Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок учета вложений во внеоборотные активы

 

Рассмотрим порядок учета вложений во внеоборотные активы раздельно по направлениям.

Капитальное строительство осуществляется в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы.

Порядок учета затрат по капитальному строительству зависит от способа их производства — подрядного или хозяйственного. Произведенные организацией затраты должны быть подтверждены наличием договоров, проектно-сметной документации и других надлежаще оформленных документов.

При подрядном способе выполненные и оформленные в установленном порядке строительно-монтажные работы отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости (без НДС):[12]

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 Строительство объектов основных средств»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму принятых к оплате счетов подрядных организаций (без НДС)

Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах подрядчиков, учитываются на счете 19-1 «НДС при приобретении основных средств»:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму НДС, относящегося к строительно-монтажным работам

Суммы НДС подлежат налоговому вычету после принятия объекта, завершенного строительством, к бухгалтерскому учету.[13]

При хозяйственном способе новое строительство или реконструкция действующих предприятий осуществляется собственными силами застройщика или инвестора без привлечения подрядных строительно-монтажных организаций. Для строительства хозяйственным способом в организационной структуре застройщика создается строительно-монтажное подразделение, которое должно иметь лицензию на право производства строительных работ. Учет затрат на строительство монтажные работы в этом случае также осуществляется на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств». В целях бухгалтерского учета все затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией, с выделением затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования.

Фактически произведенные застройщиком затраты отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:[14]

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— приняты к учету поступившие от поставщика материалы, предназначенные на строительство объектов основных средств

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражена сумма НДС по поступившим от поставщика материала

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

Кредит 10 «Материалы»

— списана стоимость материалов, использованных на строительство объектов основных средств

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»

— отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости материалов, использованных на строительство объектов основных средств

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— начислено сторонней организации за оказанные услуги по строительству объекта (без НДС)

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости услуг

 Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

— погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

— произведено начисление оплаты труда работникам, непосредственно связанным со строительством объектов основных средств

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

— произведено начисление единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд от сумм оплаты труда работников, непосредственно связанных со строительством объектов основных средств

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

Кредит 02 «Амортизация основных средств»

— начислены амортизационные отчисления по основным средствам, использованным при строительстве

При выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом на счете 08 отражается также сумма начисленного у заказчика НДС:[15]

Дебет 08 «Вложения вовнеоборотные активы», субсчет 3 Строительство объектов основных средств» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

— отражена задолженность организации по НДС, связанному с осуществлением капитальных вложений

На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется также учет прочих капитальных затрат по их видам, которые отражаются по мере производства расходов или принятия к оплате счетов поставщиков и подрядчиков. Учет отдельных видов прочих капитальных затрат ведется в следующем порядке:[16]

Дебет 08 «Вложения вовнеоборотные активы», субсчет 3 Строительство объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— приняты к оплате счета поставщиков за выполненные ими проектно-изыскательские работы, оказанные услуги по авторскому надзору за строительством, а также по экспертизе проектов

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости вышеперечисленных работ и услуг

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

— отражены расходы по содержанию аппарата застройщика (в том числе стоимость использованных материалов, затраты на оплату труда, задолженность по единому социальному налогу)

В конце месяца делается запись:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»

— общехозяйственные расходы включены в затраты по строительству объекта хозяйственным способом

Объекты, законченные капитальным строительством, принимаются в состав основных средств по инвентарной стоимости, которая определяется отдельно по каждому вводимому в эксплуатацию объекту — зданию, сооружению и оборудованию, а также предметам, если их приобретение предусмотрено сметой.

Объекты недвижимости включаются в состав основных средств после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Порядок регистрации и передачи законченного строительством объекта определяется договором.[17]

По объектам недвижимости, принятым в фактическую эксплуатацию, застройщик начисляет амортизацию в установленном порядке до их государственной регистрации. При этом объект либо продолжает учитываться в составе незавершенного строительства, либо принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете счета 01 «Основные средства». Условиями подобного учета являются законченность капитальных вложений, оформление соответствующих первичных учетных документов по приемке-передаче, передача документов на государственную регистрацию и фактическая эксплуатация. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости указанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений.

Оборудование, требующее монтажа, приобретается, как пришло, застройщиком. Однако, если это предусмотрено договором, оно может приобретаться и подрядчиком.

Оборудование, требующее монтажа, у застройщика принимается на учет по стоимости приобретения, которая складывается из стоимости оборудования (без НДС), транспортных расходов по его доставке и заготовительно-складских расходов, включая комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим и внешнеторговым организациям, таможенные пошлины и др.

Для обобщения информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, предназначен счет 07 «Оборудование к установке». Оборудование, не требующее монтажа, на счете 07 не учитывается. Все затраты по приобретению оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».

