Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «НАТУРАФИЛ»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Структура методики Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно - динамическая характеристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: перцептивно - аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера, обусловленных отношением к природе, которые проявляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно - выразительным элементам, стремлении их «получать» - своеобразном «сенсорно - эстетическом голоде», свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д. Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой «информационной сензитивности» к ним. Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.
Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением. Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (Нэ) направлена не диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы. Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да-нет»), всего - 50 пунктов. При составлении матрицы - спецификации методики закладывались пункты, диагностирующие отношения к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и биоценозам (болото, лес, луг и т.п.), для обеспечения содержательной валидности. Таким образом, испытуемый, имеющий высокую интенсивность отношения, например, только к животным, но избегающий растений, не может получить максимальные баллы, так как его отношение к природе в целом действительно не достаточно сформировано. В своем анализе активности как функции всевозрастающей сложности организации ее материальных носителей С.Д. Смирнов отмечает, что «важнейшим направлением прогрессивного изменения активности является переход от процессов адаптивного, приспособительного плана к процессам преобразования и активного конструирования внешних условий существования системы, стремящейся сохранить и развить свою внутреннюю определенность» (1985, с.30). В соответствии с этим когнитивная и практическая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера, т.е. связанные с деятельностью, задаваемой другими людьми или обстоятельствами (более низкий уровень), и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самостоятельно (более высокий уровень).
В поступочной шкале было сделано разграничение пунктов по активности, направленной на сами объекты природы, и активности, направленной на людей, взаимодействующих с природой. Предполагалось также, что это две качественно различающиеся между собой ситуации и, соответственно, они должны быть равным образом представлены в методике (каждая по 5 пунктов). При этом считалось, что активность, направленная на людей, является более «трудной», поэтому испытуемые, набравшие большое количество пунктов данного типа, должны иметь и достаточно высокие показатели по пунктам, связанным с активностью, направленной на сами объекты природы. Отметим, что поступочная шкала в этом отношении принципиально отличается от когнитивной и практической: любой поступок по определению является «деятельность., организованной самостоятельно», но отличается по своему объекту, а практическая и когнитивная шкалы характеризуют деятельность, которая может быть одного или второго типа, но объектом ее всегда служит какой-либо природный объект. Разработка пунктов Поскольку опросник «Натурафил» предназначался для диагностики интенсивности субъективного отношения к природе именно непрагматической модальности, то главным требованием при построении пунктов была необходимость задавать ситуации, в которых взаимодействие с природными объектами носит явно непрагматический характер. Это касается всех четырех основных шкал. Для каждой шкалы в отдельности были разработаны свои частные принципы. В результате серии пилотажных исследований пришли к выводу, что для перцептивно-аффективной шкалы наиболее оптимален принцип построения пунктов на основе «борьбы с отрицательными стереотипами», поскольку очень большую роль играет социальная нежелательность отрицательных ответов. Например, пункт «Вам нравится любоваться цветами?» не может быть валидным, потому что стереотипно провоцирует утвердительный ответ. Поэтому испытуемым предлагались формулировки, содержащие определенные отрицательные стереотипы, стимулирующие положительный ответ, который интерпретировался как отсутствие сформированности перцептивно-аффективного компонента. Приведем пример из окончательного варианта методики: «Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?». Такая постановка вопроса провоцирует дать ответ «да», соответствующий стереотипу, но свидетельствующий о низком уровне развития непрагматического отношения к животному: в этом случае тигр выступает лишь как средство развлечения людей. В таком варианте ответ «нет» свидетельствует о преодолении этого стереотипа, определенной эмпатии к животному - следовательно, в соответствии с теоретическим конструктом, о более высоком уровне развития перцептивно-аффективного компонента отношения.
Для когнитивной шкалы были выработаны несколько принципов. Во-первых, это могут быть прямые вопросы типа «Вы испытываете потребность к поиску новых знаний о природе?» (отметим, что их должно быть меньшинство, так как их «открытость» может привести к искажению результатов). Во-вторых, можно использовать вопросы, диагностирующие определенные установки на получение информации о природных объектах: «Если по телевизору началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?» («результативным» считается отрицательный ответ). В-третьих, это могут быть вопросы, связанные с тем или иным поведением, демонстрирующим стремление испытуемого получать информацию о природных объектах: «Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?» Для практической шкалы такими принципами могут быть, во-первых, пункты, свидетельствующие о наличие определенной технологической и психологической вооруженности, являющейся следствием непрагматического практического взаимодействия с объектами природы: «Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?» - положительный ответ «нерезультативен», так как свидетельствует как раз об отсутствии такой вооруженности.
