Задачи университетского гимназического образования
Концепция Университетской гимназии (школы-интерната) МГУ имени М.В. Ломоносова
Университетская гимназия как структурное подразделение Московского университета представляет собой инновационный научно-образовательный комплекс, реализующий лучшие отечественные традиции и современные подходы в образовании и воспитании национально-ориентированной технологической и гуманитарной элиты. Высокая миссия Университетской гимназии предполагает реализацию принципиально новой методологической стратегии на базе уникальной инфраструктуры Московского университета (41 факультет, 15 институтов, 6 филиалов, Фундаментальная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Медицинский центр), богатейшего кадрового потенциала (более 20000 сотрудников, из них – 3000 докторов наук, 6000 кандидатов наук, 5000 научных сотрудников, около 300 академиков и членов-корреспондентов) и огромного опыта работы Московского университета со школьниками и учителями на всем пространстве Российской Федерации и за ее пределами. Московский университет стоял у истоков олимпиадного движения школьников. В 1934 году в МГУ была проведена первая математическая олимпиада. В 2007 году по инициативе Ректора университета академика В.А. Садовничего создан Российский совет олимпиад школьников, который координирует олимпиадное движение в стране. Возрастной диапазон участников олимпиад Московского университета, 36 школ юных, кружки и клубы, проекты для школьников по физике космоса на базе 5 спутников МГУ – от 1 до 11 классов. Всероссийские съезды учителей, летние школы, программы повышения квалификации для учителей, в том числе с использованием дистанционных технологий, охватывают широкую педагогическую аудиторию.
Университетская гимназия призвана обеспечить возможности творческого обновления, взаимообогащения профессионально-возрастных сообществ − школьников, студентов, учителей, преподавателей, научных сотрудников, открытых для диалога и нацеленных на формирование «университетской идентичности» выпускников гимназии. Концепция Университетской гимназии − это стартовые ориентиры. Ее уникальность – в поступательном, динамичном развитии и адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим реалиям. Научной методологической платформой Программы развития Университетской гимназии является фундаментальный анализ сложных систем, базирующийся на основе проектов Института математических исследований сложных систем МГУ, Института человека МГУ и Междисциплинарного научно-образовательного центра фундаментальных исследований детства МГУ (рук. − академик В.А. Садовничий) и обосновывающий междисциплинарные прогностические сценарии эволюции человека, природы и общества в условиях многомерной, быстро изменяющейся действительности. Выбор методологии развития сложных систем в качестве точки опоры при проектировании программы развития инновационного научно-образовательного комплекса «Университетская гимназия» продиктован следующими обстоятельствами: во-первых, методология развития сложных систем всё увереннее занимает позиции системного интегратора комплекса наук о жизни, физико-математических наук, нейрокогнитивных наук, социальных и гуманитарных наук, в том числе наук о знаковых системах и искусстве − Universum («целого как единства разнообразия»); во-вторых, методология развития сложных систем в поисках ответов на такие вызовы современности, как неопределенность, непредсказуемость, сложность и разнообразие, неразрывно связывает ответы на эти вызовы с явно обозначающимся поворотом научного познания к симбиозу инновационных технологий, системного мышления, метапознания, универсального образования. Знаменательно, что поиски ответов на вызовы современности новые поколения разработчиков сложных систем все более связывают с трудами выдающихся ученых и педагогов Московского университета А.А. Колмогорова, И.М. Гельфанда, В.И. Арнольда, А.А. Ляпунова, Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, а также обращаются к извечным загадкам происхождения и эволюции человеческого познания;
в-третьих, именно методология анализа сложных систем, прежде всего фундаментальные работы Нобелевского лауреата, почетного президента Института математических исследований сложных систем МГУ И.Р. Пригожина, в значительной степени определили выбор траектории современного развития школьного образования России с опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы научной психологической школы Московского университета Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурии, определившей идеологию нового поколения федеральных государственных стандартов общего вариативного развивающего образования. На протяжении ХХ века неопределенность стала частью научной картины мира: из мира Декарта и Ньютона, подобного хорошо отлаженному механизму, происходит переход в мир, где властвует принцип неопределенности В. Гейзенберга, электрон является одновременно и частицей, и волной, а в неживой природе протекают описанные И. Пригожиным нестабильные процессы, ход которых за точкой бифуркации непредсказуем. Методология анализа сложных систем позволяет учесть стремительные изменения общества, обусловленные быстрым развитием информационных технологий, высокой интенсивностью обмена информацией, разнообразием форм и способов человеческого общения в глобальном мире. В последние десятилетия научное понимание мира как прочного, стойкого, предсказуемого, управляемого и детерминированного всё больше сменяется представлением о нем как неуправляемом, недетерминированном, непредсказуемом, неоднозначном. Главной, неотъемлемой его характеристикой является неопределенность. Она абсолютна, а отрезки определенности относительны. Неопределенность в социальных науках связана с идеями о бесконечном множестве точек зрений на реальность, о множественности истин. Именно она определяет необходимость и растущую ценность универсального вариативного образования.