Счет 07 — активный, инвентарный: по дебету счета 07 отражается поступление оборудования по фактическим затратам на приобретение. При этом делаются записи:[18]

Дебет 07 «Оборудование к установке» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— приняты к оплате счета поставщиков за оборудование, требующее монтажа, в том числе транспортные и тому подобные услуги

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражен НДС с суммы затрат по приобретению оборудования, требующего монтажа

По кредиту счета отражается стоимость оборудования, сданного в монтаж:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 07 «Оборудование к установке»

— включена в затраты на капитальное строительство фактическая себестоимость оборудования к установке, сданного в монтаж

Сальдо по счету 07 всегда дебетовое, показывает фактическую себестоимость оборудования, предназначенного для установки.

Бухгалтерские записи по учету затрат на монтаж оборудования выполняются следующим образом:[19]

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 23 «Вспомогательные производства»

— отражена сумма затрат по монтажу оборудования, выполненному вспомогательными производствами

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и услуги по монтажу оборудования (без НДС)

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражена сумма НДС, относящаяся к выполненным работам и услугам по монтажу оборудования

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 10 «Материалы»

— списаны материалы, израсходованные на работы по монтажу оборудования

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 Строительство объектов основных средств» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

— отражена задолженность по оплате труда работников, непосредственно связанных с монтажом оборудования, и т.д.

Аналитический учет по счету 07 ведется по местам храпения оборудования и отдельным его наименованиям.

Оборудование, не требующее монтажа, а также инструмент и инвентарь в случае, если приобретение данного имущества предусмотрено проектно-сметной документацией на строительство объекта, отражаются застройщиком на счете 08 в составе затрат по капитальному строительству (субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»). В бухгалтерском учете в этом случае делаются записи:[20]

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражены затраты на оборудование, не требующее монтажа, инструмент и инвентарь при включении их в состав затрат по строительству объектов (без НДС)

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— отражена сумма НДС, относящаяся к указанным выше затратам

Оборудование, не требующее монтажа, инструмент, инвентарь, приобретаемые для строящихся объектов основных средств, отражаются в учете как введенные в эксплуатацию одновременно с основными объектами. С вводом зданий, сооружений и оборудования в эксплуатацию затраты по ним в размере инвентарной стоимости списываются застройщиком в дебет счета 01 «Основные средства»:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

— приняты к учету законченные строительством объекты основных средств по инвентарной (первоначальной) стоимости

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»

— учтена сумма НДС, подлежащая налоговому вычету

По мере постановки на учет соответствующего объекта основных средств налоговым вычетам подлежат:

♦ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

♦ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ;

♦ суммы НДС при приобретении незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленного налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.[21]

При продаже объекта, не завершенного строительством, бухгалтерский учет осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту счета 91, субсчета 1 «Прочие доходы» отражается выручка от продажи, по дебету счета 91, субсчета 2 «Прочие расходы» осуществляется списание учетной стоимости объекта и начисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Результат от продажи выявляется путем сопоставления оборотов по указанным субсчетам.

В учете операция по продаже незавершенного строительством объекта отражается записями:[22]

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»

— отражена стоимость объекта по договору купли-продажи (включая НДС)

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

— списана учетная стоимость выбывающего объекта

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

— начислена сумма НДС от суммы выручки от продажи объекта

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки»

— отражен финансовый результат (прибыль) от продажи незавершенного строительством объекта

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

— произведена оплата объекта покупателем

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»

— предъявлена к налоговому вычету сумма НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам), использованным при строительстве объекта

Учет вложений в отдельные объекты внеоборотных активов.

Отдельные объекты основных средств (здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, объекты природопользования и др.) приобретаются организациями отдельно от капитального строительства.

Стоимость покупаемых земельных участков, объектов природопользования, зданий и сооружений, оборудования, не требующего монтажа (а также оборудования, требующего монтажа, предназначенного в запас), отражается в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» соответственно на субсчетах «Приобретение земельных участков», 2 «Приобретение объектов природопользования», 4 «Приобретение объектов основных средств». Вложения в нематериальные активы учитываются на субсчете 5 «Приобретение нематериальных активов». В настоящее время все затраты, связанные с приобретением указанных объектов, учитываемые на счете учета вложений во внеоборотные активы, включаются в первоначальную стоимость объектов. На счете 08 учитываются также затраты по дооборудованию объекта, выполнению комплекса внутренних отделочных и специальных строительно-монтажных работ и др., т. е. затраты по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию. По окончании вышеперечисленных работ формируется первоначальная стоимость объекта основных средств, принимаемого к бухгалтерскому учету.

