Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координация проектной работы в сети.

С каждым годом все больше российских школ под­ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике рабо­ту в сети одного-двух учителей информатики (по­скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель­ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле­коммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре­альный инструмент для работы с разнообразной ин­формацией в специфике организации работы с теле­коммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на­прямую будет зависеть от того, насколько вы продумае­те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.

Первый шаг на этом пути — определить, кто из учи­телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле­дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль­нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од­новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете­вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци­онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не­скольких лип, ответственных за телекоммуникации в школе.

Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки, медиаспециалисту, взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникацион­ными технологиями.

Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подраз­делений современной школы, дающее учителям и уча­щимся возможность доступа к различным информаци­онным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства ин­формации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный иентр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Теле­коммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в ме­диатеке есть возможность обратиться к книге, видео­фильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточ­ных или конечных результатов исследовательской, про­ектной работы.

По мнению экспертов, деятельность медиатек, созда­ваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт рабо­ты, позволяет говорить о том, что модемы и соответ­ственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется, поскольку телекоммуникационные технологии входят те­перь в курс информатики), но и в медиатеке.

Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и, кроме того, там нет всей необходимой информации. В медиатеке же создаются оптимальные условия для поис­ка и творческого применения информации в самостоя­тельной познавательной деятельности учащихся во вне­урочное время, для подготовки учителя к урокам, к ра­боте над проектами, в непрерывном их самообразова­нии, приобретении навыков «навигации» в безгранич­ном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные мадиаспециалисты, под­держивающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учите­лю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования раз­личными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления проектных работ с помо­щью различных мультимедийных, издательских техноло­гий, технологий Интернет. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиа­теки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации дан­ных и области поиска, их умением пользоваться ключе­выми словами, анализировать информацию и представ­лять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодель­ный школьный журнал или газету как для целей урока, так и в собственных интересах к различным темам, пред­полагает наличие у школьников целой гаммы сформиро­ванных навыков и умений.

Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но прежде всего в кабинете информатики с текстовым и графическим редактором, в телекоммуникационных сетях с удаленными базами дан­ных и др., чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.

Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспециалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и теле­коммуникационных), при котором крайне необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, потраченное на подготов­ку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем ка­чеством работы учащихся. Учитель-предметник и сотруд­ник медиатеки в силу того, что первый знает способнос­ти каждого ученика и желаемый результат, а второй зна­ет информационный фонд медиатеки, на этапе подго­товки к проекту должны работать вместе. Учитель определяет образовательные цели, кото­рые он предполагает решить в ходе исследовательс­кой деятельности своих учащихся. Учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.Учитель и медиаспециалист согласовывают предпо­лагаемые источники информации, способы доступа к ним. способы обработки, чтобы учащийся мог реали­зовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.Таким образом, в ходе совместной работы учитель и медиаспециалист при подготовке и проведении проект­ной работы учащихся определяют предмет информаци­онного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдви­нутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предпола­гаемую) поисковую стратегию (этапность поиска инфор­мации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.

В ходе практической поисковой деятельности учащих­ся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходи­мость, как оформить результаты исследования, творчес­кой работы с помощью средств новых информационных технологий.

В некоторых школах функции технического специали­ста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие ре­зультаты по информатике и интересующихся данным на­правлением. В основные функции технического специа­листа по телекоммуникациям будет входить следующее.

- Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.

— Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.

- Изучение программного обеспечения, используе­мого при работе в сети.

- Обучение учащихся и учителей работе в сети.

- Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.

- Работа с почтовым ящиком школы — получение и отправка школьной корреспонденции.

Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти "постмастера» (от англ. postmaster — специалист по почте), который начнет ре­гулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические про­блемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.

Помимо технической работы по организации телеком­муникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удоволь­ствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоя­щим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педаго­гическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и по­мог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По­добных специалистов принято называть координатор теле­коммуникационных проектов.

Если телекоммуникационной программой, предус­матривающей работу над многими проектами, предпола­гается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих це­лей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятель­ность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду — предметную направ­ленность: естественнонаучную, гуманитарную, литера­турно-творческую, спортивную, музыкальную и др.). Как координатор (директор) программы, так и коор­динатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но это долж­ны быть профессиональные педагоги. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организа­торы.

При этом в задачи координатора (директора) программы входит:

связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;

ведение полного списка всех участников проектов;

координация и развитие телекоммуникационных про­ектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддерж­ка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помо­щью, методическими материалами и информацией, не­обходимой для конкретного проекта в режиме электрон­ной почты, автоматической рассылки);

связь с другими регионами, сбор информации о по­тенциальных партнерах с учетом их интересов;

связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;

сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результа­тов;

регистрация, анализ поступающих заявок на проведе­ние ребятами тех или иных работ;

ведение систематической внешней оценки эффектив­ности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.

Координационный телекоммуникационный центр мо­жет со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.

Задачи координатора телекоммуника­ционного проекта в школе несколько иные. В его функции входит:

подбор партнеров, координация работ по отбору те­матики проектов (работа с учителями);

структурирование проекта (определение целей проек­та, его проблемы, гипотезы решения, планируемых ре­зультатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в слу­чае необходимости активное включение в работу, кор­ректировку направления работ, поддержание различны­ми способами интереса к проекту);

поддержка связи и взаимодействия с директором об­разовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта ди­ректору программы);

осуществление консультаций для учащихся и учите­лей, работающих в его проекте;

информирование администрации школы о ходе рабо­ты учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.

