Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема данной курсовой работы «Особенности самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста» обусловлена актуальностью данной проблемы на современном этапе развития общества в целом.

ВВЕДЕНИЕ

"Самовыражение в сочетании с уважительным отношением к окружающим является единственной и достаточной целью человеческой жизни".

Р. Бартон

 

О женщинах любят говорить все. О правах и интересах женщин, об особенностях их существования в истории - совсем немногие. Между тем, эта тема заслуживает обсуждения. И обсуждения серьезного, разностороннего. Она не только дает возможность глубже понять современных женщин, но и позволяет с этой точки зрения оценить способность того или иного общества к обновлению, модернизации - переходу от традиционного уклада к современному.

Изменение в общем положении женщины, отразившееся на всем ее духовном складе, есть одно из важнейших исторических явлений последнего времени. Экономические условия производства делают домашнюю работу женщины если не бесполезной, то в большинстве случаев несравненно менее выгодной, чем это было тогда, когда хозяйка дома собственноручно готовила холсты и сукна для всей семьи. Заводская труба победила домашний очаг. Волей-неволей женщины, молодые и старые, замужние и одинокие, должны предлагать свой труд на рынок.

Демократизация образования, являющаяся наряду с капиталистическим производством одной из особенностей столетия, захватила и женщин. В инертную, воспитанную в косности женскую душу, для которой преданность традициям и мужскому авторитету была не только привычкой, но и долгом, заронили, наконец, семя пытливого, критического мышления. Необходимость непосредственной борьбы за существование, которая всегда требует более вдумчивого отношения к жизни, и свойственная мыслящему человеку потребность в самоопределении заставили женщину пристальнее приглядеться и к собственному положению. Ведь новая женщина должна сама для себя найти и этические и эстетические основы.

Раньше главной ее добродетелью была покорность, пассивность, кротость, этим измерялась женская личность. Поэтому очень нелегко сквозь сложные лабиринты и предрассудков, и привычек, и пережитков, быть может, бывших когда-то полезными для той исключительно мужской культуры, в которой жило человечество, найти дорогу к созданию нового женского характера.

Между тем внутренний рост женского "я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать ее хочет новая женщина.

В общественном строе, созданном мужчинами, много делалось для ограждения достоинства и интересов другого пола. Поэтому современная женщина часто вынуждена не только брать на себя защиту своих потребностей и прав, но и делать это с той резкостью, которая родится от длительного непризнания этих прав.

Более двух третей всех изданных по женскому вопросу до 1993 года научных трудов посвящены именно производственной сфере деятельности женщин, сочетанию их семейных и профессиональных обязанностей. Это работы А, Г, Харчева, С, И, Голода, Е. Новиковой, Б. Языковой, З. Янковой, Л, Кузнецовой, Г. А. Машкиной, А. З. Котляр. Философско-культурологический феномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой, О. Ворониной.Нельзя не отметить работы профессора Московского университета и преподавателя Высших женских курсов В. М. Хвостова «Женщина накануне новой эпохи», Н. К, Крупской «Женщина – работница», А, М, Коллонтай «Социальные основы женского вопроса», А. Бабеля «Женщина и социализм».

Почетная, но нелегкая задача выпадает на долю современных женщин. Главная брешь пробита: женщина работает, борется, а главное, мыслит наряду с мужчинами... Все эти новые возможности, развившиеся перед современной женщиной, дают право предъявлять к ней все большие требования. Образование и знание остаются формальными, если за ними не таится жажда высших ценностей. И не только для того учится современная женщина, чтобы заработать себе на хлеб, даже не ради чистого наслаждения процессом мышления. Там, в глубине женской души, должно жить сознание, что привычка думать и обобщать поможет ей найти выход из тех противоречий жизни, которые колеблют и попирают самые основы бытия человека.

Тема данной курсовой работы «Особенности самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста» обусловлена актуальностью данной проблемы на современном этапе развития общества в целом.

Объект исследования: незамужние женщины 30-летнего возраста. Предмет исследования: особенности самосознания незамужних женщин 30 лет. Цель исследования: изучение самосознания личности, ее влияние на ориентировочную деятельность женщины. Выявление особенностей самосознания незамужних женщин 30 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему.

2. Выявить структуру самосознания личности женщин, состоящих в разных типах социальных отношений.

3. Раскрыть особенности личности незамужних женщин.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста.

Гипотеза состоит в том, что незамужним женщинам 30-летнего возраста характерно независимое от воздействия извне поведение, стремление руководствоваться собственной шкалой ценностей без враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они более способны воспринимать себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, уважать себя. Способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению. В жизни таких женщин есть четкая цель, но главное, есть твердое представление о приоритетах.

Методы исследования:

- монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы);

- сравнительный (сопоставление результатов по определенному критерию разных групп испытуемых).

Методики исследования:

- Опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО).

- Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева.

- Тест "Семья или карьера?" по И. Г. Леонову.

Характеристика эмпирической выборки. В исследовании приняли участие 20 женщин с высшим образованием г. Пинска в возрасте 29-30 лет, не состоящих в браке и не имеющих детей.

 


1. САМОСОЗНАНИЕ ЖЕНЩИНЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ

 

1.1 Понятие самосознания личности

Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание [5, с.132].

 Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" ("Я+Я" – Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру [7, с.124]. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии – изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности [15, с.29].

Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к "Я", то нельзя и отрывать одно от другого [5, c.357]. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности как "Я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно «принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца» [19, с.412].

Источник самосознания никак не приходится искать в "соотношениях организма с самим собой", выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П. Жане [14, с.128]). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из "Я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, "Я" само формируется в ней [19, с.268 ]. История развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", «Я» условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее [6, с. 251].

Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу [8, с.195] Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:

- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин);

- "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное"...

Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции.

На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой [15, с.293]. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. "Индивидуальность", – говорим мы о человеке ярком, т.е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает нечто большее и другое. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную «самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность» [13, с.268]. Но личность – это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе [ 14, с.203].

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как "Я", как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому, отражаясь в самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его "Я" [19, с.451].

Для нас человек определяется прежде всего не его отношением к его собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания [22, с.267].

Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни [8, с.197].

Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:

1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об "идеальном Я", может быть результатом расхождения "Я настоящего" и "Я будущего");

2. участвовать в целеобразовании;

3. воспрещать те или иные действия;

4. детерминировать отношение к окружающим;

5. влиять на развитие тех или иных черт личности [15, с.194].

Выделяются следующие критерии самосознания:

- выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

- осознание своей активности – "Я управляю собой";

- осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");

- моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта [23, с.358].

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

- отношение к себе;

- отношение к другим людям;

- ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Таким образом, можно подвести итог выше сказанному.

Выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания.

Самосознание по своей структуре представляет собой совокупность следующих элементов:

- осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

- осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

- познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

- эмоциональное, чувственное представление о себе.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...