Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Драконы в мифах и легендах




Динна Дж. Конвэй

Танцы с драконами. Мифы и легенды

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=612775

«Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л.А. Игоревского.»: Центрполиграф; Москва; 2008

ISBN 978-5-9524-3607-7

Аннотация

 

В популярной на Западе книге Д.Дж. Конвэй «Танцы с драконами» удачно соединены безупречный стиль и компетентность. Вы узнаете о древних и современных культах и ритуалах, связанных с драконами. Воображение народов нашей планеты наделяет драконов властью над морской, огненной и вулканической стихиями. Они сторожат сокровища, похищают красавиц, занимают центральные места в астрологии, алхимии, магии, геральдике, психологии сна и психоаналитике. Вы сможете прикоснуться к магической стороне многих обычных вещей и явлений и познать всю многогранность этого мира.

 

Динна Дж. Конвэй

Танцы с драконами. Мифы и легенды

 

Введение

 

Войди в пасть дракона

 

Моим близким друзьям, убежденным в существовании драконов, и всем другим любителям драконов

 

Сотни лет образ мифического дракона пленял воображение человечества. Однако драконы – нечто гораздо большее, чем сказочные существа. Драконы так же реальны, как мы с вами, только живут они в астральном мире, сосуществующем и пересекающемся с нашим физическим миром. Драконы контролируют более глубокие потоки природных энергий, чем те, к которым обычно восприимчивы люди, а если с драконами подружиться, то они становятся прекрасными защитниками и могущественными соратниками в чародействе. «Танцы с драконами» расскажут вам не только о том, как вступить в контакт с этими древними астральными силами, но и как работать с ними, чтобы защитить ваш дом, использовать огромный резерв энергии, заглянуть в будущее и облегчить все ваши занятия магией.

До сих пор мало что из написанного о драконах, особенно о магии драконов, имело практическую ценность. Представляем вам самую первую книгу с полным описанием связанных с драконами ритуалов: посвящения, благословения ваших магических инструментов, вызова выбранного вами дракона и многое другое, а также информацию о соответствующей музыке, танцах и ритуальных инструментах. В этой книге последовательно собраны все практические знания, которые помогут вам установить связь с нужной вам силой.

Древние картографы для обозначения неведомых территорий рисовали по краям своих карт драконов. Некоторые путешественники не отваживались перейти границы изведанного, но другие пускались в рискованные путешествия к землям драконов, надеясь на поразительные открытия.

Эта книга приглашает вас распахнуть дверь между мирами и потанцевать с драконами, чтобы вся ваша жизнь засияла новыми яркими красками.

 

Танцующие драконы

 

 

Солнце взошло. День разгорелся.

Драконы танцуют на блестящей траве,

Цветах и деревьях.

Плывут они на ветрах.

Меж облаками резвятся,

Скользят вниз по светлым лучам,

Ослепительно-яркие.

И после заката,

Когда темнеют горы,

Драконы танцуют всю ночь напролет

На сияющих под луной

Жемчужных нитях росы.

Они танцуют под музыку,

Неслышную ушам человека,

Как танцевали в вечности,

Равнодушной к сроку человеческой жизни.

Научите меня, прекрасные драконы,

Танцевать от радости бытия,

Подниматься все выше и выше,

Преодолевать ограничения возможностей

обыкновенного человека.

 

Что такое драконы?

 

Во многих культурах мира есть истории о драконах, хотя и выглядят они по-разному. Одни предстают в образе огромных бескрылых змей, другие изображаются с массивным туловищем и крыльями. Драконы могут быть четырехлапыми, с двумя лапами или вообще без лап. У некоторых драконов хвосты в форме наконечника стрелы, у других на кончике хвоста игольчатая шишка. У одних рога извилистые, у других похожи на длинные усики, как у ночных бабочек. Однако, как бы ни выглядел дракон, он отражает свойственное человеку подсознательное понимание дракона как особой могучей силы, которое не смогла уничтожить даже современная цивилизация.