Кардинальное значение неопределенности для современного общества и личности состоит в том, что неопределенность выступает как источник и ресурс развития. Эвристичность идеи Ю.М. Лотмана о саморазвитии культуры через различные механизмы выработки неопределенности подтверждается существованием особых преадаптивных форм жизни − смеховых и карнавальных действий (М.М. Бахтин), «игрой ради игры» (А.Н. Леонтьев), которые становятся универсальной характеристикой форм жизни в современности. Если традиционная наука уделяла основное внимание устойчивости, порядку, однородности и равновесию и изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные соотношения, то научная парадигма И. Пригожина акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений. Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с «периферийными» науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы. Гимназия развивающего вариативного универсального образования, нацеленная на проектирование общенациональной инновационной образовательной системы России, должна стать школой будущего, отвечая принципу «единства в разнообразии». В условиях неопределенности, непрогнозируемости, непредсказуемости, стремительного развития наук и технологий жесткая регламентация содержания и методов образования становится невозможной. Критически важной и парадоксальной проблемой для педагогов является следующее. Они должны заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, нацеливающего школьников на дальнейшее учение и деятельность в таких средах будущего, которые пока неизвестны самим обучающим, непредсказуемы для них и в которых сами учителя пока не могут быть достаточно компетентны. Эти обстоятельства обосновывают переход к конструктивистской стратегии развития образования — целенаправленному конструированию образовательного процесса через моделирование деятельности и форм сотрудничества обучающихся. Принцип социального конструирования выступает как целевая установка на «образ потребного будущего» и создание условий его достижения.
Фундаментом научно-методологической концепции университетской гимназии является основополагающий принцип отечественной педагогики − неразрывное единство обучения и воспитания. Образовательный и воспитательный процесс пронизан идеями патриотизма и высокой гражданственности.
Задачи университетского гимназического образования
Главная задача университета и университетского гимназического образования состоит в том, чтобы пробуждать в молодых людях идею науки, привносить эту идею в конкретные области знания, содействовать обретению «второй природы» или способности воспринимать мир через оптику науки, учитывать единство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремиться к подлинному открытию. Именно университетское образование обеспечивает фундаментальность, междисциплинарность и межпредметность, интеграцию наук, единство знаний о природе, обществе, человеке, составляющих социокультурное наследие человечества, формирует целостное научное мировоззрение, установление межпредметных связей и взаимодействий. Постижение обучающимися межпредметности возможно лишь на основе реализации особой позиции – позиции исследования реальности. Выпускник университетской гимназии должен обладать естественнонаучным и общегуманитарным мировоззрением на междисциплинарной метапредметной основе. Полидисциплинарность университетского гимназического образования обеспечивается рефлексией многомерности мира в разных системах координат. Университетское гимназическое образование основывается на универсализме как принципе целостности и единства знаний, определяющем картину мира. Универсальность образования несводима к энциклопедичности, основанной на знании большого числа фактов из различных предметных областей и разнообразных умений и навыков, которая порождает эклектичность картины мира. Новое поколение стандартов общего образования включают программу развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают умение учиться, т.е. «компетенцию к обновлению компетенций», способность субъекта к саморазвитию и самообразованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. В узком смысле термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов исследовательской и учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Исследование – ведущая деятельность обучающихся. Совместная исследовательская деятельность рассматривается как модель обучения, создающая зону ближайшего развития в сотрудничестве с наставниками. Цели и задачи исследовательской деятельности гимназистов отвечают не только их интересам и склонностям, но имеют ощутимую общественную значимость. Такая деятельность направлена не только на повышение собственной компетенции подростков в предметной области и развитие их собственных способностей, но и на создание продукта, имеющего существенную значимость для общества. Это достигается за счет включения обучающихся в научные группы и коллективы в позиции «стажер-исследователь» в системе дополнительного образования и в индивидуальной творческой «авторской» деятельности. В отличие от учебной деятельности, реализующейся в классно-поурочной форме, исследовательская деятельность строится на основе принципов планирования и командности, что требует проявления у подростков практически любых способностей и качеств, полезных для достижения целей, поставленных в начале исследовательской работы. Такой вид исследовательской деятельности целиком отвечает методологии сложных систем, что позволяет ученикам реализовать и развить свои навыки, интересы, предрасположенности, образовательные и профессиональные ориентиры. Педагогический состав университетской гимназии включает специалистов высшей квалификации, являющихся носителями традиций Московского университета, открытых к инновациям и нестандартным решениям. В их числе координаторы научно-исследовательских проектов, преподаватели и научные сотрудники, аспиранты Московского университета, школьные учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|