Денежные сбережения населения как финансовый ресурс рынка инвестиций
Анализ потенциальных источников инвестиционного процесса свидетельствует, что денежные сбережения населения представляют собой достаточно масштабный, но пока еще слабо организованный финансовый ресурс регионально рынка инвестиций. Рассмотрим систему институтов и технологий аккумуляции денежных сбережений населения в структуре механизма организации финансовых ресурсов и обеспечения ими инвестиционного процесса. Каждый из институтов сберегательно-инвестиционного рынка региона использует для аккумуляции сбережений населения адекватные ему мобилизационные технологии и соответствующие инструменты (см. таблицу 1, Приложение 2) [14, С. 201-213]. В системе институтов рынков сбережений и инвестиций особая роль принадлежит коммерческим банкам (российским и региональным) с их филиальными сетями (в первую очередь, Сберегательному банку РФ), функционально ориентированным на обслуживание сберегательного процесса и аккумуляцию денежных накоплений населения как важнейшее направление их деятельности. При этом важно иметь в виду, что в стратегическом плане их значение в структуре видов банковской деятельности возрастает. Особо следует отметить разнообразный характер набора используемых банками технологий и инструментария аккумуляции денежных сбережений населения в инвестиционных целях, включающего открытие срочных вкладов, выдачу депозитных и сберегательных сертификатов, прием траст-департаментами банков средств в доверительное управление, размещение купонных облигаций, продажу привилегированных акций с фиксированным дивидендом и др. Результаты проведенного анализа позиции банков в эволюции сберегательного процесса позволяют выделить в числе серьезных проблем развития рынка сбережений, с одной стороны ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии и политике банков в регионах, с другой — неспособность большинства частных вкладчиков адекватно интерпретировать доступную информацию. С точки зрения экономической теории данная проблема характеризуется как проблема асимметрии информации. Оценивая перспективы развития региональных рынков сбережений, необходимо отметить, что здесь фактически следует решить две задачи: создание эффективного механизма гарантирования депозитов частных вкладчиков и обеспечение должного уровня конкуренции в каждом регионе на рынке банковских услуг. Без решения первой задачи сложно рассчитывать на приток средств населения в банковскую систему, без решения второй - не будет внутренних стимулов для развития рынка. Мировой опыт свидетельствует, что нередко в целях обеспечения гарантий для частных вкладчиков правительством проводится полная или частичная национализация сберегательных учреждений. Другой, более либеральный вариант связан с введением обязательного страхования депозитов в частных (коммерческих) банках. В первом случае одним из результатов преобразований является заметное ограничение рыночной конкуренции и в итоге относительная слабость национальных банков. Во втором случае вероятен большой уровень конкурентоспособности, но вместе с тем возможно появление весьма негативных тенденций в отношении менеджеров банков. Переложив всю ответственность перед вкладчиками на государственную корпорацию по страхованию депозитов, они в меньшей степени учитывают внешние ограничения в межбанковской конкуренции, предлагая формы все более рисковых вложений. Результатом этого может стать сокращение в регионе рыночной доли добросовестных сберегательных учреждений, неконтролируемый рост банкротств [14, С. 201-213].
Очевидно, что задачи обеспечения стабильности сбережений (через механизм гарантирования вкладов и создания условий для его качественного развития посредством усиления конкуренции) в известном смысле противоречат друг другу. Поэтому было бы целесообразно регулировать более общую цель на региональном рынке сбережений домохозяйств, такой целью является максимальное вовлечение частных сбережений в банковскую систему независимо от того, о каких банках идет речь – частных или государственных. Инструментом же реализации этой цели должно стать создание новой системы мотивации поведения банков, которая, с одной стороны, объективно удерживала бы их от злоупотребления доверием вкладчиков, а с другой - постоянно подталкивала их к снижению издержек, повышению качества и расширению ассортимента предлагаемых услуг.