Много лет назад, еще ребенком, я открыла для себя могучих драконов, непосредственная и впечатлительная, как и большинство детей, я ежедневно наслаждалась компанией драконов, фей, эльфов и подобных им созданий. Однако к моим увлечениям относились с неодобрением, называя их «фантазиями». Вскоре, чтобы избежать проблем со взрослыми, я научилась помалкивать о своих особых способностях, а потом и вовсе стала избегать общения с моими невидимыми друзьями, боясь невзначай проболтаться. За любой моей промашкой следовали насмешки и суровые наказания; начиналось подсознательное негативное программирование. Когда я наконец восстала против семейного давления, оказалось, что внутренняя дверь не только закрыта, но и заперта. Только через долгие годы сознательных тренировок и накопления опыта я снова поняла, как вызывать эти создания, особенно драконов, и пользоваться их магическими силами.

 

Созвездие Дракона. Из «Театра мира и времени» Джованни Паоло Галлуччи. Венеция, 1588

 

Негативное программирование многим принесло несчастье. Этот тип программирования применяется окружающими из-за собственных страхов. Программирующий забывает или предпочитает не думать о том, что общается с личностью, обладающей особенными способностями и жизненными целями, на которые он безусловно имеет право. Страдают не только дети, но и все, кто не очень уверен в себе, зависит от кого-то другого или не способен по какой-либо причине освободиться от давления и людей, причиняющих им душевную боль. Если бы эти жертвы чужого влияния умели контактировать с драконами, то смогли бы собрать в кулак свои внутренние силы и успешно противостоять навязываемому контролю.

Но что же такое драконы? Реальны они или воображаемы? В западном мире слово «дракон» происходит от греческого drakon и латинского draco. Drakon – это глагол, означающий «видеть», «смотреть на что-либо» или, возможно, «сверкать». Конечно, в большинстве легенд драконы всегда сторожат сокровище, территорию или даже плененных девушек. Однако о драконах говорится во множестве самых разных областей, например в астрологии, астрономии, алхимии, магии, геральдике, психологии и изучении сновидений. Драконы упоминаются с тех самых времен, когда люди начали записывать события.

В астрономии древнее созвездие Дракона находится в Северном полушарии и извивается между Большой и Малой Медведицами. Заканчивается созвездие Головой Дракона, трапецией из четырех звезд. Звезда Драконис – яркая двойная звезда. За тысячелетия созвездие, вероятно, переместилось, но когда-то на Альфу Драконис была сориентирована пирамида Хеопса.

Древние астрологи называли Северный Лунный узел Caput Draconis, или Голова Дракона, а Южный узел – Cauda Draconis, или Хвост Дракона. Узлы (древнее значение слова node – «узел» или «запутанность») – не планеты, а точки, соотносящие орбиту Луны с орбитой Земли вокруг Солнца. В астрологии Северный узел символизирует вдох и положительные влияния, Южный узел – выдох и отрицательные значения. Для современных астрологов эти драконовы узлы также весьма важны.

 

Голова и Хвост Дракона (Лунные узлы). Из «Трех книг оккультной философии» Генриха Корнелиуса Агриппы. Антверпен, 1531

 

В алхимии дракон считался веществом, металлом и физическим телом. Часто наряду с драконом упоминалась сестра дракона: дух, металлическая ртуть и душа. Одним из множества тайных символов древних алхимиков было изображение дракона или крылатой змеи, а распространенным символом духовной работы алхимиков являлся дракон или змея с хвостом во рту, т. е. бесконечный круг вечности. Около этого дракона с символом вечности был написан греческий девиз en to pan, или «все едино». Легендарный философский камень алхимии рассматривался также как «один есть все». В старинных документах этот камень был тесно связан с великим трудом алхимии; великий труд означает человечество (род людской), становящееся Богом или сливающееся с высшими творческими (созидательными) силами и таким образом завершающее цикл человеческого развития, возвращающего к Источнику.

 

Алхимический дракон. V. Feil, из «Vogelin Praktik», by Hans Singriеners, 1534

 

Юнг писал, что у алхимиков крылатый дракон был существом женского пола, а бескрылый – мужского. Юнг также считал появление воды в сновидениях подсознательным духом, или водяным драконом Тао. Этот водный дракон Тао символизировал ян, вмещенный в инь, или сбалансированное духовное развитие. В китайском таоистском символизме дракон рассматривается как «путь», носитель вечных перемен. Часто его изображали хранителем пылающей жемчужины, или духовного совершенства. Джозеф Кемпбелл также говорит о крылатом драконе или змее как о балансе между Землей и Эфиром. Для китайцев дракон был действенным символом, и для обретения удачи и могущества они носили серебряные драконы-амулеты.

