Характеристика Новоторгового Устава
Новый торговый устав 1667 года стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны. Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, с которой к этому времени окончательно слились ранее упраздненные «подужное, мыты, и сотое, и тридцатое, и десятое, свальное, складки, и повороты, и статейныя, и мостовое, и гостиное, и иные всякие статьи». Ее размер согласно Уставу оставлял 10 денег с рубля и 5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, во-вторых, «когда они привозились в город или селение, где существовала таможня». В Новоторговом Уставе предусматривалось увеличение торговых и проезжих пошлин, введение запретительных тарифов на ряд товаров, выдача иностранным купцам специальных жалованных грамот для получения права на торги, устанавливалась процедура таможенного контроля товаров. Так, кроме обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров[7]. Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние - на «рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый устав получил оценку первого таможенного тарифа или первого таможенного устава России[8].
Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин. Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др. Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому «кабаку». Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги[9]. Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.
Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. был сосредоточен в Приказе Большой казны. Большая таможня и Посольская новая таможня оформляла товары иноземцев. В Мытную избу предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др. Конюшенный приказ надзирал за торговлей лошадьми. Померная изба оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары. В уездах таможенное дело продолжало находиться в ведении «таможенных изб», которые с отменой откупов в 1654 году были приняты в казенное содержание. Они управлялись таможенными головами, избираемыми или назначаемыми из гостей, купцов, торговых и посадских людей, государственных крестьян и некоторых других сословных групп. При голове обычно состояло несколько помощников - целовальников. Старший из них, имевший доступ к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике – «ларе», назывался «ларечным». Караульные целовальники охраняли таможенную избу. «Ходячие» целовальники собирали пошлины на торговых площадях. Ему также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в таможенные книги данные о торговцах, их товарах, суммах сборов и пр. Таможенная документация включала «расходные книги», «росписные списки», «отпускные книги», «товарные ценовые росписи», «приходные книги», «обыскные книги» и др. Значительный интерес представляют сохранившиеся таможенные книги Смоленска второй половины XVII века[10]. Таможенные книги позволяют не только окунуться в глубь истории развития таможенных отношений, но и оценить значение Смоленска как крупного центра русской торговли с Западом и Востоком (по Днепру и Западной Двине), как опорного пункта Московского государства на западной границе. По ним мы можем судить об экономических связях Московского государства через Смоленск на путях Литвы и Польши, что, кстати, мало изучено, проследить торговые связи Смоленска и Смоленской области с другими внутренними русскими городами и областями. Записи в этих книгах (в виде журнала) велись день за днем круглый год (с 1 сентября по 31 августа).
Известное значение в уменьшении действительного торгового оборота имела контрабанда, отдельные очень редкие случаи которой зарегистрированы в таможенных книгах: «У Смоленского мещанина Михаила Головкина в генваре в 29 числе объявилось не явленного товару в двух лавках: тафты струйчатой 10 арш., тафты кармазиновой 20 арш., да отласу кармазинового 10 арш., да осиновой 10 арш., замки кармазиновые 30 арш., кисеи полчетверти штуки, тафты алой 8 арш., 4 кидняка, 41 чет. пуху бобрового, 2 ожерелка, да 12 пар хрептов лисих, 12 пар горл лисих, цена всему товару 129 руб. с полтиной. И тот товар взят на великого государя». По книгам можно проследить процесс развития и становления таможенных отношений, определить структуру таможенных органов того периода истории. Таможенные записи дают конкретный материал о торговых связях России. На рынок поступали, прежде всего, сельскохозяйственные продукты и продукты труда ремесленного населения из пригородов, сел и деревень. В конце 17 – начале 18 века в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый, «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, «на веру», поэтому должностные лица таможен принимали присягу. Таможенные головы избирались на один год. Назначение таможенного головы определялось царским указом. Исходя из результатов работы таможен по итогам года, если суммы пошлин превышали ранее намеченную величину, таможенные головы поощрялись. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя[11]. К примеру, в 1636 году казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 руб., а астраханская на 4462 руб. Таможенные головы П.Клишин и Д.Протопопов получили по серебряному ковшу весом в три гривенника, по 10 аршин атл а са и по 40 соболей стоимостью 60 рублей.
Второй способ управления таможнями и сбора пошлин – сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определённую сумму денег, но не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу. Управление таможнями в XVII веке осуществлялось пятью таможенными органами: Четверть, Разрядный приказ, Приказ большого прихода, Сибирский приказ и Приказ Казанского дворца. Эти органы издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В них же поступали таможенные сборы и отчёты о работе таможен. В управлении таможен принимали участие и воеводы. Они осуществляли общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин. До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь. Во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. В документах того времени говорится о том, что воеводам было запрещено «ведать» таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост[12]. Итак, можно сделать некоторый анализ значения Новоторгового устава. Новоторговый устав 1667 г. является крупнейшим законодательным актом, определявшим нормы внешней и внутренней торговли России и подводившим определенный итог борьбе русских торговых людей за отечественный рынок. С точки зрения экономической политики Новоторговый устав представляет собой памятник политики меркантилизма. Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом, который нашел выражение в системе пошлин, взимавшихся с иностранных купцов. Заключение В Указе «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с наших товаров» 1653 г. и Новоторговом Уставе, принятом в 1667 году, провозглашается строгий контроль за соблюдением законодательства, определяющего порядок перемещения товаров через границу, а также подтверждается ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров, на которые существовал запрет потреблять их (например, табак) либо устанавливалась государственная монополия (спиртные напитки). За контрабандный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.
Важнейшее значение Указа состояло в том, что им было установлено равное для всех таможенное обложение единой рублевой пошлиной торговых сделок. Купцы были обязаны правдиво указывать стоимость предъявляемых таможне товаров и их продажную цену. Были определены наказания за нарушения таможенных правил: за утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении «тем людям сверх тех их взятых товаров чинить наказание, бить кнутом нещадно»[13]. В целом, подводя краткий итог в истории становления таможенного дела России 16-17 вв., надо отметить, что в законодательных актах этого времени начали проявляться стремление к защите национальных интересов через таможенный механизм при осуществлении торговых отношений. В частности, это нашло выражение в установлении высоких таможенных пошлин для иностранцев, введение запретительных тарифов на некоторые виды товаров, была законодательно закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более успешному сбору таможенных доходов. Что же касается борьбы с контрабандой, то она во многом сводилась только к конфискации товаров и физическому наказанию виновных лиц, отсутствовало систематизированное законодательство о контрабанде. Список использованной литературы: 1. Кевбрин Б. Ф. Торговые отношения, таможня и метрология в России (IX-XIX вв.). М., 2002. С. 196. 2. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004. С. 585. 3. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005. С. 430. 4. Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. И., 1987. С. 160. 5. Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957.С. 618. 6. Символы таможенной службы России: Крат. ист. очерк о тамож. службе и ее символике). М., 2003. С. 271. 7. Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006. С. 420. 8. Таможенное дело России: сб. документов и материалов. М., 1997. С. 389. 9. Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI - XVIII вв.: сб. материалов Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 17-20 сент. 2001 г.) / Под ред. А.П. Павлова. СПб., 2001. С. 302. 10. Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001. С. 108. [1] Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004, с. 42. [2] Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, с. 53. [3] Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, с. 54. [4] Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957. – С., 62. [5] Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957. – С. 67. [6] Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957, с. 71. [7] Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006, с. 102. [8] Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005, с. 79. [9] Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006, с. 103. [10] Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957, с. 73. [11] Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, 61. [12] Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, с. 62. [13] Таможенное дело в России X – начало XX веков. СПб., 1995, с. 19.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|