Как вариант может использоваться пункт. Выявляющий определенные факты в жизни испытуемого, свидетельствующие о наличии у него технологической и психологической вооруженности: «Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?» - в этой ситуации человек приобретает очень важный и ничем незаменимый психологический опыт взаимодействия с природой. Во-вторых, могут, также как ив когнитивной шкале, использоваться пункты, выявляющие определенное поведение испытуемого, свидетельствующее о сформированности у него потребности в непрагматическом практическом взаимодействии с природными объектами: «Вы специально покупаете комнатные растения, чтобы ухаживать за ними?». Для поступочной шкалы могут использоваться, во-первых, пункты, моделирующие определенное поведение испытуемого: «Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?» («результативен» отрицательный ответ). Во-вторых, пункты, основанные на фактах из жизни испытуемого, свидетельствующих о наличии у него сформированности поступочного компонента отношения: «Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?» Отметим, что в случае моделирования важно использовать формулировки, провоцирующие «нерезультативный» ответ, поскольку может играть определенную роль непроизвольное желание фальсифицировать «Я-образ» или же выстроить более благоприятную для себя «Я-концепцию». В пунктах, связанных с фактами из жизни испытуемых, такая опасность значительно ниже: Во-первых, методика, в основном, разрабатывалась для групповой анонимной формы проведения (при индивидуальной же есть возможность установить доверительные отношения с испытуемым), а во-вторых, ситуация диагностики отношения к природе, как показали пилотажные исследования, не является ситуацией экспертизы, т.е. особо значимой, - преднамеренная фальсификация маловероятна. Для шкалы натуралистической эрудиции должны использоваться пункты, ответы на которые требуют наличия у испытуемого таких знаний, которые общедоступны (но это не значит - общеизвестны!), не требуют специальной биологической подготовки. В то же время при составлении этой шкалы мы исходили из стремления получить определенный инструмент для исследования взаимосвязи между тем, что называют «экологической воспитанностью». Экологическая эрудированность представляет собой совокупность сведений об объектах природы, в том числе специфических знаний об экологических процессах) о функционировании экосиитем, роли антропогенного фактора и т. д.). Экологическая воспитанность, на наш взгляд, представляет собой экологически целесообразное поведение в ситуациях взаимодействия с природными объектами, которое обуславливается тем или иным отношением к ним.
В соответствии с этим, для шкалы натуралистической эрудиции отбирались пункты на основе двух принципов: во-первых, они должны характеризовать высокий уровень экологической эрудированности - испытуемые с широкой эрудицией должны с легкостью давать на них правильные ответы, люди с низкой эрудицией должны затрудняться это сделать, а во-вторых, вопросы должны быть общедоступны, не требовать специальных знаний, которые можно приобрести только при профессиональном взаимодействии с природой (поэтому была исключена возможность задавать вопросы по экологическим процессам и т. п.) В связи с этим шкала натуралистической эрудиции ни в коей мере не может служить средством измерения биологических знаний в целом: результаты по ней необязательно должны совпадать, например, со школьными оценками. Психометрические характеристики Ретестовая надежность методики - по параметру интенсивности - на интервале в 2 недели по критерию Пирсона для испытуемых 14-15 лет (п=172) равна 0,829. Надежность - как внутренняя согласованность по методу Кьюдера - Ричардсона на выборке, состоящей из разных социально-возрастных групп (п=719) равна 0.693. Валидность по содержанию обеспечивалась при составлении матрицы - спецификации. Критериальная валидность проверялась методом контрастных групп. «Валидация методом контрастных групп обычно влечет за собой сложный критерий, в котором отражены накапливающиеся и неконтролируемые избирательные влияния повседневной жизни. Такой критерий в конечном итоге связан с принадлежностью или непринадлежностью индивида к определенной группе» (Анастази, 1982,.134). В качестве таких контрастных групп были отобраны по 50 школьников разного возраста. В одну группу вошли испытуемые, глубоко увлеченные природой, занимающиеся в различных кружках, секциях, организации «зеленых», принимающие участие в работе муниципального зоопарка и т.