Дракон с лапами повсеместно ассоциировался с творением или живительной силой. Богиня, или Великая Мать, во всех культурах связана со змеями, драконами и спиралями. В образе огромного кита-дракона богиня Иштар вызвала катастрофическое наводнение, в результате коего развился новый род людей. Тиамат в Месопотамии была Матерью-создательницей-драконом, из тела которой были сделаны небо и Земля. По всему миру драконы и змеи символизируют энергетический источник жизни, исцеление, пророческие способности, плодородие и материнское благословение.

Е.П. Блаватская в своих книгах утверждает, что дракон – очень старый знак астрального света или изначального источника – первопричины, первоосновы. Это означает, что в хаосе всегда присутствует мудрость, даже если люди не способны ее увидеть. Вероятно, встречающееся в легендах утверждение о том, что драконы неравнодушны к девственницам, просто означает стремление к гармонии мудрости и девственной чистоты духа.

 

Алхимический процесс. Из «Алхимии» Андреаса Либавиуса, 1606

 

Жрецы Египта и Вавилона называли себя Сынами Бога-Змия или Сынами Дракона. Даже кельтские друиды говорили о себе как о змеях. В Мексике жрецы Кецалькоатля называли себя расой Дракона. Уэльское слово Draig, или дракон, использовалось для обозначения лидера, героя, военачальника или правителя. По легенде, король Артур и его отец Утер Пендрагон выбрали дракона своей эмблемой. До наших дней на королевском знамени Уэльса сохранился четырехлапый красно-золотой дракон.

Только после того, как христианская церковь обрела могущество, дракон стал символом зла и дьявола. В попытке сокрушить древние языческие верования христиане называли своего дьявола Драконом[1]. Внушая глубокие страхи, особенно страх вечного наказания, священнослужители и Отцы Церкви утверждали свое господство над старыми верованиями. Но даже несмотря на это, всегда находились люди, не желавшие отказываться от того, что считали для себя единственно верным духовным путем. Этим язычникам столетиями приходилось таиться, жить в страхе преследования и смерти, пока они вновь не обрели возможность свободно идти своей древней дорогой, свободно говорить о контакте с помогающими им могущественными астральными созданиями.

Но и во времена гонений драконы не исчезали из виду. В европейских странах и, особенно, в Китае образ дракона оставался жить в легендах. Европейские семейства изображали дракона на своих гербах. Европейское искусство геральдики до сих пор пользуется образом дракона. На флаге и гербе принца Уэльского мы видим красно-золотого дракона. Среди прочих семейства де Драго, фон Драхенфель, де Драек, де Драгон де Рамий и Драгоманни, как и род сэра Фрэнсиса Дрейка, имели на своих гербах дракона.

В геральдике дракон с двумя лапами называется крылатым драконом; дракон без крыльев – змеем; извивающийся дракон с крыльями, но без лап – амфиптер; дракон с крыльями и лапами – гивр (в Интернете: гивр – как раз дракон без крыльев и лап. – Пер.). Более глубокое значение изображений драконов определялось по их позе: вздыбленный [стоящий на задних лапах] (передние лапы подняты); идущий с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо, статичный (все четыре лапы на земле), крылья приподнятые (подняты над спиной), распростертые или приопущенные, хвост узловатый. Еще более глубокое значение определялось цветом: золотым, красным, черным или зеленым.

В наши дни практическая магия и могущество драконов – почти позабытое искусство в мире магии. В общем, о существовании и силе драконов говорят только те, кто верит в Фейскую традицию и практикует ее. Мало кому из людей ведомы радость, чувство товарищества и духовное знание, которые дают танцы с драконами. Танцы с драконами подразумевают сотрудничество, а не отношения хозяин – раб; чтобы подняться на новый уровень бытия и связи с драконом как магом-партнером, требуется жесткая самодисциплина.

По собственному опыту я знаю, что, хотя драконы имеют тело, они не существуют в нашем физическом мире. Драконы населяют астральный мир, который сосуществует с нашим, и оба эти мира проникают друг в друга. Астральные существа так же реальны, как мы; просто их тела вибрируют с частотой, отличной от физической материи.