Для раскрытия информации необходимо дополнительное промежуточное звено, которое сможет опосредовать информационные потоки, идущие от банков к потенциальным вкладчикам. Таким звеном могли бы стать структуры, осуществляющие сертификацию коммерческих банков. Эта процедура не должна совпадать с процедурой лицензирования коммерческих банков в Центральном банке. Ее важными отличительными чертами должны быть непрерывность анализа информации о состоянии коммерческих банков и высокая оперативность в предоставлении такой информации потенциальным пользователям в обработанной, сводной форме. Прообразом такой системы являются многочисленные рейтинги банков, которые, в отличие от объемов затрат на рекламу, непосредственно характеризуют степень надежности того или иного банка. Поэтому было бы рациональным совмещение системы сертификации со страхованием депозитов, когда сумма отчислений от прибыли того или иного банка в пользу компании по страхованию депозитов определялась бы в зависимости от рейтинга его надежности. Аналогичным образом сумма страховых платежей могла бы возрастать при снижении рейтинга и, наоборот, сокращаться при его повышении. В этом случае рейтинговые агентства могли бы работать по заказам компании по страхованию депозитов, действующей в регионе, предоставляя одновременно всю информацию широкой клиентуре. Напротив, наиболее крупные кредиторы, как правило, в состоянии сами организовать мониторинг деятельности банка. Поэтому для них целесообразен режим добровольного страхования депозитов, с тем чтобы они могли сопоставить издержки страхования со своими рисками и с издержками организации системы прямого наблюдения за деятельностью банка-заемщика. Наряду с возможностью оперативного доступа к контролю за деятельностью конкретного банка со стороны его крупных кредиторов для успешного предотвращения кризисных ситуаций необходимо выполнение еще одною условия: обеспечения доступа к контролю за деятельностью банка со стороны компании по страхованию депозитов, фактически представляющей интересы мелких вкладчиков в регионе.
Вектор эволюционного совершенствования механизма аккумуляции банками свободных денежных средств домохозяйств определяется двумя тенденциями. Первая тенденция связана со все более возрастающей конкуренцией банкам со стороны фондового рынка (с его специфическими инструментами: долговыми обязательствами, высокодоходными акциями корпоративных структур, облигациями и др.) в сфере привлечения денежных сбережений населения для инвестиционных целей. Вторая - проявляется во все более усиливающейся привлекательности для потенциальных инвесторов схем аккумуляции денежных ресурсов, базирующихся не на процентном доходе от депозитных вложений, а на модели долевого финансирования инвестируемых проектов, предполагающей в качестве формы дохода участие в акционерном капитале. Это связано с более глубокими преобразованиями - с трансформацией отношений собственности, диверсификацией субъектной структуры капитальных активов. При этом каждый инвестор-акционер получает (в пропорции с долей в акционерном капитале, соответствующей стоимости акций) причитающиеся ему дивиденды. В контексте этих императивов, все более ориентирующих инвесторов на вложения в активы реального сектора экономики, сберегательно-инвестиционное поведение и соответствующая политика банков в этой сфере должны иметь градиент развития в направлении расширения поля и видов применяемых финансовых инструментов, позволяющих также использовать конкурентные преимущества заемно-долговых технологий мобилизации денежных сбережений населения, культивируемых фондовыми биржами, и сбалансированным применением процентных и дивидендных схем привлечения инвестиционных ресурсов с рынка сбережений [14, С. 201-213].
Специализированными институтами инвестиционного процесса на региональном рынке инвестиций выступают его ассоциированные (коллективные) операторы — паевые (взаимные) инвестиционные фонды (ПИФы). Особенностью их статусового положения является тот факт, что, будучи компаниями открытого типа, они не являются обособленными юридическими лицами, а их финансовые ресурсы формируются за счет покупки индивидуальными (физическими лицами) или институционально организованными (юридическими лицами) участниками инвестиционных паев (долей) по договору с управляющей компанией фонда. Последний представляет собой имущественный комплекс, состоящий из долей (паев), переданных инвесторами по договору с управляющей компанией в доверительное управление. Видовое разнообразие паевых инвестиционных фондов предусматривает выделение двух типов: открытых и интервальных, что связано с режимом приобретения и продажи паев управляющей компанией частным инвесторам и соответствующими различиями в структуре активов. Управляющие компании открытых фондов осуществляют эти операции ежедневно, а интервального - в заранее оговоренные договором сроки. Доход индивидуальных инвесторов складывается как разница между продажной и покупной ценами. Еще одной позитивной особенностью ПИФа является то, что его имущество и его приращение в процессе доверительного управления не выступают объектом налогообложения. Перспективы развития паевых инвестиционных фондов связаны с созданием ими условий для получения их участниками высоких и стабильных доходов с целью их последующей капитализации путем инвестирования в расширение индивидуального пая вкладчика. Инвестиционные компании (открытые акционерные общества) также явились приемниками созданных в период ваучерной приватизации чековых инвестиционных фондов, выполнивших свою функцию обеспечения первоначального накопления капитала к 1995 г., но выступили в качестве альтернативы паевым инвестиционным фондам. Их статус определяется общими принципами создания и функционирования акционерных структур, а базовым инструментарием аккумуляции ресурсов выступают выпуск и размещение (продажа) инвестиционных акций индивидуальным инвесторам с традиционной формой дивидендного дохода на них. Их преимущество связано с глубинно-сущностными основами их статуса, позволяющего их участникам на правах сособственников корпоративного акционерного капитала участвовать в распределении прибыли на него. Такая постановка дела определяет вектор инвестиционной ориентации в стратегии инвестиционных компаний, направляя их деятельность преимущественно в наращивание производственных активов реального сектора экономики, т.е. в реализацию конкретных инвестиционных проектов (в создание новых производственно-хозяйственных объектов или в реконструкцию и модернизацию уже существующих и функционирующих).