п., а во вторую - те, в беседах с которыми был установлен низкий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности. Коэффициент корреляции с критерием по параметру интенсивности отношения к природе методом контрастных групп окончательного варианта методики равен 0.560. Конструктная валидность методики определялась на основе внутренней согласованности на выборке в 757 человек. Каждый пункт коррелировался с результатами по шкале и с итоговым баллом по параметру интенсивности. На основе полученных корреляций были отобраны 50 пунктов окончательного варианта методики, которые анализ показал, что все шкалы опросника «Натурафил» хорошо согласованы с итоговым показателем по параметру интенсивности: коэффициент корреляции для перцептивно-аффективной шкалы равен 0.626, для когнитивной - 0.691. для практической -0.864, для поступочной - 0.758. Дополнительно был проведен анализ внутренней согласованности методом контрастных групп. В них вошли по 20 испытуемых, отобранных случайным образом из тех, чей показатель по параметру интенсивности отклонялся от среднего больше, чем на одно стандартное отклонение - по 16 «верхних» и «нижних» процента выборки. Для всех шкал и всех пунктов получены значимые различия как минимум при p 0.01. Пункты методики и ее шкалы обладают хорошей дискриминативностью. Процедура проведения Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе, в первую очередь у школьников и учащихся ПТУ 10 -17 лет, поскольку нормы разработаны именно для этой категории испытуемых. Методика проводится в устной форме, испытуемые на специализированном бланке отмечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения. Испытуемым раздаются бланки следующего образца. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ 1. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46. 2. 7. 12. 17. 22. 27. 32. 37. 42. 47. . 8. 13. 18. 23. 28. 33. 38. 43. 48. . 9. 14. 19. 24. 29. 34. 39. 44. 49. . 10.15. 20. 25. 30. 35. 40. 45. 50. Зачитывается инструкция: «Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить «да» или «нет» (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать «не знаю»). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор. В данной методике нет «хороших» и «плохих» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе «нет» - «-», «не знаю» - «н». При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка ответов - около 25 - 30 минут. ТЕКСТ МЕТОДИКИ: 1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь? 2. Верно ли, что, придя к кому-то в гости и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой? . Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи? . Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана? . * Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою? . Комнатные растения улучшают Ваше настроение? . Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется? . Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними? . Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану) . * Алоэ относится к кактусам? . Мох на деревьях портит их внешний вид? . Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание? . Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут посажены и Вашими руками? . Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то Вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет стану) . *Семена ели созревают осенью? . Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана? . Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов? . Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой? . Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось? . * Окунь - это хищная рыба? . Вы считаете крыс противными? . Если началась передача или фильм о животных, то Вы скорее всего, переключите телевизор на другую программу? . Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь? . Вам приходилось помогать животным в трудное для них время? . * Паук - это насекомое? . Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке? . Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек, птиц, рыбок или других интересных животных? . Вам приходилось получать потомство от Ваших животных? . Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты? . *Спаниель - это служебная собака? . Вы считаете крапиву неприятным растением? . Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблюдениях? . Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций? . Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора? . *Бамбук - это трава? . Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, станет; нет, не станет) . Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе? . Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности? . Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы? . * Биология - это наука об изучении всей природы? . Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте? . Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе? . Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы? . Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеленых» и т.п.? . * В пустыне можно замерзнуть, простудиться? . У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки? . Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы? . Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев? . Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе? . * Белый медведь охотится на пингвинов? Обработка и интерпретация результатов Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».) КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ» Растения Животные Природа 1. - 6.+ 11. - 16.+ 21.- 26. + 31.- 36.- 41.- 46.- ПА 2. + 7.