Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствие «великих» реформ




    Бурный экономический подъём 90-х годов привёл к созданию новых отраслей народного хозяйства. Возникали новые города и целые промышленные регионы, резко возросло число представителей «свободных профессий» и лиц наёмного труда (численность пролетариата за период 1860-1900 гг. возросла с «3,2 млн. до 14 млн. человек»2). На рубеже двух веков Россия вступила в высшую стадию развития капитализма – империализм.

    По словам С. Ю. Витте, «Всё было сделано спешно, наскоро,… была сделана большая ошибка в 60-х годах: не оценили при крестьянской реформе принципа собственности, увлёкшись общинным началом»3. Проект не был разработан ясно и определённо.

    Здесь был также и политический расчёт. 25 млн. крепостных крестьян освободили, но не наделили достаточным количеством земли (к тому же добавили платежи: земские, выкупные, подушная подать), чтобы замкнутая в патриархальные общины (миры) крестьянская масса осталась тёмной и послушной. «В результате этого помещичье землевладение не только не сократилось, но даже расширилось… «В результате этого помещичье землевладение не только не сократилось, а даже расширилось… В это же время размеры почти ¾ крестьянских уделов уменьшились»4. «На одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем лишь 7 десятин земли, тогда как для обеспечения прожиточного минимума одной семье требовалось не менее 15 десятин»5. Крестьяне вынуждены были брать у помещика в долг хлеб и землю в пользование, а расплачиваться своим трудом. К тому же общины разлагались. Постепенно выделялся слой зажиточного крестьянства (мироедов – кулаков). Всеми правдами и неправдами кулак прибирал к своим рукам наделы разорившихся крестьян, и заставлял тем самым работать на себя.

    Реформа расчистила путь для проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство, что привело к социальному расслоению крестьянства – образованию сельской буржуазии и сельского пролетариата. «Ни в одной стране в

 

1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 99.

2 Там же.

3 Витте. С. Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С. 504-505.

4 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 99

5 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 46.

 

 

мире, - писал Ленин, - крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России»1.

    Царская политика, направленная на сохранение помещичьего землевладения привела к низкому жизненному уровню, и к закономерному следствию всего этого – узкому внутреннему рынку, хроническому массовому голоду.

    В итоге в экономике царской России образовались вопиющие диспропорции: «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня – самый передовой и промышленный капитализм!»2 (Ленин).

    Добавим, что последовательная русификаторская политика царизма с введение русского языка как основного в школах, судах, насаждение русских чиновников на административных должностях во многочисленных национальных округах и республиках нагнетала напряжённость на окраинах Российской империи.

    «В унизительном положении находились евреи (которые были ограничены в праве приобретения собственности)… В 1887 году был издан циркуляр… о процентной норме для евреев при поступлении в вуз»3. Еврейский закон сопровождался погромами.

«Великие реформы» в конечном итоге не выполнили своей роли. Они сохранили массу пережитков средневековья экономической, социальной жизни страны. Они не сняли противоречий, раздиравших дореформенную Россию. К тому же развитие буржуазного общества требовало того минимума политических свобод, которые нужны буржуазии для участия в управлении страной.

В таких условия создание неизбежности социальных потрясений стало широко распространённым.

Итак, сложная социально-экономическая структура России привела к тому, что на арену политической борьбы вышло три главных лагеря: правительственный, либеральный и рабочей демократии.

 

1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 100.

2 Там же С. 20.

3 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 47.

 

Часть 2. Три лагеря на общественно-политической сцене страны

Правительственный лагерь

    На стороне правительственного лагеря была вся материальная мощь государственного аппарата: тюрьмы, тысячи отдалённых и «весьма отдалённых» мест поселения, суд, полиция, армия, жандармерия, которой весьма усердно помогали добровольные и платные идеологи самодержавия. Неограниченная власть царя поддерживалась также силой традиций и заскорузлых догм, веками внедрявшихся в сознание народа, той силы привычки миллионов, которая долгое время явилась одной из опор самодержавия в России.

