Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников




 

В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как сказать, ролевая  игра отвечает на вопрос, почему и зачем сказать. Г.А. Китайгородская

Игра - дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой отклик у младших школьников. Существенной психологической особенностью детской ролевой игры является ее неутилитарный характер, определяющий привлекательность самого процесса игры. Участие в ней сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением. В результате дети получают удовольствие, выполняя игровые действия и общаясь со своими партнерами. Д.Б. Эльконин отмечает, что при всем разнообразии сюжетов в играх скрывается, принципиально, одно и то же содержание - деятельность человека и отношения людей в обществе.

Как показывает опыт, ролевая игра является одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся. Во-первых, игра - это особый тип деятельности в котором мотив лежит в самом процессе, в содержании самого действия, во-вторых, ролевая игра способствует расширению предметного содержания общения, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, за счет разнообразных социальных и межличностных ролей; позволяет «предвосхищать» свой будущий личный опыт путем проигрывания ролей людей различных профессий, интересов, наклонностей; положительно влияет на учащихся в плане эмоциональном, создавая благоприятный психологический климат на уроке.

Ролевая игра обладает устойчивой дидактической структурой, под которой подразумевается совокупность ее компонентов (целей, содержания, ролей, социально-психологических и дидактических условий, реквизита) и этапов, обеспечивающих ее целостность при различных внешних и внутренних изменениях. Как считает М. Н. Скаткин: "Важно осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических функций она рассчитана". Таким образом, автор заостряет внимание на том, что педагогу, даже в игровой деятельности необходимо ставить определенные дидактические задачи.

Однако для грамотной постановки таких задач следует знать, что представляет собой ролевая игра, каковы ее функции и развитию каких навыков она способствует. В.А Бухбиндер, Г.А. Китайгородская выделяют следующие черты ролевых игр, как одного из методов учебно-воспитательного процесса:

ü импровизированное исполнение ролей;

ü условность ситуаций, в которых происходит игра;

ü социальный характер;

ü наличие ролевых ожиданий;

ü стимуляция коллективно-личностного общения;

ü создание условий, для раскрытия творческих способностей.

Авторы указывают, что "ролевая игра предполагает <…> опору на сознательное и подсознательное овладение учебным предметом, в частности, воздействие на эмоциональную сферу обучаемого, с целью облегчения запоминания учебного материала". Таким образом, ролевая игра оказывает положительное влияние на социальную адаптацию ученика, развитие его речевых навыков и умений: принять и исполнить роль, ориентироваться в ролях партнеров, выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией, проводить и отстаивать свою точку зрения, склоняться к компромиссу, предусматривать конфликт и находит пути для его устранения, формулировать проблему и предлагать пути ее решения, менять тактику своего поведения, владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.).

Рассмотрим функции ролевых игр, а так же их обучающие возможности.

С позиции учащихся это - игровая деятельность, своеобразный отдых. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя - это форма организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Кроме того, применение ролевой игры - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. (Г.А. Китайгородская) Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам дает представление о том, что данный метод - явление полифункциональное, включающее следующие функции:

ü Мотивационно-побудительную. Являясь моделью межличностного общения, игра стимулирует интерес к общению на иностранном языке.

ü Обучающую. Игра представляет собой упражнения для овладения навыками диалогической речи в межличностном общении.

ü Воспитательную. Участие в игре оказывает всестороннее влияние на детей и, несмотря на то, что в процессе инсценировки детям больше импонируют положительные персонажи, они так же берут на себя роли отрицательных героев, с целью высмеять их негативные черты.

ü Ориентирующую. Игра ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведение собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

ü Компенсаторную. Противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка, и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном случае - в игровой деятельности. (А.Н. Леонтьев) Правомерно сделать заключение, что данный парадокс наблюдается и в обучении детей иностранному языку, следовательно, ролевая игра позволяет им выйти за некие социальные рамки, обеспечивая тем самым осуществление желаний ребенка.

Успешность обучения иноязычной речи во многом зависит от того, как будут реализовываться эти функции.

Обучающие возможности ролевой игры.

Ролевая игра включает в себя шесть основных обучающих возможностей:

ü Самая точная модель общения. В ролевой игре теснейшим образом переплетается речевое и неречевое поведение партнеров. Таким образом, моделируется действительность, сопутствующая речевому поступку. Из этого основного свойства вытекает ряд других свойств, что делает ролевую игру эффективным средством обучения устной речи.

