Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список используемых источников




 

1.  Аверинцев, С. С. Проблемы изучения культурного наследия./ С.С. Аверинцев. - М.: Наука, 1988. - 162 с.

.    Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) / А. Н. Быстрова. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.- 712 с.

.    Вальская Т. А. Петровская Ассамблея. / Читаем, учимся, играем.- 2001. - № 7.

4. Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России/ В. М. Григорьев. - М.: Всерос.Центр художественного творчества проф.образования, 1994. - 243 с.

.   Долгов, В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI - XIII веков / В. В. Долгов. Учебное пособие. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. - 250 с.

.   Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 248с.

.   Жарков, А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.

.   Жуков, В. И. История России / В. И. Жуков. - М.: Союз, 1998. - 382 с.

.   Зозулина, Н. Время Петербургской танцемании / Н. Зозулина // Петербургский театральный журнал. - 2003. -.№ 32.

.   Каменец, А. В. Культурно-досуговая деятельность и народное творчество / А. В. Каменец. - М.: Главный информационный центр Министерства культуры РФ, 1996. - 63 с.

.   Кириллов, В.В. На переломе от Средневековья к Новому времени (русская модель европеизации архитектуры) / В. В. Кириллов. Электронная публикация. Режим доступа: [ http://www.archi.ru/publications/articles/kiril_archi.htm].

.   Ключевский, В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах: Кн. 3 / В. О. Ключевский. - Москва: Мысль, 1993. - 572 с.

13. Комисаренко, С. С. Культурные традиции русского общества / С. С. Комисаренко. - СПб.:СПбГУП, 2003. - 304 с.

.    Левит, С.Я. Культурология XX век энциклопедия / С. Я. Левит. II том М-Я. - М.: ФАИР-Пресс, 1998. - 446 с.

15. Личман, Б. В. История России / Б. В. Личман. - Ростов/ Д.: Феникс, 2002. - 576 с.

.   Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.

17. Никитина, Е. М. История социально-культурной деятельности / Е. М. Никитина. Электронный учебник. Режим доступа: [<http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22>].

.   Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - 1456 с.

.   Попов, В.В. Теория социально-культурной деятельности / В. В. Попов. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19].

.   Розин, В.М. Культурология: Учебник / В. М. Розин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 462 с.

.   Фролов, С.С. Социология / С. С. Фролов. - М.: Наука, 1994. - 256 с.

 


Приложение

 

Сценарий проведения праздника

 

Петровская Ассамблея

ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром I в 1718 г. В своем указе он пояснял, что ассамблея - это"вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается..."

Давайте познакомимся с участниками нашего "вольного собрания".

(Представление команд и жюри.)

Сам Петр I составил правила организации и поведения на ассамблеях. Попросим капитанов вспомнить эти правила.

Конкурс капитанов

Капитаны получают карточку с вопросом и сразу отвечают.

) Где проводились ассамблеи и что должны были делать хозяева предоставленного дома? (Собирались ассамблеи у вельмож, имевших просторные дома. Хозяева должны были отвести для ассамблеи 3 зала: для танцев, Аля игр в шахматы и шашки,- для застолий. Хозяин не обязан был ни встречать гостей, ни развлекать их.)

) В какое время проводились ассамблеи и чем занимались гости? (Начинались ассамблеи в 4-5 часов аня и продолжались до 10 часов вечера. Каждый из гостей распоряжался своей особой и временем по своему вкусу: танцевали, играли в шахматы, шашки, беседовали или просто наблюдали за происходящим.) 3) Что такое церемониальные танцы? (Этими танцами открывали ассамблеи во времена Петра I. Они продолжались около получаса. Дамы и кавалеры стояли в 2 ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы приседали.)

(Входит Петр I.)

ПЕТР I:

Мы открыли ассамблею,

Менуэт продолжит бал.

Приглашайте, кавалеры,

Своих милых, нежных дам.

ВЕДУЩИЙ:

Когда-то царь Великий Петр,

Приехав из Европы,

Завез в Россию правил свод,

Не знал другой заботы.

Бороды заставил брить,

Сарафаны не носить,

Рот платочком вытирать,

Ручку даме целовать.

(Время для конкурса "Что, где, когда?". Ведущий читает вопрос. В течение 1 мин. команда обсуждает и дает устный ответ.)

) В каком году обнародован "Указ о брадобритии"? (1705.);

) Какой налог должен был уплатить желающий носить бороду? (От 30 до 100 рублей в год в зависимости от своего положения в обществе.)

) Кому позволялось носить усы и бороду без уплаты налога? (Священникам, монахам, крестьянам.)

ВЕДУЩИЙ: Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.

Конкурс "Домашнее задание"

(Оцениваются артистичность и выразительность.)

Государь указ издал. Кто из вас его читал?

 

ЧТЕЦ (1):

Отменно прочно строить корабли,

Чтоб в плаванье ходить на край земли.

Морскому делу за границей

Обучен будет граф Роман.

Ему придется потрудиться,

Вот смелый будет капитан!

ЧТЕЦ (2):

Сударыня, скучать нам не придется боле,

Не знали многих развлечений мы дотоле.

Из самоваров - чай, народные обеды,

В салонах модных - светские беседы.

Зимой морозной - на санях катанье

И на кофейной гуще по ночам гаданье.

ЧТЕЦ (3):

Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает простоты!