Драконы существуют повсюду, буквально во всех предметах. Каждое элементарное действие или противодействие может оказаться продолжением силы дракона. Это вовсе не означает, что драконы так и норовят контролировать людей и их поступки. Обычно они почти не обращают внимания на простых людей, считая их недостойными своего внимания. Существуют две причины, по которым драконы могли бы вмешаться в человеческие проблемы. Первая: если возникает неминуемая опасность среде обитания самого дракона. Вторая: если маг знает, как правильно устанавливать и поддерживать связь с магическими силами дракона и если он может убедить дракона помочь.

 

Богиня Тиамат. С каменного рельефа, храм Енурты, Нимруд, Ассирия

 

Единственное известное мне исключение из этого правила – драконы, разговаривающие с детьми. Некоторые драконы обожают общаться с малышами, особенно с теми, кто обладает парапсихологическими способностями. К несчастью, родители и общество плохо разбираются в подобных способностях и настолько неодобрительно к ним относятся, что большинство детей прекращает ими пользоваться.

Один из моих внуков, когда был еще совсем маленьким, все время видел драконов. Он описывал их мне в мельчайших подробностях, хотя я никогда их с ним не обсуждала. Осознав наконец, что эти способности очень сердят маму, внук отключил их. Вероятно, программирование достаточно эффективно отвращает от возобновления дружбы с драконами, пока ребенок живет дома, но желание не угасает. Когда внук приезжает к нам, то первым делом бежит к книжному шкафу, полному статуэток драконов. Он очень внимательно рассматривает каждого, хотя давно знаком со всеми. Я оставляю его в задумчивом молчании, так как понимаю, что это форма коммуникации между ним и его «потерянными» друзьями-драконами. Когда-нибудь, если он почувствует в себе достаточно сил для освобождения от подсознательного программирования, возможно, он решит, что признание существования драконов не вредно и не ошибочно.

В редких случаях астральное существо демонстрирует себя на физическом уровне столь отчетливо, что люди видят его своими глазами. По моему мнению, некоторые из так называемых чудовищ, например из озера Лох-Несс, – астральные существа. Несси, вероятно, разновидность астрального морского дракона. Именно поэтому я не жду появления неких неопровержимых физических данных существования Несси, чего-то, что бы ученые смогли положить под микроскоп или препарировать.

Карл Саган в «Драконах Эдема» потратил кучу времени и бумаги, пытаясь дискредитировать истории о драконах со всего света. Своими недалекими скучными объяснениями он старался убедить читателей в том, что истории о драконах произошли от воспоминаний разных народов о динозаврах. Однако сами ученые не устают повторять, что во времена больших динозавров человечества еще не существовало. Вместе с тем многие ученые не склонны признавать, что знают о мире и его созданиях не все, не говоря уж о других гранях бытия, взаимодействующих с нашими, если не убедятся в этом лично.

Существует несколько способов увидеть драконов и поработать с ними. В мире есть много магических систем, и каждая из них относится к драконам по-своему. В некоторых системах они представляются элементарными энергиями без тела. Другие считают их лишь символами и опять же отказывают им в истинном существовании. Я по собственному опыту знаю, что драконы – реальные существа из астрального мира, время от времени навещающие наш мир. Я видела их, слышала их и чувствовала их силу. После ритуальной работы с драконами вы сможете составить собственное мнение.

 

Драконы в мифах и легендах

 

Мифологии мира изобилуют рассказами о драконах. Иногда их изображают огромными змеями, иногда в виде дракона, понятного для западного мира, иногда в образе, близком Востоку. Однако драконы всегда играли определенную роль в формировании этого мира и множества его разнообразных культур. Они также играют важную роль в восприятии спиритуалистических идей.

Драконов изображали в самых разных формах и вариациях этих форм. По древним учениям, драконы могут иметь две или четыре лапы или вообще ни одной, пару крыльев или никаких крыльев, могут дышать огнем и дымом и иметь чешуйчатую шкуру. Их кровь чрезвычайно ядовитая и едкая, но при том волшебная. Кровь или жизненная сила – символ интенсивности их природных энергий. В зависимости от приема, оказанного населением, драконы проявляли либо благосклонность, либо ярость. Одно можно сказать наверняка: к драконам во всех культурах, связанных с их присутствием и взаимодействием с людьми, относились с благоговейным страхом.