    «Экономической основой правительственного лагеря было сохранения в стране колоссальных латифундий (крупных помещичьих земель)… В пореформенной России…поместное дворянство смогло удержать в своих руках огромные земельные площади, широко использовать в условиях низкой организации и технической оснащённости сельскохозяйственного производства отработочные формы ведения хозяйства, требовавшие…внеэкономических форм эксплуатации крестьян»1. Большая часть населения, поставленная на грань нищеты постепенно превращалась во взрывоопасную массу. В 80-х годах во время реакции высокопоставленными лицами была организована «Священная Дружина», «предполагавшая действовать террором. Тогда из этого начинания придворных белоручек ничего не вышло»2. Государственная машина боролась с земством, устраивала еврейские погромы, преследовала печать, усмиряла порками крестьянские волнения, давила репрессиями первые проявления национальных стремлений финляндцев, поляков, армян. Но этого было мало. Явились «новые организаторы «белых» террористов… Сильные непосредственной поддержкой сверху, организаторы заявляли открыто в…печати, что их организациям принадлежит «высшая власть в России», …заявляли, что, «никакие разоблачения им не повредят»3. Это так называемы «чёрные сотни» или «истинно русские люди» (один из них князь Мещерский В. П. – редактор-издатель «Гражданина» – «человек неглупый, талантливый, но беспринципный и до мозга костей безнравственный»1, - вспоминал о нём Витте). «На знамени их высокие слова: «Самодержавие, Православие и Народность», а приёмы и способы их действий

1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 23.

2 Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917 гг.), М., 1990. С. 409.

3 Там же.

архилживы…Ложь, коварство и убийство – это их стихия…Держится же эта революционная партия потому, что она мила психологии царя и царицы, которые думают, что они тут обрели спасение»1.

    Костяк правительственного черносотенно-монархического лагеря составляли «бюрократические-военно-придворные элементы народной темноты»2, – писал В. И. Ленин. Это – дегенераты дворянства, взлелеянные подачками от царских столов. Лидер партии – А. И. Дубровин. Программа: «сохранение в стране неограниченного самодержавия»3, религиозная и национальная нетерпимость. Эта «шайка наёмных хулиганов» имела свой лозунг – «не мы для народа, а народ для нашего чрева». «И бедный государь мечтает, опираясь на эту партию, восстановить величие России. Бедный государь…»4, - наивно сокрушался Витте.

 

Революционный лагерь

    Активным борцом против самодержавия выступал революционный лагерь. После отмены крепостного права начался второй этап революционного движения в России (начало первого периода освободительного движения Ленин относит к восстанию декабристов 1825 года. Стремясь освободить народ, он не опираясь на его поддержку, дворяне-революционеры потерпели поражение) – разночинский, или буржуазно демократический. «Главной силой в освободительной борьбе становится интеллигент-разночинец, выходец, как правило, из непривилегированных слоёв общества»5. «Это были честные и смелые молодые люди, готовые принести себя в жертву во имя освобождения народа от самодержавного произвола и построения справедливого социалистического общества»6.

    Молодёжь решила идти «в народ» и вместе с просвещением распространять среди тёмного и забитого нуждой и бесправием крестьянства идей революции. Отсюда и название этих революционеров – народники. Единомышленники создали тайно общество «Земля и воля», объединившее несколько революционных кружков в различных городах России. В Москве одним из самых ранних действовал кружок

1 Витте. С. Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С. 442.

2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 23

3 Там же С. 24.

4 Витте. С. Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С. 432.

5 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

Ишутинцев (руководитель Н. А. Ишутин) с 1863 по 1866 года. Кружковцы открывали артели, в которых не было какого-то одного хозяина. Прибыль делили между собой сами артельщики. Таким образом, они надеялись, что сумеют создать традиции коллективной собственности и коллективного труда. В этом они видели залог будущего социалистического преобразования России. Заговорщицкий центр ишутинского кружка вёл организацию заговоров против представителей власти и утверждал в качестве конечной цели борьбы введение в России социализма путём революции. После неудачного покушения на Александра III Д. Каракозовым кружок был разогнан. Одних судили, других сослали, Каракозова повесели. И так было не только с этим кружком.

    В 1869-1874 годах в Петербурге действовала организация чайковцев. Они готовили пропагандистов из интеллигенции, обучая их в создаваемых слесарных, столярных, сапожных мастерских. Среди фабричных работников они создавали кружки самообразования, надеясь, что «фабричные» и понесут в село социалистические идеи. Кружковцы издавали и распространяли революционную литературу.

    Чайковцы считали, что русские крестьяне – стихийные социалисты, так как из покон веков всё делают вместе, «обществом». «Нужно только разбудить их социалистические инстинкты»1.

    Ленин выделял 3 народничества.

1. «Социализм был для народников естественной альтернативой хищническому, антигуманному западному капитализму»2, возведённому в систему «с его сословной нравственностью», «дикостью и варварством»3. Народники «считали развитие капитализма в России регрессом, упадком, считали необходимым и возможным остановить, задержать, обойти этот процесс»4.

2. Народники верили в самобытное развитие России, стремились «избежать капитализма»5. Они считали, что «только радикальное изменение экономической политики самодержавия (на что уповало легальное

 

1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 527.

