Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личные неимущественные права

Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 5351-I к личным неимущественным правам автора относятся:

право авторства;

право на имя;

право на обнародование;

право на защиту репутации автора.

Право авторства обозначает возможность лица считаться автором произведения и требовать признания этого факта от других лиц. Опираясь на него, автор может требовать, например, защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиата). Это право является неотделимым от личности автора: оно может принадлежать и осуществляться только создателем произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по наследству. Таким образом, после смерти автора оно прекращается.

От права авторства нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания, используется кем-либо или не используется.

С правом авторства тесно связано право на имя. Содержание этого права раскрывается в п. 1 ст. 15 Закона № 5351-I. Согласно данному пункту автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) либо без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Одновременно он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения.

Так же как и право авторства, право на имя возникает из самого факта создания произведения. Но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Ведь пока произведение не обнародовано, оно не доступно третьим лицам, и они не могут узнать имя его создателя. Право на имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса. Распространенным нарушением этого права является неуказание имени автора или его искажение.

Право обнародовать заключается в возможности автора обнародовать произведение самому или разрешить сделать это другим лицам. Выбор способа обнародования (опубликование, публичный показ, публичное исполнение и т.д.) зависит как от вида созданного произведения, так и от усмотрения автора. Причем, по его желанию может быть обнародовано и еще незаконченное произведение. Так, художники довольно часто выставляют для публичного обозрения живописные полотна, которые, с точки зрения авторского права, являются охраняемыми произведениями.

Реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. Например, срок действия авторского права на произведения, обнародованные анонимно или под псевдонимом, исчисляется с даты их правомерного обнародования.

Право обнародовать включает в себя право на отзыв. Сразу отметим, что автор не обязан как-либо обосновывать свое решение об отзыве произведения, в частности, доказывать уважительность причин отзыва. Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 5351-I автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если же произведение уже было обнародовано, автор, реализуя свое право на отзыв, должен публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Из этого правила есть исключение: не имеет права на отзыв автор служебного произведения.

Право на защиту репутации автора — это право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это означает, что при издании, публичном исполнении, ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Также воспрещается без согласия автора сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими-то ни было пояснениями.

Рассматриваемое право имеет свои пределы. Например, согласно ст. 19 Закона № 5351-I допускается без согласия автора, но с обязательным указанием его имени и источника заимствования:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, и т.д.

Имущественные права

Имущественными именуются принадлежащие автору исключительные права на осуществление или разрешение действий по использованию произведения в любой форме и любым способом.

Перечень исключительных авторских прав на использование произведения дан в п. 2 ст. 16 Закона № 5351-I и включает:

право на воспроизведение произведения;

право на распространение;

право на импорт экземпляров произведения;

право на публичный показ и публичное исполнение произведения;

право на перевод;

право на переработку;

право на передачу в эфир (теле- и радиовещание).

Кроме перечисленных прав авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Например, исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Рассмотрим более подробно содержание некоторых имущественных авторских прав.

Право на воспроизведение — право на повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Законодательство не перечисляет конкретные способы воспроизведения, им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст. 4 Закона № 5351-I специально подчеркивается, что воспроизведением является изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двумерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения. Также указывается, что запись произведения в память ЭВМ тоже является воспроизведением.

Воспроизведением будет являться не только придание произведению объективной формы, в которой оно было выражено первоначально (что имеет место, например, при переиздании литературного произведения), но и воплощение произведения в иную объективную форму. Так если музыкальное произведение первоначально было обнародовано в виде нотного издания, то его запись на аудиокассету, СD-диск должна рассматриваться как воспроизведение.

Особым видом воспроизведения признается репродуцирование (репрографическое воспроизведение), то есть факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования, а также с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.

Право на распространение означает возможность распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат. Согласно п. 3 ст. 16 Закона № 5351-I право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Отметим, что Закон № 5351-I связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе и имеют копии, изготовленные также в материальной форме.

О произведениях, зафиксированных в материальной форме и воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях, речь идет применительно к праву на импорт. Это имущественное авторское право заключается в возможности автора осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров произведения, изготовленных за границей. Право на импорт тесно связано с правом на распространение. Собственно, оно и предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять право на распространение. Более того, если ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт. Такое возможно, например, в ситуации, когда целью ввоза является участие в выставке, удовлетворение личных потребностей.

В целом, исключительные права на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самому решать все вопросы, связанные с использованием своего произведения и с предоставлением третьим лицам доступа к нему. То есть имущественные права могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, но с разрешения автора и за авторское вознаграждение. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается:

воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях (п. 1 ст. 18 Закона № 5351-I);

распространение экземпляров правомерно опубликованного произведения, если они уже введены в гражданский оборот посредством их продажи (п. 3 ст. 16 Закона № 5351-I).

Как уже отмечалось, имущественные права в отличие от личных неимущественных находят свою реализацию в имущественных отношениях и могут быть переданы по авторскому договору.

Соавторство

Соавторство в отношении произведения возникает в ситуации, когда несколько лиц совместным творческим трудом создают так называемое коллективное произведение.

Результат совместного творческого труда соавторов может вылиться в создание неделимого коллективного произведения либо коллективного произведения, части которого имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы по отдельности (например, музыкальное произведение с текстом, созданное композитором и поэтом).

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 5351-I авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно.

Соавторы могут определить взаимоотношения в соглашении между собой. Соглашение о соавторстве может быть достигнуто в любой стадии создания коллективного произведения или после его завершения. Обращаем внимание, что в силу закона соавторство возникает и при отсутствии такого соглашения.

Договоры на использование коллективных произведений должны четко регулировать отношения с каждым из соавторов. Заключая такие авторские договоры, необходимо помнить, что право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. При этом каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В случае если коллективное произведение образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование этого произведения.

При опубликовании коллективного произведения имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной ими. Право на указание своего имени, являющееся личным неимущественным правом автора, имеют все соавторы независимо от размера внесенного в произведение творческого клада.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...