Мнемонические правила для запоминания тригонометрических формул
(Из опыта работы)
При изучении темы «Тригонометрия» учащиеся сталкиваются с проблемой запоминания большого количества тригонометрических формул. Твердо знать эти формулы совершенно необходимо для дальнейшего изучения курса алгебры. Как лучше запомнить тригонометрические формулы с наименьшей нагрузкой на механическую память?
1. Знаки тригонометрических функций
Важно помнить, что · все тригонометрические функции в I четверти принимают положительные значения (знак «+»); · у синуса знаки расположены горизонтально, · у косинуса – вертикально, а · у тангенса и котангенса – крест-накрест. Учащиеся прекрасно запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, но забывают, у какой функции (синуса или косинуса), знаки расположены горизонтально, а у какой – вертикально. В этом случае поможет следующее правило: произносить слова «синус» и «косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.
2. Значения тригонометрических функций некоторых углов Часто возникает путаница при использовании значений тригонометрических функций для углов 30°, 45° и 60°. Это происходит из-за существования некоторой симметрии в значениях функций данных углов. Значения тригонометрических функций для углов 30°, 45° и 60° следует запоминать следующим образом.
1. Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует записать по возрастанию 30°, 45° и 60°, а в первом столбце – функции по порядку: sin α, cos α, tg α и ctg α. Далее нужно запомнить всего одну клетку из всей таблицы, а именно, что , и заполнить ее.
2. Затем приписать к единице знак радикала (карандашом). Получили «корень из одного пополам».
3. Далее в этой же строке заполняем две оставшиеся клетки, в некотором смысле по возрастанию: «корень из двух пополам» и «корень из трех пополам».
4. Вторую строку таблицы заполняем в обратном порядке. Таким образом, две строки таблицы полностью заполнены.
5. Учитывая формулу и выполняя соответствующее деление, заполняем третью строку таблицы; четвертую строку заполняем, как третью, но в обратном порядке. Получаем таблицу значений тригонометрических функций для углов 30°, 45° и 60°.
Понимая, как устроена таблица, учащиеся с легкостью запоминают ее.
3. Формулы приведения Для запоминания этих формул необходимо знать два коротких правила: 1. Четверть дает знак. 2. Диаметр дает функцию. Рассмотрим, например, как найти значение выражения . Сначала следует выполнить подготовительный момент: представить данное выражение в виде 1) , либо в виде 2) . Предположим, что мы выбрали первый из представленных видов. Тогда, применяя первое правило, получим, что в III четверти косинус отрицательный (ставим знак «минус»). Далее задаем вопрос: «Меняем или не меняем функцию?». 180° попадают на горизонтальный диаметр. Помотав головой вдоль этого диаметра, получаем ответ: «Нет, не меняем». Получим
. Теперь предположим, что мы выбрали второй из представленных видов. Вопрос со знаком решается аналогично – ставим знак «минус». А задавая вопрос: «Меняем или не меняем функцию?» и помотав головой вдоль соответствующего диаметра, получаем ответ: «Да, меняем», так как 270° попадают на вертикальный диаметр. Получим .
4. Формулы понижения степени , .
Важно понять структуру этих формул, в частности, такой момент – «степень понижается, а угол становится в два раза больше». Эти формулы очень похожи друг на друга, поэтому для лучшего их запоминания следует применять правило: «Единица минус – дает синус, а единица плюс – дает косину́с».
5. Функция косинус Про функцию косинус следует помнить, что она «четная, семейственная и отличная (от других)». Эти эпитеты позволяют запомнить многие тригонометрические формулы: четность/нечетность тригонометрических функций, формулы сложения, формулы преобразования суммы в произведение, а также формулы преобразования произведения в сумму. Некоторую «семейственность», свойственную косинусу, можно проследить на примере формул сложения, формул преобразования суммы в произведение, а также формул преобразования произведения в сумму. И в каждом блоке этих формул можно уловить некую «отличительность», свойственную косинусу. Формулы для ОДАРЕННЫХ
Формулы приведения
Значения тригонометрических функций некоторых угловДополнительные углы
Формулы двойного угла Формулы понижения степени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|