2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

3 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 86.

4 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 87.

 

Народничество) или же вмешательство в социально-экономический процесс революционных сил (к чему стремилось народничество революционное) способно поддержать зачатки самобытности, обеспечить их развитие»1.

3. Народникам «был свойственен субъективно-идеалистический взгляд на историю и общество, на роль личности и масс»2. Революционеры тех лет видели народ лишь в крестьянстве. Рабочий в их глазах был тем же крестьянином, лишь временно оторванным от земли. И они верили, что крестьянин сможет подняться на революцию.

Но деревня социалистическую пропаганду не восприняла. Крестьяне считали, что вся тяжесть их жизни исходит от помещиков. Он верили, что царь – их отец и защитник. А народников они слушали как сказочников. В итоге, царизм жестоко расправился с народниками (и не без помощи крестьянства): «их приговорили к каторге, ссылки, заключению в крепость»3. Нужно было искать другие формы борьбы…

Неудача хождения в народ «заставила часть членов народной организации «Земля и Воля» взять курс на индивидуальный политический террор и воздать в 1879 году партию «Народная воля». Меньшая часть землевольцев составила организацию «Чёрный передел».

«Чернопередельцы» – и среди них Г. Плеханов, В. Засулич, О. Аптекман – пытались сохранить традиции и программные установки «Земли и Воли». «Деревенщики» считали, что главное – это работа среди крестьянства, а «убийство никогда не служит делу свободы»4. Но через несколько месяцев часть кружковцев была арестована, а часть ушла за границу.

Члены партии «Народная воля» в своих печатных органах «Народная воля», «Листок», «Рабочая газета» призывали к политической борьбе: «Не смирение нужно, нужен протест, отпор, устранить произвол нельзя иначе, как только силой, добровольно власти, никто не отдаст»5. А их лозунг стал: «Теперь или никогда!».

А. Жилябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская создали централизованную, разветвленную, превосходно законспирированную организацию

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 88.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 530.

4 Там же С. 532.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 95.

 

Во главе с Исполнительным комитетом. «С осени 1979 года они начали настоящую охоту за царём, надеясь, что своими решительными действиями возбудят в инертных массах народа стремление к революционному перевороту»1. «Серьёзное влияние на народников оказали взгляды Петра Ткачёва: государственный переворот должны осуществить члены «организации» при вспомогательной роли народа; Россия созрела для революции и выступать следует немедленно»2.

    Однако ни те, ни другие, ни третьи не добились успеха. Убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 года не привело к изменению политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров.

    После событий 1 марта в революционное движение пришли новые деятели. В Санкт-Петербурге с 1882 по 1884 года работала «Молодая партия «Народной воли». Она продолжила традиции народовольцев. Лидеры: Н. М. Флеров, П. Ф. Якубович, И. И. Панов.

    «Террористическая фракция» партия «Народная воля» стала идейной преемницей народовольцев. Организатором её был Александр Ульянов, брать будущего создателя Советского государства В. И. Ульянова – Ленина. После неудачной попытки покушения на императора Александра II (1 марта 1887 года) группа была разгромлена, а А. Ульянов казнён.

Конечно, после 1 марта революционные возможности народнического движения полностью не иссякли, но оно пошло на спад. Уже к 1900 году на общей волне революционного движения в России возникло несколько новых народнических групп. «В 1902 году удалось создать всероссийскую организацию революционных народников – партию социалистов-революционеров (эсеров), которая объявила войну самодержавию не на жизнь, а на смерть»3.

Программа лидеров В. М. Чернова, М. Р. Гоца, М. А. Натасона была продолжением отдельных теоретических и тактических положений народовольства. Она раскрывала идею особого капиталистического пути России к социализму – через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Т. е. Уничтожив частную собственность на землю, передать её общинам в пользование. А они уже будут осуществлять уравнительные

1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 533.

2 Там же С. 532.

3 Там же С. 533.

 

распределения. Именно по этому большая часть крестьянства шла за эсерами. Что касается политической части программы, то эсеры выступали за свержение царизма и установление демократической республики. В 1902 году в эсеровской партии создаётся террористическая Боевая организация (БО). Формально подчиняясь партии, она пользовалась почти неограниченной самодеятельностью. Боевики совершили ряд успешных террактов. Убив министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популярность и в партии и в русском обществе.

    Но умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал всё больше овладевать марксизм. В обстановке острого кризиса народничества в начале 80-х годов ХIХ в. это была попытка спасти революционные социалистические идеалы. Возникшая в 1883 году в Швейцарии группа «Освобождение труда» во главе с Плехановым Г. В., а затем группы Д. Н. Благоева, П. В. Точисского, М. И. Бруснёва, которые вели пропагандистскую работу уже непосредственно в России, проложили дорогу русскому марксизму»1.