+ 12.+ 17.+ 22. - 27.+ 32.+ 37.+ 42.+ 47.+ К . - 8.+ 13.+ 18.+ 23. - 28.+ 33.+ 38.+ 43+ 48. - Пк . + 9. - 14. - 19.+ 24.+ 29.+ 34. - 39.+ 44.+ 49.+ Пс . - 10. - 15. - 20.+ 25. - 30. - 35.+ 40. - 45.+ 50. - НЭ Интенсивность отношения = ПА+К+Пк+Пс; Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка - перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая - когнитивная (К), третья - практическая Пк), четвертая - поступочная (Пс), пятая - дополнительная шкала натуралистической эрудиции НЭ). Параметр интенсивности субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам. Результаты по каждой шкале (от0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью Таб. 2. Таблица 2 Таблица перевода баллов по шкалам опросника «Натурафил» в станайны
· Выборка: четыре группы школьников - 10 - 11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет и 16-17 лет - по 50 человек. Всего - 200 человек. Показатель параметра интенсивности, полученный путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в стандартную Т-шкалу с М = 50 и s = 10 с помощью таб.3. Таблица 3 Таблица перевода баллов интенсивности опросника «Натурафил» Т - шкалу* Баллы | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | ||||||||||||||||||||||||||||
Т - баллы | 10 10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37 37 40 40 43 43 46 46 49 | ||||||||||||||||||||||||||||
баллы |
21 22 23 34 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 | ||||||||||||||||||||||||||||
Т - баллы | 49 52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83 | ||||||||||||||||||||||||||||
*Выборка: школьники 10-17 лет - 1007 человек, интервал равнозначности 2 балла.
Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.
Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к популяции школьников 10-17 лет и определить его положение по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 4).
Таблица 4
Интерпретация показателей интенсивности отношения к природе
Станайн/Т-баллы | Характеристика результата |
1/до32 | крайне низкий |
2/33-37 | низкий |
3/38-42 | ниже среднего |
4/43-47 | средний |
5/48-52 | средний |
6/53-57 | средний |
7/58-62 | выше среднего |
8/63-67 | высокий |
9/более68 | очень высокий |
Кроме того, с помощью методики «Натурафил» можно получить еще целый ряд дополнительных показателей.
Когерентность по интенсивности - показатель того, насколько согласовано субъективное отношение к природе по сферам своего проявления. Этот показатель приблизительно можно высчитать, определив разницу между максимальным и минимальным результатом по четырем основным шкалам (после переведения в станайны).
Все остальные показатели, которые будут описаны, лишь приблизительно характеризуют диагностируемые явления: для точного измерения необходимы специальные методики.
) Когерентность по широте показывает, насколько согласовано субъективное отношение к природе по группам охватываемых объектов.
Для определения этого показателя необходимо подсчитать количество ответов испытуемого, совпадающих с ключом, в трех блоках (по 10 пунктов), обведенных рамками: «Растения», «Животные» и «Природа». В них входят ключевые вопросы, диагностирующие отношение к трем группам объектов природы: растениям; животным; биоценозам и «природе в целом». Когерентность по широте - это разница между максимальным и минимальным результатом в этих трех блоках.
Анализ результатов по трем блокам позволяет сделать предварительное суждение о том, по отношению к каким группам интенсивность больше, а по отношению к каким - меньше.
) Обобщенность. Разница между средним результатом по блокам «Растения» и «Животные», в которых диагностируется отношение к отдельным объектам природы, и результатом по блоку «Природа», в котором диагностируется отношение к биоценозам и «природе в целом», может служить косвенным показателем обобщенности субъективного отношения к природе у данного испытуемого.
)Характер активности личности, обусловленный ее субъективным отношением к природе. Определенную информацию об этом можно получить, сопоставляя результаты по отдельным аспектам, которые были заложены при построении шкал: проявляет ли личность активность в познавательной и практической сферах, обусловленную только ситуацией, или она является надситуативной; активность по изменению окружения направлена только на сами природные объекты или на людей, связанных природой.
Для того чтобы определить степень выраженности ситуативной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 2,3,12,13,22,23,32,33.42.43.
Для того чтобы определить степень выраженности надситуативной активности в познавательно и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47. 48.
Для того чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанный непосредственно с объектами природы, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 9, 19, 29, 39, 49.
Качественный анализ этих показателей может дать дополнительную информацию о структуре параметра интенсивности субъективного отношения к природе у данного испытуемого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
|