Перспективы развития инвестиционных компаний связаны с потребностями массового обновления производственного аппарата отечественной экономики, продиктованными императивами вхождения в новый цикл экономической макродинамики и осмысленными субъектами инвестиционно-финансового рынка (общероссийского и регионального), предпринимательской средой и (что особенно важно) хозяйственной элитой и органами государственной власти Российской Федерации и её регионов, а также органами муниципального самоуправления [14, С. 201-213]. Еще одним коллективно-институциональным оператором на региональном рынке инвестиций выступают объединенные фонды банковского управления (ОФБУ). Основное отличие их от паевых инвестиционных фондов, которым они составили серьёзную конкуренцию, состоит в том, что в них роль управляющей компании выполняет банк, реализующий функцию доверительного управления имуществом (капитальными активами) клиентов-вкладчиков. Их видовые различия определяются типовым разнообразием передаваемого в доверительное управление имуществом, составом учредителей, ориентацией на крупных корпоративных вкладчиков или на массовую частнособственническую клиентуру. В зависимости от последней ОФБУ делятся на фонды с установленным нижним пределом вложений и без такового. Возможность получения прибыли, превышающей процент по банковским вкладам, для участников объединенных фондов банковского управления сопровождается повышенным риском невозврата вкладов, поскольку, в отличие от обязательств банка по депозитному договору о возврате вкладов и начисленных на него процентов в ОФБУ тяжесть финансовых рисков несёт клиент-вкладчик. Инструментом некоторого снижения уровня финансовых рисков для объединенных фондов банковского управления является используемая банком стратегия диверсификации структуры инвестиционного портфеля за счет вложений средств в различные виды фондовых ценностей: государственные (федеральные и региональные), муниципальные облигации, ликвидные акции корпоративных структур и долговые обязательства иностранных эмитентов. По отношению к ПИФам сравнительные конкурентные преимущества объединенных фондов банковского управления выражаются в менее жесткой регламентации режима деятельности и широком разнообразии объектов инвестиционных вложений[1]. Важным институтом - коллективным оператором на рынке инвестиций - являются инвестиционно-заёмные системы (ИЗО), создаваемые властными структурами субъектов федерации и муниципалитетами. Инвестиционно-заёмная система представляет собой организационно-технологический комплекс, функционально-институциональный инструмент систематического и целевого аккумулирования свободных денежных средств индивидуальных и коллективных (включая банки) инвесторов путем выпуска облигационных займов с цепью финансирования подготовки и реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов и осуществления социальных программ, включая обеспечение контроля целевого использования и возвратности заёмных средств. Как правило, долговые обязательства региональных и местных органов власти обеспечиваются реальными и достаточно ликвидными активами. Доходность привлекаемых финансовых средств инвесторов при размещении облигаций первых городских займов в Москве в 1997 г. немногим превышала (на 0,7%) соответствующий показатель ГКО, достигнув 19,07% годовых[2]. На начальном этапе функционирования ИЗО средства от размещения облигаций, а затем и доходы от реализации финансируемых инвестиционных проектов аккумулируются в создаваемом при системе специальном внебюджетном фонде по обслуживанию и погашению займа. Финансовым источником мотивации инвестиционной активности потенциальных вкладчиков выступают доходы ИЗС от функционирования реализованных инвестиционных проектов, т.е. введенных в действие производственно-хозяйственных объектов. Гарантом возвратности инвестированных средств выступает муниципальный бюджет. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов такие займы решают проблему инвестиций, а значит, поддерживают динамику развития города, региона: способствуют созданию рабочих мест, обеспечению налоговых поступлений в казну. Создаваемый приток инвестиций радикально меняет социально-экономическую обстановку, дает мощный импульс деловой активности. Население выигрывает от улучшения качества жизни и состояния среды обитания, более широкого предложения товаров и услуг[3]. Важным моментом в механизме управления инвестиционно-заёмной системой является элемент согласования размеров заёмной и инвестиционной частей её финансовых ресурсов, а также технология (процедура) синхронизации поступления средств от эмиссии серии выпусков муниципальных облигаций и их реальных вложений в инвестируемые проекты (строящиеся объекты). Рыночными методами размещения эмиссий муниципальных займов являются аукционы, распространение через диллерскую сеть (уполномоченных агентов), андеррайтеров, специализированные функционально-ориентированные институциональные структуры - пенсионные и медицинские фонды[4]. Пенсионные фонды вместе со страховыми компаниями составляют