.

.   Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта: утв. М-вом образования и науки Украины / В.Н. Платонов. - Киев: Олимп. лит., 2004. - 807 с.

.   Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев. - М.: б. и., 2005. -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...