Хотя можно говорить о драконах как об отдельном виде живых созданий, при чтении древних легенд и историй напрашивается вывод о том, что в рамках их сообщества существуют многочисленные подвиды и семейства. Подвиды и семейства могут иметь большие или меньшие различия во внешности, но непременно сохраняют основные черты, присущие всем драконам, где бы они ни водились. Одно семейство драконов с очень сходными чертами проживало в Европе, в частности в Северной Германии, Скандинавии и на островах Северной Атлантики.

 

Японский дракон с раскрашенного кувшина, период Эдо

 

Второе семейство наблюдалось во Франции, Италии и Испании. Третье семейство обитало на Британских островах, в том числе и в Ирландии. Среди этих драконов, обычно называемых огнедышащими, были подвиды вивернов (драконов с двумя лапами) и крылатого, но безногого змея (арх., по классификации драконов это амфиптер. – Пер.). Четвертое семейство было обнаружено в Средиземноморье, в частности в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке; в этом регионе водились многоголовые драконы. Пятое и самое многочисленное семейство – восточный дракон Китая, Азии и Индонезии. Шестое семейство, очень ограниченное по размерам и численности, было найдено в обеих Америках и Австралии.

В восточном мире драконы редко дышат огнем и более доброжелательны, хотя вспыльчивы и, если их спровоцировать, могут причинить большие разрушения. Иногда их изображают бескрылыми, но это не мешает им подниматься в воздух, если пожелают. Драконы Востока, Мексики, Америк и Австралии неслись по небу, балансируя между магнитным полем Земли и ветрами.

В Китае, например, драконы изображались с четырьмя лапами, длинным извилистым змеевидным телом и похожим на змеиный хвостом. Они очень различались по размерам: от драконов длиной от метра до Великого Цзянь-Тана длиной более 300 метров. Они умели разговаривать, менять свои формы и размеры и различались по количеству когтей.

Китайские императоры считали дракона с пятью когтями своим священным предком, символом своей власти. Как известно, только императорские драконы имели на каждой лапе по пять особенных когтей. По закону, только император мог носить одежду с вышитым драконом с пятью когтями или обладать вещами с нарисованным на них таким драконом.

 

Императорский дракон с пятью когтями. Вышивка парадного императорского одеяния, поздняя династия Мин

 

По традиции, история Китая начинается с 3000 года до н. э., хотя современные историки углубляются в прошлое лишь до 1600 года до н. э. Глиняный сосуд, датируемый примерно 2000 годом до н. э., украшен изображением дракона. Живописные и скульптурные изображения дракона и поныне присутствуют в современном китайском искусстве и празднествах.

 

Восточный дракон неба

 

Китайцы разделили своих драконов на группы и классы, где каждый вид имеет отличные от других характеристики. Появились четыре главных дракона Лун-Ван, или Царь драконов. Имена этих братьев: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь. У разных видов драконов были свои особые обязанности: дянь-лун содержали обитель богов; шэнь-лун вызывали дожди; ти-лун управляли реками; фуцзань-лун сторожили спрятанные сокровища и месторождения драгоценных металлов. Драконы Лун-Ван, или Цари драконов, божества-покровители рек, озер, морей и дождя, своим видом напоминали индийских нагов, или священных змей. В горле у них были бесценные жемчужины, а жили они в роскошных подводных дворцах.

В результате дальнейшего деления появились цзюлун, или чешуйчатый дракон; инлун с крыльями; цзюлун с рогами; безрогий чжилун и связанный с землей паньлун. Дракон чжилун был красным, белым и зеленым, а цзюлун – синим. Китайские драконы также могли быть черными, белыми, красными или желтыми, причем желтый считался главнейшим.

Драконы, используемые для декорирования, делились на девять различных категорий: пу-лао вырезали на гонгах; цзюню и би-ся – на струнных инструментах и литературных табличках (дощечках); ба-ся – на основаниях каменных монументов; чжао-фэн – на свесах крыш храмов; цзинь – на балках мостов; суань-ни только на троне Будды; яй-цзы – на рукоятях мечей и би-хань – на тюремных воротах.