основу институциональной структуры системы социальной защиты населения. В тоже время они выступают участниками рынка сбережений и инвестиций. Среди пенсионных фондов особое место занимает Государственный (внебюджетный) Пенсионный фонд Российской Федерации (России), образованный Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления финансовой системой пенсионного обеспечения в стране. Будучи самостоятельным институтом сферы общественных финансов, подотчетным Парламенту и Правительству, он аккумулирует внебюджетные средства, находящиеся в собственности государства. Управление ПФРФ осуществляется его правлением и исполнительной дирекцией. Прогрессивными тенденциями в организации деятельности ПФРФ является использование потенциала и аппарата разветвленной сети налоговых служб для осуществления сборов средств в социальные фонды вообще и в данный фонд в частности и также введение схемы осуществления пенсионных выплат через открытие пенсионных счетов в системе Сберегательного банка РФ и его территориально-сетевых структур. Результат этих мер - удешевление доставки пенсий, усиление государственного контроля и защиты пенсионных вкладов, укрепление доверия населения к Сбербанку России и усиление механизма трансформации сбережений населения в инвестиции, ориентация их в актуальные проекты реального сектора экономики[5]. Этому способствует долговременный характер финансовых ресурсов ПФРФ. Другая совокупность пенсионных институтов системы социальной защиты населения представлена фондами негосударственного пенсионного обеспечения, среди которых можно выделить независимые (открытые) пенсионные фонды и корпоративные пенсионные фонды (предприятий). Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются небанковскими социально-финансовыми институтами и институциональными инвесторами. Они могут учреждаться предприятиями, учреждениями, банками на правах самостоятельных юридических лиц и управляться страховыми компаниями, траст-департаментами коммерческих банков, выполняющих функции управляющей компании. Социальная направленность деятельности НПФ обусловлена его функциями: целевым сбором, аккумуляцией и учетом добровольных пенсионных взносов граждан, передаче активов управляющим компаниям, распределением полученного инвестиционного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда. Финансовые ресурсы НПФ формируются на основе регулярных взносов работающих и отчислений фирм, учредивших фонд, а также доходов от принадлежащих фонду ценных бумаг[6]. НПФ и их структуры не осуществляют коммерческой деятельности. НПФ инвестируют финансовые ресурсы в недвижимость, ценные бумаги и другие высокодоходные и ликвидные инвестиционные инструменты с целью наращивания стоимости своих капитальных активов и роста доходов от них как источников пенсионных выплат его членам[7]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До конца 80-х гг. XX в. процесс воспроизводства контролировался и регулировался государством. В условиях монополии на средства производства государство сосредоточило в своих руках практически вес источники воспроизводства: средства предприятий и организаций, собственником которых (за исключением предприятий кооперативного сектора) оно являлось; сбережения населения, которые, в условиях отсутствия в стране рынка ценных бумаг, преимущественно аккумулировались в монополизированной государственной кредитно-финансовой сфере (в первую очередь - в трудовых сберегательных кассах Госбанка СССР), включая сферу страхования, а также через систему государственных займов и лотерей; налоги. Контролируя источники финансирования инвестиций, государство в административном порядке определяло структуру и направления вложений. В этих условиях воспроизводство факторов экономического роста практически полностью обеспечивали государственные прямые инвестиции. В 1973 г. доля государственных реальных инвестиций в общем их объеме составляла 98.3% [10, С. 121]. Большую их часть (в 1965 г. - 76%, в 1973 г. - 71%) составляли централизованные инвестиции, финансировавшиеся непосредственно из государственного бюджета в соответствии с планом народно-хозяйственного развития на основе титульных списков капитального строительства, а меньшую (соответственно, 24% и 21%) - реальные инвестиции предприятий и организаций из средств фондов возмещения и накопления. Частные реальные инвестиции в том же 1973 году составляли 1.7% от общего их объема и представляли собой затраты граждан на строительство собственных домов и квартир. Существовавшая система, не являясь идеальной, все же обеспечивала достаточно высокий уровень накопления. В 1970 г. его доля в чистом продукте составляла 29%, из них 22,8% (т.