Графиня, за границей это носят без стесненья.

К чему тогда в продаже украшенья?

Ах, мне поверьте, не успеть за модой, Она меняется так быстро год от года!

ЧТЕЦ (1):

Наш государь умен и просвешен,

Весь Петербург идеей восхищен! Приказ царя: державу укреплять

И матушку-Россию прославлять.

"Пример с меня берите, господа!" - Сказал царь Петр.

ЧТЕЦ (2):

И руки показал в мозолях от труда. Стихи в альбом устали мы писать,

Хотела бы я новость рассказать:

У Полицейского моста на Мойке

Теперь пойдут спектакли бойко!

Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа.

ЧТЕЦ (4):

Да вы, сударыня, не в курсе, вижу,

А, впрочем, это не секрет.

Ведь государь-то наложил запрет:

В Россию бархат не велел ввозить,

Чтоб ткани русские, российские носить

Царь Петр озабочен неспроста..

ЧТЕЦ (5):

России нужен сильный флот, Пусть грамоте морской

обучится народ. А Петербург в волненье

небывалом, Здесь велено по пушечным

сигналам Всем в море выходить,

учась морской науке, Не предаваясь лености и скуке.

ЧТЕЦ (6):

Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты,

Работать от рассвета до заката.

Где огороды были некогда с укропом,

Сад Летний создадут по образцу Европы.

Здесь будет целый мир зеленый,

Дубы и липы, яблони и клены.

ЧТЕЦ (3):

Из Амстердама, Швеции и Подмосковья Везут деревья и сажают их с любовью. Услышим скоро мы певцов известных, Ведь сколько опер нам дадут прелестных!

И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья. Приятен голос ваш, он полон вдохновенья!

На Рождество вы в хоре пели, Мы снова вас послушать бы хотели.

ВЕДУЩИЙ: Петр I часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду.

Этот сад - ровесник городу. С ним он рос, и цвел, и зрел, С ним беду делил и радости, С ним взрослел и зеленел.

Конкурс кроссвордов

(Команды получают и разгадывают кроссворд "Летний сад ")

. Первое название Летнего сада.

. Подарок герцога Голштейнского, выставленный в Летнем саду Петром I.

. Богиня, у статуи которой Петр I установил круглосуточное дежурство.

. Летний сад создан по образцу парка в этом французском городе.

. На его месте сейчас стоит Кофейный домик.

. При Петре I в Летнем саду их было около 20.

. Автор скульптуры "Мир и изобилие".

Ответы: 1. Цветочный. 2. Глобус. 3. Венера. 4. Версаль. 5. Грот. 6. Фонтаны. 7. Баратта.

ВЕДУЩИЙ: А для зрителей, пока ребята разгадывают кроссворд, мы предлагаем игру "Платочек", которая была очень популярна в Петровскую эпоху. Сам царь был ее зачинщиком.

В ассамблею Летний сад Превращался вдруг в танцзал, Каждый, кто прийти изволил, Много-много танцевал.

ПЕТР1:

Господа, прошу всех встать! Будем вместе танцевать. В пару даму выбирайте, За мной движенья повторяйте.

(Дамы и кавалеры встают цепочкой, взявшись за концы платков. По показу Ведущего, стоящего впереди, змейкой двигаются по залу различным шагом, повторяя за ним движения. Музыка Баха "Шутка ". Кроссворды собираются и отдаются в жюри.)

ПЕТР1:

Прошу вниманья, господа!

Зачту вам свой указ.

С хорошими манерами хочу я видеть вас.

ВЕДУЩИЙ: Давайте вспомним полное название книги для отроков о правилах хорошего тона.

Конкурс "Домино"

(Приглашаются по 2 человека от команды. Участники собирают название.)

[юности]

[ЧЕСТНОЕ|

[ЗЕРЦАЛО,

|или показание]

[к житейскому]

[обхождению]

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые зрители, давайте прочитаем название наставлений, по которому верхи общества обучались хорошему тону многие десятилетия.

Конкурс "Верители вы..."

(Приглашаются по 1 человеку от команды, получают 2 карточки: зеленую и красную; если верят - поднимают зеленую, если нет - красную.)

) Составитель наставлений неизвестен. (Да.)

) Эта книга излагала правила поведения молодых людей только в общественных местах. (Нет, не только: о повелении в семье, гостях, на службе.) 3) На вопрос отца следовало ответить: "Чего ты хочешь, батюшка?"-или: "Чего изволите, государь-батюшка?" (Вариант 2.)

) Скромность поощрялась? (Да.)

) Часто чихать и кашлять было непристойно? (Да.)

) У девиц ценилось умение бледнеть? (Нет, ценилось умение краснеть.)

) Юноша должен был обладать 20 добродетелями. (Нет, всего лишь тремя: смирением, приветливостью, учтивостью.)

 

ВЕДУЩИЙ:

Друзья! И в наши дни Мы помнить этикет должны. Чтоб в нашей жизни, как наказ, Звучал Петра святой указ.

Царь Петр I устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловской крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк.

Прежде, чем закончить нашу ассамблею, позвольте жюри подвести итоги и наградить победителей. Вот кончен бал, погасли свечи! (Гаснет сеет.)

И пушки радостно палят.

(Грохот хлопушек, бенгальские огни, колокольный звон.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...