    Первым шагом русских марксистов стало издание «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса в Переводе Плеханова. Он считал, что во-первых, «без революционной теории нет революционного движения»… Революционная по своему внутреннему содержанию идея «есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире». Во-вторых, он «опроверг утверждения народников о неприменимости учения Маркса в России». В третьих, он показал что «народнические теории…стали тормозом революционного движения»2. История человечества, считал Плеханов, «есть прежде всего история борьбы классов за распределения собственности, и только пролетариат может положить конец этой борьбе, уничтожив частную собственность раз и навсегда»3.

    Зёрна марксизма упали не в твёрдый грунт, а в почву, хорошо подготовленную. Каторжный труд, тяжёлые условия, длинный рабочий день, бесправие, низкая производительность труда на капиталистических предприятиях толкали рабочих на борьбу за свои права. На заводах и фабриках появились кружки металлистов, текстильщиков, печатников. С середины 90-х годов начался процесс соединения марксизма с массовым рабочим движением. В 1891 году в Петербурге

1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 52.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 107.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 533.

прошли первая маёвка и первая демонстрация. «Они стали первыми выступлениями передовых рабочих социал-демократов»1.

    «Всего за период развития социал-демократического движения в разные годы в 24 губерниях России действовали 51 марксистская организация»2. В одном из таких кружков прошёл «марксистскую выручку» Ленин. С созданием в Петербурге в 1895 году ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» началось слияние научного социализма с рабочим движением. Наступил следующий, более высокий этап развития марксизма и рабочего революционного движения в России. Центр мирового революционного движения переместился в Россию. «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию – писал Ленин, - Россия поистине выстрадала»3. После организации Лениным редакции газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в её состав. Группа «Освобождение труда» прекратила свою деятельность.

    Петербургский «Союз борьбы» послужил образцом организации тактической деятельности для всей российской социал-демократии. Во второй половине 90-х годов прошлого века по его подобию возникают «Союзы борьбы» в Москве, Киеве, Екатеринбурге, Одессе и других городах. На втором съезде РСДРП (российская социал-демократическая партия рабочих) была принята следующая программа: свержение самодержавия, установление демократической республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, право наций на самоопре5деление, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам отрезанных в 1861 году то их надела земель и отмена выкупных платежей. Конечная цель: установление диктатуры пролетариата. В самом начале съезда, в обсуждении программы партии и тактики борьбы образовалось два течения: «Мягкие» искровцы во главе с Л. Мартовым считали в грядущей буржуазно-демократической революции ведущая роль будет принадлежать буржуазии, а пролетариату нужно действовать в тесном союзе с ней. С точки зрения «твёрдых» искровцев, возглавляемых Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же революционной силой вообще не является.

 

 

1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 109.

2 Там же.

3 Там же С. 112.

    При выборе в руководящий орган партии – центральный Комитет – сторонников Ленина оказалось большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками, а их противников – меньшевиками.

    Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение влился Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом.

 

 

Либеральный лагерь

    Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный лагерь, приходивший в столкновение… как с правительственным, так и с революционными лагерями.

«Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма»1. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до начала революции находились на крайне низком уровне.

Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем «вольнодумством» … отразились на характере народа…Русский обыватель вообще привык к всевластию правительства»2, - писал Ленин.

Во-вторых «жадные…хищники первоначального накопления…стали интересы кошелька выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом, обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь»3.

В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без помощи царизма она не надеялась»4. «Либералы хотели «освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени»5, - писал Ленин. У них не было

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27.

2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26.

3 Там же С. 27.

4 Там же.

5 Там же С. 28.

 

 

единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии.

    После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции, сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.

    «После падения крепостного права «самый сплочённый, самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство – обнаружил с полной определённостью стремление ограничить самодержавную власть по средствам представительных учреждений»1, - писал Ленин. Появление этих стремлений прогрессивной части дворянства облегчалось созданием органов местного самоуправления. Возникли они в России согласно земской реформе 1 января 1864 года. Земским органам правительство отводило довольно скромную роль: они были организованы «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда»2. Но государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью.

    От их учреждений самодержавия земства отличались одним свойством: они имели сословно-представительный характер.