Объекты недвижимости (сооружения, здания и проч.), а также объекты, права собственности, на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. До момента регистрации права собственности указанные объекты отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Такой же порядок распространяется на объекты транспортных средств (автомобили, прицепы, мотоциклы, тракторы и проч.) до их регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).[23]

Приобретение отдельных объектов основных средств отражается в учете записями:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 1 «Приобретение земельных участков», субсчет 2 «Приобретение объектов природопользования», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму затрат по приобретению отдельных объектов основных средств

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму НДС, отраженную в счетах поставщиков

Нематериальные активы при их приобретении отражаются записями:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму затрат при покупке нематериальных активов (без НДС)

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— на сумму НДС, отраженную в счетах поставщиков

По мере доведения объектов основных средств и нематериальных активов до состояния, пригодного для использования и получения доходов, они списываются в дебет соответствующих счетов:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 1 «Приобретение земельных участков», субсчет 2 «Приобретение объектов природопользования», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»

— приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств по первоначальной стоимости

Дебет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 1 «Приобретение земельных участков», субсчет 2 «Приобретение объектов природопользования», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»

— приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств по первоначальной стоимости, предназначенные для сдачи в аренду (или прокат)

Дебет 04 «Нематериальные активы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 11 «Приобретение нематериальных активов»

— приняты к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости нематериальные активы.

Особенности учета НИОКР.

Бухгалтерский учет НИОКР проводится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02). Оно применяется в отношении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по которым:[24]

— получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;

— получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.[25]

ПБУ 17/02 не применяется организациями, выполняющими НИОКР по договорам в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Такие расходы рассматриваются как Расходы на осуществление этими организациями деятельности, направленной на получение доходов.[26] По научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов, необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).[27]

Все расходы, относимые к расходам на НИОКР, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

Расходы на НИОКР отражаются в учетезаписями:[28]

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Кредит 02 «Амортизация основных средств»

– отражены суммы начисленных амортизационных отчислений при использовании основных средств для выполнения НИОКР

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Кредит 10 «Материалы»

– отражена стоимость материалов, использованных при выполнении НИОКР

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

– начислена заработная плата работникам, занятым выполнением НИОКР

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

– начислены единый социальный налог и взносы на социальные нужды от суммы заработной платы работников, занятых выполнением НИОКР

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– отражены услуги (работы) и прочие поступления, приобретенные для выполнения НИОКР

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– отражена сумма НДС, относящегося к услугам (работам) и прочим поступлениям для НИОКР

После окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совокупная стоимость расходов, учтенная на счете 08, субсчете 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»:

♦ либо переносится на счет 04, если результатом разработки является нематериальный актив (только те разработки, по которым получены патент или свидетельство), следующей записью:

Дебет 04 «Нематериальные активы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– поставлены на учет нематериальные активы

♦ либо списывается как НИОКР на расходы по обычным видам деятельности (при выполнении всех условий для признания НИОКР). При списании затрат по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в учете делаются записи:[29]

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– на сумму расходов на НИОКР, включаемую в себестоимость работ основного производства в отчетном периоде (если результаты НИОКР используются непосредственно в основном производственном процессе)

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– на сумму расходов на НИОКР, включаемую в себестоимость работ вспомогательного производства в отчетном периоде (если результаты работ используются во вспомогательных производствах)

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– на сумму расходов на НИОКР, включаемую в себестоимость работ общепроизводственного характера в отчетном периоде (если результаты работ используются для общепроизводственных целей)

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– на сумму расходов на НИОКР, используемых в управленческой деятельности

♦ либо списывается как внереализационные расходы (в случае невыполнения хотя бы одного из условий, в частности невозможности демонстрации использования результатов научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). При этом выполняется следующая учетная запись:[30]

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– списаны расходы по НИОКР, по которым получен отрицательный результат

Списание расходов по научно-исследовательским, опытно конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности производят с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов от выполнения указанных работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации.[31] Причем списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работе производится линейным способом или способом списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг). При этом срок списания расходов по таким работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. Срок полезного использования не может превышать срока деятельности организации и закрепляется в ее учетной политике.

Если организация прекращает использование своей разработки, остаток неописанных затрат относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При этом делается запись: [32]

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

– списаны расходы по НИОКР, применение результатов которых завершено

Аналитический учет расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам ведется обособленно по видам работ и договорам (заказам).[33]

Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота.

Основное стадо продуктивного и рабочего скота формируется за счет перевода молодняка в основное стадо, приобретения взрослых животных и безвозмездного их получения. Затраты по формированию основного стада учитывают на счете «Вложения во внеоборотные активы».