Говорят, знатоки могли распознать возраст и происхождение восточных драконов по их цвету. Полагали, что желтым драконам, рожденным из желтого золота, было по тысяче лет; синим драконам из синего золота – по восемьсот; красным, белым и черным из золота соответствующего цвета – по тысяче.

 

Восточный дракон моря

 

Китайцы делили драконов на самцов и самок. Самки откладывали яйца, но из некоторых детеныши не вылупливались тысячу лет. Появление детеныша сопровождалось мощными метеорными потоками, жуткими грозами и крупным градом.

Количество чешуек на шкуре дракона также имело важное значение. Некоторые китайские эксперты по древним драконам полагали, что настоящий дракон имеет ровно 81 чешуйку, а другие утверждали, что чешуек должно быть 117. Шкура обязательно была чешуйчатой, и никакой другой. Это отличительная черта драконов во всем мире.

Китайские драконы должны были иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Правда, как видно из древних изображений, не все восточные драконы в точности соответствовали этому описанию, но все обладали шишкой на макушке, позволявшей им летать без крыльев. Хотя летающая шишка считалась важнейшей принадлежностью восточных драконов, ее редко можно увидеть на их изображениях.

 

Китайский дракон с бронзового зеркала. Период от эпохи Сражающихся царств до династии Тан

 

Восточные драконы умели менять свои формы, глубоко сосредоточившись или в порыве гнева, и все они могли принимать человеческий облик, что легко объяснимо: драконы очень любознательны и время от времени у них возникает желание пожить человеческой жизнью. Вполне возможно, что, пребывая в человеческом облике, дракон входил в контакт с человеком и устанавливал связь, которая не обрывалась после возвращения дракона к собственному образу.

Китайцы даже научились ограждать себя от надоедливых драконов. Поговаривали, что драконов можно отпугивать или контролировать листьями кельрейтерии метельчатой (мелии иранской, мелии азедарах), пятицветной шелковой нитью, воском, железом или многоножкой. Трудно представить, что дракона отпугнет воск или многоножка, но возможно, это поверье пошло от одного-единственного дракона, который испугался этих предметов точно так, как некоторые люди боятся пресмыкающихся, высоты или мышей. В конце концов, драконы обладают очень яркой индивидуальностью, так же как и мы.

В китайской медицине чрезвычайно ценились шкура, кости, зубы и слюна драконов. Измельченная в пудру кость дракона считалась магическим всеисцеляющим средством, панацеей. В старинных медицинских учебниках обязательно указывалось, что драконы периодически сбрасывают кожу и кости, как змеи. Поскольку их кожа мерцала в темноте, то, очевидно, ее легко находили. Некоторые из костей считались слегка ядовитыми, и готовить их можно было лишь в неметаллической посуде. Непонятно, как сбрасывались «кости», разве что это были не настоящие кости, а что-то на них похожее. А что касается зубов, то их выпадение и появление новых у некоторых животных, рептилий и амфибий случается.

Слюну дракона вроде бы находили в виде пенистой субстанции на земле или на поверхности воды. Обычно она извергалась во время спаривания или битвы. В одной китайской легенде говорится о великом сражении недалеко от берега. Жители рыбацкой деревни наблюдали, как огромные драконы весь день и всю ночь катались в черных тучах и вспенивали волны, и отчетливо слышали их раскатистый рев. Наутро рыбаки отправились к месту битвы и набрали полные лодки драконьей слюны, плававшей по океану огромными кучами.

Кровь восточных драконов могла быть красной или черной. Знатоки драконов утверждали, что, впитываясь в землю, кровь превращалась в янтарь. И там, где на землю падала кровь дракона, уже никогда ничего не росло. Хотя в восточных легендах кровь драконов считалась опасной, иногда смертельной, европейские герои купались в крови, чтобы стать неуязвимыми, или пили ее, чтобы обрести мудрость. Превращение крови в янтарь могло быть алхимическим выражением получения желаемого физического результата с помощью магической силы и элементарных энергий.

Восточные драконы не фигурировали в китайских мифах о создании мира. Очень редко и только случайно вступали они в конфликт с богами и героями. Драконы стремились заниматься собственными делами и благожелательно относиться к людям. У восточных драконов были специфические обязанности, такие как управление погодой, поддержание плодородия земли и плодовитости животных, а также помощь людям в овладении некоторыми искусствами. Хотя части тел драконов высоко ценились в восточной медицине, на этих волшебных созданий не охотились, тогда как западные драконы являлись объектами нападения.

