Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.

Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись. В непрограмированном наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической практики:

· Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей. Выявить детей с скрытой одаренностью.

· Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдение ведется по разработанной программе. Результаты наблюдения – наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в протоколе. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка.

Как уже отмечалось в теоретической части настоящего проекта, музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.

Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали кружковую работу. Реализация педагогического проекта детского объединения «Жемчужены» (Приложение №2) ведется по двум направлениям

– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;

– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям.

Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекает воспитательный процесс.

Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.

Представим предметно развивающую среду, созданную в нашем детском саду согласно позициям В.А. Петровского. «Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми» (26). В.А.Петровский определяет следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- дистанция, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;

- активность - реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

- стабильность-динамичность среды - направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;

- ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- эмоциогенность среды - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

- эстетическая организация среды - сочетание привычных и неординарных элементов;

- тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Всем известно, что мир предметов окружающий ребенка может иметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию. Светлый просторный, эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм искусства, музыки, который может вдохновлять к творчеству. Цвет его стен и штор гармонично сочетаются. Текстильный декор меняется в зависимости от сезона, так в летний период зал оформляется радужными шторами, в межсезонье зелено-желтыми тонами, а в зимний период зал оформлен в голубо-синих тонах. Музыкальный зал оснащен детской мебелью - стулья и столы разной высоты, расписанные хохломской росписью. Музыкальный руководитель и воспитатель общаясь с детьми, занимает место на специальном невысоком стуле, чтобы сохранить позицию глаза в глаза.

Традиционно основные декорации располагаются на центральной стене. Большое значение имеет смена оформления соответственно календарному или тематическому празднику. В зале имеются две ширмы, одна раскладная, другая в форме цилиндра, их наличие позволяет реализовать принцип динамичности среды. Наличие мягкого ковра позволяет организовывать работу детей в малых группах, не используя стульев, а так же беседовать, играть сидя в кругу, что создаёт более раскрепощенную обстановку.

В нашем детском саду создан, функционирует и в 2007 году лицензирован музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты представляющие быт русской деревни конца 19 и начала 20 века. Программа «Ладушки» предусматривает широкое использование фольклорного материала, многие праздники развлечения в нашем детском саду частично или полностью построены по сюжетам народных сказок или по праздникам народного календаря. Поэтому они проводятся или в помещении музея или с использованием музейных экспонатов в качестве декораций и костюмов.

Для эффектности того или иного номера детей или взрослых необходимо использовать хорошо подобранные и качественно исполненные костюмы. За последние несколько лет костюмерная детского сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами, как для детей, так и для взрослых.

В каждой группе созданы уголки по народному быту. Здесь и домашняя утварь и игрушки, и музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, колотушки, свистульки), а также произведения прикладного искусства (дымковские игрушки, Городецкая роспись, Жостовские подносы, Уралосибирская роспись) И всё это сделано совместно с родителями. Доступность этих материалов детям обеспечивает постоянный интерес у них к народному творчеству, возможность использовать инструменты в свободной деятельности. В этом уголке можно поиграть на деревянных палочках, ложках, маракасах, рассмотреть весёлую матрёшку и сходить в гости к дымковским игрушкам.

Методический кабинет музыкальных руководителей оснащен детскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. За несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а так же диски и кассеты с записями различной музыки, так или иначе используемой в процессе музыкального воспитания детей. Методический кабинет музыкальных руководителей оснащен персональным компьютером, в котором собраны и систематизированы материалы (рабочие программа, педагогические проекты, сценарии, материалы для информационных стендов, для консультаций педагогов и родителей и др.) в цифровом формате.

Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

§ Выявить интересы и предпочтения родителей;

§ Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;

§ Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Выше сказанное будет справедливо и по отношению к одаренным детям. Более того, родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таки родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.


Заключение

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

1. Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

2. Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

3. Разработать проект детского объединения «Жемчужинки»

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

5. Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

6. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:

1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детском саду, на муниципальном и областном уровнях.

2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.

В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут отражаться в ежемесячном выпуске газеты «Колобок». Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в местной газете «Тевиком», а так же на сайте Управления образования п. Рефтинский.

Для оценки эффективности реализации проекта необходимо на протяжении межатестационного периода вести мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном, областном и федеральном уровнях, а так же мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.

 


Библиография

 

1. «Детский сад и семья» /Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.

2. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

3. «Основы дошкольной педагогики» /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.

4. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.

6. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

7. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

9. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

10. Горшкова Е. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце //Дошкольное воспитание, 1991, № 12.

11. Готсдинер А. Музыкальная психология. — М., 1993.

12. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.

13. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

14. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

15. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений. – М.: Академия, 2000.

17. Зеньковский В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995

18. Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.

19. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Серия «Ладушки» - «Композитор», Санкт-Петербург, 1999 г.

20. Корчак Я. Как любить ребенка. — Калининград, 2002.

21. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

22. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

23. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.

24. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985

25. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 1997.

26. Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование в России. - М., 1993.

27. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.

28. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

29. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

30. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

31. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

32. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

33. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

34. Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

35. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

36. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 1994.

37. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,

38. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 1961.

39. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I

40. Шадриков В. Способности человека. — М., 1997.

41. Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...