Перевод молодняка продуктивного и рабочего скота в основное стадо оформляется бухгалтерской записью по дебет счета 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме». Переведенный молодняк одновременно списывается в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08-6. Списание со счета осуществляется по стоимости, числящейся на начало года, с присоединением плановой себестоимости привеса или прироста за период с начала года до момента перевода. В конце года после составления отчетной калькуляции разница между указанной стоимостью переведенного молодняка и его фактической себестоимостью списывается дополнительной проводкой или способом «красное сторно» со счета 11 на счет 08 и со счета 08 на счет 01.

Стоимость взрослых животных, приобретенных со стороны, приходуется по дебету субсчета 7 «Приобретение взрослых животных» счета 08 по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке.

Расходы по доставке в организацию взрослого рабочего и продуктивного скота, полученного безвозмездно от других организаций, отражаются по дебету субсчета 7 счета 08.

Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой прибавляются фактические расходы по доставке животных в организацию. Рыночная стоимость животных, полученных безвозмездно, записывается в дебет счета 08 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов».

Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».[34]

 Учет источников финансирования вложений во внеоборотные активы.

Источниками финансирования вложений во внеоборотные активы являются:

♦ собственные средства организации (амортизационные отчисления от стоимости действующих объектов основных средств и нематериальных активов; нераспределенная прибыль, накопленная организацией в процессе ее предпринимательской деятельности; накопленные средства добавочного капитала; бюджетные средства, предоставленные федеральными и региональными органами власти, а также муниципальными органами на безвозвратной основе, и др.);

♦ заемные финансовые средства (кредиты банков, займы других организаций, предоставленные на возвратной основе, и др.);

♦ прочие привлеченные источники (ассигнования из бюджетов и внебюджетных фондов, предоставленные на возвратной основе; иностранные инвестиции; средства дольщиков для участия в строительстве; средства, полученные в порядке осуществления совместной деятельности (по договору простого товарищества) и другие).

Амортизационные отчисления призваны компенсировать затраты, произведенные организацией при приобретении внеоборотных активов, и обеспечить формирование источника финансирования будущих приобретений соответствующих объектов внеоборотных активов.

Часть нераспределенной прибыли организации, направленной на финансирование капитальных вложений, исчисляется как разница между фактически произведенными организацией в отчетном году затратами капитального характера, учтенными на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», и суммой амортизационных отчислений, начисленных за этот год.

В целях осуществления действенного контроля за состоянием и использованием средств на финансирование капитальных вложений для аналитического учета на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» рекомендуется открывать два субсчета:

«Нераспределенная прибыль в обращении»;

«Нераспределенная прибыль использованная».

На субсчете «Нераспределенная прибыль в обращении» отражается сумма нераспределенной прибыли, предназначенной для финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества:[35]

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

– отражена сумма чистой прибыли за отчетный год

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль в обращении»

– обособлены средства нераспределенной прибыли, находящейся в обращении, еще не использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации

По мере использования средств на приобретение внеоборотных активов и осуществления других капитальных вложений одновременно с записью:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»

– принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств выполняется внутренняя запись по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль в обращении»

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль использованная»

– отражена сумма нераспределенной прибыли, использованной на развитие организации

К собственным средствам организации относятся также бюджетные средства, которые предоставляются организациям на безвозвратной основе бюджетами разных уровней.

Существует два способа принятия к учету бюджетных средств. Первый способ заключается в следующем: в бухгалтерском учете организации одновременно отражаются дебиторская задолженность по бюджетным средствам и возникновение целевого финансирования:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

– отражена задолженность по целевому бюджетному финансированию

По мере фактического поступления средств организации делают следующие проводки:[36]

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

– поступили денежные средства, предоставленные бюджетами различных уровней

Дебет 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

– поступили объекты имущества, предоставленные бюджетами различных уровней.

Такой способ учета бюджетных средств можно применять только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

— организация уверена, что сможет выполнить условия предоставления бюджетных средств (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация);

— организация уверена, что получит бюджетные средства (подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств и т. д.).

Только при обязательном соблюдении этих условий возникает необходимость отражения в учете бюджетных средств.

Ресурсы (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество) принимаются к учету по стоимости, определяемой организацией исходя из цены, которая в сравнимых обстоятельствах обычно используется для определения стоимости таких же или аналогичных активов.

При втором способе бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического поступления ресурсов. В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:[37]

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

– поступили денежные средства, предоставленные бюджетом на финансирование капитального строительства

Дебет 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 86 «Целевое финансирование»

– поступили объекты имущества (оборудование, требующее монтажа, незавершенные капитальные вложения), предоставленные бюджетом на целевое финансирование

Расходование средств целевого назначения учитывается по на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...