е. 78,6% от общего объема чистых инвестиций) представляли собой производственное накопление. В технологической структуре инвестиций последовательно увеличивалась доля активных производственных фондов. Экономические преобразования 90-х гг. повлекли за собой радикальные изменения в инвестиционной сфере. Отказавшись от монополии на средства производства, государство утратило прямой контроль над большей частью предприятий и организаций. В условиях реформирующейся экономики параллельно с приватизацией в РФ стал складываться рынок ценных бумаг, была ликвидирована монополия государства в кредитно-финансовой сфере. В результате государство не только «выпустило из рук» значительную часть средств физических лиц, но и перестало быть единственным кредитором предприятий и организаций. Таким образом, в ходе осуществления реформ управления экономикой существовавшая ранее система отношений воспроизводства, основанная на всеобъемлющем директивном государственном регулировании, оказалась разрушенной. В условиях переходного периода в Российской Федерации сложился инвестиционный рынок/рынок инвестиций, который можно определить как альтернативный административно-командному механизм экономического и правового взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, обеспечивающий воспроизводство факторов экономического роста. Основными принципами инвестиционного рынка являются принципы: многообразия и правового равенства форм собственности на средства производства, свободы его участников в выборе объектов, предметов и форм инвестирования в целях максимизации прибыли или иных положительных эффектов, действия законов спроса и предложения, конкуренции, свободного «перелива» инвестиционных ресурсов в рамках международного и национальных хозяйств. Указанные принципы закреплены и гарантированы законодательно ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев МП «ИТЕМ» ЛТД, 2000. – 448 с.; 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 2000. – 478 с.; 3. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.; 4. Вахрин П.И. Инвестиции. Учебник. – М.: «Дашков и К», 2004. – 384 с.; 5. Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 432 с.; 6. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/ пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.; 7. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во «Дело и Сервис», 2001. – 320 с.; 8. Зарембо Ю. О сравнении экономической эффективности инвестиций// Экономика строительства, 2002 №3, с.16-27; 9. Зимин И.А. Реальные инвестиции – М.: «Тандем», 2000. – 304 с.; 10. Игонина Л.Л. Инвестиции – М.: Экономистъ, 2004. – 478 с.; 11. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 432 с.; 12. Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 2004. 356 с.; 13. Коринько Н. Оценка экономической эффективности инвестиций на основе одного критерия// Экономика строительства, 2006 №2, с.28-36; 14. Кугаев С. Денежные сбережения населения// Социально гуманитарные знания, 2005 №3 С.201-213; 15. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 2003. – 736 с.; 16. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. – М.: Международные отношения, 2003. – 264 с 17. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 360 с.; 18. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес: Учебник – М.: Вита-Пресс, 2001. – 208 с.; 19. Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций. – М.: Экономистъ, 2004. – 347 с.; 20. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992; 21. Международные экономические отношения/под ред. В.Е.Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2000. – 240 с.; 22. Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2001 – 358 с.; 23. Микроэкономика/А.С.Селищев. – СПб: Питер, 2003. – 448 с.; 24. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.- М.: Наталис, 2003. – 156 с. 25. Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. пособие/ под. ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2000. – 160 с. 26. Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. д.э.н. проф. А.М.Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 284 с.; 27. Халевинская Е.Д., Хачатуров Т.С. и др. Мировая экономика. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 327 с.; 28. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИИ: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999 – XII, 1028 с.; 29. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с. 30. Экономическая теория. Учебник/ под ред. В.Д.Камаева. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 557 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема 1. Элементы инвестиционной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1. Институты и технологии аккумуляции денежных сбережений населения в инвестиционных целях.
[1] См. подробнее: Игонина Л.Л. Инвестиции. М., 2002, с. 200. [2] См.: Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы. М., 2002, с. 292; Управление инвестиционно-заёмными системами /Под. ред. М.В. Климовича, С.М. Тумасянца. М., 1998, с. 16. [3] Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы, с. 295. [4] Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы, с. 297. [5] Гуртов В.К. Инвестиционные ресурсы, с. 213. [6] См.: Игонина Л.Л. Инвестиции, с. 194, 469. [7] См.: Мелехин Ю.В. Рынок сбережений. Социально-экономические механизмы привлечения сбережений населения в экономику России. М., 2002, с.41.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|