Средний Восток, похоже, был местом встреч драконов: одни походили на китайских драконов, другие – на западных. У фригийцев попадаются истории о драконах, достигавших 8 метров в длину, живших в пещерах близ реки Риндакус и передвигавшихся по земле ползком с поднятой вертикально передней частью тела. В исламе встречаются намеки на то, что волшебная лошадь Мухаммеда поднялась на небо с помощью дыхания дракона. Это событие изображено на иллюстрации в турецком манускрипте, который хранится ныне в Национальной библиотеке в Париже.

Египетского Апопа описывали как огромного змея-дракона, обитавшего в Преисподней. По легенде, ханаанский бог Баал убил дракона Лотана и создал мир из его тела. У хеттов встречается подобная легенда о драконе Иллуянке. Месопотамский бог Мардук убил самку дракона Тиамат и создал из ее тела небо и землю. Древние герои Персии также сражались с драконами.

В греческой мифологии мы встречаем героя Геракла, убивающего семиглавую гидру, разновидность дракона. Еще в колыбели Геракл задушил двух гигантских змей, посланных богиней Герой. Позже этот герой спас Гесиону, обреченную на жертвоприношение морскому дракону и прикованную к скале. Персей совершил такой же подвиг для Андромеды. Ясон убил гидру (многоглавого дракона), чтобы достать Золотое руно. Сцены из его приключений с несомненным изображением дракона можно увидеть на греческих блюдах, датируемых примерно 480– 490 годами до н. э. И греческая Медея, и римская Церера разъезжают на колесницах, запряженных драконами. В Древней Греции и Древнем Риме драконов считали и доброжелательными, и злобными, в зависимости от их поведения. Пурпурный дракон стал эмблемой византийских императоров. В погибшем римском городе Помпеи сохранилась настенная роспись с изображением дракона.

В индийских легендах боги обычно не конфликтовали с нагами, или змеями-драконами, о чем свидетельствуют истории Кришны и Вишну. У обоих этих божеств были отличные отношения с Анантой, царем змей-драконов, и с нагами. Глубоко почитаемый индийский бог Вишну прекрасно ладил с Анантой, гигантским одиннадцатиглавым змеем. Вишну спал на кольцах охраняющего его змея Ананты. Индусы считают Ананту символом космической энергии, жизненно необходимой для творения.

Единственным исключением из этой дружбы нагов и богов было убийство Вритры, огромного змея, свернувшегося кольцами вокруг «пупа земли» и удерживавшего воды. Индра убил его, чтобы освободить водную стихию.

Наги славились своими волшебными силами и бесценными жемчужинами на лбу. Они являлись покровителями озер, рек, дождя и облаков, жили в прекрасных дворцах, где их часто навещали боги. Однако, как и все драконы любого вида, наги в раздражении, случалось, убивали людей или причиняли им неприятности. Сохранились истории о том, как они насылали засуху, мор и великие страдания, когда люди нарушали их правила.

Иногда нагов изображали со змеиными головами и человеческими телами. Жили они на вершине горы Меру в золотом дворце, где всегда звучала музыка, хранились драгоценные камни, выполнявшие желания, и благоухали изумительные цветы. В центре их сада, когда-то принадлежавшего Варуне, стояло под охраной дракона древо жизни и реинкарнации.

 

Гидра.

Из «Истории четырехлапых зверей и змей» Эдуарда Топселла. Лондон, 1658

 

Говорят, что когда-то в Африке, в Эфиопии, водилось множество драконов. Римский поэт Лукан и другие классические авторы сообщали, что африканские драконы умели летать, и в полете их разноцветная чешуя ярко сияла на солнце, а некоторые были так огромны, что, когда они спокойно спали на земле, их принимали за горы.

Западные драконы очень сильно отличались от восточных. У большинства из них были две крепкие задние лапы, более короткие передние, толстое тело, длинный хвост и крылья – перепончатые, с длинными ребрами или костями, как у летучих мышей. Длинные гибкие шеи заканчивались клиновидными головами. Вооружение западных драконов состояло из длинных когтей, острых зубов и огненного дыхания. С людьми они разговаривали телепатически и были очень хитрыми и коварными.