Координатор школьного проекта должен обладать опре­деленными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навы­ками межкультурного общения, иметь опыт работы с теле­коммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информирован­ным о новейших методах применения средств информаци­онных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедре­ния телекоммуникаций в учебный процесс вашей шко­лы, продумайте следующее:

где, в каком помещении вы собираетесь организо­вать абонентский телекоммуникационный центр, в ко­тором можно было бы обеспечить достаточно свобод­ный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;

как часто и для решения каких вопросов представите­ли школьной администрации будут использовать теле­коммуникации;

какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;

какому из направлений учебно-воспитательной рабо­ты школы будет отдано право преимущественного ис­пользования телекоммуникаций;

собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосред­ственной работе в сети.

Как только вы сформулируете ответы на все эти воп­росы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.

1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.

2. Познакомить учителей с методом проектов и груп­повым методом, обратив их особое внимание на разнообразие исследовательских методов, самостоятельных ви­дов деятельности учащихся.

3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее ин­формационные возможности. Посмотрите, какие средства, и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.

4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. При­влекайте к работе учителей-предметников!

5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка, литературы и др.) с использованием новых педагогичес­ких и информационных технологий, в том числе компь­ютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они долж­ны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.

Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре­сурсах Интернет.

Ведь только в этом случае они смогут определить на­правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере­сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со­вместное решение научных проблем, а инструментом об­мена — электронная почта, телеконференции.

На семинаре учителей целесообразно будет провести те­лекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про­ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.

В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком­муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.

Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины. Постарайтесь пробудить у учителей желание познако­миться с опытом работы учителей в тех школах, где те­лекоммуникации используются уже как минимум 2—3 года, и посетить их уроки.

Организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).

На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской обществен­ности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе.

Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в школе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем.

Учитель, который ни разу не работал ранее с модемом и коммуникационной программой, не сможет работать в сети, если происходящее на экране компьютера будет ему непонятно. Для таких учителей, придется организовать спе­циальные курсы по работе с телекоммуникациями.

Предупредите своих коллег о том, что совершенных в техническом плане телекоммуникационных сетей пока еще нет, а это означает, что возможны различные непо­ладки, сбои и помехи на телефонных линиях, поэтому не все определяется исключительно компетентностью пользователя.

Теперь, когда мы знаем, что нужно для организации широкого использования телекоммуникации в вашей школе, обратимся собственно к организации деятельнос­ти учащихся в сетях, к организации телекоммуникаци­онных проектов.

 

  2.5. Урок на тему: «Сайт моего класса» проводиться, как урок мини-проект для закрепления и совершенствования знаний и навыков, полученных на теоретических занятиях по теме.

Положительные моменты проведения уроков такого типа:

Возможность увидеть практический результат использования знаний, полученных на теоретических уроках, что позволяет вырабатывать у учащихся способность к адаптации в реальных условиях будущей профессиональной деятельности, оценке способов использования такого инструмента, как компьютер, в решении будущих профессиональных задач;

Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание, но при этом группа в результате урока получает единый общий результат. Это позволяет развивать личные творческие способности учащихся, а так же способствует выработке и развитию таких качеств специалиста, как ответственность за принятое решение, за свой участок работы, стремление к достижению коллективного успеха;

Самостоятельный анализ и оценка выполненной работы способствует развитию критического мышления, способности к самоанализу, оценке возможных ошибок, поиску пути их исправления;

Профессиональное общение с единомышленниками, работа в команде позволяет вырабатывать и развивать такие профессиональные важные качества, как коммуникабельность, умение работать в коллективе.

Все методические материалы, необходимые для проведения урока (план, бланки заданий, критерии оценки и т.п.) приведены ниже.

При подготовке к уроку необходимо разместить фотографии, в папку «Pic» на диске по адресу, указанному в задании.

ТЕМА: «Сайт моего класса»

ЦЕЛЬ:

Обучающая: Обучение проектной деятельности на примере мини-проекта.

Развивающая: Реализовать коммуникативные, технические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов. Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования сайтов.

Воспитательная: Воспитание ответственности за принятое решение и культуры работы в команде.

ЗАДАЧИ:

Сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;

Создать и разместить по сети собственный веб-сайт на учительском компьютере.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК учащихся, ПК учителя, локальная сеть, редактор HtmlPad FisherMan, проектор, презентация, бланки заданий, критерии оценки.

ТИП УРОКА: Урок совершенствования и применения знаний и умений (урок мини-проект) рассчитан на 40 минут.

ХОД УРОКА:

(П – педагог, У – учащийся)

 

№ этапа Деятельность (П, У) Содержание Примечание Время (мин)
1. П Организационный момент. Демонстрация презентации, которая включает в себя тему урока, цель и технологию создания сайта.   3
1. П Распределение функций П, У -консультируют 2
1. У Планирование деятельности У - выбирают одного ученика, который будет создавать главную страницу сайта 2
1. У Выполнение индивидуальных заданий. При помощи Редактора HtmlPad FisherMan учащиеся создают свою web-страничку, на которой размещают: фото и информацию о себе.   20
1. У Презентация сайта и оценка выполненных работ. Учащиеся самостоятельно находят свои ошибки при создании странички; Анализируют работу каждого и делятся своим мнением с учителем и классом в целом.   10
1. П Подведение итогов.   3
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...