ü Возможности мотивационно-побудительного плана. В игре "сопутствующие обстоятельства" (К.С. Станиславский) создают общий побудительный фон, а определенная роль, которую получает ученик - сужает его до субъективного мотива.

ü Усиление личностной сопричастности. Ученик входит в ситуацию через "Я" соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус "актера", что положительно сказывается на результате, и в конечном счете - усвоении иностранного языка.

ü Формирование учебного сотрудничества и партнерства. Исполнение определенного этюда предполагает групповое взаимодействие. Грамотное распределение ролей, вербальных, пантомимных или ролей "суфлеров" позволяет каждому ученику наиболее полно раскрыться в том, что ему лучше удается. В совокупности с практикой поощрения "труппой", когда не только учитель дает позитивную или негативную оценку действиям учеников, но и сами они учатся анализировать игровую действительность, эта возможность обучения проявляется наиболее полно.

ü Образовательная функция. Даже в самых примитивных постановках ученики знакомятся с театром, даже простейший реквизит дает простор для развития изобретательности, а само перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, что позволяет лучше понимать людей.

Структура ролевой игры и особенности ее организации.

В структуру ролевой игры входят три компонента:

ü Роли. Они могут быть социальные и межличностные. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник). Подбор ролей осуществляется с тем, чтобы формировать в учениках положительные качества человеческой личности, а так же с целью рассмотрения негативных примеров, чтобы у детей не возникло желания подражать им в реальной жизни.

ü Исходная ситуация. Выступает как способ организации. При всей разнообразности определения понятия ситуации, мы исходим из того, что при ее создании необходимо учитывать и состояние реальной действительности, а так же взаимоотношения коммуникаторов. В изучении иностранного языка используются речевые ситуации, то есть такие ситуации, в которых требуется ответная речевая реакция.

ü Ролевые действия. Действия, выполняемые учащимися в определенной роли. Они, как разновидность игровых - органически связаны с ролью - главным компонентом ролевой игры - составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б. Эльконин). Ролевые действия включают в себя вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Организация игры на уроке.

Игра может быть, так сказать, одноразовая и многоразовая. Последняя подразумевает серию игр объединенных общей темой, сюжетом.

Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:

§ Выбор темы и формулирование проблемы;

§ Отбор и повторение необходимых языковых средств;

§ Уточнение параметров ситуации:

время, место, количество участников;

личностные характеристики персонажей;

речевые намерения:

+ запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д.

§ Подготовку атрибутов игры:

наглядные пособия, карточки со списком формул или вопросов и т.д.

§ Уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

Подготовка учащихся заключается в следующем:

§ Поиск дополнительных данных по теме;

§ Повторение речевых форм и лексики по теме.

В ходе проведения игры каждый ученик получает свою определенную роль, если это необходимо то и "легенду" - биографические и характерологические комментарии, определяющие поведение в игре (Профессиональные игры могут сочетаться с ролями-типами, например: не просто врач и пациент, а категоричный врач и капризный пациент).

Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены правила и условия. Что же касается программы действий, то это зависит от скрытой педагогической цели: Если цель заключается в формировании навыка, то нужно задать образец высказывания, программу и отработать его. Если же цель - развитие умения высказаться, то программу можно и не задавать.

Большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно сможет учитель подготовить учащихся к данной форме занятий:

§ Создание обстановки, свободной от страха перед высказыванием;

§ Корректное поведение учителя;

§ Умение показать обучаемым, что учитель их ценит и уважает, доверяя самостоятельную организацию и проведение тех или иных форм/фрагментов игры.

На этапе проведения игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся, управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Важно так же, чтобы учитель сумел завлечь, заинтересовать детей процессом игры. Если проводится игра-соревнование, то нужно отметить победителей, утешить и приободрить побежденных.

Заключительный этап проведения игры предполагает подведение итогов, включающее анализ проведенной работы, и награждение всех участников игры.

Изучив особенности ролевых игр, мы выяснили что, ролевая игра является одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся, оказывает положительное влияние на социальную адаптацию ученика, развитие его речевых навыков и умений. Эффективность проведения ролевой игры зависит от степени реализации ее функций: мотивационно-побудительной, обучающей, воспитательной, компенсаторной и ориентирующей, а так же от качества подготовки к ней всех участников игрового процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...