 

Украшение в форме нага для окончания парапета. Рисунок Линды Нортон с фотографии в «Азиатской мифологии», Нью-Йорк; артефакт из Музея Делапорте

 

В древних кельтских легендах драконы представали коварными, но мудрыми. К несчастью, кельтский фольклор по большей части преднамеренно уничтожался, и от той культуры нам достались лишь обрывки мифов и фрагменты историй о драконах. Кельтский баран-змей, или дракон, связан с Цернунном, богом Земли с оленьими рогами, а также с числом восемь – числом спиц в солнечном колесе. Солнечное колесо приводится в движение драконом с головой барана. На немногих сохранившихся рельефных изображениях бога Цернунна мы видим его с мешком золота у ног и в поясе из змеи с двумя бараньими головами. Этот пояс с двумя бараньими головами символизирует духовный мост между разными гранями существования. Кельтский шаман-колдун-жрец знал: чтобы пройти по мосту, необходимо войти внутрь себя, и только тогда возможна встреча с драконом, охраняющим этот мост. Ни один соискатель не сможет миновать дракона и войти в область иных миров, если ему недостает самодисциплины и самопознания.

Конкобар из Ирландии, по легенде, имел двух отцов: бога и человека. Родился он якобы в день зимнего солнцестояния с водяным червем в каждой руке. Судя по описанию этих водяных червей, вероятно, они были детенышами драконов.

Ирландский герой Финн Маккул (Финн Мак Кумайль, Фион Маккумал) также убивал драконов. В некоторых магических учениях поступки Финна считаются не физическими действиями, а борьбой с собственными деструктивными мыслями.

Дракона изображали на уэльском знамени по меньшей мере с тех пор, как Уэльс покинули римские легионы. И в Англии, и в Шотландии, и в Ирландии с XVI века дракона рисовали с четырьмя лапами и виверна с двумя. Однако на Европейском континенте двулапого виверна до сих пор называют драконом, и то же имя закрепилось за четырех-лапой разновидностью. Даже в наши дни дракон – один или с другими символами – является частью геральдического наследия примерно двухсот английских родов и около трехсот европейских.

В скандинавской легенде герой Сигурд (Зигфрид в Германии) убил дракона Фафнира, случайно проглотил каплю крови дракона и тут же стал понимать язык птиц. Это спасло его от вероломного брата дракона, замышлявшего убить его ради сокровища. Сигурд также искупался в крови, когда нанес Фафниру удар из ямы. Все его тело стало неуязвимым для любого оружия, за исключением крошечного участка, оказавшегося прикрытым прилипшим листом.

Бог Тор однажды на рыбалке поймал Мирового Змея. Учитывая могущество и отрицательные свойства огромного змея-дракона, Тору повезло, что его спутник успел перерезать лесу. Правда, бог так не считал и сильно ударил приятеля по голове за то, что тот отпустил его большую «рыбу».

Если вам удастся прочитать самый лучший перевод истории о Беовульфе, вы сразу увидите, что он сражался с тремя драконами. Хотя первого убитого им дракона описывают как молодого двухлапого монстра-самца, кравшего по ночам пищу из домов, это вполне мог быть виверн (тоже двулапый) или четырехлапый дракон, бродивший на задних ногах, или дракон в облике человека. Вторым существом была взрослая самка, принявшая человеческий облик, в конце концов убитая в своем водоеме. Третий дракон появился в жизни Беовульфа позже и определенно был классифицирован как дракон. Это был взрослый летающий самец с ядовитым укусом. Беовульф, тогда уже очень пожилой, сам стал наживкой, чтобы выманить последнего дракона из берлоги и убить его.

Вероятно, самым большим из северных драконов был Нидхогг (Грызун), живший в Нифльхейме и постоянно подгрызавший Древо Жизни. Нидхогга можно отнести к драконам хаоса, тем, кто уничтожает ради воссоздания.

 

Нос корабля викингов с погребального корабля, найденного в Осберге

 

Эта идея разрушения-воссоздания привела к тому, что северяне верили, будто Нидхогг обдирал плоть со всех трупов.

В северных регионах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...