Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Классификация психотропных средств.




Цели и задачи дисциплины

 

Программа курса «Психофармакология» рассчитана на профессиональную подготовку студентов-психологов по специальности «Психология». Программа разработана с опорой на государственный образовательный стандарт и предполагает основные формы работы: лекции и семинары.

Психофармакология – раздел фармакологии, изучающий влияние психотропных средств на центральную нервную систему, психические состояния, на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик.

Цель курса «Психофармакологии» – дать студентам современные представления о психотропных средствах, сущности и механизмах действия на центральную нервную систему, использования в практической психологии, эффективности и безопасности применения психотропных средств, индивидуализации фармакотерапии, фармакологической коррекции нарушений умственной деятельности в условиях психологического стресса, решении проблем повышения работоспособности и профилактики переутомления.

Задача курса состоит в ознакомлении студентов с современными возможностями медикаментозного лечения психических больных, ознакомление студентов с теоретико-биологическими основами действия психотропных средств. Изучение классификации психотропных средств и их терапевтических мишеней. Ознакомление с возможностями практического применения психотропных средств.

Дать представление о понятиях, использующихся в фармакотерапии, в общих вопросах фармакодинамики средств, влияющих на ЦНС, в общих сведениях о психических заболеваниях, дать представление о роли и месте психофармакотерапии в лечении психических заболеваний и основные представления о клинической фармакологии психофармакологических средств.

Ознакомить с методологией оценки клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов на основе знаний клинической фармакологии психофармакологических лекарственных средств, дать представление о целях, диагностических и лечебных методиках, использующихся врачами-психиатрами.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- знать основные психотропные средства, сущность и механизм действия на центральную нервную систему;

- знать современные возможности медикаментозного лечения психических больных;

- уметь реально использовать полученные знания в своей практической работе в различных отраслях психологии;

- владеть методологией оценки клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов на основе знаний клинической фармакологии психофармакологических лекарственных средств;

- иметь представление о целях, диагностических и лечебных методиках, использующихся врачами-психиатрами

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестров      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
Практические и семинарские занятия     -
Тематические дискуссии и деловые игры -   -
Самостоятельная работа      
Всего часов на дисциплину      
Курсовая работа (№ семестра) -   -
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Зачет – 7 семестр     Зачет – к/работа 3 семестр  

 

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения ___ Очная ____

Названия разделов и тем Всего часов Виды учебных занятий
лекции семинары Самостоятельная работа
Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах.        
Тема 2. Клиническая психофармакология. Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология        
Тема 3. Классификация психотропных средств.        
Тема 4. Антидепрессанты (тимоаналептики). Общая характеристика.        
Тема 5. Нейролептики (антипсихотические препараты). Общая характеристика.        
Тема 6. Транквилизаторы (анксиолитики). Общая характеристика.        
Тема 7. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники). Общая характеристика. Понятие о допинге.        
Тема 8. Нейропептиды. Общая характеристика. Использование в нервно-психиатрической практике.        
Тема 9. Седативные средства. Общая характеристика. Препараты валерианы.        
ИТОГО:        

 

Содержание курса

 

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах.

Определение понятия «Психотропные средства». Генетическая, половая, физиологическая обусловленность чувствительности организма к лекарственным психотропным средствам. Основные и побочные действия применения психотропных средств. Аллергические реакции, идиосинкразия.

Литература

 

Основная литература:

1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005.

Дополнительная литература:

1. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.; Наука, 1995.
2. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. М.: Восток, 1996.- 288 с.;

3. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии. Киев: Ник-Центр, 1999.- 725 с

4. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Альянс – В», 2002.- 816 с.

 

Тема 2. Клиническая психофармакология. Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология.

Профилактическое и лечебное применение психотропных средств в различные возрастные периоды онтогенеза. Особенности применения психотропных средств в пожилом возрасте. Основные виды этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии.
Токсическое действие применения психотропных средств.


Литература

 

Основная литература:

1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005.

Дополнительная литература:

1. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.; Наука, 1995.
2. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. М.: Восток, 1996.- 288 с.;

3. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии. Киев: Ник-Центр, 1999.- 725 с

4. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Альянс – В», 2002.- 816 с.

Тема 3. Классификация психотропных средств.


Классификация психотропных препаратов.

А. Нейролептики, «антипсихотические средства», ранее обозначавшиеся как «большие транквилизаторы», или «атарактики»; к ним относятся производные фенотиазина, бутирофенона, тиоксантена, резерпин и подобные ему вещества.

Б. Анксиолитические седативные средства, ранее называвшиеся «малые транквилизаторыры». К ним относятся мепробамат (мепротан) и его аналоги, производные диазепоксида бензодиазепина), в том числе хлордиазепоксид (хлозепид), диазепам (сибазон) и др.

В. Антидепрессанты – вещества, применяемые при лечении патологических депрессивных состояний. Их называют также психические энергизаторы» и «тимолептики» Эта группа включает ингибиторы МАО имипрамин (имизин) и другие трициклические антидепресанты.

Г. Психостимуляторы: фенамин и его аналоги, кофеин.

Д. Психодислептики (галлюциногены] называемые также «психозомиметичские вещества». К этой группе относятся диэтиламид лизергиновой кислота мескалин, псилоцибин и др.

С точки зрения практической медицины психотропные препараты делятся на следующие основные группы:

а) нейролептики (антипсихотические средства);

б) транквилизаторы

в) седативные средства;

г) aнтидепрессанты;

д) нормотимические средства;

е) ноотропные средства;

ж) психостимулирующие средства.


Литература

 

Основная литература:

1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005.

Дополнительная литература:

1. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.; Наука, 1995.
2. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. М.: Восток, 1996.- 288 с.;

3. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии. Киев: Ник-Центр, 1999.- 725 с

4. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Альянс – В», 2002.- 816 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...