    После первых выборов в уездных земских собраниях на дворян приходилось 42% гласных (выборщиков), крестьян – 39%, купцов – 11%, на духовенство – 6,5%3. Земства ведали местными денежными повинностями, имуществом, дорогами, больницами, вопросами народного образования, земской почтой, обеспечением населения продовольствием, страхованием. Один из первых земских врачей Я. М. Белый говорил: «Только земство в состоянии оживить одряхлевший дореформенный строй нашего Отечества, но для этого нужны люди, и не одни только гласные...но и учителя, и прочие»4. «Отчуждённость земских учреждений от народной массы

1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26.

2 Там же С. 29.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 469.

4 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

Уже давно была замечена людьми, близко стоящими у дела»1,- свидетельствовал И. И. Петрункевич (лидер конституционного земского движения). Врач, фельдшер, учитель, статистик, агроном и ветеринар (получивших название «третьего элемента») – эти…служащие должны были стать недостающим звеном между народом и либеральной земской оппозицией. «Земских служащих отличал общественный характер их службы, работа непосредственно среди народа, сам состав их: преобладание выходцев из крестьян и мещан – 60%, большое число молодёжи – 40%, женщины – 30%»2.

    Впервые в России статистиками была проведена подворная перепись населения – «это было первым шагом на пути к более глобальному изучению экономического положения крестьян»3. «Определение доходности…земель, помещений фабрик, и заводов…для земств было делом насущно необходимым»4. Но затем статистики в каждой губернии искали и находили общественную трибуну, публикуя итоги своих исследований.

    «Показывая разорение деревни, условия жизни рабочих, формирование рабочего класса, земская…статистика становилась фактом общественной борьбы»5.

    На слётах и на страницах журналов «Вестник Европы», «Дело», «Русская мысль» и др., развивая народное образование здравоохранение, сельскую инфраструктуру, агрономию, статистику и т. п., земская интеллигенция, ставила вопросы внедрения в жизнь всеобщего начального образования, создание библиотек – читален, борьбы с эпидемиями, детской смертностью, производственным травматизмом.

    «Они склонялись в основном к либерально-народническим взглядам, для которых были характерны вера в возможность некапиталистического развития России на базе сильной общины и различных форм конспирации»6. Рупором либерального народничества стала газета «Неделя», в которой Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, как лидеры движения, доказывали, насаждение капитализма «сверху» - правительством.

 

1 Пирумова Н. М.  Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

2 Там же С. 231.

3 Там же С. 41.

4 Там же С. 40.

5 Там же С. 102.

6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

 

Они считали, что «крестьянство остро нуждается не в социалистических преобразованиях…, а в реальной и неотложной помощи образованной интеллигенции. «Из маленьких дел слагаться жизнь миллионов»1.

    Однако «либеральные народники оставались до конца ХIХ века организационно разобщёнными и довольно пассивными – они избегали ставить острые политические вопросы»2.

    Но вернёмся к земскому либерализму.

    «Всемогущая чиновничья клика не могла не ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его»3.

    В середине лета 1871 года в Москве состоялся первый нелегальный съезд земцев. С конца 1878 до начала 1882 года земствами было подано 22 либеральных адреса «на высочайшее имя» и 50 ходатайств в правительство с просьбой о разрешении сношений между земствами различных губерний, о созыве своего съезда и с предложении об изменении государственного устройства. Но ответа не последовало. В лагере либералов царила апатия и уныние. «Настоящая русская жизнь…нас знать не хочет, а потому и нам в пределах России приходиться показывать свой кукиш в кармане», - признавался Н. А. Белоголовый. В октябре 1894 года умер Александр III. Но Николай II произнёс членам принятой им депутации памятные слова: «Я узнал, что в последнее в некоторых земствах поднялись голова, увлекшиеся бессмысленными мечтами об участии представителей от земств во внутреннем управлении… Пусть каждый знает, что я… буду защищать начало самодержавия также неизменно, как мой отец»4.

    Только в 1899 году на фоне развивающегося в стране революционного движения земские лидеры – братья Долгоруковы, Ф. А. Головин, Д. Н. Шипов, М. А. Стахович создали нелегальный кружок «Беседа». В. ходе революции1905-1907 годов с образованием политических партий кадетов и октябристов земское движение прекратилось.

    Среди интеллигентной верхушки – университетской профессуры, известных юристов и др. – большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты – П. Н. Милюков, В. И. Вернадский – поддерживали тесные

 

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 177.

2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

3 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 29.

4 Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917 гг.), М., 1990. С. 180.

 

Связи с земскими лидерами. Свои взгляды они пропагандировали на лекциях среди студентов и в газете «Русские ведомости» и в журнале «Русская мысль».

    «Таким образом, пролетариат и другие слои трудящегося населения России от имени которых выступала радикально – настроенная… интеллигенция, обогнали в своём политическом развитии буржуазию и помещиков»1.

 

1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 52.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...